Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация смыслов жизни человека по уровням связей.





Человек - это некий объект и, одновременно, некий процесс во Вселенной. Если связи любого объекта или процесса можно классифицировать по различным основаниям, аналогичную операцию можно провести и для связей человека. Оснований для классификации (или общих свойств) связей существует огромное количество, мы же ограничимся только четырьмя основаниями, рассмотренными ранее.

1) По степени общности и частности или по уровням целого.

Как было установлено ранее, у каждого объекта могут быть смыслы разной степени общности и частности или смыслы разного уровня целого. Каждый человек, как любой объект, является одновременно и целым для своих частей, и частью для своих целых - объектов, частью которых он сам является. Чем больше уровней целостности мы примем во внимание, тем большее число смыслов мы обнаружим. Новый уровень общности - новый смысл.

Смысл общности и частности человека имеет столько частей, сколько уровней мы сможем выделить внутри и вне самого человека. Это может быть смысл с точки зрения атомов или молекул, смысл с точки зрения клеток, бактерий или органов его тела. Это может быть смысл с точки зрения семьи или рабочего коллектива, смысл с точки зрения нации или государства, смысл с точки зрения отдельной местности или биосферы Земли. Наконец, это может быть смысл с точки зрения всего человечества, Земли, Солнечной системы, галактики и Вселенной в целом.

На каждом уровне общности и частности причинно—следственные связи разных объектов обладают общими свойствами. Чем выше уровень общности, тем универсальнее свойства связей, тем большее число объектов и процессов ими охватываются, тем проще их описать. На этом простом, интуитивно осознаваемом принципе, основано любое научное познание - чем универсальнее закон, тем он должен быть проще. Соответственно, чем универсальнее смысл, тем проще он должен быть сформулирован.

Человеческую жизнь невозможно изучать отдельно от жизни других людей, от жизни живых существ Земли, от жизни Солнечной системы. Нельзя изучать жизнь человека в отрыве от процессов в его организме - процессов физических, эмоциональных, умственных и т.п.

Смысл человеческой жизни всегда встроен в сложную иерархическую структуру смыслов. Отдельный человеческий смысл нельзя вырвать из структуры, он всегда опирается на более частные смыслы и поддерживает смыслы более общие. Связи человеческой жизни расположены внутри пирамиды связей, чем выше слой такой пирамиды, тем более общие связи там господствуют. Аналогично и смысл жизни отдельного человека всегда находится внутри пирамиды смыслов.

2) По форме связей.

Все религии и философские системы, изучая человека, пытались разделить его на составные части. Не просто на отдельные органы, а на части, обладающие общими свойствами и связями. Оснований для деления человека возможно несколько.

 

I Итоговая классификация типов смысла жизни человека.

Подведем итоги. Еще раз перечислим все типы смыслов жизни человека, классифицированные по различным основаниям.

1. По причинам и следствиям:

а) смысл причин жизни;

б) смысл следствий жизни;

в) смысл причин и следствий самой себя.

2. По внешним и внутренним связям:

а) внутренний смысл жизни;

б) внешний смысл жизни;

3. По активным и пассивным связям:

а) активный смысл жизни;

б) пассивный смысл жизни.

4. По трем первым основаниям одновременно:

а) внешний пассивный смысл жизни;

б) внешний активный смысл жизни;

в) внутренний активно-пассивный смысл жизни.

5. По типам причин:

а) действующий смысл жизни;

б) материальный смысл жизни;

в) формальный смысл жизни;

г) целевой смысл жизни.

6. По типам целей:

а) пассивная цель жизни;

б) активная цель жизни;

в) активно-пассивная цель жизни;

7. По уровням связей - по степени общности и частности:

а) смысл жизни на уровне п;

б) смысл жизни на уровне п+1;

8. По уровням связей - по форме связей:

а) физический смысл жизни;

б) эмоциональный смысл жизни;

в) интеллектуальный смысл жизни;

г) высший чувственный смысл жизни;

д) смысл жизни на уровне осознания сущности.

9. По уровням связей — по процессам или этапам:

а) смысл процесса или этапа жизни п;

б) смысл процесса или этапа жизни п+1;

10. По сечениям смысла:

а) статическое сечение смысла жизни;

б) динамическое сечение смысла жизни.

