Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Потребление искусства и информации населением





Определяющая роль массовых коммуникаций в современной жизни

Столетие назад оторванность большинства российских городов от происходящих в мире культурных процессов объяснялась большими расстояниями и бездорожьем. Десятилетие назад – цензурой и информационной монополией Москвы. Сегодня это объяснение уже практически не действует.

«Принцип участия в культуре определяется, прежде всего, качеством коммуникации, степенью включенности в нее представителей различных групп и сообществ, их творческой ориентацией и лишь в последнюю очередь тем, кто контролирует культурные объекты»[179].

Как известно, люди овладевают значимыми знаниями и навыками на протяжении всей жизни, поскольку их отношения с окружением не остаются постоянными: круг контактов расширяется или сужается; меняются групповая принадлежность и интересы и т.п. Соответственно, людям постоянно требуется информация о том, что происходит вокруг них.

Французский социолог А. Моль полагает, что с появлением масс-медиа прежнее культурное достояние общества или индивида утрачивает свое значение. Даже базовая система образования, принятая в обществе, также перестает играть прежнюю роль. Для рядового человека гораздо большее значение имеет сегодня не сумма знаний, полученных в семье, школе или колледже, а то, что он услышит по радио, увидит по телевизору или в кино, прочтет в афише или в газете, узнает из разговора с сослуживцами и соседями. В результате прежняя более или менее целостная система знаний и ценностей, составляющая мировоззрение и структуру личности, заменяется набором переменчивых установок, на которые постоянно воздействуют масс-медиа[180].

В связи с этим активизируются функции других средств социализации и обмена информацией. Все большую значимость приобретают навыки адекватного поведения людей в информационных полях, доступных для массового использования. Сегодня они концентрируют информацию актуальную, общезначимую по содержанию, которая в условиях подвижности и многообразия культурной жизни обеспечивает исходный уровень знаний и представлений, необходимых для социального взаимодействия членов различных профессиональных, культурных, демографических групп. В настоящее время эти поля образуются с помощью средств массовой коммуникации – печати, радио, телевидения, кино. Сообщения, передаваемые такого рода средствами, четко разграничены по содержанию:

· преимущественно идеологического характера, обеспечивающие критерии оценки событий в мире и стране;

· просветительского характера, обеспечивающие социально значимую информацию об окружающем мире (в том числе научную и эстетическую);

· социализирующая информация, связанная с демонстрацией характерных для определенных социальных групп, для всех членов общества правил и норм социокультурной жизни;

· информирующие сообщения, представляющие социально значимые факты, указывающие место и время интересующих людей событий, рекламирующие товары и услуги и т.п.;

· развлекательная информация, обеспечивающая своего рода «зону отдыха» в культуре.

В то же время в этой области сегодня существуют свои затруднения. Проблемы газетного, журнального, книжного дела при новых экономических условиях связаны с коммерциализацией печати, с одной стороны, и необходимостью удовлетворять запросы дифференцированной аудитории, с другой. Здесь во многом лидирует телевидение, особенно в связи с распространением социально стандартной информации. Разумеется, конкуренция заставляет издателей ограничить выпуск печатной продукции – той, что пользуется массовым спросом. В сфере же профессиональной литературы доминируют малотиражные и, следовательно, некоммерческие издания. В области печати сегодня отсутствует четко продуманная издательская политика.

В работе радио и телевидения просматривается дифференцированное по формам (государственные и независимые каналы) и содержанию (рассчитанное на различные группы аудитории) вещание. Кроме того, для ориентации в сложном информационном поле, равно как и в коммерческих целях, активизируются специальные жанры – объявления, реклама и т.п. Переход в новое качество названных средств информации еще мало разработан и недостаточно эффективен.

Российское современное искусство, несмотря на все экономические проблемы, уже не может существовать изолированно от мировых художественных процессов, в том числе и рыночных, поскольку современное художественное творчество в значительной степени утратило четкость и географических, и национальных границ.

Поскольку этот рынок еще не сформирован, мы встречаем суждения о том, что в России нет художественного рынка, а есть эпизодические случаи покупки и продажи произведений современного искусства.

