Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Освоение, использование и сохранение культурного потенциала города





13 июня 2007 г. Принято постановление Правительства Самарской области № 77 «Основные направления государственной политики в сфере культуры в Самарской области до 2020 года». Приоритетными направлениями названы:

- развитие культурного многообразия и мультикультурной демократии;

- формирование и развитие жизненных ценностей;

- комплексная модернизация сферы культуры;

- интеграция Самарской области в общероссийский и мировой культурный процесс.

Если рассматривать особенности культурного потенциала современного Тольятти, нельзя не отметить, что формируется он на пересечении традиций и современности. Жители города, которым пришлось осваивать новые территории, стремились наполнить их тем, что, казалось, было утрачено – связью со своей историей. Горожане все чаще стали обращаться к истокам Ставрополя, к его истории и традициям. Как никогда, стали востребованы архивные материалы. Способствует этому и активная издательская деятельность, в сферу интересов которой попадают исследования в области культуры.

Тольятти - город, жизнь которого сосредоточена вокруг одного промышленного предприятия ОАО «АВТОВАЗ», и в период кризиса город оказывается особенно уязвимым. Как остановить покачнувшееся производство - советы дают эксперты, которые утверждают, что ставку надо делать на креативность города.

«Без творчества - значит без будущего» - утверждают организаторы и эксперты Всероссийского форума «Креативный город», направленного на вывод индустриальных полисов из кризиса, проходившего в Тольятти в июне 2009 года [358]. От экспертов получен по-настоящему оригинальный рецепт вывода городов из удручающей ситуации: деньги не решат проблемы, главный ресурс - люди. Для них нужно создавать не просто комфортные условия проживания, а площади для общения, самореализации и выявления индивидуальности.

В городском округе Тольятти более 200 организаций сферы культуры различных форм собственности и ведомственной принадлежности. В них работает более 2 тысяч человек. Именно муниципальная сеть учреждений культуры является основой традиционных видов культурной деятельности, включая самодеятельное (любительское) народное творчество, которое для 30% населения является единственным источником, обеспечивающим конституционные права граждан на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни.

Удельный вес бюджетных ассигнований отрасли культуры запланирован на 2009 год 5,7% от городского бюджета (соответственно удельный вес бюджетных ассигнований по годам: 2005 – 3,03%; 2006 – 3,37%; 2007 – 3,97%), но едва ли этот рубеж будет преодолен в связи с обрушившимся экономическим кризисом.

Средняя заработная плата работников в учреждениях культуры и искусства с учётом доплат и надбавок из внебюджетных доходов в 2008 году составляла 7524 руб. (соответственно по годам: 2005 3830 руб.; 2006 – 5150 руб.; 2007 - 6312 руб.):

· в муниципальных образовательных учреждениях культуры - 7598 руб. (увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 22,8%);

· в досуговых учреждениях культуры и искусства – 7437 руб. (увеличилась на 27,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года).

Рост заработной платы произошёл за счёт индексации тарифной ставки заработной платы[359].

Определяя потенциальность как «возможность, наличные силы, которые могут быть использованы»[360] в культурной системе города Тольятти, рассмотрим наиболее значимые из них.

Следует подчеркнуть особую роль в реализации культурного потенциала города институциональных средств социализации личности – систем общего и профессионального и дополнительного образования, массовой информации и объектов культуры.

Культурно-образовательное пространство

Единое образовательное пространство городcкого округа Тольятти представлено учреждениями различных типов и видов: 92 общеобразовательных учреждений, 9 негосударственных общеобразовательных учреждений, 33 учреждения дополнительного образования, 4 училища начального профессионального образования, 5 государственных образовательных учреждений, реализующих программы НПО, 28 учреждений среднего профессионального образования и 21 высшее учебное заведение.

Численность учащихся в 2008 году сократилась на 4,3 % по сравнению с 2006 годом. Численность обучающихся в первую смену в дневных учреждениях общего образования к общему числу обучающихся в этих учреждениях составляет свыше 95 % [361].

