Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 5. Окружность (9 уроков)





Примерное поурочное планирование учебного материала

Пункт учебника Число уроков Рабочая тетрадь Характеристика основных видов деятельности учащихся
5.1. Окружность и прямая   26—31 (с. 66—67) Распознаватьразличные случаи взаимного расположения прямой и окружности, изображатьих с помощью чертёжных инструментов. Исследоватьсвойства взаимного расположения прямой и окружности, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Строитькасательную к окружности.Анализироватьспособ построения касательной к окружности, пошагово заданный рисунками, выполнять построения, осуществлятьсамоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному.Конструироватьалгоритм построения изображений, содержащих конфигурацию «касательная к окружности», строитьпо алгоритму.Формулироватьутверждения о взаимном расположении прямой и окружности
5.2. Две окружности на плоскости   32—38 (с. 68—70) Распознаватьразличные случаи взаимного расположения двух окружностей, изображатьих с помощью чертёжных инструментов и от руки. Исследоватьсвойства взаимного расположения прямой и окружности, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Конструироватьалгоритм построения изображений, содержащих две окружности, касающиеся внешним и внутренним образом, строитьпо алгоритму.Формулироватьутверждения о взаимном расположении двух окружностей. Сравнивать различные случаи взаимного расположения двух окружностей
5.3. Построение треугольника   39—46 (с. 71—73) Строить треугольник по трём сторонам, описыватьпостроение. Формулировать неравенство треугольника. Исследоватьвозможность построения треугольника по трём сторонам, используя неравенство треугольника
5.4. Круглые тела   92, 93 (с. 95) Распознаватьцилиндр, конус, шар, изображатьих от руки, моделировать, используя бумагу, пластилин, проволоку и т. д. Исследоватьсвойства круглых тел, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Описыватьих свойства. Рассматривать простейшие комбинации тел: куб и шар, цилиндр и шар, куб и цилиндр, пирамида из шаров. Рассматриватьпростейшие сечения круглых тел, получаемые путём предметного или компьютерного моделирования, определятьих вид. Распознавать развёртки конуса, цилиндра, моделировать конус и цилиндр из развёрток
Обзор и контроль    

 


Основные цели: создать у учащихся зрительные образы основных конфигураций, связанных с взаимным расположением двух окружностей, прямой и окружности; научить строить касательную к окружности; научить выполнять построение треугольника по заданным элементам; познакомить с новыми геометрическими телами — шаром, цилиндром, конусом — и ввести связанную с ними терминологию.

Обзор главы. Обсуждение вопроса о взаимном расположении двух окружностей целесообразно организовать так, чтобы учащиеся по ходу объяснения учителя выполняли соответствующие чертежи, а не рассматривали бы умозрительно рисунок, данный в учебнике.

Собственно говоря, работа ученика с теоретической частью пункта и заключается в том, чтобы он сам изобразил все разобранные в нём конфигурации.

При изучении пункта «Построение треугольника» учащиеся могут выполнять любые необходимые им измерения и использовать для построения различные инструменты — транспортир, линейку, угольник, циркуль. При этом представление о том, каких трёх элементов достаточно для того, чтобы задача на построение треугольника решалась однозначно, формируется интуитивно. Проблема равенства вообще не должна обсуждаться.

Основным результатом изучения данного пункта должны стать умения строить треугольник по трём сторонам, по двум сторонам и углу между ними и, как частные случаи, равносторонний и равнобедренный треугольники. Кроме того, учащиеся должны понимать, что не любая тройка чисел может стать сторонами треугольника.

При этом надо помнить, что все построения целесообразно выполнять на нелинованной бумаге, с тем чтобы линии сетки не мешали восприятию создаваемой конфигурации. При таких построениях клетчатый фон не несёт никакой смысловой нагрузки, однако он отвлекает на себя внимание учащихся, у них возникает желание «привязаться» к этому фону: провести сторону треугольника по линии сетки, взять вершину в её узле. Всё это частные случаи расположения, а нам необходимо сформировать прежде всего представление об общих случаях основных геометрических конфигураций.

Важный аспект данной темы — это взаимосвязи между сторонами и углами треугольника. К его обсуждению учащиеся должны подойти, уже имея некоторый опыт построения треугольников.

При изучении материала данной главы происходит дальнейшее развитие пространственных представлений и воображения учащихся. Этому, в частности, служит материал п. 5.4 «Круглые тела».

Главная идея здесь — рассматривать предметные модели круглых тел и сопоставлять их с соответствующими проекционными изображениями. Учащиеся должны иметь возможность промоделировать все ситуации, заданные в этом пункте. Они могут работать с готовыми моделями, вылепленными из пластилина или свёрнутыми из бумаги. Научите их сворачивать цилиндрическую поверхность из прямоугольного листа бумаги (разберите два случая), используйте различные упаковочные коробочки.

Материалы для контроля.

Пособие «Контрольные работы». Проверочная работа 4. Окружности.

Окружность и прямая

Комментарий к упражнениям

411. Опорой может служить рисунок 5.3 учебника.

415. Помогут свойства клетчатой сетки и рисунок 5.3 учебника.

Две окружности на плоскости

Комментарий к упражнениям

420. Если учащиеся затрудняются при решении задачи, можно посоветовать им воспроизвести рисунок в тетради или найти соответствующий случай на рисунке 5.4.

422. Попросите учащихся найти эти случаи на рисунке 5.4 учебника.

423. При анализе рисунка необходимо зафиксировать следующее: количество окружностей, их равенство, взаимное расположение, расположение центров окружностей. После того как изображение будет выполнено, попросите сформулировать алгоритм построения.

425. Сложность задачи заключается в том, что радиусы окружностей не проходят по сторонам квадратов сетки. Следовательно, надо сделать мысленный (или логический) переход к одному из таких радиусов.

Построение треугольника

Комментарий к упражнениям

436. Задание требует аккуратности и чёткости построений, терпения.

437. После того как построение будет выполнено, попросите учащихся сформулировать алгоритм построения.

438. Необходимо составить все тройки значений длин отрезков и применить к каждой неравенство треугольника.

Круглые тела

Комментарий к упражнениям

447. Необходимо измерить расстояние от отметины на стене до плоскости пола. Это будет радиус шара — в данном случае арбуза.

449. Считать так же, как и кубики, укладываемые в коробку: сколько в одном ряду, сколько рядов, сколько слоёв (ярусов).

451. Для создания этой конструкции нужно взять для начала 4 теннисных шарика и соединить их в точках касания с помощью пластилина.

 

 








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.