Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. —М.: Просвещение, 1984. — 112 е., ил.





Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. —М.: Просвещение, 1984. — 112 е., ил.

Оглавление

Введение. 1

Анатомо-физиологические особенности голосового аппарата. 4

Функциональные и органические нарушения голоса в детском возрасте. 18

Методика коррекционно-логопедической работы по развитию голоса и речи у детей с органическими заболеваниями гортани. 22

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани, хронических ларингитах и функциональных нарушениях. 31

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани. 31

Восстановление голоса при хронических ларингитах. 45

Функциональные нарушения голоса. 49

Расстройства голоса при ринофонии и их коррекция. 53

Расстройства голоса при врожденных незаращениях нёба. 54

Расстройства голоса при приобретенной нёбно-глоточной недостаточности и периферическом парезе нёбной занавески. 71

Профилактика голосовых расстройств. 78

Восстановление голоса после полного удаления и частичной резекции гортани. Восстановление звучной речи после полного удаления гортани. 79

Восстановление голоса после частичных резекций гортани. 91

Механизм голосообразования после частичных резекций гортани. 91

Приложение 1. Комплекс физических упражнений для детей. 99

Приложение 2. Комплекс гимнастических упражнений специальной дыхательной гимнастики для ларингэктомированных больных. 100

Приложение 3. Комплекс гимнастических упражнений специальной дыхательной гимнастики для лиц с нарушениями голоса. 102

Словарь употребляемых терминов. 104

ВВЕДЕНИЕ

С развитием общественных форм отношений, народного образования, культуры, искусства постоянно увеличивается число людей речевых и голосовых профессий. Особо важное значение приобретает становление и развитие голоса у детей, увеличивается роль дошкольного воспитания, появляется необходимость всесторонней подготовки детей к обучению в школе.

Большие речевые нагрузки предъявляют повышенные требования к голосовому аппарату, что заставляет вырабатывать профилактические меры для сохранения здорового голоса и искать пути восстановления в случаях его нарушений. Заболевания голосового аппарата снижают трудоспособность у практически здоровых людей, а для некоторых создают угрозу профессиональной непригодности. Восстановление голоса возвращает людей к нормальной трудовой деятельности, поэтому задачи специализированной помощи при этих заболеваниях приобретают социальное значение.

С развитием оториноларингологии связано выделение самостоятельной науки — фониатрии, изучающей лечение и предупреждение заболеваний голосового аппарата, а педагогические приемы восстановления голоса выделились в раздел логопедии — фонопедию.

Различные авторы дают свои названия этому методу: фоническая, ортофоническая или фоническая ортопедия, голосовая гимнастика. Все эти понятия подразумевают одно — восстановление голоса специальными упражнениями.

Изучение механизмов голосообразования дало физиологическое обоснование фонопедическим приемам, подтвердило их роль в функциональных тренировках голосового аппарата.

Фонопедия—это воспитание навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке. Это педагогический процесс, который должен быть подчинен дидактическим принципам и физиологии голосообразования.

Уже в начале XX в. оториноларингологи В. Н. Никитин и А. Ф. Иванов, фониатр Е. Н. Малютин в своих работах указывают на необходимость педагогическими методами проводить коррекцию голоса, а также предлагают некоторые приемы для нормализации голосовой функции. После Великой Октябрьской социалистической революции выходят работы Е. Н. Малютина и Ф. Ф. Заседателева, в которых широко освещаются различные упражнения, предлагаемые для постановки голоса.

Применение фонопедии является основой восстановления при нарушениях голоса различной этиологии. В 1930—1940 гг. в работах Е. М. Ворониной, К. Л. Гари-Пшеничниковой, Ф. Ф. Заседателева появляются четкие указания на дифференцированное применение фонопедических упражнений при различных заболеваниях голосового аппарата, а также даются на* учные основы постановки голоса.

В период Великой Отечественной войны перед врачами и логопедами ставится первостепенная задача восстановления голоса в связи с ранениями голосового аппарата (М. И. Фомичев и М. П. Блескина; М. И. Фомичев, А. Ф. Сысоева, М. М. Антонова, А. В. Шокина и др.). Вышедшей в 1942 г. монографии М. И. Фомичева «Основы фониатрии» уделяется достаточно много внимания фонопедическим упражнениям, применяемым для постановки голоса в норме и при патологии.

В 50-х годах в трудах отечественных оториноларингологов отмечается роль восстановления голосовой функции для социальной реабилитации больных, перенесших хирургические вмешательства по поводу новообразования в гортани (И. Я. Сендульский, Ф. С. Бокштейн, Д. И. Зимонт, М. И. Светлаков).

