Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Личное раз- Семья (0.3) Проф. разви- Благосостоя- Суммарная





 

  витие (0.3)   тие (0.2) ние (0.2) 0Ц61
Построить дом             2,1
Вырастить сад             1,6
Воспитать сына             2,2
Стать директором             2,4

Приоритеты: как отсеять лишнее и найти время на главное 115

Дальше, как и в предыдущих примерах применения мат­рицы критериев, оцениваем каждый вариант по каждому критерию. В данном примере я использовал самую простую, трехбалльную шкалу. Единица означает, что вариант прак­тически не ценен с точки зрения данного критерия — на­пример, «вырастить сад» не вносит никакого вклада в ваше профессиональное развитие. Двойка — средняя ценность ва­рианта, например, сад ценен с точки зрения семейной жизни, но не критично ценен. Тройка — существенная ценность варианта по критерию: например, директорская должность очень ценна с точки зрения благосостояния.

Далее — подсчитываем интегрированные оценки вариантов. Из правой колонки видим, что с точки зрения выбранных критериев и их весовых коэффициентов ключевая цель на данный момент — стать директором, и следующая за ней — воспитать сына. Если поменять веса критериев, итоговая при­оритетность целей может оказаться совершенно другой.

Определив сравнительную приоритетность долгосроч­ных целей, проанализируйте ваш ежедневник и определите, сколько примерно процентов времени в вашем еженедельном бюджете вы выделяете на каждую из этих целей. Часто ока­зывается, что расходы времени на разные цели совершенно не совпадают с их приоритетностью: наиболее значимому достается меньше всего времени.

Участник открытого семинара в Новосибирске в апреле 2005 г., владелец компании, определил приоритетность своих долгосроч­ных целей с помощью следующих критериев:

— Главное в видении. Ядро, которое не изменяется от измене­ния обстоятельств, скелет, связанный с миропониманием.

— Дает стратегическое преимущество (конкурентоспособность «корпорации "Я"»).

— Решение навсегда - системно закрывает проблему, дает фун­дамент для постройки дальнейшего.

— Гармонизирует заинтересованные группы.

— Продвигает меня в понимании мира.


116 Глеб Архангельский. Тайм-драйв

Критерии, для простоты, не взвешивались (т.е. приняты за равно­значимые, равновеликие). В таблице критерии обозначены в верх­ней строке номерами от 1 до 5. Оценки (трехбалльная шкала, от О до 2) по критериям были расставлены так:

ЗАДАЧИ 12 3 4 5 Итог

До 31.12.05 внедрить TM 2 2 2 2 2 10

До ноября 2005 г. увеличить оборот на 40% 0 0 1 2 2 5

Наладить отношения с сыном 2 0 2 2 2 8

Участник сказал: «Это один из самых полезных результатов, кото­рые я получил на семинаре. Я, во-первых, осмыслил и сформулиро­вал критерии, на основе которых принимаю долгосрочные реше­ния; во-вторых - понял, что на одну из ключевых для себя задач, от­ношения с сыном, тратил до этого дня значительно меньше време­ни и внимания, чем это заслуживало».

Шестой шаг создания личной ТМ-системы

Научитесь отсеивать лишние, навязанные дела и выделять ключевые задачи с помощью ясных критериев — таким обра­зом, всегда находя время на главное. Краткие рекомендации:

— Расширьте арсенал ваших «стратегий отказа».

— Приучайте окружающих к твердому «нет».

— Используйте «здоровый пофигизм» и «метод трех гвоздей».

— «Покупайте» время, заменяя вашу личную работу про­фессиональной услугой.

— Делегируя задачи, создавайте их обзор и используйте активный контроль.

— Формулируйте и используйте критерии расстановки приоритетов.

— Передавая задачи подчиненным или коллегам, пропи­сывайте в явном виде матрицу критериев.

— Взвешивайте ваши долгосрочные цели и концентри­руйтесь на ключевых.


7. Информация:

Как управлять творческим

Хаосом

Наша квартира мне телевизионную передачу напоминает

«Что? Где? Когда?» называется. Потому что не знаешь,

что где валяется и когда все это закончится.

«Зима в Простоквашино».

XXI век — век информации. Ее объемы колоссальны и рас­тут все быстрее. Любой человек, желающий достигать ус­пеха в наше время, не может обойтись без личной системы «информационного менеджмента».

