Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Измерения физических величин





СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………… ……………….…..4

Лекция 1 Качество продукции.....……………………….. ….….....4

 

Раздел 1 МЕТРОЛОГИЯ…………………….…………………….8

Лекция 2 Метрология – наука об измерениях………….….....…...8

Лекция 3 Средства измерительной техники….…….….…..……..12

Лекция 4 Обработка результатов измерений…………………….15

Лекция 5 Измерение показателей качества электроэнергии……………………………….….……..19

Лекция 6 Обеспечение единства и необходимой точности измерений…………………. …………………………..23

Лекция 7 Метрологическая служба……………………….………27

Лекция 8 Основы квалиметрии……………………………….......32

 

Раздел 2 СТАНДАРТИЗАЦИЯ…………………………..……….36

Лекция 9 Сущность стандартизации………….……......................36

Лекция 10 Виды и методы стандартизации……………….…….…39

Лекция 11 Украинская система стандартов……………….……….45

Лекция 12 Международная стандартизация………….……………50

Лекция 13 Стандартизация в различных сферах…….…………….56

 

Раздел 3 СЕРТИФИКАЦИЯ…………………………………..…..62

Лекция 14 Сущность сертификации………………………………. 62

Лекция 15 Системы сертификации………..………………………..67

Лекция 16 Сферы сертификации. Аккредитация.…………………72

 

Список рекомендованной литературы……………………………...76


ВВЕДЕНИЕ

 

Лекция 1 КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Характеристики продукции. Виды продукции.

Качество продукции. Система качества.

 

Характеристики продукции

 

Продукция – материальный результат трудовой деятельности или производственных процессов, имеющий полезные свойства и предназначенный для использования потребителем (ДСТУ 3278)

Существо продукции – ее полезности, функции, свойства и др.

Основная полезность – техническая функция продукции.

Дополнительная полезность: психологическая; эстетическая; социологическая; этическая; логическая.

 

Свойство продукции – ее объективная особенность.

Общие свойства (по ДСТУ 3278-95):

● взаимозаменяемость; ● совместимость;

● изменчивость; ● однородность;

● защищенность (от пыли, влаги, излучения и др.);

● безопасность (электро-, взрыво-, радиационная и др.);

● экологичность;

● эргономичность; ● эстетичность.

 

Виды продукции

 

Вид продукции – классификационная категория, объединяющая продукцию одинакового названия по одному из ее признаков.

Новая продукция – соответствующая научно и экономически обоснованным требованиям.

Устаревшая продукция – не соответствующая действующим стандартам.

Стандартная продукция – удовлетворяющая требованиям стандартов.

Стандартизованная продукция – требования установлены стандартами.

Готовая продукция – законченная производством, укомплектованная, удовлетворяющая требования стандартов и ТУ, снабженная документом о качестве.

Номенклатура продукции – классификационный перечень названий видов изготавливаемой продукции

Ассортимент продукции – состав и соотношение выпускаемых видов продукции.

 

Качество продукции

 

Качество продукции – совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять потребность в соответствии с ее назначением.

Э. Деминг: главный принцип обеспечения качества:

«потребитель должен получить то, что хочет, когда он хочет и в той форме, в какой он хочет».

 

Качество продукции характеризуется:

· качественно (цвет, форма и т.п.);

· количественно.

 

Требования к качеству продукции:

· функциональные (производительность, точность и др.);

· ресурсосберегающие (сырье, материалы, энергия, трудовые ресурсы);

· эргономические;

· технологические (производство и эксплуатация с минимальными затратами при заданном качестве);

· эстетические;

· экологические;

· надежности и безопасности.

 

Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество.

Оценка качества продукции – систематическая проверка способности соответствовать установленным нормам.

Норма – положение стандарта о требованиях к качеству продукции, которые должны быть удовлетворены.

Норматив – количественная характеристика нормы.

Основная форма оценки качества – контроль.

Контроль качества продукции – контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции (ГОСТ 16504).

Операции контроля:

v измерения;

v анализ (химический, спектральный и др.):

v испытания.

Испытания – экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик продукции

Виды испытаний:

♦ лабораторные; ♦ полигонные; ♦ натурные.

Методы испытаний:

♦ измерительные;

♦ аналитические;

♦ регистрационные;

 

Система качества

 

Система качества (СК) продукции – совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Составляющие СК:

ü организационная структура

(распределение прав, обязанностей и функций подразделений и персонала);

ü методика (методы осуществления деятельности);

ü ресурсы (персонал, средства обслуживания, оборудование, технология, информация);

ü процесс (система деятельности, использующая ресурсы для преобразования входа в выход).

Принцип СК: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции.

Жизненный цикл продукции – совокупность процессов последовательного изменения состояний продукции при ее создании и использовании.

Стадии жизненного цикла:

Цель деятельности по стандартизации, метрологии, сертификации – обеспечение качества продукции

 


Раздел 1 МЕТРОЛОГИЯ

Лекция 2 МЕТРОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ИЗМЕРЕНИЯХ

 

Сущность и содержание метрологии. Измерения физических величин. Точность и погрешность измерений. Результат измерения.

2.1 Сущность и содержание метрологии

 

Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения единства измерений и способах достижения необходимой точности.

 

Предмет метрологии: получение информации о свойствах физических объектов и процессов, установление научных и организационных основ, правил и норм для достижения единства измерений и необходимой точности.

 

Части метрологии:

· научно-теоретическая метрология;

· законодательная метрология;

· прикладная метрология.

Научно-теоретическая метрология:

ü общая теория измерений;

ü методы и средства измерений;

ü методы определения точности измерений;

ü эталоны и образцовые средства измерений;

ü обеспечение единства измерений;

ü критерии оценки и аттестация качества продукции.

Законодательная метрология:

ü стандартизация терминов, систем единиц, мер, эталонов и СИТ;

ü стандартизация характеристик СИТ и методик оценки точности;

ü стандартизация методик поверки и контроля СИТ, методик контроля и аттестации качества продукции.

Прикладная метрология:

 

ü организация государственной службы единства мер и измерений;

ü организация и проведение периодической поверки СИТ и государственных испытаний новых средств;

ü организация государственной службы стандартных справочных данных и стандартных образцов, изготовление стандартных образцов;

ü организация и осуществление службы контроля над выполнением стандартов и технических условий производства, государственных испытаний и аттестации качества продукции.

 

Взаимосвязь метрологии и стандартизации:

 

 

Поверка СИТ

 

Поверка – установление соответствия СИТ, на которые распространяется государственный метрологический надзор, нормативным техническим требованиям.

 

Формы поверок:

o государственная (государственной метрологической службой);

o ведомственная (аккредитованными метрологическими службами предприятий).

Виды поверок:

 

ü первичная (при выпуске СИТ, после ремонта, при импорте)
ü периодическая (при эксплуатации)
ü внеочередная (при повреждении поверочного клейма, утрате свидетельства о поверке, вводе в эксплуатацию после длительного хранения)
ü инспекционная (при осуществлении государственного метрологического контроля)
ü экспертная (при возникновении спорных вопросов относительно метрологических характеристик, пригодности и правильности использования СИТ)

 

Цель поверки: определение погрешностей и других метрологических характеристик СИТ, регламентированных ТУ.

 

Поверке подлежат все СИТ, на которые распространяется государственный метрологический надзор. Результаты поверки оформляются документально.

 

Калибровка СИТ

 

Калибровка – установление в определенных условиях или контроль метрологических характеристик СИТ, не подлежащих поверке.

 

Виды калибровки:

§ метрологическая (выполняется метрологической лабораторией);

§ техническая (выполняется экспериментатором).

 

Функция метрологической калибровки:

ü определение действительных значений метрологических характеристик СИТ, подтверждение пригодности СИТ к применению.

 

Функция технической калибровки:

ü определение действительных значений отдельных характеристик СИТ непосредственно перед использованием в измерениях.


Лекция 7 МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Государственная метрологическая система Украины. Метрологическая служба Украины. Международные и региональные организации по метрологии.

 

Раздел 2 СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Лекция 9 СУЩНОСТЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

Основные понятия. Цели и задачи стандартизации. Основные принципы и функции стандартизации.

 

Основные понятия

 

Стандартизация – деятельность по разработке и установлению требований, норм, правил для всеобщего и массового применения, направленных на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области, а также обеспечивающих право потребителя на приобретение товара надлежащего качества, право на безопасность и комфортность труда.

 

Объекты стандартизации – продукция, процессы или услуги, для которых разрабатываются требования, характеристики, правила и пр.

 

Уровни стандартизации:

 

v международная стандартизация;

v региональная стандартизация;

v национальная стандартизация:

· государственная;

· отраслевая;

· административно-территориальная;

· на уровне научно-технических и инженерных сообществ;

· на уровне предприятий и организаций.

 

Механизм стандартизации:

 

отбор объектов стандартизации (повторяющихся объектов);

моделирование объектов стандартизации (их основных признаков и свойств);

оптимизация модели (методами общенаучными и стандартизации);

стандартизация (разработка нормативного документа).

Виды стандартизации

 

Виды стандартизации (в зависимости от последующего влияния на развитие производства):

 

v стандартизация по достигнутому уровню

(устанавливает показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции);

 

v опережающая стандартизация

(установление повышенных требований по отношению к достигнутому уровню производства);

в зависимости от реальных условий в стандартах могут устанавливаться ступени качества, имеющие дифференцированные показатели, нормы, характеристики и сроки их введения;

 

v комплексная стандартизация

(целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимосвязанных требований к объекту в целом и к его основным элементам).

кроме норм и требований, относящихся к материальным объектам, охватывает также общетехнические нормы, системы документации, нормы техники безопасности и охраны труда и т.п.

 

 

Методы стандартизации

 

Метод стандартизации – прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

 

Основные методы стандартизации:

 

Симплификация упорядочение путем определения объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения
Типизация создание типовых объектов (конструкций, технологических правил, форм документации и т.п.); номенклатура и варианты изделий строятся на основе базового (типового) решения
Оптимизация нахождение оптимальных параметров и показателей качества и экономичности
Параметризация выбор и обоснование целесообразной номенклатуры и численных значений параметров
Унификация рациональное сокращение числа типов, видов и размеров одинакового функционального назначения путем создания параметрических и типоразмерных рядов видов продукции, унифицированных групп однородной продукции, унифицированных технологических процессов, ограничения целесообразным минимумом номенклатуры изделий
Агрегатирование создание новых машин, приборов и др. оборудования из ограниченного набора стандартных унифицированных узлов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемостью

 

Категории стандартов

Категория стандарта – статус стандарта в зависимости от сферы действия.

 

Категории стандартов:

 

Международные стандарты (ISO) для обеспечения международного обмена товарами и услугами и развитие международного сотрудничества; носят рекомендательный характер
Региональные стандарты (CEN, МГС и др.) для гармонизации законодательства и технических норм региональной группы стран и устранения внешних барьеров в их торговле
Государственные стандарты (ДСТУ) на продукцию, процессы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер; принимает Держстандарт Украины; имеют как обязательный, так и рекомендательный характер
Отраслевые стандарты (ГСТУ) для продукции отрасли или применяемой в отрасли при отсутствии государственных стандартов
Стандарты научно-технических и инженерных товариществ и обществ (СТТУ) для распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в определенных отраслях знаний и сферах профессиональных интересов (пионерские виды продукции, нетрадиционные технологии и пр.)
Стандарты предприятий (СТП) на продукцию данного предприятия или ее части, внутренние нормы и правила организации и управления производством

 

Виды стандартов

Виды стандартов в зависимости от назначения и содержания:

 

Основополагающий стандарт содержит общие или руководящие указания и имеет широкое применение; распространяется на объекты межотраслевого значения (система государственной стандартизации, система конструкторской документации, единицы измерения, терминология и т.п.) или определяет общие положения в группе стандартов определенной системы (пример: ДСТУ «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения»)
Терминологический стандарт содержит определение (толкование) терминов
Стандарт на методы контроля устанавливает методики, правила, процедуры испытаний, измерений, анализа и сопряженных с ними действий
Стандарт на продукцию (процесс, услугу) устанавливает требования к группам однородной продукции или конкретной продукции (услуге), к выполнению работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (разработка, производство, хранение и т.п.)
Стандарт на совместимость устанавливает требования к совместимости продукции в целом и ее отдельных частей (деталей, узлов, комплектующих и т.п.)

 

Разрабатываются также смешанные стандарты на продукцию и методы контроля.

 

Раздел 3 СЕРТИФИКАЦИЯ

Лекция 14 СУЩНОСТЬ СЕРТИФИКАЦИИ

Основные понятия. Цели и принципы сертификации.

Виды сертификации

Основные понятия

 

Указанием соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям может быть:

 

1) декларация (заявление) поставщика о соответствии;

2) сертификация [ сертификация (лат.) – сделано верно].

 

Декларация поставщика о соответствии – документ, в котором изготовитель (исполнитель, продавец) под личную ответственность заявляет, что поставляемая им продукция соответствует заданным требованиям (заявление в каталоге, накладной, руководстве об эксплуатации; ярлык, этикетка и т.п.).

 

Сертификация – процедура, посредством которой третья сторона удостоверяет в письменной форме, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.

 

(третья сторона – юридическое лицо или орган, независимые от поставщика и покупателя).

 

Два способа указания соответствия требованиям при сертификации:

 

· сертификат соответствия (документ, удостоверяющий, что продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу);

сертификат может относиться ко всем или отдельным требованиям стандарта;

· знак соответствия ( защищенный в установленном порядке знак, которым маркируется продукция в том случае, если она соответствует всем требования стандарта или другого нормативного документа);

применение знака регламентируется правилами системы сертификации или национальными стандартами.

 

Знак соответствия продукции в Украине:

 

 

а) для продукции, которая соответствует обязательным требованиям нормативных документов и требованиям, по которым установлена обязательная сертификация законодательными актами Украины;

 

б) для продукции, соответствующей всем требованиям нормативных документов, которые распространяются на данную продукцию.

 

Система сертификации – совокупность участников, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

 

Виды сертификации

 

Сертификация продукции в Украине:

 

ü обязательная;

ü добровольная.

 

Обязательная сертификация (ОС) – средство государственного контроля за безопасностью продукции.

 

Сущность ОС: оценка соответствия продукции тем обязательным требованиям, которые установлены законодательством.

 

Цель ОС: обеспечение безопасности и экологичности продукции.

 

Нормативная база ОС: государственные стандарты, технические регламенты.

Номенклатура объектов ОС: устанавливается правительством

(включает продукцию электротехнической промышленности).

 

ОС в Украине ► только в государственной системе сертификации.

Субъекты ОС:

 

 

Заявитель (поставщик) обязан:

 

§ реализовывать продукцию только при наличии сертификата;

§ обеспечивать соответствие продукции обязательным требованиям;

§ указывать сведения о наличии сертификата;

§ прекращать реализацию продукции после прекращения действия сертификата или не отвечающей ОС.

 

Орган ОС несет ответственность за соблюдение правил сертификации, за правильность и обоснованность выдачи сертификата.

 

Функции органа ОС ► осуществление сертификации
► выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия
► инспекционный контроль за сертифицированной продукцией
► приостановление или отмена действия выданных сертификатов

Аккредитованная испытательная лаборатория:проводит сертификационные испытания.

 

Сертификационный центр: орган ОС, аккредитованный как испытательная лаборатория.

 

Добровольная сертификация (ДС) – подтверждение соответствия продукции требованиям стандартов и др. документов по выбору заявителя и по его инициативе.

 

Объекты ДС: любые.

 

Цель ДС: обеспечение конкурентоспособности продукции.

 

Нормативная база ДС: стандарты, ТУ, др. техническая документация, предложенная заявителем.

ДС ► в системе ДС или органами ОС.

 

Система ДС – система сертификации, образованная любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и ее знак соответствия.

 

Орган ДС – юрлицо, образовавшее систему ДС или взявшее на себя функции ДС по договору.

 

Функции органа ДС ► осуществление сертификации
► выдача сертификата
► предоставление права на применение знака соответствия
► приостановление или отмена действия выданных сертификатов

Правила ДС устанавливает юрлицо, образовавшее систему ДС.

 

В Украине преобладает ОС, за рубежом – ДС.

 


Лекция 15 СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ

Международная сертификация. Региональная сертификация. Государственная система сертификации Украины.

Международная сертификация

 

Сертификация осуществляется на уровне:

· международном;

· региональном;

· национальном.

 

Основные международные организации в области сертификации:

ИСО; МЭК; ЕЭК ООН.

 

В ИСО: комитет по качеству и сертификации (КАСКО).

 

КАСКО: организационно-методическое обеспечение сертификации.

 

Деятельность КАСКО ü изучение методов оценки соответствия установленным требованиям продукции и систем обеспечения качества в разных странах
ü подготовка руководств по испытаниям, инспекционному контролю и сертификации продукции, процессов, по деятельности и оценке испытательных лабораторий, органов сертификации и систем обеспечения качества на основе международных стандартов
ü содействие взаимному признанию сертификатов

 

МЭК: создание международных систем сертификации.

 

Примеры международных систем сертификации МЭК:

 

  • международная система сертификации электрооборудования;
  • международная система МЭК по сертификации изделий электронной техники.

Основополагающие документы МЭК по сертификации:

 

– Руководство 28 ИСО/МЭК «Общие правила типовой системы сертификации продукции третьей стороной»;

– Руководство 43 ИСО/МЭК «Квалификационные испытания лабораторий»;

– Руководство 61 ИСО/МЭК «Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации (регистрации)».

 

ЕЭК ООН: устранение технических барьеров в торговле путем заключения двух- и многосторонних соглашений о взаимном признании систем сертификации.

 

Крупнейшие независимые международные фирмы по сертификации: Регистр Ллойда, ТЮФ-СЕРТ, Det Norske Veritas.

 

Региональная сертификация

Сертификация в СНГ.

 

Соглашение стран СНГ 1992 г. ü взаимное признание органов по сертификации, испытательных лабораторий, результатов испытаний и сертификации, сертификатов и знаков соответствия на взаимопоставляемую продукцию
ü согласованная политика в области сертификации

 

Соглашение стран СНГ 1994 г. ü взаимное признание сертификатов и знаков соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации
ü взаимное признание национальных систем сертификации и выданных сертификатов при условии соблюдения установленных процедур
ü право государств – участников Соглашения на осуществления инспекционного контроля за сертифицированной продукцией

Нормативная база сертификации в СНГ: международные, межгосударственные или национальные стандарты, признанные участниками Соглашения.

 

Приоритетное направление: обеспечение безопасности поставляемой продукции.

Основная проблема: неравномерность развития организации и практики сертификации в странах СНГ.

Решение: двухсторонние соглашения.

Сертификация в ЕС.

 

1989г.: Глобальная концепция о гармонизации правил по оценке соответствия.

 

Директивы глобальной концепции:

гармонизированные основополагающие требования по безопасности и экологичности, конкретизированные к стадиям жизненного цикла продукции: проектированию, производству, реализации, использованию.

 

По директивам:

1) соответствие может быть оценено самим изготовителем путем заявления-декларации

и маркировки продукции знаком:

 

2) разные способы подтверждения соответствия (модули) для каждой стадии жизненного цикла продукции.

 

ЕС: Способы подтверждения соответствия на стадии производства ► только декларация о соответствии
► сертификация системы качества и контроль над ней службы надзора ЕС
► выборочные проверки качества продукции органом сертификации
► верификация (полная проверка) продукции органом сертификации

Выбор конкретного модуля – право заявителя.

Знак соответствия – единственный знак, удостоверяющий соответствие продукции требования директив (т.е. всех стандартов).

 

Экологическая сертификация

 

Цель экосертификации: стимулирование производителей к внедрению технологических процессов и производству продукции, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают гарантию безопасности для жизни, здоровья и среды обитания потребителя.

 

Проверка экологичности:

 

§ в системе ОС: требования законодательства;

§ в системе ДС: другие требования.

Объекты экосертификации окружающая природная среда
источники загрязнения природной среды (производства, технологические процессы, отходы производства и потребления, коммуникационные объекты)
продукция природоохранного назначения (природоохранные технологии, природоохранные сооружения и продукция)
экологические информационные ресурсы, продукты и технологии (информационные и программные продукты в области экологии, базы и банки данных, модели экологического загрязнения, экологические методики)

 

Экосертификация в Украине:

 

Ø отсутствие четких нормативных требований;

Ø отсутствие объективной оценки качества объектов окр. среды.

 

Экосертификация в ЕС:

 

Ø добровольность экосертификации, открытый характер для всех;

Ø превентивные меры:

► ущерб для окружающей среды предотвращать путем ликвидации источников загрязнения;

критерии экосертификации должны превосходить экологичические требования стандартов;

Ø установление объектов экосертификации, критериев их оценки, маркировки экознаком ЕС – с участием консультативного форума из промышленников, ученых, экологических организаций и потребительских обществ.

 

Экологические знаки:

ОС России: ЕС: (содержание опасных веществ в допустимых пределах)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………… ……………….…..4

Лекция 1 Качество продукции.....……………………….. ….….....4

 

Раздел 1 МЕТРОЛОГИЯ…………………….…………………….8

Лекция 2 Метрология – наука об измерениях………….….....…...8

Лекция 3 Средства измерительной техники….…….….…..……..12

Лекция 4 Обработка результатов измерений…………………….15

Лекция 5 Измерение показателей качества электроэнергии……………………………….….……..19

Лекция 6 Обеспечение единства и необходимой точности измерений…………………. …………………………..23

Лекция 7 Метрологическая служба……………………….………27

Лекция 8 Основы квалиметрии……………………………….......32

 

Раздел 2 СТАНДАРТИЗАЦИЯ…………………………..……….36

Лекция 9 Сущность стандартизации………….……......................36

Лекция 10 Виды и методы стандартизации……………….…….…39

Лекция 11 Украинская система стандартов……………….……….45

Лекция 12 Международная стандартизация………….……………50

Лекция 13 Стандартизация в различных сферах…….…………….56

 

Раздел 3 СЕРТИФИКАЦИЯ…………………………………..…..62

Лекция 14 Сущность сертификации………………………………. 62

Лекция 15 Системы сертификации………..………………………..67

Лекция 16 Сферы сертификации. Аккредитация.…………………72

 

Список рекомендованной литературы……………………………...76


ВВЕДЕНИЕ

 

Лекция 1 КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Характеристики продукции. Виды продукции.

Качество продукции. Система качества.

 

Характеристики продукции

 

Продукция – материальный результат трудовой деятельности или производственных процессов, имеющий полезные свойства и предназначенный для использования потребителем (ДСТУ 3278)

Существо продукции – ее полезности, функции, свойства и др.

Основная полезность – техническая функция продукции.

Дополнительная полезность: психологическая; эстетическая; социологическая; этическая; логическая.

 

Свойство продукции – ее объективная особенность.

Общие свойства (по ДСТУ 3278-95):

● взаимозаменяемость; ● совместимость;

● изменчивость; ● однородность;

● защищенность (от пыли, влаги, излучения и др.);

● безопасность (электро-, взрыво-, радиационная и др.);

● экологичность;

● эргономичность; ● эстетичность.

 

Виды продукции

 

Вид продукции – классификационная категория, объединяющая продукцию одинакового названия по одному из ее признаков.

Новая продукция – соответствующая научно и экономически обоснованным требованиям.

Устаревшая продукция – не соответствующая действующим стандартам.

Стандартная продукция – удовлетворяющая требованиям стандартов.

Стандартизованная продукция – требования установлены стандартами.

Готовая продукция – законченная производством, укомплектованная, удовлетворяющая требования стандартов и ТУ, снабженная документом о качестве.

Номенклатура продукции – классификационный перечень названий видов изготавливаемой продукции

Ассортимент продукции – состав и соотношение выпускаемых видов продукции.

 

Качество продукции

 

Качество продукции – совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять потребность в соответствии с ее назначением.

Э. Деминг: главный принцип обеспечения качества:

«потребитель должен получить то, что хочет, когда он хочет и в той форме, в какой он хочет».

 

Качество продукции характеризуется:

· качественно (цвет, форма и т.п.);

· количественно.

 

Требования к качеству продукции:

· функциональные (производительность, точность и др.);

· ресурсосберегающие (сырье, материалы, энергия, трудовые ресурсы);

· эргономические;

· технологические (производство и эксплуатация с минимальными затратами при заданном качестве);

· эстетические;

· экологические;

· надежности и безопасности.

 

Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество.

Оценка качества продукции – систематическая проверка способности соответствовать установленным нормам.

Норма – положение стандарта о требованиях к качеству продукции, которые должны быть удовлетворены.

Норматив – количественная характеристика нормы.

Основная форма оценки качества – контроль.

Контроль качества продукции – контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции (ГОСТ 16504).

Операции контроля:

v измерения;

v анализ (химический, спектральный и др.):

v испытания.

Испытания – экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик продукции

Виды испытаний:

♦ лабораторные; ♦ полигонные; ♦ натурные.

Методы испытаний:

♦ измерительные;

♦ аналитические;

♦ регистрационные;

 

Система качества

 

Система качества (СК) продукции – совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Составляющие СК:

ü организационная структура

(распределение прав, обязанностей и функций подразделений и персонала);

ü методика (методы осуществления деятельности);

ü ресурсы (персонал, средства обслуживания, оборудование, технология, информация);

ü процесс (система деятельности, использующая ресурсы для преобразования входа в выход).

Принцип СК: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции.

Жизненный цикл продукции – совокупность процессов последовательного из







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.