Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Наука и ее историческая эволюция. Философия науки и философия медицины. Основы науки





Тема 5. Наука и ее историческая эволюция. Философия науки и философия медицины. Основы науки

 

Зарождение, основные этапы и закономерности развития науки.

Проблематика и предмет философии науки и философии медицины.

Методология биомедицинских и фармацевтических исследований.

Основы науки и их классификация. Эволюция медицинской картины мира.

Литература:

Ю.М.Хрусталев, Г.И.Царегородцев. Философия науки и медицины. М., 2005

А.Л.Никифоров. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. М., 1998 г.

В.П.Филатов Философия науки - учебник

Философия медицины / Ю.Л. Шевченко и др. — М., 2004. — 480 с.

Яцевич А.В. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Под ред.С.Лебедева

Ильин В.В. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. М.2003

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Под ред. В.И.Купцова. М.,96

Микешина Л.А. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. М., 2005

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Словарь. Под ред. С.Лебедева

Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2004

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.

Н.В.Попов.Философия и методогия научно-медицинского познания. Курс лекций. Киев, НМУ, 2002 - в 3 частях.

Ясперс – «Наука не открывается каждому. Подавляющее число людей не имеют никакого понятия о науке. Наука доступна лишь немногим».

Человек сегодня многое не знает, но он не знает и о том, что он этого не знает.

О многообразии форм знания.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания.

 

Формы вненаучного знания

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание,

2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

Формы вненаучного знания

Паранормальное знание включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм.

Для описания способов получения информации, выходящей за рамки науки, кроме термина "паранормальность" используется термин "внечувственное восприятие"

(или парачувствительность", "пси-феномены").

Наука пока еще не может объяснить задействованные в данном случае механизмы, как не может и игнорировать подобные феномены. Различают экстрасенсорное восприятие (ЭСВ), телепатию, ясновидение, психокинез.

Формы вненаучного знания

4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, это ошибочное знание. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью отдельных индивидов.

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, шельмование генетики, кибернетики и т.п.;

6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке («лекарства от всех болезней»).

Формы вненаучного знания

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

По форме псевдонаука - это прежде всего рассказ или история о тех или иных событиях. Такой типичный для нее способ подачи материала называют "объяснением через сценарий". Другой отличительный признак - безошибочность. Бессмысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рассказанной истории.

Отношение к ненаучному знанию

Уже давно ненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности..

К. Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может ошибаться и что псевдонаука "может случайно натолкнуться на истину". У него есть и другой вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной - это не значит, что она не важна.

Вывод, который разделяется современно мыслящими учеными, понимающими всю ограниченность рационализма, сводится к следующему:

- Нельзя запрещать развитие ненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку,

- нецелесообразно также отказывать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались.

- Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь "инофондом" идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых

Важность научного познания

Наука — важнейшая форма человеческого познания. Она оказывает все более зримое и существенное влияние на жизнь не только общества, но и отдельного человека.

Мы обязаны науке невероятными открытиями. Научные идеи проясняют наш дух и улучшают нашу жизнь.

• Если обратиться к иерархии потребностей, построенной американским психологом А. Маслоу и ставшей на сегодняшний день "общим местом", можно увидеть, что ученые приложили руку к удовлетворению практически всех групп человеческих потребностей и желаний.

Важность научного познания

• Наука выступает сегодня как главная сила экономического и социального развития мира.

• Вот почему философское видение мира органично включает в себя определенные представления о том, что такое наука, как она устроена, развивается, что она может дать, а что ей недоступно.

НАУКА — форма духовной деятельности, направленная на на производство новых знаний о природе, обществе и

Мышлении, имеющая цель постижение истины и открытие

Объективных законов.

• Один из основателей науки о науке Дж. Бернал, отмечая, что "дать определение науки по существу невозможно", намечает пути, следуя которым можно приблизиться к пониманию того, чем является наука. Наука предстает:

1) как социальный институт;
2) метод;
3) накопление традиций знаний;
4) фактор развития производства;
5) фактор формирования убеждений и отношения человека к миру[1].

• В "Американском этимологическом словаре" науку определяют посредством указания на процедуры наблюдения, классификации, описания, экспериментальные исследования и теоретические объяснения естественных явлений ". Это определение носит по большей части операциональный характер.

• [1] См.: Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956. С. 18.

