|
Предварительная штурманская подготовкаПредварительная подготовка – основной вид подготовки экипажа к полету. Ее организует и проводит командир летного подразделения или его заместитель с участием необходимых специалистов. Подготовку к полету должны проходить все члены экипажа независимо от занимаемой должности и опыта летной работы. Предварительная штурманская подготовка является основной составной частью предварительной подготовки. Предварительная штурманская подготовка к полету предусматривает: - уяснение задачи предстоящего полета; - подбор полетных карт, прокладка и навигационная разметка заданного маршрута, подготовка необходимой документации, справочных материалов и личного штурманского снаряжения; - изучение маршрута полета, рельефа местности, расположения препятствий по маршруту и в районе аэродромов, условий ведения контроля пути и визуальной ориентировки; - изучение аэродрома назначения и запасных аэродромов (в том числе аэродромов других ведомств) по Сборникам аэронавигационной информации, а горных аэродромов и аэродромов, расположенных в приграничной полосе – по Инструкциям по производству полетов на этих аэродромах; - изучение расположения радиотехнических средств навигации по маршруту полета, порядка и особенностей их использования; - изучение рубежей приема-передачи управления между пунктами УВД по маршруту (району) полета и порядка ведения радиосвязи; - изучение запретов и ограничений использования воздушного пространства и приграничной полосы (при полетах в приграничных районах) с выделением ее на полетной карте; - изучение особенностей эксплуатации бортовых систем применительно к конкретным условиям предстоящего полета; - составление предварительного расчета полета с учетом эквивалентного ветра. Предварительная штурманская подготовка к полетам по выполнению авиационных работ, оказанию срочной медицинской помощи, а также к полетам в летных училищах и особых условиях полета, включают ряд дополнительных требований, обусловленных специфическими особенностями полетов. В заключение предварительной подготовки проводится розыгрыш полета с контролем готовности экипажа к выполнению предстоящего полета. Подбор и подготовка полетных карт. Для выполнения полета на борту ВС должен быть комплект подготовленных полетных карт. Полетная карта – один из основных документов, используемых для целей аэронавигации. Любые полеты без полетной карты запрещаются. Подготовка полетной карты включает в себя: - подбор необходимых листов карт по сборной таблице или по схеме прилегающих листов, имеющейся на каждом листе карты; - склейку выбранных листов карт; - складывание склеенной полетной карты; - нанесение специальной нагрузки (навигационная разметка маршрута полета). Навигационная разметка маршрута. Маршрут на полетной карте прокладывают в соответствии с требованиями нормативных документов гражданской авиации. Записи на карте делают тушью или пастой четко и разборчиво. Высота цифр должна быть 5 – 6 мм. Для повышения наглядности полетных карт рекомендуется наносить условные знаки и необходимые записи разными цветами согласно установленных правил. Навигационную разметку маршрута выполняют в следующей последовательности (рис. 10.1) [9]: 1. Пункты маршрута (ИПМ, ППМ, КПМ) обводят окружностями черного цвета диаметром 5 – 8 мм. В качестве ИПМ берут аэродром вылета, в качестве ППМ – характерные ориентиры или ОПРС, в качестве КПМ – аэродром посадки. Точки пересечения маршрута с границами районов УВД обозначают черными треугольниками высотой 2 – 3 мм и записывают их наименование. 2. Условные изображения взлетно-посадочных полос наносят черным цветом в виде отрезков длиной 3 – 6 мм, расположенных в окружностях, обозначающих аэродромы, в направлении истинных посадочных путевых углов. 3. Линию заданного пути проводят черным цветом, оставляя на середине участка разрыв для записи расстояния. Внутри окружности линию пути не проводят. Расстояние записывают черным цветом в разрывах ЛЗП.