В этот же период публикуются работы, исследовавшие акустическую структуру звуков русского языка (JI. А. Варшавский, Л. А. Литвак; JI. А. Варшавский, Л. А. Чистович), а также работы по экспериментальной фонетике (Р. Л. Зиндер). В 1962 г. была завершена методика восстановления звучной речи у больных после полного удаления гортани (С. Л. Таптапова), применяемая в учреждениях Советского Союза и за рубежом. В вышедшей в 1964 г. монографии А. Т. Рябченко приводятся фонопедические упражнения, рекомендуемые при функциональных нарушениях голоса. В работах М. М. Блескиной, Т. О. Малиной, И. Ж. Рулле даются практические указания по восстановлению голоса путем фонопедических упражнений при различных нарушениях. Г. Г. Бекбулатов определяет круг фонопедических упражнений, необходимых для постановки голоса при парезах голосовых складок. Интересные исследования по акустической структуре вокальной речи были проведены В. П. Морозовым, которые впервые позволили на уровне современных научных знаний говорить о биофизических основах певческого голоса. Голосообразованию после частичных резекций гортани посвящена работа X. А. Аллоярова. Определение акустической структуры псевдоголоса и его механизмов принадлежит С. Л. Таптаповой. Ею также разработана методика восстановления голоса после частичных резекций гортани.Изучение механизмов голосообразования, определение акустических параметров голоса, применение электронной-ларингостробоскопии и глоттографии позволили логопедам и врачам дифференцированно применять и разрабатывать фонопедические методики. Так, проведенные глоттографические исследования Г. Ф. Назаровой, Е. В. Лавровой определили эффективность предложенной Е. В. Лавровой методики восстановления голоса при некоторых нарушениях голосового аппарата. Данные электроглоттографии и электростробоскопии, полученные А. Г. Рахмилевичем и И. И. Ермаковой, позволили выявить расстройства двигательной функции гортани при врожденных незаращениях нёба и усовершенствовать методику исправления ринолалии и ринофонии.

Физиологичность методов фонопедической терапии отмечалась в работах С. С. Герасимовой, Ю. С. Василенко, Т. Е. Шамшиевой.

Целью данного пособия является предложить логопедампрактикам, работающим по восстановлению голоса у детей и взрослых, внедренные в практику методики восстановления голоса при заболеваниях голосового аппарата различного генеза.

Литература по общему вопросу

1. Василенко Ю. С. Функциональные афонии и их лечение.— Вестник оториноларингологии, 1978, № 4, с. 83.

2. Лаврова Е. В., Самолюбовер Э. Г. Восстановление голоса при функциональных дисфопиих у больных с невротическими состояниями. — Вестник оториноларингологии, 1979, № 1, с. 17—21.

3. Малина Т. О. Методические указания по восстановлению голоса при различных его нарушениях. Л., 1968.

4. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., 1967.

5. Назарова Г. Ф., Лаврова Е. В. Глоттографическое исследование больных с нарушениями голосовой функции.— Вестник оториноларингологии, 1975, № 2, с. 60—62.

Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. —М.: Просвещение, 1984. — 112 е., ил.

Оглавление

Введение. 1

Анатомо-физиологические особенности голосового аппарата. 4

Функциональные и органические нарушения голоса в детском возрасте. 18

Методика коррекционно-логопедической работы по развитию голоса и речи у детей с органическими заболеваниями гортани. 22

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани, хронических ларингитах и функциональных нарушениях. 31

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани. 31

Восстановление голоса при хронических ларингитах. 45

Функциональные нарушения голоса. 49

Расстройства голоса при ринофонии и их коррекция. 53

Расстройства голоса при врожденных незаращениях нёба. 54

Расстройства голоса при приобретенной нёбно-глоточной недостаточности и периферическом парезе нёбной занавески. 71

Профилактика голосовых расстройств. 78

Восстановление голоса после полного удаления и частичной резекции гортани. Восстановление звучной речи после полного удаления гортани. 79

Восстановление голоса после частичных резекций гортани. 91

Механизм голосообразования после частичных резекций гортани. 91

Приложение 1. Комплекс физических упражнений для детей. 99

Приложение 2. Комплекс гимнастических упражнений специальной дыхательной гимнастики для ларингэктомированных больных. 100

Приложение 3. Комплекс гимнастических упражнений специальной дыхательной гимнастики для лиц с нарушениями голоса. 102

Словарь употребляемых терминов. 104

ВВЕДЕНИЕ

С развитием общественных форм отношений, народного образования, культуры, искусства постоянно увеличивается число людей речевых и голосовых профессий. Особо важное значение приобретает становление и развитие голоса у детей, увеличивается роль дошкольного воспитания, появляется необходимость всесторонней подготовки детей к обучению в школе.

Большие речевые нагрузки предъявляют повышенные требования к голосовому аппарату, что заставляет вырабатывать профилактические меры для сохранения здорового голоса и искать пути восстановления в случаях его нарушений. Заболевания голосового аппарата снижают трудоспособность у практически здоровых людей, а для некоторых создают угрозу профессиональной непригодности. Восстановление голоса возвращает людей к нормальной трудовой деятельности, поэтому задачи специализированной помощи при этих заболеваниях приобретают социальное значение.

С развитием оториноларингологии связано выделение самостоятельной науки — фониатрии, изучающей лечение и предупреждение заболеваний голосового аппарата, а педагогические приемы восстановления голоса выделились в раздел логопедии — фонопедию.