В настоящее время в системе отечественного образования происходит процесс модернизации, связанный с переходом от получения энциклопедических знаний к обучению умения решать проблемы и переходом на компетентностно-ориентированное образование учащихся[362].

В «Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области» обозначены 6 ключевых компетентностей учащихся: готовность к решению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.

Ключевые компетентности должны стать результатом общего образования учащихся и должны быть адекватны социально-экономическим условиям. Это обусловлено тем, что, во-первых, социокультурная реальность меняется быстрее, чем осваивается, что приводит к неопределенности в отношении с окружающей действительностью. Во-вторых, сегодня на рынке труда важны не столько знания выпускников школ, сколько готовность молодых людей использовать свои знания, умения и навыки для принятия важных решений, достижения поставленной цели как в жизни, так и в профессиональной сфере. Подрастающее поколение должно уметь гибко реагировать на изменения, происходящие в обществе, «уметь производить определенные действия» в различных жизненных ситуациях, используя свой потенциал (знания)[363].

Профессиональное художественное образование

Открытие в середине прошлого века первых музыкальных школ, дефицит педагогических кадров, открытие музыкального училища - все это знаменательные вехи в становлении и развитии художественного образования города.

Естественным продолжением развития системы профессионального музыкального образования стало открытие в Тольятти в 1998 году высшего образовательного учреждения многоуровневого комплексного типа, которое, отвечая требованию времени, объединило образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования и интегрированно осуществляет все виды учебно-методической, организационно-управленческой и материально-технической деятельности, дает выпускникам среднего звена возможность получить высшее образование высокого качества, не выезжая за пределы родного города.

Опыт развитых стран мира показывает, что система вузовского образования является наиболее устойчивой и эффективной базовой структурой для организации полноценного профессионального образования, которое включает в себя не только подготовку специалистов, но и занятие научной деятельностью и повышение квалификации кадров.

Активно развивающаяся культурная среда Тольятти, открытие филармонии, театров и вокальных студий, создание муниципального симфонического и джазового оркестров потребовало значительного количества высококвалифицированных педагогов-исполнителей. Руководство города понимает, что система профессионального художественного образования нуждается в усовершенствовании, адаптации к современным условиям. Динамизм, изменчивость общественных процессов предопределяют новые, стратегические направления перестройки процесса обучения. Одним из этих направлений, получивших в последнее время ускоренное развитие в педагогической теории и практике, является интеграция, объединение учебных заведений, способствующее обеспечению единства и преемственности педагогических действий в области искусств: музыкальных школ и колледжей, колледжей и вузов, вузов и системы послевузовского образования.

Искусство становится не только равноправным предметом образовательных программ, но и одновременно действенным средством, помогающим лучше усваивать многие предметы[364].

Поэтому сегодня в Тольятти актуальной тенденцией во взаимодействии базового образования и дополнительного становится процесс интеграции, в котором «стороны (учреждения) взаимодействуют как партнеры, за ними признается право на культурные особенности, и каждый ищет и находит общие для всех участников диалога основания» [365].

В настоящее время сеть муниципальных образовательных учреждений художественного образования представлена 16 учреждениями дополнительного образования, включающими все образовательные ступени художественного образования от школы до вуза. Художественное образование осуществляется по четырем основным видам искусства – музыкальному, художественному, хореографическому и театральному.

