Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подчиненные: «принудительные» стратегии





Иногда во внедрении тайм-менеджмента не обойтись без «административного ресурса». Как его лучше применять?

1. Лучше «меньше» инструментов, нообязательных. Не пытайтесь строить глобальную всеобщую един­ственно верную систему управления временем. Хорошо годятся для первых шагов внедрения:

— Любые доски планирования.

— Ежедневники или планнинги + алгоритм планиро­вания дня (см. стр. 63).

— Таблицы обзора регулярных задач.

— Бланки проведения совещаний.


«Если подчиненные не хотят применять инструмент — как их заставить?» Это вопрос не к специалисту по тайм-ме­неджменту. Перечитайте любую книгу по управлению людь­ми, мотивации, управленческой борьбе и т.п. Замечу лишь, что чем больше люди были подготовлены на «добровольном» этапе, чем больше их собственных идей и соображений учи­тывает ваше новшество, тем легче его будет внедрить.

2. Придумайте простые и быстрые «кнуты и пряники».
Идеология ровно та же, что и в личной работе: малень­
кие и желательно немедленно применяемые награды и
наказания. Например, при внедрении стандарта плани­
рования в ежедневнике для менеджеров торговой сети
генеральный директор предложил через 1 —2 месяца
после тренинга наградить трех владельцев самых гра­
мотных ежедневников однодневными отгулами, а трех
владельцев худших ежедневников — штрафом в раз­
мере стоимости одного рабочего дня.

Гульмира Тулешова, начальник Управления мотивации Депар­тамента по работе с персоналом Национального банка Казах­стана. «После обучения тайм-менеджменту и введения доски планирования у нас появилась мысль мотивировать зарожда­ющийся процесс повышения личной эффективности - каждый месяц мы выбираем эффективного работника, и он зарабаты­вает один свободный день в месяц. Критерием эффективности является то, что он справился с поставленными перед ним за­дачами своевременно и с хорошим качеством, и, естественно, во взаимосвязи с задачами подразделения. Наше вышестоя­щее руководство с одобрением отнеслось к идее, пообещав не вмешиваться в процесс мотивации эффективных сотрудников и с пониманием относиться к их отсутствию в заработанный свободный день. Обещание выполняется».

3. Используйте пилотные проекты. Пилотный, пробный
проект — очень полезный прием. Попробуйте тех­
нику на одном сотруднике, на одном подразделении, на
одном направлении деятельности (например, «только
с таким-то типом клиентов» или «только для проек-


та X»). Это позволит понять все плюсы и минусы тех­ники в реальной практике при минимальных затратах времени и сил. Кроме того, опыт успешного пилотного проекта — важный аргумент для убеждения остальных сотрудников (или подразделений) в необходимости и полезности новой техники.

И в заключение — главный принцип: посчитайте цену своего времени, цену времени подразделения. Постарайтесь выразить в деньгах. И боритесь за время не менее жестко, чем за деньги.

На конференции «Сибирского соглашения» в Новосибирске в мае 2005 г. один из участников, гендиректор и владелец компании, спросил: «Как быть, если мое время зависит не только от меня, но и от других людей, в первую очередь от подчиненных?»

Я задал встречный вопрос: «Вы - владелец вашего бизнеса. Ес­ли ваши подчиненные воруют ваши деньги - вы знаете, что с этим делать? Или вот так же, как меня, беспомощно спрашиваете об этом консультанта по корпоративным финансам? А ведь ваше вре­мя гораздо дороже ваших денег - его намного меньше, и оно не-возобновимо».

Этот человек при вопросе о воровстве денег так сильно изменил­ся в лице, что я понял: не завидую тем, кто попробует воровать его деньги. Уверен, что после семинара можно так же не позавидовать тем, кто попытается украсть его время.

Тайм-менеджмент в личных отношениях

Тайм-менеджмент личных и семейных отношений — дело непростое. Формальный план-график здесь вряд ли пропи­шешь. Нужно уметь договариваться. Предлагаю в качест­ве основы для таких договоренностей несколько простых принципов.