Рис. 10.1. Образец подготовки полетной карты для ВС 4-го класса и вертолетов всех классов
4. Заданные путевые углы между поворотными пунктами маршрута записывают на карте справа от ЛЗП. При выполнении полетов с локсодромическими курсовыми приборами: – наносят ЗМПУ измеренные от средних меридианов участков маршрута, значок градуса и стрелка, указывающая направление полета, записываются красным цветом. Если участки маршрута имеют большую протяженность, то через 50 - 200 км выбирают характерные контрольные ориентиры, рядом с которыми указывают новые значения ЗМПУ. При полете с ортодромическими курсовыми приборами: - если полет выполняют по опорным меридианам, проходящим через каждый ППМ, наносят начальные ОЗМПУн (ОЗИПУн) вдоль ЛЗП со стрелкой в направлении полета; - если полет выполняется по одному опорному меридиану, выбранному для всего маршрута, наносят ОЗМПУ (ОЗИПУ) с указанием долготы опорного меридиана у каждого ППМ. ОЗМПУ наносят рядом с начальными ОЗМПУн перпендикулярно к ним, а ОЗИПУ – вдоль линии пути в скобках. При этом ОЗМПУ наносят красным цветом, а ОЗИПУ – черным. Поправки для коррекции гироскопических курсовых приборов записывают черным цветом в окружностях у меридианов справа от ЛЗП по полету на удобном расстоянии. Опорные меридианы выделяют черным цветом. 5. Магнитное склонение в градусах с указанием его знака в районах аэродромов и на каждом участке наносят красным цветом в окружностях красного цвета диаметром 8 мм, через 2 – 3°. Цифры ориентируют относительно меридианов карты. Районы магнитных аномалий выделяют красными линиями с указанием минимального и максимального значения магнитного склонения. 6. Максимальные абсолютные высоты местности обводят черными прямоугольниками в полосе по 50 км в обе стороны от оси маршрута (трассы), а в районе аэродрома – в радиусе 50 км от контрольной точки аэродрома. Прямоугольники располагают длинной стороной с запада на восток. 7. Для полетов по ПВП и ОПВП на ВС 4 -го класса и вертолетах всех классов, искусственные препятствия наносят черным цветом дробью: в числителе – относительное превышение, в знаменателе – абсолютное. 8. Ограничительные пеленги (азимуты) наносят красным цветом, причем только те, рубежи которых ограничивают режим полета по трассе и местным воздушным линиям. В районах аэродромов указанные пеленги (азимуты) и рубежи, ограничивающие режим, на полетную карту не наносятся. 9. Границы районов УВД наносят утолщенными линиями красного цвета с поперечными черточками. Названия этих границ записывают красным цветом. 10. Азимутальные круги (секторы) наносят красным цветом с центром в точке расположения РТС радиусом 3 – 5 см. Оцифровка расстояний выбирается произвольной, азимутов – через 30° с ценой деления 5°. 11. Для ВС с бортовыми радиолокаторами радиолокационные ориентиры (РЛО) выделяют кружками желтого цвета. От этих ориентиров проводят линии траверзов к ЛЗП. В разрывах линий записывают черным цветом расстояние от ЛЗП до РЛО, а вдоль ЛЗП – расстояние до ППМ (ПОД) от точек траверзов. 12. Профиль рельефа при полетах в горной местности (для самолетов с ГТД на участках снижения и набора высоты, для самолетов с ПД по всему маршруту с горной местностью) наносят в полосе шириной по 25 км в обе стороны от оси маршрута для полетов по ППП и в пределах ширины трассы – для полетов по ПВП и ОПВП. Профиль наносят на свободном месте полетной карты или на отдельном листе бумаги в масштабе, в зависимости от длины участков маршрута и высоты горного рельефа. На участках маршрута полета на горный аэродром наносят установленные рубежи начала снижения с указанием расстояния до аэродрома и нижнего безопасного эшелона полета. На полетные карты дополнительно могут наноситься различные данные, условные изображения наземных РТС и другая необходимая информация. Построение профиля рельефа местности горного района. Профиль рельефа местности – схема, изображающая его вертикальный разрез. Для его построения необходимо (рис. 10.2): - проложить маршрут на полетной карте и изучить рельеф в необходимой полосе; - на обрезе карты или отдельном листе бумаги провести горизонтальную линию (уровень моря) и в масштабе карты отметить на ней положение пунктов воздушной трассы (маршрута) горного района; - провести вспомогательные линии параллельно линии уровня моря и записать около них значения высот (вертикальный масштаб обычно берется 500 м в 1 см); - пользуясь горизонтальным и вертикальным масштабами, отметить на схеме максимальные абсолютные высоты местности, расположенные в установленной полосе от оси трассы (маршрута);
Рис. 10.2. Профиль рельефа местности горного района
