Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Многообразие учреждений образования, просвещения, искусства, досуга и информации в современном городе





Структурообразующими компонентами социальной структуры города, как принято в данном исследовании, является многообразие учреждений образования, просвещения, искусства, досуга и информации. При этом самодостаточность города определяется тем, насколько в его институтах легитимизированы ценности, которые разделяются членами общества.

Еще недавно культура и ее проводники – культурные институты – следовали целям и идеологическим канонам социалистического общества. Но сегодня ситуация кардинально изменилась. Общество стало осторожно судить о том, что хорошо и что плохо в культуре, поскольку многие уверены, что принятие решений в сфере культуры недемократичны и связаны со структурами власти и установившейся системой привилегий.

Прежде культура напрямую соотносилась с государственной идеологией, с духом своей эпохи, ее роль была очевидна и никем не оспаривалась. Так, величайшие творения европейского Средневековья создавались в контексте религии. В эпоху Возрождения они служили аристократии или буржуазии и преследовали цель переустройства бытия. Просвещение было направлено на развитие знания, совершенствование гражданина и общества. Как следствие – появление ведущих культурных институтов XIX века: музеев, галерей, публичных библиотек, концертных залов. В середине XIX века культурные институты подчинились идее демократизации знания, целью которой было обеспечение культурного уровня широкой публики, чтобы соответствовать требованиям индустриализации. Сегодня институты культуры пребывают в поиске своей «ниши» в жестких рамках рыночной экономики и попытке отстоять традиционные направления своей деятельности при отсутствии государственной идеологии.

Разнообразие развития подразумевает поощрение производства, потребления и распространения различных культурных продуктов, а также наличие широких представлений о том, из чего складывается местная культура. Культурная связность выражается в наличии системы ориентации, позволяющей понять, что стоит посмотреть в городе и какие события происходят – как в центре, так и на окраинах[55].

Каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, т.е. институты, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь города в целом. Социальные институты организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере городского пространства, и поэтому деятельность сети данных учреждений приобретает последовательный и целенаправленный характер.

Категория социального и культурного института была разработана
Б. Малиновским и А. Радклифф-Брауном. Согласно Малиновскому, большая часть человеческой деятельности выполняется организованными группами людей, по правилам, имеющим моральное и правовое закрепление, и с использованием определенной организационной структуры[56]. Эти «приспособления» и носят название института, который определяется как «фиксированная часть социальной организации общества, предназначенная для упорядочения совместной жизни и деятельности людей, для трансляции знаний и традиционных элементов культуры» [57].

Каждый институт имеет структуру, т.е. определенную упорядоченность, выделенность, устойчивость, специфичность, что позволяет распознавать его и членам общества, и сторонним наблюдателям. Если термином «структура» обозначаются упорядоченные отношения между людьми, то термином «организация» - упорядоченные действия и взаимодействия людей. «Социальная организация - это упорядоченная деятельность двух или более лиц, направленная на достижение общей цели»[58].

Современный город имеет многообразие культурных институтов. Говоря о культурных институтах, мы исходим из их определения, данного А.Я. Флиером: «Термин «культурные институты» обычно употребляется в двух смыслах: непосредственном и расширительном. Культурный институт в непосредственном смысле – это некая конкретная организация (структура, учреждение), которая выполняет функцию создания, хранения или трансляции культурно значимой продукции… Культурные институты в расширительном смысле – это стихийно сложившийся и функционирующий порядок (норма) осуществления какой-либо культурной функции, как правило, никем не регулируемой специально. Таковы традиции, нравы, обычаи, ритуалы, художественные стили и философские течения, школы и направления в науке и т.п.» [59].

Иначе говоря, под институтами понимаются устойчивые постоянные образования, с помощью которых индивид осваивает социальную жизнь, приспосабливается к ней и поддерживает ее.

Институт включает в себя ряд компонентов: а) систему функций, закрепленных нормативно-правовой базой, утверждающей данный институт; б) имущество (материально–техническую базу), обеспечивающее деятельность данного института; в) кадровый состав, соответствующий функциям и полномочиям данного института.