В муниципальных образовательных учреждениях культуры обучаются 7525 учащихся и студентов, из них: в учреждениях дополнительного образования детей - 7328 детей и подростков (около 10 % от детей школьного возраста), в колледже искусств Тольяттинского института искусств – 105 чел., в Тольяттинском институте искусств - 92 чел. Общая численность штатных преподавателей в системе художественного образования 1157 человек. С 1 сентября 2008 года в систему дополнительного образования городского округа Тольятти введен в действие персональный сертификат обучающегося. Развитие специализаций, связанных с современным материально-техническим обеспечением, затруднено по причинам отсутствия приоритета финансирования и наличия специалистов необходимой квалификации. Отсутствие муниципального заказа на подготовку специалистов отрасли культуры привели к избытку выпускников профессиональных учреждений, не востребованных на рынке труда и перекосам в специализациях на всех уровнях образования – от школ до вузов. Характерная для 80-90-х годов универсальная модель школы искусств, продемонстрировала заложенный в ней механизм адаптации, но вместе с тем и постепенное исчезновение затратных музыкальных специализаций, и увеличение групповых форм обучения на хореографических и художественных отделениях.

В 2008 году в отрасли культуры разработана концепция развития муниципальной системы художественного образования городского округа Тольятти, в содержании которой определены основные стратегические направления развития художественного образования города Тольятти в период реформ.

Для компетентной реализации процессов реформирования системы дополнительного образования в Тольятти функционируют учебно-методический совет и научно-методический центр Тольяттинского института искусств. В соответствии с данными муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования отрасли культуры общее количество учащихся на 2007-2008 учебный год составило 7308 человек, что составляет 10,8% от общего числа детей школьного возраста в городском округе. Средняя месячная заработная плата работников образовательных учреждений отрасли культуры в 2007 году составила 5 912 руб. [366].

Проведенная специалистами аналитическая работа по итогам образовательной деятельности учреждений за последние годы выявила существование и внутренних неблагоприятных условий, не способствующих повышению качества обучения учащихся:

· единообразное и усредненное построение образовательного процесса, выраженное в преимущественном однообразии образовательных программ по содержанию, срокам обучения и пр.;

· недостаточная привлекательность учреждений, низкая презентабельность;

· непродуманность структуры контингента, отделов и специализаций;

· стихийное формирование кадрового состава;

· тенденция к увеличению педагогической нагрузки и часов учебного плана;

· отсутствие стабильных творческих коллективов в отделах и отделениях школ;

· разные затраты на обучение;

· отсутствие новых методов и технологий обучения, недостаточность практической направленности в обучении;

· высокая «текучесть» контингента учащихся, низкая мотивация обучения;

· нерациональное использование материально-технической базы учреждений.

Духовные традиции города

Тольятти – город особый в религиозном плане. Перенесенный на новое место в середине пятидесятых годов, он потерял все культовые сооружения. Первой церковью, построенной за крепостными стенами Ставрополя, стала Троицкая. Кроме нее были в Ставрополе и другие храмы: Никольская колокольня с приделом иконы Казанской Божией Матери, Андреевская и Рождественская церкви, церковь Успения Божией матери. При соборе и церквах были школы и сиротские дома, были библиотеки и архивы – храмы были в центре духовной жизни горожан и жителей окрестных деревень[367].

Как и во всем государстве Российском, официальной религией было признано православие, хотя издавна населяли волжские земли не только христиане – здесь были последователи ислама, буддизма, иудаизма.

Своего рода символом взлета духовности можно считать возведение новых храмов. В 1997 году в Тольятти насчитывалось шесть Православных приходов и уже в начале нового века в Портпоселке в память о затопленной при строительстве ГЭС возведена Успенская церковь. Получил свое рожденье в 2002 году Спасо-Преображенский собор, ставший вторым по величине в России после храма Христа Спасителя.

Одним из формирующихся направлений духовного образования подрастающего поколения является открытие в городе Православной классической гимназии. Эта школа создана по образцу классических гимназий церковно-приходских школ дореволюционной России. Кроме Православной классической гимназии, открыта в Тольятти начальная православная школа.

Открытие в 1997 году городской соборной мечети стало местом поклонения и центром духовной исламской культуры.

Православная жизнь Тольятти не ограничивается постоянно действующими приходами, а активно выходит за пределы церковных стен. С 1994 года в городе отмечается День славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая, в лень памяти Кирилла и Мефодия, по центральным улицам города проходит крестный ход.