П. По уровням связей - по области рассматриваемых объектов:

а) смысл области жизни п;

б) смысл области жизни п+1;

12. По уровням осознания связей объекта им самим и другими объектами:

а) осознаваемый смысл жизни;

б) не осознаваемый смысл жизни;

13. По уровням осознания целей: а) осознаваемая цель жизни;

б) не осознаваемая цель жизни.

14. По отношению «целое-многое-индивидуалъное» - в направлении роста общности:

а) смысл жизни как части целого;

б) смысл жизни как одной из многих частей целого;

в) смысл жизни как индивидуальности.

75. По отношению «целое-многое-индивидуальное» - в направлении роста частности:

а) смысл жизни как целого для других целых;

б) смысл жизни как отношений ее частей;

в) смысл жизни как целого для каждой своей части.

Получилось минимум пятнадцать оснований для классификации типов смысла человеческой жизни. В действительности их гораздо больше, поскольку любое основание можно комбинировать с одним или несколькими другими основаниями.

Чем же являются эти многочисленные смыслы жизни для конкретного человека? Насколько они самостоятельны, независимы друг от друга? Какова ценность каждого из них? Чтобы ответить на эти вопросы, надо вспомнить, что каждый тип смысла был получен путем выделения какой-то группы связей конкретного человека. То есть самостоятельность отдельного типа смысла всецело определяется самостоятельностью связей, его определяющих. Но существуют ли у человека хотя бы две причинно-следственные связи, абсолютно не связанные друг с другом? Конечно, нет, ведь все их, как минимум, связывает сам человек.

Если все связи человеческой жизни связаны между собой, и их можно систематизировать, то аналогичную систематизацию можно провести и для типов смысла этой жизни. Полнота связей определяется суммой всех связей. Полнота смысла жизни человека определяется суммой всех ее смыслов. Отдельный тип смысла - одно сечение полного смысла. Сумма всех сечений дает полный смысл. Чем больше сечений смысла жизни отдельного человека нами изучено, тем полнее наше знание о его полном смысле жизни. Ограничение познания смысла одним или несколькими сечениями ведет к ограничению знания полного смысла.

Каждому основанию для классификации типов смысла жизни соответствует свой ограниченный набор формулировок этого смысла. Ни в одной такой формулировке смысла жизни невозможно перечислить все возможные связи, все возможные сечения этой жизни. Но в любой формулировке всегда будут отражены какие-либо существующие связи.

Отсюда следует два взаимодополняющих вывода:

А) любая отдельная формулировка смысла жизни всегда неполна, а значит, не истинна;

Б) никакая отдельная формулировка смысла жизни не может быть названа ложной.

Если представить полный смысл жизни в виде круга, то типы смысла окажутся его сечениями по различным основаниям. Каждое такое сечение дает свои варианты формулировки смысла жизни. Отдельное сечение полного смысла способно дать более или менее четкое описание причинно-следственных связей на границе только тех областей смысла, которые образованы именно этим сечением. Связи, не затронутые конкретным сечением смысла, не могут быть им выявлены.

Граница полного смысла для одного сечения всегда размыта и туманна. Степень ее четкости напрямую зависит от выбранного типа сечения. Если сечение выбрано случайно и не описывает основные типы связей, то формулировка смысла, полученная в результате такого сечения, в такой же степени окажется случайной.

Для максимально полного описания полного смысла человеческой жизни, в причинно-следственных связях этой жизни необходимо провести как можно больше сечений, причем не случайных, а целенаправленно выбранных. Каждое сечение может казаться независимым от других сечений, но все они зависят от общего смысла в целом, все являются неотъемлимой частью полного смысла жизни..

Например, всегда в смысле жизни любого человека можно выделить: сечение №1 по критериям «активный-пассивный» и «информационный-энергетический»; сечение №2 по критерию «внутренний-внешний»; сечение №3 по критерию «осознаваемый-неосознаваемый»; сечение №4 по критерию «целое-многое-индивидуальное» (смотри рисунок №2 в конце текста).