1. «Мы вместе» не значит «мы делаем одно и то же». Для многих людей удивительна мысль, что интроверт, в шумной компании сидящий где-то в сторонке с газетой, вовсе не проявляет недружелюбия и не отделяет себя от окружающих. Просто ему комфортно проводить


свое время с ними именно так. Думаю, самое слож­ное и самое важное в любых взаимоотношениях, да и в любом совместном времяпрепровождении, — не пытаться навязывать партнеру свои предпочтения, искать компромиссы, позволяющие учесть вкусы обеих сторон.

В телепередаче, посвященной планированию отпуска, мне задали вопрос: «А если в семье разные вкусы и разные подхо­ды к отдыху, как быть? Например, муж хочет лежать у бассей­на, а жена - совершить глобальный шопинг и объездить все исторические достопримечательности». Ну и кто же мешает жене найти курорт неподалеку от большого количества до­стопримечательностей и, оставляя мужа в покое у бассейна, объезжать их в свое удовольствие? Кстати, вечером будет с кем делиться впечатлениями.

2. У каждого должно быть время для себя. Особенно это касается интровертов, т.е. людей, по психологи­ческому типу более ориентированных на свой внут­ренний мир и в меньшей степени — на контакты с другими людьми. Если я хочу почитать в одиночестве, когда ты пришла ко мне в гости, это не значит, что я тебя разлюбил. Это значит только то, что я хочу почитать в одиночестве.

Особенно важно выделять время на свое «ресурсное за­нятие», т.е. на то, что помогает вам восстановить энергию и работоспособность. Для кого-то это — чтение художест­венной литературы, для кого-то — катание на роликах, игра на фортепьяно и т.д.

3. Принципы взаимоотношений должны проговариваться в явном виде. Не бойтесь проговаривать, а еще лучше — про­писывать взаимные договоренности и принципы взаимоот­ношений. Большинство конфликтов происходит оттого, что у двух человек в головах разные принципы (нормы, прави­ла), и каждый считает именно свои — самоочевидными и


правильными. Плохие новости: совершенно они не само­очевидны. Попробуйте их озвучить — и вы удивитесь, на­сколько у другого человека представление о самоочевидном может отличаться от вашего.

Что касается техник планирования и организации — здесь действуют все те же подходы, что и на работе. Главное — до­говориться о принципах, на этой основе нужные организа­ционные и технические решения найдутся легко.

Дети и время

Я считаю, что учить тайм-менеджменту нужно как плава­нию и чтению: чем раньше, тем лучше. Если не с детского сада, то как минимум — со среднего или раннего школьного возраста.

Для студентов и старших школьников ничего специально изобретать не надо. Они, как правило, с большим интересом воспринимают именно «взрослые» технологии — «у меня все как у настоящих менеджеров». Для младшего школьного возраста необходимо внести больше элемента игры, разно­цветности, азарта.

Начинать рекомендую со следующих технологий:

Самомотивация («слоны», «лягушки», «пряники» и т.д.) — промедление и откладывание важных задач в детском тайм-менеджменте обычно является ключевой проблемой.

Обзорная таблица ежедневных дел — как сказал один менеджер, «теперь мой сын не забывает, что кроме «погулять» и «посмотреть телевизор» существуют еще «сделать уроки» и «вынести мусор», и встречает меня вечером так: «Папа, ура, я сегодня все успел!».

Планирование хороших оценок — с помощью обзорных таблиц.


На последнем пункте остановлюсь особо. Главное, что можно и нужно привить ребенку при обучении тайм-ме­неджменту, — это «проактивный» подход к жизни, о кото­ром мы говорили в третьей главе. Напомню, термин «про-активность» принадлежит Стивену Кови: он различает в жизни «реактивный» подход, жизнь как реакция на внешние стимулы, и «проактивный», когда мы не просто реагируем, но планируем свою жизнь и осуществляем упреждающие действия.

Поясню на простом примере. «Ты хочешь золотую медаль (или: хорошие оценки в четверти, в году и т.п.)? Что для этого нужно?» — Нужно не «вообще учиться», а расставлять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный мо­мент направления и «проактивно» занимаясь именно ими. Например, составить очень простую таблицу оценок (тех­нология реальная, из практики):

 

Предмет Текущие оценки
Русский                
Алгебра                
Геометрия                
                 

Проблемное направление сразу видно, это алгебра. Что нужно сделать, чтобы его выправить? Очевидно, получить минимум три пятерки. Нацеливаем усилия именно на этот сегмент, уделяем алгебре больше времени и сил, премируем себя шоколадками, активно тянем руку на уроках. Закры­ваем проблемное направление, смотрим вокруг и перенаце­ливаем усилия на другой предмет. И т.д. — поддерживаем баланс, гибко меняя приоритеты по ходу учебы.