Культурно-образовательное пространство города следует рассматривать как современное многоуровневое образовательное направление интегративного типа, обеспечивающее полный цикл от получения нового знания до его массового использования в развитии города.

Повышение уровня образования еще не во всех отношениях находит адекватное отражение в культуре города и городского образа жизни в целом. В связи с этим возникает острая проблема стабильности творческих коллективов, предприятий, учреждений Тольятти, поскольку образование является одним из факторов активной миграции молодых людей из города в столичные мегаполисы.

Городское информационное пространство

Коммуникативные связи играют существенную роль в могучем организме города и людей, живущих в нём. Технологический подход к ним становится залогом успеха в сфере диагностики качества жизни города и городской политики. Умение собирать, обрабатывать информацию, принимать на основании её решения и передавать их городской общественности становится важной составляющей в работе специалистов, занимающихся управлением и заинтересованных в развитии своего города.

Сто лет тому назад оторванность большинства российских городов от происходящих в мире культурных процессов объяснялась большими расстояниями и бездорожьем. Десять лет тому назад — цензурой и информационной монополией Москвы (в частности, Министерства куль­туры). Сегодня эти объяснения уже не действуют, и, в принципе, ничто теперь не мешает включаться в системы циркуляции профессиональной и культурной информации на любом уровне. Все российские города находятся в этом смысле в более или менее одинаковом положении (а географическое положение Тольятти даже дает городу особые преимущества). Побеждать в такой ситуации будет тот, кто первым сумеет прорвать информационную блокаду, которая сегодня объясняется только застарелой привычкой.

История средств массовой информации в Тольятти ведёт свой отсчёт с 1918 года, когда появилась первая ставропольская газета: «Ставропольская беднота». Ни одного экземпляра этой газеты не сохранилось.

Средства массовой информации города(печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию и интерпретирующие эту информацию в "нужном" для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.

В Тольятти это газеты: издания общественно-политического характера: «Презент», «Площадь Свободы», «Тольяттинское обозрение», «Городские ведомости», группа газет «Миллион» и др. Учредителями данных изданий являются органы управления, общественные и частные организации: это ООО «Издательский дом «Тольятти-пресс» (газета «Площадь Свободы»); АОЗТ «Редакция газеты «Презент» («Презент»); редакция газеты «Тольяттинское обозрение»; мэрия г. Тольятти («Городские ведомости»); редакция газеты «Миллион» (газета «Миллион»).

«Ваш выбор – Тольятти» (информационно-рекламное бесплатное издание), «Рекламно-развлекательная газета» (дополнительные полосы «Площади Свободы», еженедельник), информационно-рекламные газеты: «Тольятти-Вечерок», «Панорама Тольятти» доставляются жителям города бесплатно.

Пресса социальной защиты представлена газетой общественной организации инвалидов Тольятти «Вместе», издатель – Тольяттинский общественный фонд С. Дьячкова.

Примером новой партийной прессы является газета «Честь имею», учрежденная городским советом партии «Единство» совместно с ассоциацией работников правоохранительных органов г. Тольятти (еженедельник, 8 полос формата А3).

Из спортивных изданий можно отметить «Спортивное обозрение».

Для детей дошкольного возраста выпускается «Детская газета «Ставроша» (учредитель – ООО «Утро»).

Молодежная пресса представлена городской еженедельной газетой молодежи г. Тольятти «Молодежный акцент» информирует», «Молодежный бульвар».

Местные и самарские телекомпании представлены телеканалами: «СКАТ», «РИО», «ВАЗ-ТВ», «Терра», «Лада ТВ», «Лик», «ИКС», «САМАРА».

Рекламная компания «Max Media Group», «Время», радиостанции «Август-радио», «Русское радио Тольятти», радио «Рекорд», журналы «Рекомендовано», «Выбирай» активно внедрены всистему организации, стимуляции и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеикак индивидуального, так и коллективного пользования, формулирующие в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей.

