|
Глава 12. Многоугольники и многогранники (10 уроков)⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Примерное поурочное планирование учебного материала
Основные цели: обобщить и расширить знания о треугольниках и четырёхугольниках, познакомить с новыми геометрическими объектами — параллелограммом и призмой. Обзор главы. Данный раздел является обобщающим, собирательным разделом в геометрической линии курса 5—6 классов. Здесь происходит новый виток в изучении вопросов, рассмотренных ранее. Расширяются представления учащихся о многоугольниках: они знакомятся с новым видом четырёхугольников — параллелограммом, с новыми свойствами треугольников, приобретают новые графические умения по построению многоугольников и более сложные конструктивные умения. Расширяются представления учащихся о площади — они учатся находить площади различных фигур путём их перекраивания. Задачи в этом разделе часто носят комплексный характер, так как они предполагают знание многих фактов. В связи с этим особенно важным становится выбор из общей системы упражнений тех задач, которые адекватны возможностям учащихся. Подчеркнём также необходимость сохранения практической ориентации при изучении теории и решении задач. Приведём некоторые рекомендации по изучению конкретных вопросов данного раздела. Параллелограмм вводится как четырёхугольник, образуемый двумя парами параллельных прямых. Это задаёт и основной способ его построения. Используя способ построения параллельных прямых с помощью угольника и линейки, учащиеся должны уметь чертить различные параллелограммы, строить параллелограмм с заданными сторонами. Уже из этих построений учащимся открываются некоторые свойства параллелограмма: например, они видят, что его противоположные стороны не только параллельны, но и равны. Дальнейшее знакомство со свойствами параллелограмма основано на том, что он является центрально-симметричной фигурой. Напомним, что все описанные эксперименты должны быть проведены практически: не следует надеяться на то, что достаточно мысленного выполнения описанных действий. Важно, чтобы учащиеся, каждый раз поворачивая параллелограмм, следили за тем, как ведёт себя тот или иной его элемент, например, где окажется сторона АВ, угол А, диагональ АС, треугольник ABD. Подчеркнём, что рассмотрение свойств параллелограмма в данном курсе — способ знакомства с этой интересной фигурой. В связи с этим задание типа «Перечислите свойства параллелограмма» является неправомерным. В ходе решения задачи то или иное свойство актуализируется в совместной работе учителя и учеников. Заметим, что через систему задач учащиеся знакомятся с некоторыми способами построения параллелограмма, предполагающими использование различных инструментов. При этом обязательно нужно поддерживать и поощрять фантазию учащихся. Способ построения параллелограмма, основанный на свойстве его диагоналей, не является обязательным и может не рассматриваться в слабом классе или при недостатке времени. Материал, связанный с классификацией параллелограммов, служит цели систематизации знаний. Важно здесь не только то, что давно знакомый прямоугольник относится к более широкому классу параллелограммов, но и то, что квадрат является частным случаем прямоугольника. Учащимся полезно сравнить свойства параллелограмма и прямоугольника, прямоугольника и квадрата и выделить те из них, которые присущи только прямоугольнику или только квадрату. Естественно, всё это делается с опорой на чертёж в ходе совместного обсуждения. Знакомясь с правильными многоугольниками, учащиеся активно используют знания, связанные со свойствами углов многоугольников. Материал пункта «Площади» может быть разделён на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части вводятся новые понятия: равновеликие фигуры и равносоставленные фигуры — и новый факт: равносоставленные фигуры равновелики. Заметим, что учащиеся могут не сразу усвоить эти термины, на чём и не надо настаивать. При необходимости следует просто терпеливо «расшифровывать» эти термины. Не следует оба новых понятия вводить сразу. Сначала нужно напомнить учащимся, как находятся площади прямоугольника и квадрата, а также более сложных фигур, составленных из прямоугольников. Следующий этап — равенство площадей равносоставленных фигур. Для изображения равносоставленных фигур используется клетчатая бумага: по клеточкам легко подсчитать площадь фигуры, разбить на две фигуры, на одинаковые части и т. д. Практическое значение данного материала состоит в том, что теперь учащиеся смогут находить площади параллелограмма и треугольника путём перекраивания. Обращаем внимание учителя на то, что формулы для нахождения площадей этих фигур не вводятся и никакие правила не Материалы для контроля. Пособие «Контрольные работы». Проверочные работы: Параллелограмм Комментарий к упражнениям 995. б) Воспользоваться двумя параллельными рёбрами линейки. 999. б) Двумя способами: параллелограммы ABCD и ABDC. 1003. Сначала лист бумаги нужно дважды перегнуть так, чтобы линии сгиба были перпендикулярны друг другу. Затем нужно загнуть образовавшийся прямой угол. 1008. а) 5; б) рисунок задачи интересен сам по себе. Полезно отыскать на нём все возможные параллелограммы (их всего 16), найти и пометить мягким карандашом равные отрезки, указать параллельные отрезки. Площади Комментарий к упражнениям 1020. Надо провести линию разреза и показать стрелкой, как переложить отрезанную часть. Получившийся квадрат можно выделить цветом. 1024. Ситуацию можно промоделировать: перевести параллелограмм на кальку, разрезать его по красной линии и сложить из получившихся частей прямоугольник. После чего надо сопоставить длины сторон прямоугольника с исходными данными. Призма Комментарий к упражнениям 1041, 1042. Для выполнения задания нужны модели. 1045. а) Можно попросить учащихся показать на проекционном изображении куба, как прошла плоскость распила, а также нарисовать рядом одну из получившихся призм.