В последнее время приходится сталкиваться с фактами интенсивного продвижения в масс-медиа лиц, не обладающих особыми талантами, но пользующихся покровительством или финансовой поддержкой определенных кругов. В такой ситуации, когда примитив и пошлость пытаются выдать за «культурную ценность», необходимы четкие социокультурные критерии оценки возможностей культурного само­выражения, не ущемляющие свободу творчества.

Разумеется, могут существовать разные уровни позиционирования произведений – от уличной торговли на лотках китчем до высокого элитарного искусства в музеях, крупных галереях и коллекциях. Важно отметить, что современные галереи не просто предлагают произведения искусства как товар, они создают через систему социокультурных коммуникаций определенные стандарты его восприятия и потребления, формирует стиль жизни и характер покупательского поведения.

В условиях отсутствия маркетинговых исследований услуг населению, при инициативе формирования более широкого спектра услуг в сфере культуры, должны учитываться мнения населения и работников муниципальных учреждений культуры и искусств, работающих непосредственно с потребителем – жителями города.

Услуги художественного рынка города требуют обновления и повышения качества, наблюдается устойчивая ситуация по несовпадению предложений и спроса на услугихудожественнойпродукции и традиционного декоративно-прикладного творчества.

В настоящее время стремительно возрастает роль эстетического воспитания на этапе создания цивилизованного облика рыночных отношений. Проблемы эстетизации центров торговли и бизнеса сегодня встают как неотложные, актуальные задачи, решение которых связывает воедино пропаганду искусства и товарной продукции. Этот синтез предполагает приближение искусства к потребностям людей, формирование у них высокоразвитых вкусов, реализует воспитательные задачи общества. Эстетически организованная среда создается всеми видами искусства, но объединяющим фактором выступают практические задачи общества.

Область массовых коммуникаций обеспечивает в обществе то информационное пространство, откуда люди могут почерпнуть представления, знания, оценки, относящиеся к стереотипным и нестандартным осваиваемым социокультурным ситуациям, а также свидетельства адекватности такого освоения.

В этой области социокультурного пространства можно выделить ряд функциональных направлений, обращение к которым помогает людям в процессах социализации и инкультурации.

Искусство исторически вошло в человеческую культуру как её специализированная область. Уже в период первобытнообщинного строя человек в предметно-образном виде пытался выразить свое творчество. Шли тысячелетия, искусство усложнялось, появились различные его виды, но оно до сих пор несёт в себе глубокий социокультурный смысл: информацию о субъектно-чувственном отражении мира, происходящих в прошлом и настоящем социокультурных процессах, перспективах будущего мира.

Это своеобразный взгляд человека на самого себя, общество и окружающий предметный мир. В силу специфики создателя он субъективен и наделён глубинным смыслом миропонимания[181].

Искусство продуцирует свои ценности за счёт художественной деятельности, художественного освоения действительности. Оно обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определённого времени определённой эпохи. АА. Радугин, выделяя в искусстве ретро-ценности, реалистические и авангардные ценности, пишет: «Однако общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому «Я». В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, т.е. художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого «Я», могут порождать как рациональные, так и иррациональные мотивы, стимулы к выбору в поведении человека»[182].

Мы не говорим только о социально-нормативном поведении, поскольку искусство может нести не только созидательную функцию, но и деструктивную. Степень принятия последнего зависит от ценностных ориентаций каждой личности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни и тем самым влияет на самые личные, интимные стороны человеческого существования.

Вместе с тем искусство не существует без общественной поддержки, поскольку именно в контексте социокультурной жизни произведения искусства рождаются, существуют, оцениваются, приобретают статус культурного объекта и ценности. В этом смысле общество является источником своеобразного «социального заказа» художникам, поскольку искусство как вид специфической профессиональной деятельности людей имеет своим материалом повседневную реальность, а объективное существование произведений искусства невозможно без санкционирования и признания публикой.

Результаты деятельности художников становятся фактами художественной культуры и культуры вообще только через их реальное функционирование в обществе, во взаимодействии индивидов и социокультурных групп. При этом социальная значимость произведений искусства раскрывается в общественной презентации, обсуждениях, оценках, осуществляемых в культурно значимых ситуациях, влияющих на структуру художественной культуры в целом.

Таким образом, объективное существование произведений искусства невозможно без его субъективного осмысления и восприятия.