Печатная продукция: всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, публичные библиотеки, "Интернет" и т.п., расчитанные не на подготовленных специалистов в соответствующих областях знаний, а на массовых потребителей "с улицы". Интернет-издания:

- TLT.ru— городской информационный портал;

- Информационно-развлекательный портал tolru.ru;

- Новости Тольятти;

- Информационный сервер «Тольятти-Новости»;

- ежедневное интернет-издание «Пресс-Волга»;

- последние новости «Тольятти Сегодня»;

- Информационный портал Тольятти.

Сейчас в области культуры идет процесс налаживания «горизонтальных» связей, которые в будущем составят инфраструктуру, необходимую для развития культурной жизни в демократическом обществе. В России существует уже множество территориальных или профильных объединительных инициатив, нацеленных на прямое сотрудничество и обмен информацией между заинтересованными организациями и группами профессионалов. Проходят конференции, организуется учеба, выпускается литература, создаются компьютерные сети и т. д. Подключение к такого рода структурам или их создание — вот путь преодоления изоляции, повышения уровня информированности для всех организаций культуры.

Согласно социологическому опросу наиболее универсальными каналами продвижения информации о культурных событиях являются плакаты – афиши на остановочных павильонах (66%), передачи местного телевидения (61%), реклама на улице, в транспорте (60%) и афиша культурных событий в городских газетах (53%). От 36% до 40% экспертов более или менее регулярно слушают передачи о культурной жизни города на местных радиостанциях и изучают стенды «Афиша культурных событий» на улицах города. Обращаемость к этим источникам информации примерно одинакова во всех группах экспертов.

Уровень обращаемости к следующей группе источников информации заметно ниже и пользуются ими преимущественно работники учебных заведений, музеев, библиотек, а также органов управления. От 10% до 15% ответов приходится на такие источники информации, как сайт Департамента культуры городского округа Тольятти depclt.citytlt.ru, специализированные справочники, буклеты и еженедельные пресс-релизы Департамента культуры.

Для Тольятти особую важность имеют, помимо областных, те процессы, которые происходят в Поволжье. Многие поволжские города имеют сходные проблемы в области культуры, и всякий обмен опытом между ними является чрезвычайно полезным. С 2002 года в Тольятти реализовывалась городская программа «Создание и развитие информационных систем на 2003 - 2008 гг.».

Новые технологии изменяют представления человека об участии в событиях – активном или пассивном, - предлагая совершенно новые варианты интерактивности. Легкость вхождения в открытые сети рождает новые, сетевые возможности. Которые не только расширяют доступ к культурному опыту или культурным институтам, но порой их заменяют. Само по себе использование технологии становится в наши дни способом развлечения и проведения свободного времени, с другой стороны, технология сближает различные художественные формы и размывает границу между ними, как в свое время делали это фотография или кино. Они стимулирует художественное творчество, порождая новые ассоциации и фантастические образы, развивая воображение и проектирование.

Городу предстоит более активно включаться не только в систему обратной связи, но и в более широкие системы: региональную, обще­российскую, мировую. На всех этих уровнях изоляция его в плане циркуляции культурной информации пока еще очень велика.

Библиотечная система города

В соответствии с задачей, поставленной Президентом страны - поднять библиотечное обслуживание на качественно новый уровень, а также в соответствии с полномочиями большое внимание в городском округе Тольятти уделяется развитию муниципальных библиотек. В рамках отраслевых программ (2007, 2008 гг.) реализуются проекты, направленные на модернизацию библиотечных процессов, улучшение материально-технической базы. В результате чего, по сравнению с 2007 годом, особенно в детских библиотеках наблюдается тенденция увеличения библиотечного фонда (на 61%), количества читателей библиотек (на 2%), расширяется спектр новых качественных услуг населению. Количество читателей всех муниципальных библиотек составило 158,0 тыс. человек (около 22 % от числа жителей городского округа Тольятти).