 

1.9. Под наукой понимается:

сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении;

- специальные методы познавательной деятельности;

- совокупность знаний, полученных в результате научного исследования, которые отличаются качествами строгой оформленности, определенности, доказанности, системности, логической обоснованности, проверяемости, открытость к критике и изменениям;

- группы ученых, научные учреждения (экономика и идеология науки);

- особая сфера культуры, определяемая своей системой ценностей (важнейшая из которых - объективная и бескорыстная истина) и взаимодействующая с ценностями и идеалами общественной системы в целом.

Различают объект и предмет науки
Объект и предмет науки представляют разные явления. «Объект познания - явление действительности, предмет познания - знание об этом явлении».

Объект науки существует в бытии, предмет науки в сознании человека».

Специфика научного познания

 

• Научное знание, как и все формы духовного производства, в конечном счете необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику.

Но преобразование мира может принести успех только тогда, когда оно согласуется с объективными законами изменения и развития его предметов.

• Поэтому основная задача науки — выявить эти законы.

• Поскольку в деятельности могут преобразовываться самые различные объекты — предметы природы, человек (и состояния его сознания), подсистемы общества, знаковые объекты, функционирующие в качестве феноменов культуры, и т. д., — постольку все они могут стать предметами научного исследования.

Критерии науки

1) Объективность (предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного).

2) Рациональность, доказательность («принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство» - Т.Гексли).

3) Эссенциалистская направленность, т. е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта.

4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.

5) Проверяемость (обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными).

Наука отличается от

- МИФОЛОГИИ тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.

- МИСТИКИ тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.

- РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.

- ФИЛОСОФИИ тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?».

- ИСКУССТВА своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.

- ИДЕОЛОГИИ тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.

- ТЕХНИКИ тем, что нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.

- ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ тем, что представляет собой теоретическое освоение действительности.

Функции науки

• Можно выделить три группы социальных функций:

во-первых, культурно-мировоззренческая,

во-вторых, как непосредственной производительной силы, и

в-третьих, как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.

• Последняя предполагает, что методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности).

В-четвертых, прогностическую функцию, обеспечивая научно обоснованные модели будущего развития природного, социального и духовного бытия.

• Медицина находится между естественными и общественными науками. Медицинские науки делятся на три группы:

- Медико-биологические

- Клинические

- Социально-гигиенические.

Возникновение науки

• Наука – позитивные, рациональные идеи о действительности, служащие основанием жизни людей. Наука возникла в древности и постоянно эволюционировала. Росло ее значение, состав, структура и т.п. Данным термином называют и всю совокупность знаний, и относительно обособленные элементы – конкретные науки (их насчитывают 15 000).

Где и когда возникает наука? Можно ли хотя бы приблизительно наметить эти рубежи?

• Совр. наука представляет собой смесь различных дисциплин:

- Одни возникли в XX веке (кибернетика, информатика, синергетика, молекулярная генетика, экология, когнитология и др.)

Другие – в XIX веке (электродинамика, физическая химия, социология)

Третьи – еще в Новое время (математический анализ, аналитическая геометрия, динамика)

Наконец, многие науки имеют начало еще в античности (геометрия, медицина, астрономия, арифметика, география и др.)

Исходя из постоянного изменения содержания и форм науки историки предлагают несколько точек зрения на начало науки:

a) наука отождествляется с практической деятельностью и познанием поэтому возникает с возникновением человека (D. Bernal).

б) наука возникает около 25 веков тому назад, когда появляется рефлексивная философия и первые теоремы.

в) некоторые историки полагают, что наука зарождается в XII-XIV вв. когда появляются экспериментальные исследования (Robert Grosseteste (1168 - 1253). Roger Bacon(1214-1292))

г) однако, большинство придерживаются мнения, что истинная наука возникает только в XVII-XVIII вв. когда появляются оригинальные работы И.Кеплера, И.Ньютона, Х.Гюйгенса, Г.Галилея, М.Монтеня и др. В XVII в. организуются Академии наук.

д) но есть и ученые считающие появление науки в XIX в. когда наука становится профессией, появляются научные лаборатории.

е) встречаются оригинальные мнения, что истинная наука возникнет только в XXI в., но это уже не история науки, а социальные проекты.

Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно

В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия "философия", "знание", "наука" фактически совпадали: это было по существу "триединое целое", не разделенное еще на свои части. Иными словами, элементы, предпосылки, "ростки" будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое

В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации не расчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям:

1. Отделение науки от философии.