Когда кто—то спрашивает, - В чем смысл жизни? - следует уточнить, - О каком смысле идет речь? О смысле жизни конкретного человека на конкретном ее этапе. Или о смысле жизни этого человека в целом, от рождения до смерти? Или о смысле жизни любого человека? Или о смысле жизни всех людей вместе и в отдельности? Или о смысле существования человечества на планете Земля? Или о смысле жизни, как космического феномена в общем порядке Вселенной? Это лишь небольшой список уточняющих вопросов.

Все смыслы связаны друг с другом, но каждый несет в себе что-то особенное и необходимое для понимания остальных. Ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» должен содержать в себе как можно больше ответов на подобные уточняющие вопросы. В этом заключается критерий приемлемости формулировок смысла жизни.

Для проверки истинности любого высказывания, в том числе и формулировки смысла жизни, существует только три способа. Причем, каждый из них необходимо дополняет два других. Именно эти способы лежат в основе так называемого «научного метода познания».

Первый способ - проверка на непротиворечивость самому себе. Формулировка смысла жизни и следствия из нее не должны противоречить друг другу.

Второй - проверка на непротиворечивость любым другим формулировкам смысла жизни.

И третий - проверка на непротиворечивость общему понятию смысла, объединяющему все смыслы в единую гармоничную систему.

В результате такой последовательной проверки и корректировки должна получиться система частных формулировок, которые не противоречат ни сами себе, ни друг другу, ни общей системе всех смыслов. Чем больше сечений смысла жизни охватывают формулировки, входящие в подобную непротиворечивую систему, тем больше оснований ей доверять.

Допустим, кто-то утверждает, - «смысл жизни человека - в счастье», или «в исполнении долга перед людьми», или «в самореализации». Разве можно говорить об истинности или ложности таких формулировок? Конечно, нет. Можно говорить только об их полноте, а степень полноты определяется местом каждой такой формулировки в полной системе формулировок. В ответ на каждую формулировку мы должны задать вопрос, - А как она связана со всеми остальными формулировками? Согласуется она с ними или противоречит? Если противоречит, ее необходимо скорректировать или уточнить. Если же согласуется, то, каким образом?

Нельзя говорить об истинной формулировке смысла жизни. Можно говорить только о целостной гармонично согласованной системе формулировок смысла жизни. Каждая формулировка есть необходимая часть единой системы.

 

 

6 АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МИССИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Необходимость антропологического знания для специальности «социальная работа» обусловлена следующим: во-первых, объектами профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы являются отдельные индивиды, семьи, группы, общности. Антропоцентризм может рассматриваться как личностный смысл и философская позиция в социальной работе.

Курс «Антропологии» дает теоретические и методологические возможности расширения характеристик (физических, генетических, этнических и т.п.) перечисленных объектов. Биологическая сущность выражается в физической организации человека, ее изменчивости во времени и пространстве, начиная с антропометрических характеристик и заканчивая расово-антропологическими его типами. Человек может реализоваться как существо социальное с определенным типом культуры благодаря особенностям своей биологии. Знание социальным работником специфики формирования и развития человеческих популяций дает необходимые представления биологических возможностей человека как вида, учета индивидуальных различий и сходства.

Во-вторых, человек как клиент социального работника представляется во всем многообразии его социальных, культурных, семейных и других связей. Социокультурная природа человека раскрывается через понимание процессов стратификации общества, исследование типических (нетипических) моделей развития общества и человека, особенностей формирования социальных институтов. Человек в социоантропологическом измерении представляется как продукт культуры и одновременно как ее создатель; рассматривается духовная сущность человека с присущими ему чувствами свободы, гуманизма, ответственности; регламентация его социального поведения с помощью социального контроля (запретов, наказаний и т.п.); высокая степень социальности, выраженная, прежде всего, в необходимости постоянной коммуникации.

Знания антропологических параметров для специалистов в сфере социальной работы раскрывают эвристические возможности совместных исследований антропологов и социальных работников. Использование междисциплинарного подхода на основе компаративного анализа в изучении проблем возраста, процессов маргинализации, инкультурации, биографий, жизненных практик и т.п., представляется результативным как для фундаментальной, так и для прикладной науки. Альтернативные модели осуществления миссии социальных работников: «адвокатура бедности и нищеты» или фасилитация личностного роста.

 

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ТЕМЫ.