Библиотеки Тольятти – обязательный компонент информационной инфраструктуры города. Работа с информацией, предназначенной для жителей города, требует искусных и непредубежденных профессионалов, умеющих работать с различными категориями населения, особенно с наименее экономически и социально защищенными. Особую важность приобрела работа детских библиотек Тольятти в пополнении и создании именных специальных фондов библиотек, детских театров, студий, кружков, оформлении выставок детских работ, детских картинных галерей, компьютерного разноцветья, секций технического творчества, тренажерных залов, музыкальных и литературных гостиных.

В настоящий период в Тольятти действуют три муниципальных библиотечных системы, в состав которых входит 66 библиотек.

К началу создания Централизованной системы детских библиотек в нашем городе действовали 9 детских библиотек. Решение Исполнительного комитета Тольяттинского городского совета народных депутатов
"О проведении централизации городских детских библиотек" было подписано 9 июня 1978 года. К 1979 году в стране уже были созданы централизованные детские системы городов Ярославля и Севастополя.

Следовательно, одной из первых в стране, в городе Тольятти в 1979 году была создана система детских библиотек - МКПУ «Централизованная система детских библиотек».

Библиотеки-филиалы в школах появились в начале 80-х годов, когда город Тольятти активно застраивался жилыми домами, а объектов культурного значения строили недостаточно. В городе не хватало детских библиотек. Тогда, в качестве эксперимента, было решено открывать библиотеки на площадях общеобразовательных школ.

Сначала были открыты библиотеки № 1 и № 10 в школах № 6 и № 60 Комсомольского района, затем, в 1983г., открылась библиотека № 14 в средней школе № 63 Центрального района.

Целью открытия таких библиотек было формирование единого, полноценного информационного пространства и обеспечение нужной литературой учебного процесса в школах. На сегодняшний день таких библиотек в городе 7. Все они находятся на территории школ, на основе договора о безвозмездном пользовании муниципальным имуществом[368].

В городе Тольятти соблюдено главное условие развития современной детской библиотеки – работа в системе предпочтения читателей, их связей с культурными, историческими традициями ближайшей среды: семьи, города; свобода читателей в выборе книг и информации в библиотеке.

МУК “Библиотека Автограда” организована в 1967 году как профсоюзная библиотека Волжского автозавода. С 1999 года библиотека передана в муниципальную собственность, но, наряду с этим, можно констатировать, что огромное количество ведомственных библиотечных фондов на сегодня для города потеряно, в связи с приватизацией или банкротством предприятий и учреждений.

Библиотечный фонд всех библиотек города насчитывает сегодня 2 млн. 17 тыс. экземпляров. Книговыдача для населения в год составляет более 4 млн. 273 тыс. экземпляров изданий. Число посещений составляет 1 млн. 396 тыс. раз. Другими словами ежедневно библиотеки города принимают в своих стенах почти 4 тыс. человек[369].

Более половины горожан регулярно пользуются услугами библиотек. Наиболее посещаемой из них является «Библиотека Автограда». Меньший процент приходится на филиалы библиотек по месту жительства в Комсомольском районе и библиотеки на предприятиях, а также на библиотеки учебных заведений.

Уровень посещаемости в пределах 6-5% имеют Центральная библиотека им. В.Татищева (до 20% в Центральном районе) и Центральная детская библиотека (до 13% в семьях, где воспитываются подростки). Из других вариантов наиболее востребованы тольяттинцами интернет-библиотеки.

По-прежнему самой читаемой является периодика - 59% горожан обращаются к ней регулярно. Поклонником классической литературы является один из четырех читателей. Учебно-методической литературой регулярно пользуется каждый пятый. Менее приходится на научно-техническую литературу и литературу по искусству и культуре. Литература на иностранных языках представляет интерес для 3% читателей.

