|
Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10)Стр 1 из 5Следующая ⇒ Речь устнаяписьменная то, что мы то, что мы слышим, видим, говорим пишем Предложение слово слог звук \ буква
Гласные звуки (их 6) [а] [о] [ы] [э] [и] [у] Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10) А я о ё ы и э е у ю Буквы ё е я ю обозначают два звука: [й'о][й'э][й'а][й'у] · после гласных · после ъ и ь · в начале слова
Согласные звуки Звонкие парныеЗвонкие непарные [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [р] [л] [м] [н] [й] Глухие парныеГлухие непарные [п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц] [ч] [щ] Твердые парные [б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х] Мягкие парные [б′] [п′] [в′] [ф′ [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′] [л′] [м′] [н′] [р′] [х′] Твердые непарные Мягкие непарные [ж] [ш] [ц] [ч′] [щ′] [й′] Звуки ГласныеСогласные (это звуки, при (это звуки, при образовании образовании которых которых встречается Воздух свободно проходит преграда (губы, зубы, язык) Через полость рта, не встречая Никакой преграды. ударныебезударные твёрдые мягкие а я о ё у ю ы и Э е ь
звонкиеглухие Произносятся произносятся С голосом и шумом с шумом гласные | согласные звонкие
| согласные глухие Всегда твёрдые: Ш, Ж, Ц Всегда мягкие: Ч, Щ, й Все остальные: могут быть твёрдыми и мягкими Ь и Ъ – звука не имеют
Схема фонетического разбора слова 1. Запиши слово. 2. Раздели на слоги. 1. Поставь ударение. 2. Сделай транскрипцию. 3. Запиши в столбик буквы, рядом –звуки. 4. Охарактеризуй каждый звук: а) гласный или согласный б) если гласный, то ударный или безударный в) если согласный, то твердый или мягкий (парный\непарный) звонкий или глухой (парный\непарный) 7.Посчитай количество букв и звуков.
Мяч-1слог - мяч - [ м' а ч'] м- [ м'] -согл., мягк.,парн. [м ],звонк., непарн. я- [ а ] -гласн., ударн. ч- [ ч'] -согл., мягк.,непарн., глух., непарн. Б., 3зв. Семья-2 слога, семь-я, [ с' э м' й' а ] с- [с'] -согл.,мягк.,парн. [ с ], глух., парн.[ з' ] е- [ э ] -гласн., безуд. м- [ м' ] -согл.,мягк.,парн. [ м ].звонк., непарн. ь- [ - ] я- [ й' ] -согл.,мягк., непарн., звонк., непарн. - [ а ] -гласн., ударн. Б., 5зв. Разбор слова по составу настольный 1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова: настольный, настольного, настольным, о настольном. Окончание –ый, основа настольн- 2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова: стол, столик, столовая. Общая часть слов – стол-. Это корень. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах. Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.
Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах. Приставка –на-. Такая приставка есть в словах наручный, настенный Предложение 1. По цели высказывания Повеств. Вопросит. Побудит. О чем-либо содержит содержит или о ком-либо вопрос просьбу, сообщается, приказ говорится .?.! 2. По интонации Восклиц. невосклиц. 3.По структуре Простое сложное 1 грамматич. основа 2 и более грамматич. основ 4.По строению грамматич. основы Односоставные двусоставные 1 главный член есть и подлежащее и член (или подлежа- сказуемое щее или сказуемое) 5.По наличию второстепенных членов предложения Распростр. нераспростр. кроме грамматич. основы только грамматич. основа есть второстеп. члены предложения
Синтаксический анализ предложения 1. Определи цель высказывания предложе-ния. Определи интонацию. Найди грамматическую основу. Найди второстепенные члены предложения и определи, распространенным или нераспространенным является предложение. Укажи, есть ли в предложении однородные члены. Образец. С юга потянул тёплый ветер.
Предложение повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа – ветер потянул, простое, двусоставное, распространенное, однородных членов нет. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль.
Грамматическая основа ( главные члены предложения)
Подлежащее -это главный член предложения, который связан со сказуемым, показывает о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы именительного падежа (кто? или что?)
Сказуемое -это главный член предложения, который
связан с подлежащим, показывает что о нем говорится и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Что происходит с предметом?
Каков он?
Как найти в предложении грамматическую основу.