1) Все отрицающие формулировки ложны в своей отрицающей части. Это относится к утверждениям типа: «смысла в жизни нет»; «вопрос о смысле жизни не имеет смысла»; «общего смысла нет»; «смысл непознаваем».

2) Все частные формулировки, ограничивающие смысл жизни какой-либо областью связей человека - истинны частично. Чем больше ограничений вводит для себя формулировка, тем более ограниченной она становится. И, наоборот, чем больше областей и уровней связей человеческой жизни объединяет формулировка смысла жизни, тем ближе она к полноте и универсальности - тем ближе она к истине.

3) Невозможно обнаружить одну или несколько истинных формулировок смысла жизни. Необходимо искать всеобщую систему, гармонично объединяющую все возможные формулировки.

Было бы странным предлагать готовые ответы на вопросы о смысле жизни. Прежде всего, необходимо проанализировать как можно больше вариантов уже существующих. За несколько тысячелетий таких вариантов скопилось несколько десятков. Читая их, мы интуитивно чувствуем, - в каждом есть доля истины.

Перед нами три альтернативных пути:

1) отрицать все формулировки смысла жизни;

2) выбрать одну (или несколько) из многих формулировок, остальные отвергнуть;

3) найти способ объединить все формулировки в устойчивую и гармоничную систему.

Мы считаем, что человек обязан подробно изучать каждую формулировку смысла жизни на предмет ее внутренней и внешней противоречивости. Иначе, любой его вывод будет восприниматься как необоснованный, а, следовательно, доверять ему не будет никаких оснований.

Начинать любое исследование необходимо с определения понятий. Поэтому на основе выводов предлагаются формулировки таких общих понятий «человек», «группа людей», «человечество», «жизнь» и т.д.

Для изучения большого числа формулировок смысла жизни необходимо опираться на какие-то универсальные принципы классификации. Разработав принципы, мы сможем систематизировать все возможные формулировки смысла жизни. Лишь построение системы позволит обнаружить то общее, что объединяет, казалось бы, противоречащие друг другу ответы о смысле жизни.

В вопросе «Типы смыслов жизни человека» рассмотрены пятнадцать принципов классификации и способы их объединения.

В вопросе «Смысл, сущность и цель жизни человека. Их место в общей системе смыслов, сущностей и целей» даются определения понятиям «сущность жизни» и «цель жизни». Там же описывается один из возможных вариантов построения общей системы, объединяющей разные смыслы, сущности и цели.

Невозможно обойти вниманием распространенный ответ - «Я не хочу думать о смысле жизни, проживу как-нибудь и без него, и так проблем хватает». Об этом раздел «Зачем человеку искать смысл жизни?»

Методам поиска ответов о смысле жизни посвящен раздел «Где и как искать смысл жизни?» Отдельно рассмотрена возможность использования научного метода.

«Смысла в жизни нет?» мы убедились, что подобное утверждение противоречит самим понятиям «смысл» и «жизнь» (внутреннее противоречие), а также противоречит факту существования Вселенной и даже основным принципам научного познания (внешнее противоречие).

«Смысл жизни у каждого свой?» на основе определения понятия «смысл» мы приходим к выводу, что никакого отдельного независимого смысла существовать не может. Любой частный смысл, независимо от того, осознается он или нет, независимо от того, кем он осознается, всегда является неотъемлимой частью какого-то более общего смысла. Об этом говорит наш личный опыт, об этом свидетельствует история человечества, на этом основан научный метод познания.

Однако общность всех смыслов не отрицает, а, наоборот, утверждает необходимость существования смыслов индивидуальных. У каждого человека действительно есть свой смысл жизни, но лишь как необходимая часть смысла существования семьи, смысла существования общества, смысла существования человечества, смысла существования Земли, смысла существования Солнечной системы и т.д. Каждый человек создает смысл своей жизни, но создает лишь индивидуальную его часть.

Чем яснее человек осознает связь своей жизни с жизнями других людей, с существованием других объектов, тем легче ему создавать свой индивидуальный смысл, участвуя тем самым в реализации более общего смысла, в достижении других - высших целей.

«Смысл жизни - в самой жизни?»