Следовательно, институт включает в себя целенаправленную деятельность, посредством которой поддерживается общественная жизнь.

Рассматривая многообразие учреждений, обеспечивающих процессы социализации в современном городе, необходимо выделить в этом феномене два относительно самостоятельных пласта, выполняющих специфические функции в общей динамике культурной системы: институциональный и обы­денный.

Первый представлен культурными ценностями и нормами, охраняемыми системой социальных институтов и государственной идеологией.

Второй функционирует в различных видах и формах общественной самодеятельности (объединения, клубы, ассоциации, движения и т.д.)[60].

Свободное развитие самодеятельного творчества в разнообразии его проявления, которое ранее являлось условием саморегуляции и саморазвития городской культуры, постепенно вытесняется ценностями материального благополучия.

К первому институциональному уровню принадлежат учреждения культуры: музеи, библиотеки, театры, кино- и концертные залы и пр. Исследования показывают, что эти учреждения в новых условиях могут адекватно выполнять свои функции организации досуга людей, восполнения недостатка культурной информации при соблюдении следующих условий:

· дифференциации функций учреждений культуры с точки зрения сочетания в их рамках коммерческой и некоммерческой направленности;

· ориентированности деятельности учреждений культуры на конкретные особенности запросов тех социокультурных групп и институтов, которые они обслуживают;

· разделении функций просветительства, доселе выполняемых только учреждениями культуры, между ними и общественными организациями и движениями;

· переориентации направленности работы этих учреждений с преимущественно просветительской на организацию общения людей.

Среда функционирования современных культурных институтов стала обусловливаться следующими тенденциями:

Во-первых, распространением массовой культуры и ее высокими ада­птивными возможностями к меняющимся социокультурным ситуациям и новым техническим средствам; коммерческий характер функционирования, а также доступность, развлекательный характер, психотерапевтические функции делают ее актуальной для восприятия любым человеком и, следовательно, создают единое культурное пространство, в котором ассимилируются уже существующие культурные традиции.

И во-вторых, постепенной модернизацией современного общества. При этом под модернизацией понимается совокупность процессов, порождаемых средним классом и связанных с социокультурными изменениями неслучайного характера[61]. Одновременно на уровне городского социума происходит повышение социальной мобильности слоев общества, повышение уровня профессионализма и социокультурной компетентности всех представителей общества при создании равных условий для всех.

Многообразие самодеятельного творчества социокультурной жизни современного города относится к неинституциональному уровню и выражается в виде множества организационных форм, которое обеспечено юридически гарантированным правом свободно создавать «снизу» любые организационные структуры и объединения, независимо от их идеологической направленности.

Рассматривая сферу культуры современного города, необходимо провести определенную классификацию всего многообразия культурных институтов и для этого выявить ряд оснований, на базе которых может проводиться требуемая классификация.

Первым и наиболее очевидным основанием для выделения группы культурных институтов из всего множества других учреждений является то, что именно культурные институты играют роль основных «механизмов» или «инструментов» по реализации культурных процессов. При таком определении в категорию культурных институтов попадают такжеобразовательные учреждения (в первую очередь средние школы и вузы гуманитарного профиля), государственные и местные средства массовой информации, государственная система книгоиздания и ряд иных организаций - в основном государственных, а частично и негосударственных, которые в содержании своей деятельности полностью или отчасти ориентированы на основные положения официальной культуры, реже – могут стоять в оппозиции к ней.

Понятие «просвещение» не исчезло из нашего лексикона, а преобразовалось в одно из направлений культурной деятельности под названием «культурно-просветительская работа», относящаяся к сфере ответственности Министерства культуры.