1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении.
2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? ЧТО?
3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.
4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков?
Второстепенные члены предложения
Дополнение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.
Обозначает, на какой предмет или явление направлено действие и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?
Подчеркивается - - - - -
Определение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? и обозначает признак предмета. (Поясняет подлежащее и другие члены предложения.)
Подчеркивается ~~~~~~~~~~~
Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака. (Поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.)
Обозначает место, время, причину, цель, образ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?
Подчеркивается -.-.-.-.
Члены предложения
главныевторостепенные Подлежащее дополнение Сказуемое определение Обстоятельство
Части речи самостоятельныеслужебные Имя существительное предлог Имя прилагательное союз Глагол частица Местоимение Числительное Наречие
№ 1 Оформление предложения. · Начало предложения пишется с большой буквы. · В конце предложения ставится.?! · Слова в предложении пишутся отдельно.
Работа над ошибками
· Выпиши предложение. · Придумай и напиши еще одно предложение. · Подчеркни заглавную букву. В ыпал снег. Д ети рады.
№ 2 Работа над ошибками
· Запиши данное слово 3 раза · Подчеркни букву, где была допущена ошибка · Запомни это слово № 3 Работа над ошибками
· Запиши данное слово. · Подчеркни большую букву. · Напиши ещё 3 слова на это правило, подчеркни в них большую букву. № 4 Гласные после шипящих. ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЧУ – ЩУ пиши с буквой У, ЧА – ЩА пиши с буквой А. Жи ву, пу ши стый, пря чу, и щу, ча шка, ща вель. Работа над ошибками
· Выпиши слово. · Придумай и запиши еще 3 слова на эту орфограмму. Малыш и, карандаш и, ш и рина, уш и б.
№ 5 Перенос слов. 1. Слово переносится с одной строки на другую по слогам. Можно нельзя про-смотр просмо-тр стр-ах 2. Нельзя оставлять в конце строки и переносить на другую строку 1 букву. Можно нельзя ака –ция а-кация акации-я
Работа над ошибками
· Выпиши слово, подчеркни гласные буквы, цифрой обозначь количество слогов. · Раздели слово на слоги. · Подумай, как можно перенести (или нельзя) · Придумай ещё 2 слова на это же правило О с и -н а, (мали-на, яго-да) № 6 Работа над ошибками
· Выпиши слово. · Поставь ударение. · Подчеркни орфограмму. · Напиши это слово 3 раза. · Придумай и запиши 2-3 однокоренных слова. Д о рога, дорога, д о рога. Дорожный, прид о рожный, внед о рожник. Хо кк ей, хо кк ей, хо кк ей. Хо кк ей, хо кк еист, хо кк ейный. № 7 Как изменить слово? · Много – один (леса-лес) · Один – много (гора-горы) · Назови ласково (трава – травушка, травинка) · Что делает … · Каков … Работа над ошибками · Выпиши слово · поставь ударение · выдели корень · в корне подчеркни безударную гласную · обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом. Сады – с а д; волна - в о лны.
№ 8 Звонкие и глухие согласные. (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш) Работа над ошибками · Выпиши слово · Подбери проверочное однокоренное слово, где гласная произносится отчётливо. Сады – с а д; волна - в о лны.
№ 9 Работа над ошибками · Выпиши слово · Подчеркни Ь и согласную перед ним · Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Ел ь, тен ь, пен ь.
№ 10 Разделительный мягкий знак. Работа над ошибками · Выпиши слово · Подчеркни Ь и гласную перед ним · Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму. В ь юга, лист ь я, солов ь и.
№ 11 Работа над ошибками · Выпиши слово · Выдели приставку · Подчеркни Ъ и гласную перед ним · Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
С ъе ст, об ъя вления, об ъё м.
№ 12 Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН…
Сочетания ЧК, ЧН, РЩ, НЧ, НЩ, ЩН – Пиши без Ь.
Пти чк а, но чн ой, ко нч ик, сва рщ ик, мо щн ый.
Работа над ошибками · Выпиши слово · Подчеркни сочетания
До чк а, ре чк а, мо щн ый
№ 13 Двойные согласные. (лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб) Работа над ошибками · Выпиши слово · Подбери однокоренное слово. · Выдели корень. · Подчеркни двойные согласные. · Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Кла сс – кла сс ный, А нн а – А нн ушка, дро жж и – дро жж евые.