Как пишет Л.Н Федотова, «редкий художник не жаждал массового потребителя, если хотел быть финансово самостоятельным и жить на профессиональные заработки, даже притом, что финансовая зависимость от «многих» оборачивалась содержательными издержками. В специальных способах трансляции нуждалась и власть. Система гонцов и глашатаев, которая обеспечивала передачу информации сверху, по иерархической вертикали, пока власть не нуждалась в обратной связи с населением, уже не отвечала требованиям времени»[183].

Несомненно, что в процессе тиражирования и распространения совершается отбор произведений по тем критериям, которые вырабатываются в самом художественном творчестве и с учетом художественных вкусов публики.

За время своего существования собирательно-хранительная деятельность приобрела институциональный статус и находится под опекой государства. Она вовлекает широкий круг специалистов, профессией которых становится работа с произведениями искусства, включение их в более широкий культурный контекст.

Хочется отметить ещё одну проблему: различие понимания искусства в «элитарной» и «массовой» культуре. В любом обществе глубокое понимание языка искусства и дискурса художественной культуры всегда было присуще только подготовленному меньшинству. В то же время во всех странах мира широкие массы людей всегда имели дело с теми формами искусства, которые сегодня называются народным, популярным, массовым искусством. Если в Древнем Китае, Индии, Древней Греции театры, например, посещали лишь аристократы, то простонародье имело дело с искусством в других формах: праздниками, религиозными действами, спортивными зрелищами и т.п.

Известные поэты, актеры, музыканты в Древнем Риме - при всех европейских дворах и столицах европейских государств, в том числе и в России, - искали покровительства двора и влиятельных людей. Но во все времена право заниматься только искусством художник приобретал в обществе, доказав своё высокое мастерство или широкую популярность. Таким образом, при условии, что плодами искусства в том или ином виде пользуются все члены общества, отношение к искусству в обществе всегда дифференцированно.

Данную точку зрения разделяют очень многие ученые, считая, что могут формироваться общие ценности или предпочтения, которые заставляют индивида поддерживать важные аспекты общей культуры. По-видимому, не вызывает сомнений тот факт, что культурная деятельность должна полностью попадать под опеку (управление) государства. Это вытекает из следующих соображений.

Во-первых, мы имеем ситуацию неосведомленности населения - потенциальных потребителей культурных благ. Общий тезис о том, что «необразованные не могут оценить всех выгод образования», может быть распространен на всю культурную деятельность. И в этом смысле заинтересованность любого общества в расширении масштабов приобщения населения к ценностям культуры и искусства является очевидной.

Во-вторых, очевидное понимание полезности культурных благ для индивидуума часто входит в противоречие с его нежеланием сделать соответствующие для этого усилия и пренебречь привычным домашним комфортом. Очевидно, что в этом случае существует явный интерес общества, связанный с очень тонким управлением предлагаемых услуг по оптимизации культурной деятельности.

В-третьих, необходимость материальной помощи с целью адресной поддержки неимущих или малоимущих участников культурной деятельности также является вполне очевидной. При этом материальная поддержка потребителей может быть обеспечена двояким образом: в виде различных доплат к личным доходам граждан и на основе социальных трансфертов. В принципе, эффективность материальной помощи в сфере культуры - достаточно сложная проблема, которая не имеет единственного решения.

Для небольших маргинальных групп наиболее целесообразно использование адресной поддержки, в то время как для поддержки общественно значимых групп населения нужна соответствующая ограничительная политика цен. И все же оказание материальной помощи социально незащищенным группам населения в их культурной деятельности, безусловно, относится к числу приоритетных интересов любого демократического общества.

Современные информационные технологии качественно меняют структуру и содержание творческой деятельности. С детских лет знакомство с электронными играми и развивающими программами создает условия органичного включения личности в новую информационную среду. Компьютер как инструмент творчества позволяет развивать художественные, научно-технические, социально-коммуникативные способности личности. В то же время он нивелирует фактор традиционного противопоставления «профессионального» и «любительского» творчества. Современные программы позволяют «творить» без затраты ресурсов на освоение навыков и технологий значительного числа видов профессиональной деятельности.