Работа этого профиля по существу осталась близкой к образованию; однако, в отличие от современного образования, весьма систематизированного, выстроенного на основании Государственных стандартов по освоению тех или иных специальностей и программ по изучению тех или иных дисциплин, культурно-просветительская работа ориентирована на гораздо более свободные формы самообразования граждан, при поддержке соответствующих просветительских институтов. Благодаря системе просветительских учреждений, всякий человек, желающий повысить свою эрудицию в сфере какого-либо знания, имеет возможность для подобного саморазвития, посещая библиотеки и музеи (или накапливая домашние коллекции книг, художественных произведений и пр.), участвуя в работе различного рода кружков и иных объединений по интересам, слушая научно-популярные лекции в разного рода просветительских лекториях и радиопередачах, смотря научно-популярные передачи по телевидению и т.п. То есть просвещение (в современном понимании) стало делом инициативы самих граждан, а государственные и общественные культурные учреждения могут лишь помочь человеку в его стремлении к самообразованию, каким-то образом систематизировать этот процесс, способствовать его большей эффективности и глубине.

Учреждения, осуществляющие культурно-просветительскую работу, в принципе можно разделить на две группы: институты, для которых просветительская функция является основной (публичные библиотеки, разнопрофильные музеи, культурно-исторические заповедники, дома культуры и клубы, планетарии, публичные лектории и т.п.), а также прочие учреждения культуры, для которых просветительская функция не является основной, а осуществляется подспудно, в силу самого факта принадлежности данного института к сфере культуры. Ко второй группе можно отнести прежде всего учреждения художественной культуры, призванные демонстрировать публике искусство в тех или иных его видах, – художественные музеи и галереи, драматические и музыкальные театры, систему кинопроката, филармонии и иные концертные учреждения, цирки, структуры по организации массово-зрелищных мероприятий и т.п. Люди, посещающие театры, концерты, кинозалы и т.п., хотя субъективно преследуют в основном эстетические и рекреа­цион­ные це­ли, фак­тически становятся и объектами просвещения в области искусства, постепенно повышая и систематизируя свою эрудицию в этой сфере.

Значимое место в ряду институтов культуры, играющих активную роль в деле просвещения, занимают средства массовой информации и книгоиздательское дело. Здесь непосредственно на просветительской функции сосредоточены научно-популярные журналы и книги, а также разного рода энциклопедические издания. Электронные СМИ (радио, телевидение, Интернет), равно как и подавляющая часть периодики, неизбежно отдают просветительским передачам или публикациям определенную часть эфирного времени или печатных площадей, тем более, что наличие такого рода передач и публикаций, а также их качество, научный и культурный уровень самым непосредственным образом влияют на коммерческий успех данного канала или издания

Демонстрации кинофильмов, спектаклей, концертов и т.п., как и передачи информационного плана, исполняют и просветительскую функцию (как и в случае с театра­ми, концертами и пр.).

Становятся менее популярными многие привычные для нас формы этой работы, активно функционировавшие в советский период. Но им на смену приходят более современные формы просветительства, имеющие гораздо больший эффект.

Просветительство не может исчезнуть или сократиться до незначительного минимума, поскольку оно, как и идеолого-социализирующее направление, является неотъемлемой универсальной функцией культурной деятельности как таковой[62].

Своеобразным, но очень значимым институтом просветительской деятельности является Церковь. На нее ложится задача не только сохранения и поддержания Православного учения, но и то, чтобы оно отвечало потребностям времени и соответствовало запросам широких слоев населения, а также различных социальных групп.

Многие культурные институты абсолютно независимы от государства, как в организационном, так и в содержательном плане своей культовой практики, но даже и они (за редким исключением), как правило, стремятся координировать социальный аспект своей деятельности с органами местного самоуправления.