2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук - механики, астрономии, физики, химии, биологии и др.

3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др.

Поворотным пунктом в указанном процессе послужили XVIII и первая половина XIX в., когда из философии выделились все основные отрасли современного научного знания

Этапы развития науки

Первый этап – (VI – V вв.до н.э. и XV в.н.э.) составляет эмбриональную науку. В этот период не выделяется из общественной деятельности, вместе с религией и философией проникает во все сферы практической и духовной деятельности. Преобладают процессы интеграции.

Второй этап – (XV - конец XIX в.) это «малая наука» или незрелая наука. Она получает независимость, освобождается от религиозных догм и схоластики. Здесь преобладают процессы дифференциации, возникают новые науки.

Третий этап – составляет «большую науку», которая начинается в XX в. В этот период изменяется сущность и социальная роль науки, существенно модифицируется взаимоотношение науки и практики. Развитие науки обуславливает возникновение новых отраслей производства. В науке имеет место как интеграция, так и дифференциация.

Галилео-ньютоновская” наука

Г.Галилей создал новое понимание науки, разработал и использовал точный экспериментальный метод, которого не знали ученые античности и средневековья. Его заслуга также в том, что он ввел метод количественного анализа, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способы исследования природы.

Аристотелевская интерпретация науки долгие века оставалась безусловной и неоспоримой. Но в эпоху Возрождения предпринимаются попытки выработать новую (научную) картину мира и новый «органон» научного познания. Особую роль сыграли Ф.Бэкон, Н.Коперник, М.Монтень. Но основной удар по аристотелизму нанес Г.Галилей.

Дефиниция философии науки

Понятие философии науки

Наука - это очень сложное и многослойное образование, и она постоянно переживает множество разнообразных изменений. Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Философию науки в первую очередь интересует знание, его строение, способы его получения и организации.

Предметом философии науки являются общие

Школы философии науки

НЕОКАНТИАНСТВО — возникает во второй половине 19 в. в Германии. Получило распространение также во Франции, в Италии и России. Наиболее полное выражение Н. получило в двух нем. школах: марбургской и баденской.

Позитивизм – первая школа философии науки. Представители О. Конт, Д. Ст. Милль, Г.Спенсер.

Эмпириокритицизм - (Э. Мах и Р. Авенариус).

 

Неопозитивизм - (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик.)

Постпозитивизм – (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Поланьи, С. Тулмин, Д. Агасси, У.Селларс и др.)

Методология науки

• Если основной задачей логики науки является анализ структуры знания, то методология научного исследования анализирует средства, приемы и методы познания, которые применяются для получения этого знания.

• Главной целью методологии науки является изучение тех средств, методов и приемов исследования, с помощью которых приобретается новое знание в науке.

• Поскольку эти методы и средства исследования применяются в процессе познания, то следует, пожалуй, говорить не о методологии вообще, а о методологии научного исследования, или познания.

• Такая характеристика сразу же отграничивает предмет методологии науки от логики науки.

Понятие методологии

Методология (теория о методах) представляет собой система, совокупность принципов и средств организации практической и теоретической деятельности, а также теория об этой системе.

• Одна из основных задач методологического анализа заключается в выявлении и изучении методов познавательной деятельности, осуществляемой в науке, в определении возможностей и пределов применимости каждого из них.

• В своей познавательной деятельности, в том числе и в научной, люди осознанно или неосознанно используют самые разнообразные методы. Ясно, что осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, придает деятельности человека большую рациональность и эффективность.

• Методология возникла первоначально в самой философии, но постепенно перешла и на другие дисциплины.

Уровни методологии

1) конкретно-научная методология – каждая наука имеет свои методы исследования и формулирует определенные правила и нормы их использования;

2) общенаучная методология – методы и принципы, которые используются в ряде наук (кибернетические, информационные и др. методы);

Основания науки

“Только кончив задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало бы начать”. Блез Паскаль (1623-1662) – французский религиозный философ, писатель, математик и физик. Соч. Мысли, Письма к провинциалу и др.

Структура оснований науки

Основания каждой конкретной науки имеют достаточно сложную структуру.

три главных составляющих блока оснований науки:

- идеалы и нормы познания,

- научную картину мира

- и философские основания.

Их основная функция – организация и регуляция процесса исследования, ориентация на эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап исследования кардинально меняются его идеалы и нормы.