Различные авторы дают свои названия этому методу: фоническая, ортофоническая или фоническая ортопедия, голосовая гимнастика. Все эти понятия подразумевают одно — восстановление голоса специальными упражнениями.

Изучение механизмов голосообразования дало физиологическое обоснование фонопедическим приемам, подтвердило их роль в функциональных тренировках голосового аппарата.

Фонопедия—это воспитание навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке. Это педагогический процесс, который должен быть подчинен дидактическим принципам и физиологии голосообразования.

Уже в начале XX в. оториноларингологи В. Н. Никитин и А. Ф. Иванов, фониатр Е. Н. Малютин в своих работах указывают на необходимость педагогическими методами проводить коррекцию голоса, а также предлагают некоторые приемы для нормализации голосовой функции. После Великой Октябрьской социалистической революции выходят работы Е. Н. Малютина и Ф. Ф. Заседателева, в которых широко освещаются различные упражнения, предлагаемые для постановки голоса.

Применение фонопедии является основой восстановления при нарушениях голоса различной этиологии. В 1930—1940 гг. в работах Е. М. Ворониной, К. Л. Гари-Пшеничниковой, Ф. Ф. Заседателева появляются четкие указания на дифференцированное применение фонопедических упражнений при различных заболеваниях голосового аппарата, а также даются на* учные основы постановки голоса.

В период Великой Отечественной войны перед врачами и логопедами ставится первостепенная задача восстановления голоса в связи с ранениями голосового аппарата (М. И. Фомичев и М. П. Блескина; М. И. Фомичев, А. Ф. Сысоева, М. М. Антонова, А. В. Шокина и др.). Вышедшей в 1942 г. монографии М. И. Фомичева «Основы фониатрии» уделяется достаточно много внимания фонопедическим упражнениям, применяемым для постановки голоса в норме и при патологии.

В 50-х годах в трудах отечественных оториноларингологов отмечается роль восстановления голосовой функции для социальной реабилитации больных, перенесших хирургические вмешательства по поводу новообразования в гортани (И. Я. Сендульский, Ф. С. Бокштейн, Д. И. Зимонт, М. И. Светлаков).

В этот же период публикуются работы, исследовавшие акустическую структуру звуков русского языка (JI. А. Варшавский, Л. А. Литвак; JI. А. Варшавский, Л. А. Чистович), а также работы по экспериментальной фонетике (Р. Л. Зиндер). В 1962 г. была завершена методика восстановления звучной речи у больных после полного удаления гортани (С. Л. Таптапова), применяемая в учреждениях Советского Союза и за рубежом. В вышедшей в 1964 г. монографии А. Т. Рябченко приводятся фонопедические упражнения, рекомендуемые при функциональных нарушениях голоса. В работах М. М. Блескиной, Т. О. Малиной, И. Ж. Рулле даются практические указания по восстановлению голоса путем фонопедических упражнений при различных нарушениях. Г. Г. Бекбулатов определяет круг фонопедических упражнений, необходимых для постановки голоса при парезах голосовых складок. Интересные исследования по акустической структуре вокальной речи были проведены В. П. Морозовым, которые впервые позволили на уровне современных научных знаний говорить о биофизических основах певческого голоса. Голосообразованию после частичных резекций гортани посвящена работа X. А. Аллоярова. Определение акустической структуры псевдоголоса и его механизмов принадлежит С. Л. Таптаповой. Ею также разработана методика восстановления голоса после частичных резекций гортани.Изучение механизмов голосообразования, определение акустических параметров голоса, применение электронной-ларингостробоскопии и глоттографии позволили логопедам и врачам дифференцированно применять и разрабатывать фонопедические методики. Так, проведенные глоттографические исследования Г. Ф. Назаровой, Е. В. Лавровой определили эффективность предложенной Е. В. Лавровой методики восстановления голоса при некоторых нарушениях голосового аппарата. Данные электроглоттографии и электростробоскопии, полученные А. Г. Рахмилевичем и И. И. Ермаковой, позволили выявить расстройства двигательной функции гортани при врожденных незаращениях нёба и усовершенствовать методику исправления ринолалии и ринофонии.

Физиологичность методов фонопедической терапии отмечалась в работах С. С. Герасимовой, Ю. С. Василенко, Т. Е. Шамшиевой.

Целью данного пособия является предложить логопедампрактикам, работающим по восстановлению голоса у детей и взрослых, внедренные в практику методики восстановления голоса при заболеваниях голосового аппарата различного генеза.

Литература по общему вопросу

1. Василенко Ю. С. Функциональные афонии и их лечение.— Вестник оториноларингологии, 1978, № 4, с. 83.

2. Лаврова Е. В., Самолюбовер Э. Г. Восстановление голоса при функциональных дисфопиих у больных с невротическими состояниями. — Вестник оториноларингологии, 1979, № 1, с. 17—21.

3. Малина Т. О. Методические указания по восстановлению голоса при различных его нарушениях. Л., 1968.

4. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., 1967.

5. Назарова Г. Ф., Лаврова Е. В. Глоттографическое исследование больных с нарушениями голосовой функции.— Вестник оториноларингологии, 1975, № 2, с. 60—62.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.