Социально-культурные учреждения должны работать с максимальной пользой для общества и одновременно иметь свой материальный интерес. Все больше в теорию и практику социального управления вводится понятие «качество жизни» как мера непротиворечивого сочетания. С одной стороны – роста потребления, а с другой - изменение ценностных ориентаций общества.

Повышение благосостояния предполагает согласованный рост уровня потребления и качества жизни. Иными словами, движение к изобилию товаров и услуг не должно ухудшать структуру бюджета времени населения, отрицательно влиять на безопасность и стабильность жизненной среды, социально-психологический климат.

С ростом уровня общего образования и профессиональной культуры, с усилением ориентации людей на квалифицированный труд, по мере расширения доступа к профессиональной, учебной и досуговой информации потребительские предпочтения населения изменятся в пользу содержательных, высокоорганизованных форм потребительской, бытовой и рекреационной деятельности.

Потребление населением продукции и услуг культуры, досуга и информации

В процессе потребления искусства и информации населением города следует выделить их рекреационную функцию. Она связана с переключением внимания людей от обыденной жизни и профессиональной деятельности на мир игры, праздника, фантазии. В этом пространстве сконцентрированы разные типы информации. В сфере искусства это беллетристические разделы газет и журналов, литературные, театральные, музыкальные рубрики на радио и телевидении, демонстрация изобразительного искусства в печати и на телевидении. Обращаясь к ним, люди получают удовольствие от любимых эстетических объектов. Необходимо выделить пространство рекреационно-развлекательного досуга. Это всевозможные игры, лотереи, викторины, состязания в культурной компетентности, разного рода шоу: спортивные передачи, праздничные представления, показы моды, презентации различного рода событий и т.п.

В настоящее время большинство людей имеет возможность пользоваться всеми типами коммуникативных каналов. Они могут в различное время обращаться то к одним, то к другим из них, проверять достоверность получаемых сведений путем сопоставления содержания сообщений, передаваемых по разным каналам.

Убеждающая информация имеет формы пропаганды и рекламы. В обоих случаях программная цель заключается в том, чтобы посредством информационного давления оказать влияние на поведение аудитории. Пропаганда предназначена для изменения или укрепления определенных идеологических представлений в сфере общественного мнения. Реклама направлена на то, чтобы побудить конкретное потребительское поведение. Таким образом, в этой зоне концентрируется информация, ориентирующая людей на рынках идеологий, товаров и услуг[184].

В настоящее время, по данным социологов, до половины аудитории не доверяет СМИ. Поэтому практика интерактивной коммуникации начинает внедряться на всех уровнях, позволяет увеличить радиус доверия в социальных отношениях. Особо необходимо отметить практику формирования системы информационного сопровождения управленческих решений - от федерального до муниципального уровней - в ракурсе общественного мнения с помощью средств массовых коммуникаций.

Однако освоение нового в массовом масштабе тормозится не только недостатками в функционировании учреждений, обеспечивающих социализацию. В культуре укрепились определенные стереотипы, которые также сдерживают переход общества к новой динамической фазе. Так, сегодня в обществе изменилась относительная ценность труда и досуга. Механизация производства во многом способствовала понижению престижа тяжелой физической и монотонной работы, доля которой сегодня в системе общественного разделения труда остается значительной. Далее, множественность незанятых рабочих мест на вредных и тяжелых производствах, развитие которых стимулируется государством, - в основном в оборонных и внешнеторговых целях – создало благоприятные условия для избирательности в сфере труда. Наконец, высокая степень текучести рабочей силы, обусловленная неудовлетворительной организацией технически плохо оснащенного производства, вызывает его низкую эффективность. В совокупности все это привело к укреплению стереотипа низкопроизводительного труда и низкокачественной продукции в качестве нормы в рамках отечественной экономической культуры.

Одновременно изменения произошли в структуре потребления. При невысоких уровне жизни и доходе на душу населения наибольший удельный вес в семейном бюджете имеют затраты на продукты питания. Последовательный рост уровня жизни выдвинул на передний план в структуре потребления вначале затраты на одежду и обувь, затем бытовые предметы длительного пользования и, наконец, на культурные нужды. В этой динамике ориентация на потребление возрастает и приобретает статус культурного стереотипа. Это ориентация модернизационного характера.