Эта система должна отвечать и на самые простые вопросы, например, «как должны храниться документы на рабочем столе?», и на самые сложные, например, «когда, как и чему учиться?», «что, как и зачем читать?», «как рождать гени­альные идеи в ситуациях неопределенности?».

Мы, русские, очень любим гордиться нашей фундаменталь­ной системой образования. И гордиться, в общем-то, есть чем. Но гордясь, не стоит забывать, что получением диплома об­разование не заканчивается, а начинается. Все меняется так быстро, что учиться нужно всегда. Только так мы будем конку­рентоспособны в современном мире и как отдельные личнос­ти, и как нация. Но чтобы учиться непрерывно, тратя на это разумное количество времени, нужно делать это системно.

Эффективная система чтения

Управление информацией в личной работе начинается с системы чтения.

Начнем с того, что читать нужно. На тренингах я пару раз спросил участников, сколько и каких книг они читают.


118 Глеб Архангельский. Тайм-драйв

После этого понял, что о «самой читающей в мире нации» можно пока забыть (детективы и дамские романы оставляю за кадром).

Я говорю, возможно, жесткие и неприятные вещи. Но, на мой взгляд, расслабленные телевизором индивидуумы шансов на быстрый личностный и карьерный рост не имеют. Напрягайте мозг, коллеги, он, как и мышцы, от неиспользо­вания атрофируется. Поэтому рекомендую взять за правило: не меньше одной серьезной книги в неделю. Причем неваж­но, деловой книги или художественной, важно, чтобы это действительно была работа ума и чувства.

Теперь о том, как читать более эффективно. Самый шаб­лонный ответ на этот вопрос — скорочтение. Скажу сразу: отношусь к этому подходу скептически. На мой взгляд, ско­рочтение актуально в первую очередь для специалистов, име­ющих дело с большими объемами информации, например, аналитиков. Если такой «производственной» задачи у вас нет, то мой совет: читайте не «больше» — читайте «умнее».

Также не советую следовать рекомендациям из классичес­ких книг по тайм-менеджменту — «читайте бегло, по диагона­ли, не читайте написанного мелким шрифтом» и т.п. Полагаю, здесь верно старое правило «лучше меньше, да лучше».

В вузе я пробовал изучать скорочтение, но после прихода на серь­езную работу почувствовал разницу - между ускоренным перева­риванием обязательного потока информации в вузе и свободным выбором тех и только тех книг, которые дают реальную пользу. С тех пор я читаю деловой и научной литературы сравнительно мало, 5-6 книг в месяц (художественной - больше, но ее чтение созна­тельно не планируется). При чтении я придерживаюсь нескольких простых принципов:

— Покупаться книг должно примерно впятеро больше, чем ре­ально читается. Должно быть пространство свободы, книга часто выбирается в зависимости от внутреннего «кайроса».

— Стараюсь читать книги «под задачу» (проект). Например, нуж­но оформлять новый продукт - читаю книгу про брэндинг, рас­ширять штат - читаю про методики отбора персонала и т.п.


Информация: как управлять творческим хаосом 119

Таким образом, книга становится «бензином» для рождения своих идей по конкретному проекту.

— Читаю всегда с начала, но не всегда до конца. Иногда недочи­
танная книга лежит полгода-год и потом вдруг запускается «в
работу» опять. Все книги «к чтению» (новые и недочитанные)
лежат в одном месте, для удобства обзора при принятии реше­
ния «что читать».

Вот несколько простых рекомендаций по системе чтения:

Обеспечьте возможность возвращаться к нужной (ключевой) информации. Например, выписывайте на закладку номера страниц и краткую суть важной для вас мысли автора. Делайте ксерокопии страниц с полезными мыслями и подшивайте в отдельную папку. Сделайте наглядную схему ключевых мыслей и регу­лярно к ней возвращайтесь.

Применяйте сразу. Прочитали страницу — внедрите в практику, только после этого читайте следующую. Это в особенности касается книг по менеджменту и другим прикладным технологиям. Знание само по себе ценности не представляет, «многие знания — многие печали». Ценность представляет знание, внедренное в практику вашей работы. Кроме того, сразу внедренное знание прочно усвоится, а просто прочитанный текст «вылетит в другое ухо».