- соединить нанесенные точки плавной кривой линией и слегка закрасить рельеф коричневым цветом; - подписать на схеме название горных вершин, показать условными знаками искусственные препятствия и указать их высоты относительно местности. Изучение маршрута полетов и аэродромов. Маршрут полета экипаж изучает по полетной карте одновременно с его прокладкой. Изучение маршрута дополняется изучением инструкций по производству полетов на аэродромах по воздушной трассе (маршруту), аэронавигационных описаний местных воздушных линий, радионавигационных карт, карты навигационной обстановки, Сборников аэронавигационной информации и сведений экипажей, ранее летавших по этому маршруту. В результате изучения маршрута и аэродромов экипаж должен знать: - маршрут полета, его общую протяженность и отдельных участков, пункты смены эшелона и пересечения трасс; - рельеф местности и расположение препятствий по маршруту и в районе аэродрома посадки; - характерные линейные и площадные ориентиры и возможность их использования для визуальной и радиолокационной ориентировки; - места расположения наземных РТС; - зоны и районы с особым режимом полетов по маршруту и порядок полетов в них, воздушные коридоры (маршруты) для подхода к аэродромам, расположенным у крупных городов; - аэродромную сеть и данные об аэродромах назначения и запасных, места расположения аэродромов, их высоту над уровнем моря; - размеры и профиль ВПП, посадочные курсы, площадки на случай экстренной посадки, схемы выхода из района аэродрома после вылета; - препятствия в районе аэродромов в радиусе 50 км; - расположение средств навигации и посадки, зоны ожидания, схемы снижения и захода на посадку, порядок ухода на второй круг; - минимумы для взлета и посадки ВС; - порядок ведения радиосвязи по трассе (маршруту) и в районах аэродромов с диспетчерскими пунктами, рубежи приема и передачи УВД. Экипажи, состоящие из одного пилота, должны заучить на память: маршрут полета, МПУ, расстояния, штилевое время полета, наибольшие превышения рельефа местности и безопасные высоты по участкам маршрута, линейные, площадные ориентиры и их взаимное расположение, расположение аэродромов и посадочных площадок, зоны и районы с особым режимом полетов, а также МПУ, расстояния и время полета в штиль на аэродром базирования от характерных ориентиров, расположенных в радиусе 100 км от этого аэродрома. Изучение радиотехнических средств. Данные о работе средств радионавигации, посадки и УВД берут из Сборников аэронавигационной информации, а также с радионавигационных карт. В результате изучения экипаж должен знать: расположение радиотехнических средств, частоту их работы (номер канала) и позывные, возможность использования этих средств по участкам маршрута с учетом радиуса их действия, возможность комплексного применения средств в условиях радиопомех, план использования РТС в полете. Предварительный расчет полета. Предварительный расчет полета выполняют в процессе прокладки и изучения маршрута. В результате расчета определяют: - магнитные (ортодромические) путевые углы, расстояния по участкам маршрута и общее расстояние; - абсолютную высоту наивысших точек рельефа местности по участкам маршрута; - предвычисленные магнитные (истинные) радиопеленги от контрольных ориентиров маршрута на боковые РНТ; - время восхода и захода Солнца в пунктах вылета, посадки и на запасных аэродромах; - расстояния от РЛО до точек траверзов на ЛЗП; - поправки для коррекции гироскопических курсовых приборов; - таблицы установочных данных для использования навигационных систем. Данные предварительного расчета экипаж записывает в соответствующие графы штурманского бортового журнала. При наличии в аэропорту вылета автоматизированной системы штурманских расчетов, предварительный расчет выполняется компьютером. Штурманский план полета. В летных учебных заведениях курсанты составляют штурманский план полета, в котором отражается последовательность их работы на всех этапах учебного полета – от взлета до посадки. Его составляют на отдельном листе бумаги, на котором изображают схему маршрута и записывают порядок работы по участкам маршрута. В штурманском плане необходимо отразить: - порядок выполнения маневра выхода из района аэродрома после взлета; - порядок и способы использования технических средств навигации по участкам маршрута; - очередность выполнения необходимых штурманских расчетов в полете; - предвычисленные данные для контроля пути с помощью бортовых и наземных средств навигации; - порядок ведения радиосвязи; - порядок действий при изменении маршрута полета и обходе опасных метеорологических явлений; - порядок и способы восстановления ориентировки; - последовательность выполнения маневра снижения и захода на посадку и другие вопросы, способствующие успешному выполнению учебного полета. Штурманский план полета курсанты составляют в процессе предварительной (наземной) подготовки, контролирует его инструктор. Форма штурманского плана полета устанавливается КУЛПом. Штурманский план полета составляют экипажи, выполняющие полеты в воздушном пространстве приграничной полосы. В нем отражают способы контроля пути и правила восстановления ориентировки в случае ее потери. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|