Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Метод структурирования внимания





В течение дня при интенсивной работе нам поступает ог­ромное количество информации. В голове жужжит целый пчелиный рой. «Не забыть напомнить... успеть заехать... когда позвонит Иванов, заодно обсудить...» В результате — перегрузки, стресс, неспособность сосредоточиться.

Когда мы эти задачи материализуем, рабочий стол запол­няется стикерами и документами, сигналящими о необхо­димых делах. Но проблема состоит в том, что внимание че­ловека не безгранично. Это такой же ценный ресурс, как и время. Его тоже необходимо расходовать грамотно. А хаос в рабочем пространстве внимание рассеивает, не позволяет ему сосредоточиться на главном и в нужный момент заме­тить нужный документ или напоминалку.


Давайте разберемся, как устроено внимание человека:

Сознание человека может успешно работать только с одним объектом: делом, мыслью, документом.

Предсознание может контролировать 7±2 объекта. Занимаясь одной главной проблемой (документом, мыслью), вы можете держать в поле зрения еще 5—9 — но не больше.

Подсознание работает с бесконечным количеством объ­ектов. Пока ваше сознание работает над одной про­блемой, подсознание работает над всеми остальными. Важно не мешать ему в этом и не пытаться решать все проблемы одновременно.

7±2 бесконечность

Грамотно организованная структура рабочего пространс­тва должна соответствовать структуре внимания. На вашем рабочем столе, на доске со стикерами или прикрепленными кнопками документами, выделите три основных области:

Центр внимания, в котором находится один объект (документ, напоминалка), с которым вы непосредс­твенно сейчас работаете.

Область ближайшего внимания, содержащую 7±2 объ­екта, «близко необходимых».

Область далекого внимания — все остальное.

Мы здесь отходим от классического правила «Каждая вещь должна знать свое место». Идеальный порядок на столе совершенно не обязателен. Для начала необходимо жестко


поддерживать хотя бы три смысловые области: «сознание» (центр внимания), «предсознание» и «подсознание».

Главное правило управления вниманием: если вы при­близили что-то к центру внимания — что-то обязательно удалите от него.

Например, повысилась актуальность для вас какой-либо задачи — вы приближаете соответствующую папку в «пред­сознание». При этом обязательно удалите из «предсознания» что-нибудь, актуальность чего уменьшилась. Таким образом, в области ближайшего внимания всегда будет то количество документов или напоминалок (7±2), которое может быть охвачено вашим предсознанием.



 


 


приблизили актуальный документ


обязательно отдалили неактуальный, сохраняя 7±2 документа в области ближайшего внимания


Этот метод гарантирует, что ваше внимание расходуется оптимально. Сознание сосредоточено на центре, ключевом документе; предсознание держит ровно те 7-9 объектов, ко­торые оно способно держать и которые вам нужны в бли­жайшей перспективе.

Пример применения метода структурирования внимания из личной практики. Планирование у меня ведется в Outlook, но в течение дня ключевые задачи мне комфортно писать на цветных бумажках -добавляется мотивация-настройка на выполнение, плюс приятно по выполнении рвать эти бумажки и выкидывать. На поверхности


моего рабочего ноутбука помещается ровно 9 бумажек моего люби­мого формата (клавиатурой я пользуюсь внешней). Через некоторое время после начала рабочего дня поверхность ноутбука заполнена. Если появляется новая задача, я пишу ее на бумажку и, чтобы поло­жить на поверхность, просто вынужден что-то оттуда снять и убрать в «подсознание» (пространство рядом с ноутбуком). Таким образом, я гарантирую, что в «предсознании» у меня всегда не больше 9 напо-миналок и нужная будет замечена в подходящий момент.

Это похоже на японскую систему управления складскими остат­ками «канбан». Вашему подразделению выделяется несколько квадратных метров склада, они обводятся хорошо заметной лини­ей. Вы можете как угодно управлять вашими складскими остатками, но не имеете права выходить за эту линию и занимать больше квад­ратных метров, чем вам отведено. Как говорится, «крутись, теща, как хочешь, а похороны завтра».

Организация рабочего стола

Один из ключевых аспектов «личного информационного менеджмента» — организация рабочего стола. Это место, за которым вы проводите примерно треть вашей жизни, в котором сходятся все информационные потоки. Исходя из метода ограниченного хаоса и метода структурирования внимания, предложу вашему вниманию простую ориенти­ровочную схему организации рабочего стола.

Применительно к типичному рабочему столу принцип структурирования внимания означает следующее. Центр внимания — как правило, монитор компьютера (иногда — телефон). Пространство непосредственно рядом с центром внимания — «предсознание». Типичная картина: в «предсо­знании» кроме стикеров-напоминалок находятся еще степ-лер, калькулятор, стаканчик с карандашами и т.п., никаким сигналом-напоминанием не являющиеся, но отнимающие ре­сурс внимания. Здесь же — какой-нибудь блокнот, который ни о чем не сигналит, обращение к которому происходит всегда сознательно (например, при необходимости найти номер телефона). Всем этим вещам в «предсознании» не мес­то — оно должно быть хорошо расчищено, и в нем должны


находиться 7±2 ключевых сигнала (стикера, документа), на­поминающих вам о наиболее приоритетных задачах.

