Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Базовые представления о нарциссизме





Термин «нарциссизм» З.Фрейд стал употреблять с I905 года вслед за П.Неке и Х.Эллисом, использующих его при описа­нии особого вида сексуальной перверзии. О заимствовании у Иске Фрейд пишет в работе «О нарциссизме» (1914); позднее, н примечании, добавленном к «Трем очеркам по теории сек­суальности» в 1920 году, он утверждает, что термин был вве­ден Эллисом. Фактически, как пишут ЖЛапланш и Ж.-Б.Понгалис в «Словаре по психоанализу» (1996, с.246), понятие «нар­циссизм» начал применять Неке, комментируя в 1899 году концепцию Эллиса, который первым в работе «Психологи­ческое исследование автоэротизма» («Autoerotism, a psychological study», 1898) соотнес автоэротизм с чувством самовосхищения и мифом о Нарциссе.

В «Трех очерках по теории сексуальности» (I905) Фрейд считает «нарциссизмом» гомосексуальный выбор объекта, базирующийся на отношении любящей матери к Я. Нарциссизм рассматривается как сексуальная перверзия. В «Случае Шребера» (1911) нарциссизм начинает пониматься как особая стадия психосексуального развития, промежуточная между автоэротизмом и объектной любовью. На стадии нар­циссизма, в отличие от автоэротизма, объектом любви уже становится Я как целое (как единый образ тела). Позднее, в «Я и Оно» (1923) различия между автоэротизмом и нарциссизмом не будут приниматься во внимание. В «Тотеме и Табу» (1912) представлена та же точка зрения, что и в «Случае Шребера»; утверждается, что на этой стадии развития ребенку свойственна вера во всевластие мыслей.

В 1914 году Фрейд посвящает нарциссизму отдельное исследование. В работе «О нарциссизме» новым, по сравнению с представлением о перверзии, является понимание нар­циссизма как «либидозного вложения в Я». С опорой на прин­цип сохранения либидозной энергии постулируется равно­весие между Я-либидо и объектным либидо: чем больше поглощает одно, тем сильнее истощается другое. Концент­рация либидо на Я становится патогенной в случаях парафрении с бредом величия и ипохондрии. Фрейд разделяет идеи К.Абрахама о процессе востребования либидо субъек­том, описанном им на примере «раннего слабоумия». Нар­циссизм представляется либидозным дополнением к эгоиз­му инстинкта самосохранения: сильный эгоизм защищает от болезни, но в конце концов необходимо начать любить, чтобы не болеть. Выделяются два типа любви: с аналити­ческим выбором объекта, когда любишь «вскармливающую женщину» или «защищающего мужчину», и с нарцисси­ческим выбором объекта. Последний уже не трактуется как гомосексуальный, а понимается в более широком смысле: любишь то, что сам из себя представляешь, или то, чем прежде был, или то, чем хотел бы быть, или человека, ко­торый был частью тебя самого (нарциссическая любовь ма­тери к ребенку). Нарциссическая любовь нестабильна. Лю­бые разочарования в совершенстве объекта любви (объекта идеализации) подвергают ее опасности, и привязанность сменяется нарциссизмом. Подчеркивается амбивалентность отношения к объекту, выбранному на нарциссической ос­нове. В работе «Печаль и меланхолия» (1917) Фрейд объяс­няет меланхолию (в современном понимании — эндоген­ную депрессию) обращением ненависти на Я, которое иден­тифицировалось с объектом. Вслед за О.Ранком, Фрейд видит в замене любви к объекту идентификацией с объектом «зна­чительный механизм в нарциссических заболеваниях». Нарциссическое заболевание, или «нарциссический невроз», в современном понимании есть психотическое заболевание. Фрейд считал, что психотическая патология представляет собой, по крайней мере частично, возврат к очень раннему уровню функционирования психики, когда способность относиться к окружающим и любить их, отделяя от соб­ственной личности, еще не развилась. Он утверждал, что при «нарциссическом неврозе» больной неспособен к раз­витию перенесения, и поэтому психоаналитическое лече­ние невозможно.

Как уже отмечалось, Фрейд, развивая свои представления о нарциссизме, принимал во внимание идеи К.Абрахама и О. Ранка. В 1919 году в работе «Особая форма невротического сопротивления аналитическому методу» («А particular form of neurotic resistance against the psychoanalytic method») К.Абра­хам впервые описал нарциссическую форму сопротивления, когда пациент идентифицируется с врачом, и ведет себя как супераналитик. Таким образом, он избегает сближения с вра­чом и зависимости от него. О.Ранк исследовал природу женско­го нарциссического тщеславия («Ein Beitrag zum Narzissmus» / «К вопросу о нарциссизме», 1911). Оно понималось им двоя­ко: и как нормальная, естественная любовь женщины к свое­му телу (эту точку зрения разделял и Фрейд в упоминаемой ранее работе «О нарциссизме»), и как защита от «плохости мужчин», настолько неспособных к любви и пониманию красоты и ценности женщины, что она вынуждена воз­вратиться к нарциссическому состоянию самолюбви. Уже в 1913 году Э.Джонс в работе «Комплекс Бога» («The God complex») соотносил самообожествление с нарциссизмом. О.Ранк позднее («Will Therapy» / «Терапия воли», 1945) предложил динамичес­кое объяснение тщеславия, самовосхищения и самовосхвале­ния через самообожествление индивидуальной воли. Концепт творящего, всемогущего, всезнающего Бога интерпретируется им как проективная персонификация индивидуальной воли. Воля становится самообожествляющей тенденцией, с само­надеянным желанием быть не только как Бог, но самим Бо­гом. Происходит самовольная переоценка Я таким образом, что понятия возраста, болезни и смерти перестают иметь от­ношение к Я.

Если в классическом психоанализе нарциссизм ассоци­ируется с самовлюбленностью, то неофрейдистами он по­нимается в первую очередь как самоненависть и самодеструктивность. Неофрейдисты критикуют концепцию нарцис­сизма за понятие фиксированного количества либидо. Они отмечают, что, согласно Фрейду, чем больше любви направлено на внешний мир, тем меньше остается самому себе, и наоборот. Э.Фромм («Man for Himself» / «Человек для себя», 1947) возражает против этой формулировки, так как она приводит к неприемлемой позиции: нарцисс пред­ставляется обогащенной личностью по сравнению с чело­веком, способным к любви. По мнению Фромма, в дейст­вительности человек, испытывая любовь к окружающим, не истощается, а обогащается.

К.Хорни систематизировала свои представления о нарцис­сизме и нарциссической личности к 1950 году («Neurosis and Human Growth» / «Неврозы и личностный рост»). Нарциссизм рассматривается как одно из направлений процесса патологи­ческого развития, как защита от тревожности через иденти­фикацию с воображаемым «идеальным Я». «Реальное Я», сре­доточие сущностного конструктивного личностного потенциа­ла, борется за выживание с таким безжалостным и неумолимым противником, как «идеальное Я». Невозможность самореали­зации ведет к деструкции индивидуальности. Автор считает, что нарцисс, любящий фантазийный идеальный образ, не спо­собен к истинной заботе о себе.

В.Джоффе и Дж.Сэндлер (Joffe IV., Sandler J., 1967) от­вергли определение нарциссизма как либидозного вложе­ния в Я или незрелого выбора объекта. Они связали понятие нарциссизма с самоуважением. В отличие от экономическо­го тезиса, они утверждают, что личность с высоким само­уважением также уважает других, с низким — более заин­тересована в себе.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.