Культурные институты сгруппированы по следующим направлениям:

Ø социокультурной работы с населением (библиотеки, музеи, выставочные комплексы, мемориальные сооружения, организации издательско-лекционного жанра и т.д.);

Ø художественного образования (музыкальные и художественные школы, музыкальное училище, лицей искусств, музыкальная гимназия, институт искусств);

Ø эстетического воспитания (художественные музеи, филармонии, организации по проведению художественно-зрелищных мероприятий и пр.);

Ø культурно-досуговому (клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, организации самодеятельного художественного, декоративно-прикладного, национального творчества и т. д.);

Ø деятельность творческих институтов (театры, студии, оркестры, ансамбли, художественно-производственные мастерские, творческие союзы, объединения и организации художественно-творческого профиля);

Ø культуроохранные органы (по учёту, охране и использованию памятников историко-культурного наследия, реставрационные мастерские и т.п.);

Ø церковь;

Ø отдельные личности, инициативные группы, субкультурные общности, имеющие цели, средства и ресурсы.

Следует отметить, что предложенная классификация является относительной моделью, помогающей разобраться в общей типологии культурных институтов. В реальной жизни культурные институты, полностью сосредоточенные только на одной из выделенных функций, встречаются редко (в основном это управленческие структуры, филармонии или организации кинопроката и книготорговли), большинство же учреждений культуры сочетают в своей деятельности одновременно несколько функций. Например, театры и органы СМИ, которые про­изводят новые культурные явления (тексты) и транслируют их публике; музеи и библиотеки, которые собирают и сохраняют культурные объекты прошлого и настоящего, а также обеспечивают доступ к ним населения, т.е. транслируют их потребителю; научно-исследователь­ские институты, которые занимаются наукой и готовят кадры высшей категории; гуманитарные и художественные вузы, которые обеспечивают процессы социализации и инкультурации учащихся, готовят из них профессиональные кадры, а также ведут научно-исследовательскую работу; и т.п.).

Вместе с тем большинство из перечисленных функций является чисто отраслевыми (профессиональными). Их содержание раскрывается в тех социально-функциональных задачах по работе с населением, которые при этом преследуются и достигаются с той или иной эффективностью. Эти социальные задачи (функции) можно разделить на специфические, свойственные только определенному типу культурных институтов, и универсальные, характерные для культурных институтов всех типов (хотя и в разной пропорции). Можно выделить шесть основных универсальных функций культурных институтов (учреждений), что не исключает существования и еще ряда менее значимых социальных функций, которые являются, по нашему мнению, второстепенными.

В числе первостепенных мы рассматриваем следующие функции:

1) идеологическую;

2) социально-коммуникативную;

3) культурно-просветительскую;

4) охрану и воспроизводство культуры;

5) творческую;

6) рекреативно-развлекательную.

Данное деление учреждений культуры, как отмечалось выше, относительно, так как учреждения культуры чаще всего полифункциональны, осуществляют одновременно и производство, и распространение ценностей культуры.

Функция каждого института заключается в решении определенной социально значимой задачи, с удовлетворением конкретной базовой потребности, осуществлением групповых интересов. В этом смысле реализация такого рода функций составляет социокультурную жизнь, т.е. функционирование институтов рассматривается как необходимое условие социокультурной жизни.

Очевидно, этот признак и следует положить в основу выделения культурных институтов и дифференциации их по отношению к любым иным организациям (тем более что естественнонаучные музеи, библиотеки, кружки научной самодеятельности и пр. тоже можно отнести к категории мировоззренческих).

В советский период все описываемые нами организации курировались Идеологическим отделом ЦК КПСС и аналогичными органами более низкого уровня, что обусловливало универсальный принцип выделения культурных институтов как организаций, так или иначе связанных с идеологической работой с населением.

Это вовсе не означает абсолютного главенства идеологии над культурой; определенная часть явлений культуры всегда создается и функционирует в качестве оппозиционных государственному официозу. Но это только еще больше подчеркивает нерасторжимую связь идеологии и культуры, их взаимоопосредованность[63]. В наши дни, когда в России главным идеологическим постулатом объявлена деидеологизация в оценках любых проявлений социальной жизни, именно культурная политика городов приняла на себя функции реализации негласной идеологии государства. И эта подспудная роль культурных институтов современного города является еще одним признаком учреждений рассматриваемого вида.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.