Налицо противоречивость различных вариантов подобного утверждения. Какие бы значения мы не придавали понятию «жизнь» в первой и второй части этой формулировки, мы всегда приходим к противоречию. Цель ее - не в объяснении, а в отказе от объяснения. Проблема смысла жизни не решается, а снимается вовсе. То же относиться к высказываниям типа «Смысл жизни - в ее процессе» или «Смысл жизни здесь и сейчас».

«Смысл жизни есть, но он непознаваем?»

Данное утверждение ни чем не обосновано.

«Может ли смысл жизни заключаться только в удовольствии? в счастье?»

Ни одно удовольствие и даже ни одна группа удовольствий в отдельности не может заключать в себе смысл и цель жизни. Каждая группа удовольствий зависит от всех прочих групп. Только гармоничное единство и полнота всех удовольствий может обеспечить полноту каждого удовольствия в отдельности. А значит, смысл и цель жизни сводятся к стремлению не к удовольствиям, а к тому, что является необходимым условием всех удовольствий. Полнота и длительность удовольствий необходимы как универсальный индикатор, показывающий насколько правильно человек реализует смысл своей жизни.

Не только удовольствие, но и счастье не может быть ни целью, ни смыслом жизни, состояние счастья возникает в виде удовольствия, точнее устойчивого радостного удовлетворения, как результат деятельности человека по росту реализованного совершенства (красоты, гармонии, истины).

«Может ли смысл жизни заключаться только в отсутствии страданий? в покое?»

Страдания есть необходимое условие, один из способов реализации смысла и цели жизни, но не сам смысл и самоцель. Если допустить, что смысл человеческой жизни - в отсутствии страданий, тогда смысл жизни окажется в ее отсутствии.

Не может считаться смыслом жизни и покой. Любой покой, поставленный как цель - это всегда только этап к удовольствию, получаемому человеком от достижения других, более важных для него целей.

«Может ли смысл жизни заключаться только в исполнении долга? в жизни ради других?»

Исполнение долга - не цель, а средство достижения других целей. Исполнение долга - необходимая составляющая смысла существования человека, условие реализации полного смысла его жизни, но не смысл в целом, не самоцель.

«Может ли смысл жизни заключаться только в познании?

Познание является одной из важнейших составляющих жизни человека, поскольку оно необходимо для достижения любых его целей. Все виды познания - необходимая составляющая смысла существования человека. Познание - условие реализации полного смысла его жизни, но не смысл в целом, не самоцель.

«Может ли смысл жизни заключаться только в любви?

Никакая частичная любовь не может быть целью и смыслом жизни, так же как частичное удовольствие или частичное познание. Частичная любовь - любовь на каждом отдельном уровне, в каждой отдельной сфере - необходимая составляющая смысла существования человека. Частичная любовь - необходимое условие реализации полного смысла жизни, но не смысл в целом, не самоцель.

Полная любовь, как стремление к полному гармоничному единству, требует полного познания и полного удовольствия, и лишь все вместе они могут принести полное счастье.

«Может ли смысл жизни заключаться только в реализации возможностей? в совершенствовании?»

Реализация и совершенствование человека есть способ осуществления смысла жизни, не самоцель, а механизм достижения высшей цели.

Какова же эта высшая цель? Предположим, что — в достижении максимально возможной гармонии на всех уровнях и во всех сферах человеческих связей -максимального совершенства отдельного человека.

Но любая частная возможность для своей реализации требует гармонично согласованной реализации общей возможности. Любое частное совершенствование требует гармонично согласованного общего совершенствования. Следовательно, максимально возможное совершенство отдельного человека есть необходимая составляющая реализации максимального совершенства его семьи, общества, человечества, Земли, Солнечной системы и т.д.

Совершенствование невозможно без удовольствий и счастья, без страданий и покоя, без познания и творчества, без любви и исполнения долга.

4) Для того чтобы построить всеобщую систему смыслов, один из вариантов которой сформулирован в вопросе «ФОРМУЛА СМЫСЛА», необходимо ответить на все вопросы, приведенные в таких вопросах:

«Смысл существования Вселенной»

«Смысл счастья»

«Смысл страдания»

«Смысл познания»

«Смысл любви»

«Смысл реализации и совершенствования»

«Смысл свободы»

5) Антропоцентризм может рассматриваться как личностный смысл и философская позиция в социальной работе.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.