Чрезвычайно устойчивыми оказались различия в выборе литературы по социально-демографическим группам. Общественно-политическую, научно-техническую и научно-фантастическую литературу чаще читают мужчины. Женщины чаще предпочитают классическую литературу, поэзию, литературу практического плана. Учебно-методическую литературу чаще читает молодежь до 30 лет. Историческую литературу, мемуары и литературу практического плана чаще читают пожилые горожане. Популярность классической литературы выше у респондентов из семей, где есть дети младшего школьного возраста. За последние пять лет вырос уровень спроса на такие услуги, как консультации по выбору литературы (с 35% до 48%), поиск информации по заданной теме (с 23% до 35%), предлагаемые в библиотеках услуги по доступу в сеть Интернет (с 6% до 11%) и пользование полнотекстовыми базами данных (с 4% до 7%). Сокращение объема спроса отмечено по услугам ксерокопирования и сканирования документов (с 33% до 22%). Уровень интереса к другим платным услугам библиотек существенно не изменился.

Наиболее востребованы в этой группе услуг книжные выставки (25%), обзоры новинок и информационные сборники (17%). Сравнительно слабо сформирован спрос на такие услуги, как лекционная работа, литературные вечера и гостиные, читательские конференции, дискуссионные клубы, тиражирование документов типографским способом (3-5% ответов). Интерес практически ко всем предлагаемым библиотеками услугам выше среднего значения у учащейся молодежи и в целом у женщин и респондентов в возрасте до 30 лет с высшим образованием (исключением являются Интернет и полнотекстовые базы данных, большинство пользователей здесь – мужчины)[370].

В культуре, как ни в одной другой сфере, существен­ной оказывается открытость и полная ясность исходных установок и перспективных намерений. Взаимная информированность — это первый шаг на пути к сотрудничеству, к объединению усилий как для ре­шения ближайших задач, так и для достижения долгосрочных целей, которые, как правило, у различных субъектов культурной политики во многом совпадают. Информационная открытость — необходимое ус­ловие для организации взаимодействия и взаимопомощи родственных организаций.

Музеи города

Сегодня музей – это один из институтов культуры, который хранит, изучает, популяризирует культурное наследие, создает возможности наглядного, эмоционального постижения культуры людьми, раскрывает многообразие творческой деятельности человека.

В 70-е годы XX века канадский музеолог Д. Камерон вводит в теорию и методику музейного дела термин «музейная коммуникация». Понятие «коммуникация» (связь, общение) послужило появлению в 1980–90-х гг. новой образовательной концепции музея – коммуникативной. Она основана на диалоге музея с посетителем, обращена к внутреннему миру человека, его чувственно-эмоциональной сфере, творческому воображению[371].

Тольяттинский краеведческий музей

Исторические этапы становления города нашли отражение в деятельности краеведческого музея, основанного 24 апреля 1962 года согласно постановлению горисполкома г. Ставрополя-на-Волге №113 «Об открытии краеведческого музея г. Ставрополя-на-Волге на базе уже существующего музея г. Жигулевска».

Все годы музей стремится найти своё место в культурно-образовательной сфере города. Начиная с 1967 года, в музее происходит смена реэкспозиции «Ставрополь провинциальный». Научно-просветительная и одновременно идейно-воспитательная работа остается приоритетным направлением деятельности музея, результат которой сводится к количественным показателям (массовому охвату учащихся). Одной из продуктивных форм работы является «музейный десант», когда специалисты выезжают в школы, читают выездные лекции, проводят занятия с использованием передвижных мини-выставок, а также предметов из научного вспомогательного фонда музея.

Сотрудничество музея и образовательных учреждений рассматривается как партнерство, которое строится по принципу взаимодополнения, а не подмены друг друга. Музей занимает место избирательного альтернативного образования [372].

В истории Тольяттинского краеведческого музея период последних десятилетий можно охарактеризовать как период активного сотрудничества с системой образования. В связи с перестройкой и реформой образования с 80–90-х гг. возрастает интерес, как к краеведению, так и к самому музею со стороны образования. Гуманистическая направленность образовательного процесса, ориентированная на повышение интереса у детей к малой родине, культурным ценностям, а также на формирование мировоззрения подрастающего поколения, способствовала разработке в музее в 1984 году «Факультета музейной культуры».