Одной из основных особенностей конца XX века является теснейшая взаимосвязь практически всех аспектов жизненного мира человека с медиасредой, в особенности с телевидением, занявшим в последние десятилетия XX века ведущее место среди всех видов массовых коммуникаций, которое не просто вторгается в повседневную жизнь человека, начиная с раннего детства, но скорее составляет ту среду обитания, в которой формируются вкусы и предпочтения, ценности и жизненные стили[185].

Постсоветская трансформация отечественного телевидения вызвала шквал недовольства со стороны самых различных слоев критически настроенной общественности, обвинившей телевидение во всех бедах, обрушившихся на российскую культуру, и в разрушении традиционного воспитания. Более уравновешенные мнения признают высокий потенциал - как в положительном смысле, так и с точки зрения возможного вреда. Вполне ясно то, что однозначной оценки как телевидения, так и медиа вообще в качестве важнейшей области повседневной жизни быть и не может.

Потребление продукции масс-медиа является активной социокультурной деятельностью, в процессе которой происходит означивание, производство смыслов, релевантных для той или иной группы.

Отдельного разговора заслуживает институт художественной самодеятельности, который тяготеет к профессиональному творчеству, но остаётся за его рамками, а потому и испытывает множество трудностей роста, проблем с творческим статусом и признанием у публики. С другой стороны, конкуренция между профессиональными и непрофессиональными коллективами приводит к ослаблению потенциала первых и усилению позиций вторых, порой неоправданному.

Одной из существенных проблем здесь является то, что оценки профессиональных экспертов и представителей отдельных социальных групп чаще всего не совпадают. Одни из них – носители классических стандартов в оценке произведений искусства, другие – обыденного сознания, культурных стереотипов, широко распространённых среди широких слоёв населения. Случается, что новации, появляющиеся в том или ином виде искусства и достойные всяческого внимания, могут быть недооценены критиками, тогда как серые, стандартные произведения, возведённые в абсолют средствами массовой информации, могут получить статус высококачественных художественных произведений. Подобную историю своего развития имели такие жанры искусства, как вальс, джаз, эстрадная музыка, детектив, фантастика, - которые отвергались как вульгарные и низкокачественные, а затем становились центром притяжения самой взыскательной публики.

Понятно, что разница восприятия – не столько дело вкуса, сколько уровня художественного образования и воспитания субъекта восприятия. Детские музыкальные, художественные, хореографические, спортивные школы и кружки позволяют сформировать будущих ценителей искусства, культуры, творцов художественных ценностей, привить им чувство прекрасного, способность улавливать это прекрасное и беречь культурные ценности.

Потребляющему горожанину необходимы деньги, чтобы участвовать в культурной жизни города, хотя потребление людей и стилистика отдыха все меньше напрямую связаны друг с другом. Городские центры, бывшие прежде нейтральным местом встречи всех сословий, сегодня находятся в руках досуговых корпораций, насаждающих этику и стереотипы поведения, которые исключают многих людей.

Характерно, что сегодня не изучаются художественные предпочтения представителей различных социальных групп. В этом процессе могли бы быть задействованы как профессиональные эксперты, так и социологи, специализирующиеся на проблемах художественного творчества и его восприятия аудиторией. В центре их внимания могли бы быть проблемы восприятия ценности того или иного произведения аудиторией, оценки респондентами наиболее оригинальных произведений, а также и произведений подражательных, вторичных.

Мощная идеологическая обработка общественного сознания различными средствами, включая такое сильное эмоциональное средство, как искусство, привела к тому, что многие иллюзии социального толка воспринимаются как реальность.

Для людей образованных, талантливых, гибких и способных найти себе работу, город – это наслаждение, свобода и высокая энергия. Людей, лишенных всех этих качеств, в городе ждет только чувство безнадежности, бессилия, дискомфорт и нищета. Одна из насущных задач городской креативности – адаптация социально незащищенных людей. При этом меру социальной незащищенности можно определить «по тому, как многие не могут найти себе работу, не могут учиться, по отсутствию у них наиболее ценного в наше время человеческого капитала, то есть не просто формального набора навыков и умений, но мотивации к труду, умения понравиться клиенту, способности работать в команде... или увидеть неиспользованную возможность». Это также навыки сетевой коммуникации и партнерства, причем не только с себе подобными, социально неадаптированными людьми[186].







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.