Расставляйте приоритеты в ходе чтения. Думаю, полез­нее выбрать две-три главы, которые вам реально нужны, прочитать их вдумчиво и получить максимум пользы, чем поверхностно пробежаться по всей книге.

Эдуард Фаритов, директор по развитию Группы «Русский стандарт». «Достаточно давно я столкнулся с тем, что когда встречаешься с людьми, у которых чему-то можно научиться, период времени обще­ния с ними очень мал для того, чтобы хоть что-то у них перенять. По­этому я понял, что имеет смысл спрашивать у людей - какая люби­мая книга этого человека. Когда человек называет одну или две


книги, становится в общем-то понятно, откуда получить те знания, которые человек считает наиболее для него важными. Так у меня сложился список литературы, которую я хотел бы прочесть. Я пользуюсь двумя принципами:

— Никогда не читаю подряд две книги по одной и той же темати­ке, т.е. читаю сначала, допустим, психологию, потом бизнес, потом художественную литературу.

— Ранжирую список книг. Если книгу упоминает человек, кото­рый для меня «светило», она попадает на верх списка; если ка­кая-то книга упоминается двумя разными людьми - она ста­новится приоритетом».

Телевизор и новости

Скажите — как на вашу текущую жизнь и деятельность влияет война в Ираке? Если ваша компания не работает с Ближним Востоком и у вас нет там родственников — то, скорее всего, никак не влияет.

А раз не влияет, то зачем вам, как сказала участница од­ного из ТМ-тренингов, «превращать вашу голову в мусорное ведро»? «Многие знания — многие печали», сказал древ­ний мудрец. Наши школы и вузы внушили нам мысль, что знание — само по себе уже ценность. Сильно сомневаюсь в этом.

У классика тайм-менеджмента Стивена Кови в «Семи при­вычках высокоэффективных людей» есть хорошие понятия: «круг влияния» и «круг беспокойства». Обычно круг беспо­койства шире круга влияния. Но зачем вам беспокоиться, да и вообще знать о том, что никак не влияет на вашу жизнь и на что вы сами никак не можете влиять?

Это не так просто — отказаться от лишнего знания и не читать, с кем развелась очередная поп-звезда и сколько разрушений принес ураган в Тлумбукту. Утешьте себя тем, что количество информации в мире растет по экспоненте, всего все равно не узнаете.

Вот простые правила оптимизации общения с телеви­зором:


— По возможности записывайте интересующие вас передачи на видеомагнитофон и смотрите в удобное для вас время (при этом приятно, что рекламу можно проматывать).

— Постарайтесь уменьшить количество телевизора как фона (во время утренних сборов, работы по хозяй­ству и т.п.). Неспособность быть в тишине, слушать тишину — верный признак того, что вы сами себе не интересны, что вам не о чем помолчать с самим собой (помните, как влюбленные или друзья могут просто молчать друг с другом?). Лучше послушайте в это время хорошую музыку, аудиокнигу или, наконец, ту же самую записанную на видеомагнитофон инте­ресную вам передачу.

— Спрячьте пульт дистанционного управления куда-нибудь подальше. «Заппинг», бессмысленное пере­ключение каналов, многие исследователи совершенно серьезно относят к наркотикам.

Аналогичный подход работает и с другими источниками новостей. Ответьте себе честно на вопрос: мне нужна эта информация или я просто заполняю информационным шу­мом внутреннюю пустоту, причина которой — отсутствие прочувствованных жизненных целей и «драйва» к их до­стижению?

Делится опытом член ТМ-сообщества Алексей Бабий, руководитель проектов компании MaxSoft, Красноярск. «...Убедившись в том, что от смотрения телевизора никакой пользы, кроме вреда, нет, я пос­тавил ограничение: не более получаса в день. То есть 15 часов в ме­сяц. И в ежедневном хронометраже фиксировал отдельно затраты времени на телевизор. Как только набегало 15 часов, я не имел права смотреть телевизор до конца месяца. В конце концов я при­шел к очень жесткому режиму: в начале недели просматривал про­грамму передач, отбирал фильмы и передачи на общую сумму три часа и в остальное время к телевизору не подходил вообще. Собс­твенно, именно так и следует поступать с телевизором...»








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.