Уникальная возможность сочетания в себе образовательных, досуговых и научно-исследовательских функций музея определяет содержание и перспективные формы работы Тольяттинского музея с образовательными учреждениями города. Поэтому, кроме проведения лекций, обзорных экскурсий и тематических занятий, выездных лекций с использованием научно-публицистических фильмов и слайдов, праздников, краеведческих викторин, олимпиад, - сотрудники музея готовы к новым формам сотрудничества с образовательными учреждениями, к разработке и внедрению совместных мероприятий, проектов.

Тольяттинский Краеведческий музей решил выйти на улицу и устроить грандиозный праздник – городскую культурную акцию "Музейный пикник". Идея пикника: презентация в пространстве города творческих культурных инициатив (организаций, творческих коллективов, учреждений, частных лиц) для последующей их коммуникации. "Музейный пикник" положил начало формированию нового имиджа музея в пространстве города: открытого к сотрудничеству, к новым формам коммуникации и предъявления культурных ресурсов.

В 2000 г. "Пикник" стал международным по своему формату. География участников значительно расширилась: Тольятти, Москва, Санкт-Петербург, Энгельс, Ульяновск, Самара, Саратов, Октябрьск, Сургут, Нефтегорск, Красноярск, Калининград, Екатеринбург, Владивосток, Ижевск; представители ближнего и дальнего зарубежья: Болгария – г. Казанлык, Германия – г. Дюссельдорф, Калмыкия – г. Элиста. Проблема, стоящая сегодня перед организаторами акции, – это ее развитие. В последние годы музей сделал акцент на городское музейное сообщество, на сохранение и трансляцию "культурного наследия территории" (не исключая социальные и образовательные проекты сторонних организаций).

Феномен Экомузея родился в Тольятти в середине 90-х гг., в эпоху перестройки, когда старые политические структуры (КПСС, ВЛКСМ, профсоюзы и др.) были потеснены с арены политической жизни новыми общественными самодеятельными организациями, – взамен появились территориальные органы самоуправления (ТОСы), землячества, различные демократические движения и общества.

Несмотря на то, что концепция таких музеев в мире существует давно – с 70-х гг. ХХ в., для нашего города это новая форма социокультурного наследования, направленная на сохранение не только природного, но и историко-культурного ландшафта, включая самого человека в процессе качественного формирования городской среды.

Название «Экомузей» (от греческого Oikos – дом, жилище, местопребывание) в данном случае означает концептуальную основу музея – идею связи человека со всем ”природокультурным окружением”. Замысел его очень близок к понятию «Большая Экология», введенному Д.С. Лихачевым в начале 80-х годов ХХ века. Это наука о том, « как человеку жить в ладу со своей Памятью»[373]. Вот почему реализация таких средовых проектов, как Экомузей, на территории Самарской области, пережившей в середине ХХ столетия огромную утрату историко-культурного наследия, представляется вполне закономерной, научно актуальной и значимой задачей.

Место создания городского музейного комплекса в 53-м квартале Центрального района г. Тольятти, больше известном горожанам как «Старый город», не является случайным. В начале 1950-х гг., когда в связи со строительством Куйбышевской ГЭС (1950–1958) город Ставрополь переносился сюда, на третью пойменную террасу, район улиц Советская – Садовая – Комсомольская – Ставропольская закладывался какцентральная часть города, его административно-культурный центр. Здесь размещались первое здание горисполкома, первый магазин, первый кинотеатр и библиотека, первая баня и гостиница, сюда стали переноситься первые ставропольские дома. Здесь в настоящее время проживает основная часть коренных жителей города.

Центральным объектом проектирования музейного комплекса стал первый дом, перенесенный в мае







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.