Таким образом, первый шаг в оптимизации стола — чет­ко выделить центр внимания и «предсознание», расчистить «предсознание» от всего постороннего и оставить в нем толь­ко 7-9 сигнальных элементов (стикеров, визиток, документов). Как правило, эту сигнальную область удобно поместить меж­ду монитором и клавиатурой. Хотя все варианты размещения, о которых я буду далее говорить, конечно же, ориентировоч­ны — ориентируйтесь на собственный вкус, удобство для вас и особенности вашего рабочего пространства.

Где-то рядом с сигнальной областью стоит выделить «под­сознание» сигнальной области — место для тех стикеров, визиток и других сигналов, которые вы отдаляете от центра внимания, убираете из сигнальной области. Если сигнальная область должна обязательно расчищаться в конце рабочего дня, то «подсознание» сигнальной области стоит расчищать около одного раза в неделю.

Также рядом с сигнальной областью, на расстоянии дося­гаемости руки, желательно выделить отдельное пространство для технически необходимых вещей: калькулятора, степлера, телефона, письменных приборов, справочников и т.п. Вам должно быть легко брать все эти вещи, но они должны быть четко отделены от сигнальной области, не отнимать на себя ваше внимание.


телефон,

Канцелярия,

Калькулятор,

Справочная

литература


Центр внимания -монитор

Сигнальная область


«подсознание» сигнальной области


Следующий шаг после выделения центра внимания и сигнальной области — организовать «места хаоса» для


документов. Я называю их входящим и исходящим нако­пителями. Во входящий накопитель документы поступают в течение дня, с ними ведется активная работа. Отработанные документы отправляются в исходящий накопитель. Благо­даря исходящему накопителю при завершении работы с до­кументом вам не обязательно вдумываться, в какую темати­ческую папку его отправить. Достаточно один раз вечером взять все документы в исходящем накопителе и разбросать их по нужным папкам. Конечно, если какой-то документ вам легко сразу отправить в тематическую папку, минуя исходя­щий накопитель, никто не мешает вам это сделать.

Рядом с исходящим накопителем желательно разместить лотки или просто пачки (есди площадь стола позволяет), в которые документы раскладываются вечером из исходя­щего накопителя. В этих лотках рекомендую выделить две группы: контрольную и контекстную.

Контрольная группа лотков устроена по тому же принци­пу, что и контрольные папки в электронной почте: «кон­троль ежедневный» и «контроль еженедельный». Эти два лотка просматриваются с соответствующей периодичностью, в них лежат документы, связанные с делами, требующими активного контроля. Возможен также третий лоток, «конт­роль ежемесячный».

Контекстная группа структурирует документы по про­ектам, людям и любым другим «кайросам». Например, на моем рабочем столе в домашнем кабинете есть «кайросовая» пачка «Документы, которые нужно отдать в офис»; когда я отправляюсь в офис или когда ко мне домой приходит курьер из офиса, я обращаюсь к этой пачке.

Контекстный и контрольный принципы могут быть совмещены. На­пример, три основных лотка на рабочем столе Александра Селюти-на, зам. директора Департамента информатизации РАО «ЕЭС», пос­ле проекта ТМ-консультирования оказались организованы следую­щим образом: 1. Документы по департаменту - лоток просматрива-


ется раз в день. 2. Документы по большому проекту - просматрива­ются раз в неделю. 3. Документы по реформе электроэнергетики и другие тематические источники для ознакомления - просматрива­ются раз в месяц.


контекстные лотки для документов


центр внимания-монитор


контрольные лотки для документов


исходящий накопитель документов


входящий

накопитель

документов


Я изобразил расположение лотков или групп докумен­тов таким образом, что движение в течение дня происходит справа налево, и затем — из исходящего накопителя «вдаль», в тематические папки. Мне такое расположение представ­ляется более удобным, т.к. в течение дня идет работа в ос­новном с входящим накопителем, и с этими документами удобнее работать правой рукой; а левая остается для телефо­на и технических средств. Но возможна и обратная логика, при которой входящий накопитель находится слева — такая логика будет ближе к нашему привычному движению слева направо при чтении, письме и т.п.

Наконец, над рабочим столом или рядом с ним на стене, боковой стенке шкафа и т.п. можно разместить доску пла­нирования со стикерами, разделенными на группы по «кай-росам», контекстам (люди, места, проекты); там же может находиться справочная информация (например, телефоны сотрудников), элементы долгосрочного планирования (на­пример, график ключевого проекта) и обзорные таблицы регулярных дел. Дополнительная «доска» (это может быть лист ватмана, пробковая доска или просто участок стены)


может выполнять мотивирующую функцию. Поместите на ней фотографию вашей будущей дачи или машины, вдох­новляющие высказывания и т.п. Там же могут находиться семейные фотографии и другие сигналы, помогающие на ми­нутку забыть о работе. Не рекомендую помещать их близко к центру внимания, т.к. глаз «замыливается» и перестает их замечать. А вот когда они находятся далеко от центра вни­мания, обращение к ним помогает хорошо переключиться с текущих рабочих проблем на что-то приятное.

Объединю все сказанное в наглядной схеме. Проекти­руйте ваш рабочий стол, продумывайте направление пото­ков информации. Тогда вы гарантируете себе способность справиться с любым рабочим информационным хаосом, не прилагая к этому чрезмерных усилий и не пытаясь слишком уж «разложить все по полочкам».


Мотивирующие вещи: фотографии, плакаты, картинки целей и т.п.


Доска планирования


 


контекстные лотки для документов


Центр внимания -монитор


«подсознание» сигнальной области


 








Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.