№ 14 Непроизносимые согласные. (т, д, л, в) 1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять. Честный - честь, звёздный – звезда.
2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно. Чудесно – чудо.
3. Запомни: лестница Праздник Чувство
4. Запомни: СН без Т Ужасный – ужас, опасный – опасен.
Работа над ошибками · Выпиши слово · Подбери однокоренное слово, где эта согласная произносится отчётливо. · Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму. Звез д ный – звез да; чес т ный – чес ть № 15 Правописание предлогов.
Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова. Работа над ошибками
· Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. · Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. · Обозначь орфограмму – пробел. · Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу Лодка от плыла от берега
№ 16 Правописание приставок. Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом. Работа над ошибками
· Выпиши слово. · Выдели приставку и корень
Убежала, пришла, написала, прочитала, срисовал.
№ 17 Ж.р. М.р. (она, моя) (он, мой) | | Ь нет Ь мышь душ рожь муж помощь лещ дочь меч Работа над ошибками
· Выпиши слово. · Определи род и склонение. · Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму. Лу ч (м.р.), шала ш (м.р.) Но чь (ж. р., 3 скл.), пе чь (ж. р., 3 скл.)
№ 18 НЕ с глаголом. · Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..
Не играл, не было, не мог, не хочу, не знаю
Работа над ошибками · Выпиши глагол с НЕ. · Запиши два слова на это правило. · Подчеркни орфограмму. Не_пришел, не_выучил.
№ 19 О или Е. Верт о лёт, пар о ход, пыл е сос, пул е мёт. Работа над ошибками · Выпиши слово. · Выдели корни. · Подчеркни гласную. · Запиши 2 слова с этой орфограммой. Вод о воз, сам о лет, тепл о ход.
№ 20 Гласные после шипящих. Глагол · Ставим в неопред. форму На -ить остальн. Спр. 1 спр. + + Терпеть брить Вертеть стелить Обидеть Зависеть Ненавидеть Видеть Смотреть Гнать Дышать Слышать Держать № 27 Сущ. 3 скл. 1. сущ. м. р Глаг. Н. ф. 2. сущ. мн. ч. Глаг. повел. накл. Нареч. Иск.. уж Замуж Невтерпеж
№ 28 Работа над ошибками · Выпиши слово. · Напиши вопрос. · Обозначь орфограмму. · Запиши еще одно слово с этой орфограммой. Пыта ться (что делать?), учит ся (что делает?), бере чь, стере чь.
№ 29 Правописание суффиксов Правописание суффикса –ок Пишется всегда под ударением. После шипящих в - суффиксе –ок - всегда пишется гласная о Имя существительное. · Часть речи · Обозначает предмет · Отвечает на вопросы Кто? Что? · Имеет род
М. р. Ср. р. Ж.р. (он, мой) (оно, моё) (она, моя) · Изменяется по числам и падежам · Бывают собственные и нарицательные · Делятся на одушевлённые и неодушевлённые Одушевлённые существительные отвечают на вопрос Кто? и называют предметы живой природы. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос Что? И называют предметы неживой природы.
Склонение существительных
Прилагательное · Часть речи · Обозначает признак предмета · Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Чей? Чья? Чьё? · Изменяется по числам, родам, падежам · В предложении – чаще определение Прилагательные бывают · Качественные 1. указывают на качество предмета – цвет, размер, свойство 2. можно подобрать антонимы 3. может быть краткая форма 4.от кач. прил. можно образовывать прил. с приставкой не 5. можно подставить слова «более – менее» 6. образуются при помощи суффиксов –оват-, -еват-, -еньк, -оньк- 7. Имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную. Глагол · Часть речи · Обозначает действие предмета · Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? · Бывает совершенного и несовершенного вида Что делать? Что сделать? | | Несовер. вид соверш. вид · Изменяется по временам Прош. в. Наст. в. Буд. в. | |___________| Что делал? изменяется Что сделал? | | | по лицам по числам изменяется | | | | | По 1л. 2л. 3л. ед.ч мн. ч. числам |__________________| | | спряжение ед.ч мн. ч. | | | | | 1 спр. 2 спр. М.р. ж.р. ср.р. [] ударн. | | Е И [] безударн. | По н.ф. | | -ить остальные | | Спр. 1 спр. Как определить вид глагола 1. Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему вопросы. 2. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? — это глагол несовершенного вида. 3. Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделал? что сделает? — это глагол совершенного вида.