Содержание Общая характеристика курса математики 5—6 классов. 6 Концепция курса. 6 Состав учебно-методического комплекта. 7 Характеристика содержания курса. 9 Методические особенности и методический аппарат. 12 Компьютерное обеспечение. 15 Планируемые результаты обучения математике в 5—6 классах. 18 Поурочное планирование учебного материала. 23 Рекомендации по организации учебного процесса. 28 Глава 1. Дроби и проценты (18 уроков) 28 1.1. Что мы знаем о дробях. 33 1.2. Вычисления с дробями. 35 1.3. «Многоэтажные» дроби. 37 1.4. Основные задачи на дроби. 37 1.5. Что такое процент. 39 1.6. Столбчатые и круговые диаграммы.. 41 Глава 2. Прямые на плоскости и в пространстве (7 уроков) 43 2.1. Пересекающиеся прямые. 47 2.2. Параллельные прямые. 48 2.3. Расстояние. 49 Глава 3. Десятичные дроби (9 уроков) 50 3.1. Десятичная запись дробей. 53 3.2. Десятичные дроби и метрическая система мер. 55 3.3. Перевод обыкновенной дроби в десятичную.. 57 3.4. Сравнение десятичных дробей. 58 Глава 4. Действия с десятичными дробями (31 урок) 61 4.1. Сложение и вычитание десятичных дробей. 67 4.2. Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000,... 68 4.3. Умножение десятичных дробей. 69 4.4. Деление десятичных дробей. 70 4.5. Деление десятичных дробей (продолжение) 72 4.6. Округление десятичных дробей. 72 4.7. Задачи на движение. 73 Глава 5. Окружность (9 уроков) 76 5.1. Окружность и прямая. 80 5.2 Две окружности на плоскости. 80 5.3. Построение треугольника. 81 5.4. Круглые тела. 81 Глава 6. Отношения и проценты (14 уроков) 82 6.1. Что такое отношение. 85 6.2. Деление в данном отношении. 86 6.3. «Главная» задача на проценты.. 89 6.4. Выражение отношения в процентах. 90 Глава 7. Симметрия (8 уроков) 92 7.1. Осевая симметрия. 97 7.2. Ось симметрии фигуры.. 98 7.3. Центральная симметрия. 99 Глава 8. Выражения, формулы, уравнения (15 уроков) 100 8.1. О математическом языке. 104 8.2. Буквенные выражения и числовые подстановки. 105 8.3. Формулы. Вычисления по формулам. 107 8.4. Формулы длины окружности, площади круга и объёма шара. 109 8.5. Что такое уравнение. 111 Глава 9. Целые числа (14 уроков) 113 9.1. Какие числа называют целыми. 117 9.2. Сравнение целых чисел. 119 9.3. Сложение целых чисел. 119 9.4. Вычитание целых чисел. 121 9.5. Умножение и деление целых чисел. 121 Глава 10. Множества. Комбинаторика (9 уроков) 124 10.1. Понятие множества. 127 10.2. Операции над множествами. 129 10.3. Решение задач с помощью кругов Эйлера. 131 10.4. Комбинаторные задачи. 133 Глава 11. Рациональные числа (16 уроков) 136 11.1. Какие числа называют рациональными. 140 11.2. Сравнение рациональных чисел. Модуль числа. 141 11.3. Действия с рациональными числами. 142 11.4. Что такое координаты.. 144 11.5. Прямоугольные координаты на плоскости. 145 Глава 12. Многоугольники и многогранники (10 уроков) 147 12.1. Параллелограмм. 152 12.2. Площади. 153 12.3. Призма. 153 Содержание. 154 Учебное издание
Суворова Светлана Борисовна Кузнецова Людмила Викторовна Минаева Светлана Станиславовна Рослова Лариса Олеговна
Математика Методические рекомендации Класс Пособие для учителей общеобразовательных организаций
Зав. редакцией Т. А. Бурмистрова Редактор Л. В. Кузнецова Младшие редакторы Е. А. Андреенкова, Е. В. Трошко Художественный редактор О. П. Богомолова Компьютерная графика О. Ю. Тупикиной Корректор И. В. Чернова
1 Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5—9 классы. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения). ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|