Важно выбрать подходящее хотение — вполне возможно, это не школьные оценки, а успехи в спортивной секции, до­стижения в каком-то хобби, увлечении. Ориентируйтесь не


столько на «социально-значимые» показатели, сколько на собственные устремления ребенка. После выбора хотения методология остается той же: цели, подзадачи, приоритеты, ежедневные «проактивные» действия в выбранном направ­лении, самомотивация и награды себе.

Виталий Королев, статья «Тайм-менеджмент для дочки - история одной игры». «...Всем известно, что дети не хотят, чтобы их учителя вызывали к доске отвечать урок. Кто не помнит своих школьных ощущений в момент, когда учитель говорит заветные слова: «А сей­час к доске пойдет...» и смотрит в журнал. Так и хотелось спрятать­ся под парту.

А что если изменить к этому отношение? Если ребенок хочет по­лучать хорошие оценки, то почему бы ему самому не взять инициа­тиву в свои руки и не вызваться отвечать самому, предварительно особенно хорошо подготовив именно этот урок. Здесь важна опера­ция по выбору приоритетов, «направления главного удара»: учим все уроки, но особенно готовим тот, в котором завтра хотим достичь успеха. И в момент опроса стараемся не спрятаться, а вызваться, чтобы труд даром-то не пропал.

Кроме планирования мы ввели и прогнозирование результатов. Оно относится к разного рода внеплановым опросам, контрольным работам. В отличие от планирования, прогнозируемый результат не зависит уже от воли прогнозиста. Он скорее выявляет объектив­ность самооценки. Если удается точно спрогнозировать будущую оценку, то Полинка получает 2 или 1 плюсик, в зависимости оттого, пятерка это была или четверка. Полинка подхватила эту игру и быс­тро разобралась с тонкостями различия между прогнозом и пла­ном. Кстати, моя консультационная практика показывает, что не всякий директор различает эти понятия...»

Еще одно важное направление школьного ТМ — пла­нирование времени при подготовке к экзаменам. Обычно родительская позиция тут — «сиди и учи до посинения». Увы, это не работает, потому что неграмотно. Более реалис­тичный подход таков:

— Определение, сколько часов в день ребенок объективно может работать над подготовкой (реально — 6—8, максимум — 10).


— Разделение объема работы на этот бюджет времени (40 билетов, 5 дней по 10 часов в день — реальная цифра «1 час на 1 билет», плюс резерв 10 часов) и уделение каждой порции работы не больше полагающегося ей времени.

— Управление рабочей нагрузкой: раз в час — 5 мин. активная пауза, после каждого 3—4-часового блока работы — смена активности (сходили в магазин, погу­ляли и т.д.).

Кроме того, при подготовке к экзаменам мы обычно де­лаем совсем не то, что будем делать на экзамене. Готовясь к сочинению, где будем писать, — мы читаем, готовясь к устному экзамену — опять же читаем. Гораздо лучше при подготовке к сочинению написать на каждую тему эссе размером в полстранички с ключевыми мыслями; гото­вясь к устному экзамену — проговорить ключевые мысли каждого билета (кому угодно — бабушке, собаке, портрету М.В.Ломоносова...).

И в заключение — несколько принципов из практики.

Виталий Королев, «Тайм-менеджмент для дочки - история одной игры». «Во-первых, ловите инициативу ребенка. Он должен первым проявить свое хотение.

Во-вторых, импровизируйте, придумывайте игру, а не воспита­тельный процесс. Одно из основных отличий первой от второго в том, что ребенок понимает: игру он может прекратить в любой мо­мент, а воспитательный процесс - нет.

В-третьих, не бойтесь фиксации планов и результатов. Это не «бу­мажки», а то твердое, что «не вырубишь топором».

И в-последних: занятые папы и мамы, впишите в свои с ребенком органайзеры время, которое вы проводите вместе. Хотя бы для об­суждения главного события дня».








Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.