Прочитал — вопрос что сделал? Глагол совершенного вида. Рисовал — вопрос что делал? Глагол несовершенного вида.
Глаголы-исключения: И зависеть, и вертеть, А ещё смотреть, терпеть.
Местоимение · Часть речи · Не называет предмет или признак, а только на него указывает Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, такой, то, этот, все и др.
Личные местоимения
· Предлог Слова на, в, от, об, по, из, к, у, за, о, под, над, с… - это предлоги. · Часть речи · Предлоги служат для связи слов в предложении. · Они пишутся отдельно от других слов. Как отличить предлог от приставки? (Смотреть правила № 15, 16) Член предложения.
У наречия нет окончания. На поляну выбежал заяц. 1. (На) поляну – имя существительное. 2. Начальная форма – поляна. Начальная форма – высокий Состав слова Родственные слова – это слова, сходные по смыслу и имеющие общую часть (корень)
Однокоренные слова – это слова, образованные от одного и того же корня.
Что делать? Кто? Какой? Что? Как? Корень
Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
Корень – это главная неизменяемая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Приставки 1. – о, от о печатал, от нёс -вы, по, в вы ход, по ход, в ход -пере, при пере ход, при ходить -у, за, на у летел, за шёл, на ходка -про, с про бежал, с пел до, об, под,… до писал, об ъезд, под ъём
2. Приставки –вз (-вс), -воз (-вос), -из (-ис), -через (-черес), -раз (-рас), -без (-бес) · Если корень начинается со звонкого согласного, пишется З. Без людный, из вестный · Если корень начинается с глухого согласного - С. Рас сказ, бес покойный Приставки с гласной а: за-, на-, над-.
3. Приставки с гласной о: от-, ото-, под-, подо-, по-, до-, об-, про-, о-.
Суффиксы 1. – ик-, - ок-, - ек- – придают слову уменьшительно-ласкательный оттенок · Чтобы правильно писакть слова с суффиксами –ик, -ек, нужно изменить слово. · Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву И. Сад и к – сад и ки. · Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву Е. Замоч е к – замочки. 2. – очк-, -ечк- коз очк а, книж ечк а -еньк-, -оньк- сер еньк ий, лис оньк а -ушк-, -юшк- дед ушк а, пол юшк о (-ышк-) солн ышк о -к- машинка -онок-, -енок- волч онок, льв ёнок 3. Указывают на принадлежность к профессии. -ист-, -тель- машин ист, строи тель -чик-, -щик-, часов щик, лёт чик -ник-, -арь- лес ник, пек арь Д Т остал. З -чик- согл. –щик- С Ж
лётчик сварщик 5. Суффиксы глаголов -а-, -я- беж а ть, стрел я ть -и-, -л- вход и ть, уеха л -е-, -о- увид е ть, постр о ить
6. Суффиксы прилагательных -н-, -нн- боль н ой -ан-, -ян-, -енн- -ев-, -ов- груш ев ый, слив ов ый
7. Реже -в-, -ск-, -ек-, -очек-, -иц-, -ец-, -ищ-, -ёр-, -инк-, -лив- -анин-, -янин-, -евн-, -евич-, -ич-, -овн-, -ович-, -иничн-, -ость- Определи часть речи. 2. Окончание
|
Речь
устнаяписьменная
то, что мы то, что мы
слышим, видим,
говорим пишем
Предложение
слово
слог
звук \ буква
Гласные звуки (их 6)
[а] [о] [ы] [э] [и] [у]
Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10)
А я о ё ы и э е у ю
Буквы ё е я ю обозначают два звука:
[й'о][й'э][й'а][й'у]
· после гласных
· после ъ и ь
· в начале слова
Согласные звуки
Звонкие парныеЗвонкие непарные
[б] [в] [г] [д] [ж] [з] [р] [л] [м] [н] [й]
Глухие парныеГлухие непарные
[п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц] [ч] [щ]
Твердые парные
[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]
Мягкие парные
[б′] [п′] [в′] [ф′ [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′] [л′] [м′] [н′] [р′] [х′]
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: