|
Измерения физических величинСтр 1 из 5Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………… ……………….…..4 Лекция 1 Качество продукции.....……………………….. ….….....4
Раздел 1 МЕТРОЛОГИЯ…………………….…………………….8 Лекция 2 Метрология – наука об измерениях………….….....…...8 Лекция 3 Средства измерительной техники….…….….…..……..12 Лекция 4 Обработка результатов измерений…………………….15 Лекция 5 Измерение показателей качества электроэнергии……………………………….….……..19 Лекция 6 Обеспечение единства и необходимой точности измерений…………………. …………………………..23 Лекция 7 Метрологическая служба……………………….………27 Лекция 8 Основы квалиметрии……………………………….......32
Раздел 2 СТАНДАРТИЗАЦИЯ…………………………..……….36 Лекция 9 Сущность стандартизации………….……......................36 Лекция 10 Виды и методы стандартизации……………….…….…39 Лекция 11 Украинская система стандартов……………….……….45 Лекция 12 Международная стандартизация………….……………50 Лекция 13 Стандартизация в различных сферах…….…………….56
Раздел 3 СЕРТИФИКАЦИЯ…………………………………..…..62 Лекция 14 Сущность сертификации………………………………. 62 Лекция 15 Системы сертификации………..………………………..67 Лекция 16 Сферы сертификации. Аккредитация.…………………72
Список рекомендованной литературы……………………………...76 ВВЕДЕНИЕ
Лекция 1 КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ Характеристики продукции. Виды продукции. Качество продукции. Система качества.
Характеристики продукции
Продукция – материальный результат трудовой деятельности или производственных процессов, имеющий полезные свойства и предназначенный для использования потребителем (ДСТУ 3278) Существо продукции – ее полезности, функции, свойства и др. Основная полезность – техническая функция продукции. Дополнительная полезность: психологическая; эстетическая; социологическая; этическая; логическая.
Свойство продукции – ее объективная особенность. Общие свойства (по ДСТУ 3278-95): ● взаимозаменяемость; ● совместимость; ● изменчивость; ● однородность; ● защищенность (от пыли, влаги, излучения и др.); ● безопасность (электро-, взрыво-, радиационная и др.); ● экологичность; ● эргономичность; ● эстетичность.
Виды продукции
Вид продукции – классификационная категория, объединяющая продукцию одинакового названия по одному из ее признаков. Новая продукция – соответствующая научно и экономически обоснованным требованиям. Устаревшая продукция – не соответствующая действующим стандартам. Стандартная продукция – удовлетворяющая требованиям стандартов. Стандартизованная продукция – требования установлены стандартами. Готовая продукция – законченная производством, укомплектованная, удовлетворяющая требования стандартов и ТУ, снабженная документом о качестве. Номенклатура продукции – классификационный перечень названий видов изготавливаемой продукции Ассортимент продукции – состав и соотношение выпускаемых видов продукции.
Качество продукции
Качество продукции – совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять потребность в соответствии с ее назначением. Э. Деминг: главный принцип обеспечения качества: «потребитель должен получить то, что хочет, когда он хочет и в той форме, в какой он хочет».
Качество продукции характеризуется: · качественно (цвет, форма и т.п.); · количественно.
Требования к качеству продукции: · функциональные (производительность, точность и др.); · ресурсосберегающие (сырье, материалы, энергия, трудовые ресурсы); · эргономические; · технологические (производство и эксплуатация с минимальными затратами при заданном качестве); · эстетические; · экологические; · надежности и безопасности.
Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество. Оценка качества продукции – систематическая проверка способности соответствовать установленным нормам. Норма – положение стандарта о требованиях к качеству продукции, которые должны быть удовлетворены. Норматив – количественная характеристика нормы. Основная форма оценки качества – контроль. Контроль качества продукции – контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции (ГОСТ 16504). Операции контроля: v измерения; v анализ (химический, спектральный и др.): v испытания. Испытания – экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик продукции Виды испытаний: ♦ лабораторные; ♦ полигонные; ♦ натурные. Методы испытаний: ♦ измерительные; ♦ аналитические; ♦ регистрационные;
Система качества
Система качества (СК) продукции – совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Составляющие СК: ü организационная структура (распределение прав, обязанностей и функций подразделений и персонала); ü методика (методы осуществления деятельности); ü ресурсы (персонал, средства обслуживания, оборудование, технология, информация); ü процесс (система деятельности, использующая ресурсы для преобразования входа в выход). Принцип СК: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции. Жизненный цикл продукции – совокупность процессов последовательного изменения состояний продукции при ее создании и использовании. Стадии жизненного цикла: Цель деятельности по стандартизации, метрологии, сертификации – обеспечение качества продукции
Раздел 1 МЕТРОЛОГИЯ Лекция 2 МЕТРОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ИЗМЕРЕНИЯХ
Сущность и содержание метрологии. Измерения физических величин. Точность и погрешность измерений. Результат измерения. 2.1 Сущность и содержание метрологии
Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения единства измерений и способах достижения необходимой точности.
Предмет метрологии: получение информации о свойствах физических объектов и процессов, установление научных и организационных основ, правил и норм для достижения единства измерений и необходимой точности.
Части метрологии: · научно-теоретическая метрология; · законодательная метрология; · прикладная метрология. Научно-теоретическая метрология: ü общая теория измерений; ü методы и средства измерений; ü методы определения точности измерений; ü эталоны и образцовые средства измерений; ü обеспечение единства измерений; ü критерии оценки и аттестация качества продукции. Законодательная метрология: ü стандартизация терминов, систем единиц, мер, эталонов и СИТ; ü стандартизация характеристик СИТ и методик оценки точности; ü стандартизация методик поверки и контроля СИТ, методик контроля и аттестации качества продукции. Прикладная метрология:
ü организация государственной службы единства мер и измерений; ü организация и проведение периодической поверки СИТ и государственных испытаний новых средств; ü организация государственной службы стандартных справочных данных и стандартных образцов, изготовление стандартных образцов; ü организация и осуществление службы контроля над выполнением стандартов и технических условий производства, государственных испытаний и аттестации качества продукции.
Взаимосвязь метрологии и стандартизации:
Поверка СИТ
Поверка – установление соответствия СИТ, на которые распространяется государственный метрологический надзор, нормативным техническим требованиям.
Формы поверок: o государственная (государственной метрологической службой); o ведомственная (аккредитованными метрологическими службами предприятий). Виды поверок:
Цель поверки: определение погрешностей и других метрологических характеристик СИТ, регламентированных ТУ.
Поверке подлежат все СИТ, на которые распространяется государственный метрологический надзор. Результаты поверки оформляются документально.
Калибровка СИТ
Калибровка – установление в определенных условиях или контроль метрологических характеристик СИТ, не подлежащих поверке.
Виды калибровки: § метрологическая (выполняется метрологической лабораторией); § техническая (выполняется экспериментатором).
Функция метрологической калибровки: ü определение действительных значений метрологических характеристик СИТ, подтверждение пригодности СИТ к применению.
Функция технической калибровки: ü определение действительных значений отдельных характеристик СИТ непосредственно перед использованием в измерениях. Лекция 7 МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Государственная метрологическая система Украины. Метрологическая служба Украины. Международные и региональные организации по метрологии.
Раздел 2 СТАНДАРТИЗАЦИЯ Лекция 9 СУЩНОСТЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Основные понятия. Цели и задачи стандартизации. Основные принципы и функции стандартизации.
Основные понятия
Стандартизация – деятельность по разработке и установлению требований, норм, правил для всеобщего и массового применения, направленных на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области, а также обеспечивающих право потребителя на приобретение товара надлежащего качества, право на безопасность и комфортность труда.
Объекты стандартизации – продукция, процессы или услуги, для которых разрабатываются требования, характеристики, правила и пр.
Уровни стандартизации:
v международная стандартизация; v региональная стандартизация; v национальная стандартизация: · государственная; · отраслевая; · административно-территориальная; · на уровне научно-технических и инженерных сообществ; · на уровне предприятий и организаций.
Механизм стандартизации:
► отбор объектов стандартизации (повторяющихся объектов); ► моделирование объектов стандартизации (их основных признаков и свойств); ► оптимизация модели (методами общенаучными и стандартизации); ► стандартизация (разработка нормативного документа). Виды стандартизации
Виды стандартизации (в зависимости от последующего влияния на развитие производства):
v стандартизация по достигнутому уровню (устанавливает показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции);
v опережающая стандартизация (установление повышенных требований по отношению к достигнутому уровню производства); в зависимости от реальных условий в стандартах могут устанавливаться ступени качества, имеющие дифференцированные показатели, нормы, характеристики и сроки их введения;
v комплексная стандартизация (целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимосвязанных требований к объекту в целом и к его основным элементам). кроме норм и требований, относящихся к материальным объектам, охватывает также общетехнические нормы, системы документации, нормы техники безопасности и охраны труда и т.п.
Методы стандартизации
Метод стандартизации – прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.
Основные методы стандартизации:
Категории стандартов Категория стандарта – статус стандарта в зависимости от сферы действия.
Категории стандартов:
Виды стандартов Виды стандартов в зависимости от назначения и содержания:
Разрабатываются также смешанные стандарты на продукцию и методы контроля.
Раздел 3 СЕРТИФИКАЦИЯ Лекция 14 СУЩНОСТЬ СЕРТИФИКАЦИИ Основные понятия. Цели и принципы сертификации. Виды сертификации Основные понятия
Указанием соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям может быть:
1) декларация (заявление) поставщика о соответствии; 2) сертификация [ сертификация (лат.) – сделано верно].
Декларация поставщика о соответствии – документ, в котором изготовитель (исполнитель, продавец) под личную ответственность заявляет, что поставляемая им продукция соответствует заданным требованиям (заявление в каталоге, накладной, руководстве об эксплуатации; ярлык, этикетка и т.п.).
Сертификация – процедура, посредством которой третья сторона удостоверяет в письменной форме, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.
(третья сторона – юридическое лицо или орган, независимые от поставщика и покупателя).
Два способа указания соответствия требованиям при сертификации:
· сертификат соответствия (документ, удостоверяющий, что продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу); сертификат может относиться ко всем или отдельным требованиям стандарта; · знак соответствия ( защищенный в установленном порядке знак, которым маркируется продукция в том случае, если она соответствует всем требования стандарта или другого нормативного документа); применение знака регламентируется правилами системы сертификации или национальными стандартами.
Знак соответствия продукции в Украине:
а) для продукции, которая соответствует обязательным требованиям нормативных документов и требованиям, по которым установлена обязательная сертификация законодательными актами Украины;
б) для продукции, соответствующей всем требованиям нормативных документов, которые распространяются на данную продукцию.
Система сертификации – совокупность участников, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.
Виды сертификации
Сертификация продукции в Украине:
ü обязательная; ü добровольная.
Обязательная сертификация (ОС) – средство государственного контроля за безопасностью продукции.
Сущность ОС: оценка соответствия продукции тем обязательным требованиям, которые установлены законодательством.
Цель ОС: обеспечение безопасности и экологичности продукции.
Нормативная база ОС: государственные стандарты, технические регламенты. Номенклатура объектов ОС: устанавливается правительством (включает продукцию электротехнической промышленности).
ОС в Украине ► только в государственной системе сертификации. Субъекты ОС:
Заявитель (поставщик) обязан:
§ реализовывать продукцию только при наличии сертификата; § обеспечивать соответствие продукции обязательным требованиям; § указывать сведения о наличии сертификата; § прекращать реализацию продукции после прекращения действия сертификата или не отвечающей ОС.
Орган ОС несет ответственность за соблюдение правил сертификации, за правильность и обоснованность выдачи сертификата.
Аккредитованная испытательная лаборатория:проводит сертификационные испытания.
Сертификационный центр: орган ОС, аккредитованный как испытательная лаборатория.
Добровольная сертификация (ДС) – подтверждение соответствия продукции требованиям стандартов и др. документов по выбору заявителя и по его инициативе.
Объекты ДС: любые.
Цель ДС: обеспечение конкурентоспособности продукции.
Нормативная база ДС: стандарты, ТУ, др. техническая документация, предложенная заявителем. ДС ► в системе ДС или органами ОС.
Система ДС – система сертификации, образованная любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и ее знак соответствия.
Орган ДС – юрлицо, образовавшее систему ДС или взявшее на себя функции ДС по договору.
Правила ДС устанавливает юрлицо, образовавшее систему ДС.
В Украине преобладает ОС, за рубежом – ДС.
Лекция 15 СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ Международная сертификация. Региональная сертификация. Государственная система сертификации Украины. Международная сертификация
Сертификация осуществляется на уровне: · международном; · региональном; · национальном.
Основные международные организации в области сертификации: ИСО; МЭК; ЕЭК ООН.
В ИСО: комитет по качеству и сертификации (КАСКО).
КАСКО: организационно-методическое обеспечение сертификации.
МЭК: создание международных систем сертификации.
Примеры международных систем сертификации МЭК:
Основополагающие документы МЭК по сертификации:
– Руководство 28 ИСО/МЭК «Общие правила типовой системы сертификации продукции третьей стороной»; – Руководство 43 ИСО/МЭК «Квалификационные испытания лабораторий»; – Руководство 61 ИСО/МЭК «Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации (регистрации)».
ЕЭК ООН: устранение технических барьеров в торговле путем заключения двух- и многосторонних соглашений о взаимном признании систем сертификации.
Крупнейшие независимые международные фирмы по сертификации: Регистр Ллойда, ТЮФ-СЕРТ, Det Norske Veritas.
Региональная сертификация Сертификация в СНГ.
Нормативная база сертификации в СНГ: международные, межгосударственные или национальные стандарты, признанные участниками Соглашения.
Приоритетное направление: обеспечение безопасности поставляемой продукции. Основная проблема: неравномерность развития организации и практики сертификации в странах СНГ. Решение: двухсторонние соглашения. Сертификация в ЕС.
1989г.: Глобальная концепция о гармонизации правил по оценке соответствия.
Директивы глобальной концепции: гармонизированные основополагающие требования по безопасности и экологичности, конкретизированные к стадиям жизненного цикла продукции: проектированию, производству, реализации, использованию.
По директивам: 1) соответствие может быть оценено самим изготовителем путем заявления-декларации и маркировки продукции знаком:
2) разные способы подтверждения соответствия (модули) для каждой стадии жизненного цикла продукции.
Выбор конкретного модуля – право заявителя. Знак соответствия – единственный знак, удостоверяющий соответствие продукции требования директив (т.е. всех стандартов).
Экологическая сертификация
Цель экосертификации: стимулирование производителей к внедрению технологических процессов и производству продукции, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают гарантию безопасности для жизни, здоровья и среды обитания потребителя.
Проверка экологичности:
§ в системе ОС: требования законодательства; § в системе ДС: другие требования.
Экосертификация в Украине:
Ø отсутствие четких нормативных требований; Ø отсутствие объективной оценки качества объектов окр. среды.
Экосертификация в ЕС:
Ø добровольность экосертификации, открытый характер для всех; Ø превентивные меры: ► ущерб для окружающей среды предотвращать путем ликвидации источников загрязнения; ► критерии экосертификации должны превосходить экологичические требования стандартов; Ø установление объектов экосертификации, критериев их оценки, маркировки экознаком ЕС – с участием консультативного форума из промышленников, ученых, экологических организаций и потребительских обществ.
Экологические знаки: ОС России: ЕС: (содержание опасных веществ в допустимых пределах) СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………… ……………….…..4 Лекция 1 Качество продукции.....……………………….. ….….....4
Раздел 1 МЕТРОЛОГИЯ…………………….…………………….8 Лекция 2 Метрология – наука об измерениях………….….....…...8 Лекция 3 Средства измерительной техники….…….….…..……..12 Лекция 4 Обработка результатов измерений…………………….15 Лекция 5 Измерение показателей качества электроэнергии……………………………….….……..19 Лекция 6 Обеспечение единства и необходимой точности измерений…………………. …………………………..23 Лекция 7 Метрологическая служба……………………….………27 Лекция 8 Основы квалиметрии……………………………….......32
Раздел 2 СТАНДАРТИЗАЦИЯ…………………………..……….36 Лекция 9 Сущность стандартизации………….……......................36 Лекция 10 Виды и методы стандартизации……………….…….…39 Лекция 11 Украинская система стандартов……………….……….45 Лекция 12 Международная стандартизация………….……………50 Лекция 13 Стандартизация в различных сферах…….…………….56
Раздел 3 СЕРТИФИКАЦИЯ…………………………………..…..62 Лекция 14 Сущность сертификации………………………………. 62 Лекция 15 Системы сертификации………..………………………..67 Лекция 16 Сферы сертификации. Аккредитация.…………………72
Список рекомендованной литературы……………………………...76 ВВЕДЕНИЕ
Лекция 1 КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ Характеристики продукции. Виды продукции. Качество продукции. Система качества.
Характеристики продукции
Продукция – материальный результат трудовой деятельности или производственных процессов, имеющий полезные свойства и предназначенный для использования потребителем (ДСТУ 3278) Существо продукции – ее полезности, функции, свойства и др. Основная полезность – техническая функция продукции. Дополнительная полезность: психологическая; эстетическая; социологическая; этическая; логическая.
Свойство продукции – ее объективная особенность. Общие свойства (по ДСТУ 3278-95): ● взаимозаменяемость; ● совместимость; ● изменчивость; ● однородность; ● защищенность (от пыли, влаги, излучения и др.); ● безопасность (электро-, взрыво-, радиационная и др.); ● экологичность; ● эргономичность; ● эстетичность.
Виды продукции
Вид продукции – классификационная категория, объединяющая продукцию одинакового названия по одному из ее признаков. Новая продукция – соответствующая научно и экономически обоснованным требованиям. Устаревшая продукция – не соответствующая действующим стандартам. Стандартная продукция – удовлетворяющая требованиям стандартов. Стандартизованная продукция – требования установлены стандартами. Готовая продукция – законченная производством, укомплектованная, удовлетворяющая требования стандартов и ТУ, снабженная документом о качестве. Номенклатура продукции – классификационный перечень названий видов изготавливаемой продукции Ассортимент продукции – состав и соотношение выпускаемых видов продукции.
Качество продукции
Качество продукции – совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять потребность в соответствии с ее назначением. Э. Деминг: главный принцип обеспечения качества: «потребитель должен получить то, что хочет, когда он хочет и в той форме, в какой он хочет».
Качество продукции характеризуется: · качественно (цвет, форма и т.п.); · количественно.
Требования к качеству продукции: · функциональные (производительность, точность и др.); · ресурсосберегающие (сырье, материалы, энергия, трудовые ресурсы); · эргономические; · технологические (производство и эксплуатация с минимальными затратами при заданном качестве); · эстетические; · экологические; · надежности и безопасности.
Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество. Оценка качества продукции – систематическая проверка способности соответствовать установленным нормам. Норма – положение стандарта о требованиях к качеству продукции, которые должны быть удовлетворены. Норматив – количественная характеристика нормы. Основная форма оценки качества – контроль. Контроль качества продукции – контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции (ГОСТ 16504). Операции контроля: v измерения; v анализ (химический, спектральный и др.): v испытания. Испытания – экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик продукции Виды испытаний: ♦ лабораторные; ♦ полигонные; ♦ натурные. Методы испытаний: ♦ измерительные; ♦ аналитические; ♦ регистрационные;
Система качества
Система качества (СК) продукции – совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Составляющие СК: ü организационная структура (распределение прав, обязанностей и функций подразделений и персонала); ü методика (методы осуществления деятельности); ü ресурсы (персонал, средства обслуживания, оборудование, технология, информация); ü процесс (система деятельности, использующая ресурсы для преобразования входа в выход). Принцип СК: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции. Жизненный цикл продукции – совокупность процессов последовательного из Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|