Научная картина мира

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках

Обобщенная характеристика реальности должна дать представления:

1) о фундаментальных объектах, из которых складываются все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой;

2) о типологии изучаемых объектов;

3) об общих закономерностях их взаимодействия;

Типы картин мира

Концепция содержащая представление о структуре и развитие природы называется естественно-научной картиной мира.

Представление о структуре и развитие общества формирует социо-гуманистическую картину мира.

Аналогично говорят и о научно-технической картине мира.

Типы картин мира

А. Частно-научная картина мира, которая функционирует в конкретных областях знания (биологии, физики, медицине, химии и т.д.). В развитии физики, например, выделяют смену трех физических картин – механическую, электромагнитную и квантово-релятивистскую.

Б. Общенаучная картина мира возникает с появлением общенаучных интегративных дисциплин как кибернетика, информатика, синергетика и др. Т.е. мы можем говорить о кибернетической, информационной, синергетической и т.п. картине мира.

В настоящее время в связи с возникновением нелинейной парадигмы и новых научных открытий (общая теория относительности, квантовая теория поля, неравновесная термодинамика, квантовая космология, популяционная биология) можно говорить и о других типах картин мира.

Медицинская картина мира

По аналогии с физической картиной мира можно выделить и медицинскую картину мира. В разные эпохи медицинские представления сильно отличались друг от друга, тем более с современными.

В соответствии со взглядами древних философов о строении и функционировании окружающего мира медики пытались теоретически осмыслить болезнь и здоровье, норму и патологию (например, Гиппократ привел в систему медицинские знания своей эпохи и поднял искусство врачевания на небывалую высоту).

Медицинская картина мира

История доказывает общность философских и медицинских знаний.

И философия и медицина имеют один и тот же предмет – человека. В то же время они дополняют друг друга. История философии описывает немало случаев людей с патологией, а история медицины – формулирует понятие здорового, полноценного человека.

Написать историю медицины означает написать историю понимания человека как предмета медицины. Написать историю философии не что иное как описать историю понимания человека как предмета философии.

Медицинская картина мира

Медицинская картина мира античности основывалась на идеи целостности и гармонии души и тела. На смену ей приходит дуалистическая картина, предметом которой становится тело (лишенное души). Гуморальная теория (4 жидкости) сделало излишним изучение и тела.

В XVII веке возникает синдромологическая медицинская картина мира. Один из основателей этой парадигмы был врач Т.Синденгам (1624-1689) – друг Д.Локка. Он считается основателем клинической медицины и был занят описанием и классификацией болезней.

В конце XVIII – перв. пол. XIX вeкa происходит становление анатомо-клинической медицины. Основателями были французские врачи Бейль и Лаэннек (1781-1836) и философ Кабанис (1757-1808). Они установили причинную связь между данными вскрытия и клиническим наблюдением.

Основы функциональной медицины заложил французский физиолог К. Бернар (12.07.1813 – 10.02.1878). Он не только внедрил эксперимент в медико-биологические исследования, но и сформулировал ряд правил относительно методологии наблюдения, эксперимента и научной гипотезы.

Философские основы науки

Третий блок оснований науки образуют философские идеи и принципы. Они обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру.

Для обыденного здравого смысла объекты науки могут быть непривычными и непонятными. Поэтому научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры.

Такую "стыковку" обеспечивают философские основания науки.

Философские основания науки разнородны, включают различные элементы. Но они не могут быть отождествлены с общим массивом философских знаний. Философские основания науки это такие знания, категории и принципы философии которые помогают осмыслить и ориентироваться в предмете науки, способах их освоения и преобразования.

Типы философских оснований

Выделяют пять типов философских оснований:

- онтологические (категории которые служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов - "вещь", "свойство", "отношение", "процесс", "состояние", "причинность", "необходимость", "случайность", "пространство", "время" и т.д.);

- гносеологические (характеризуют познавательные процедуры и их результат (понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и т.п.).

- методологические;

- логические

- аксиологические (представления о роли и значения науки для общества, взаимоотношение науки с другими социокультурными факторами).

 

Тема 5. Наука и ее историческая эволюция. Философия науки и философия медицины. Основы науки

 

Зарождение, основные этапы и закономерности развития науки.

Проблематика и предмет философии науки и философии медицины.

Методология биомедицинских и фармацевтических исследований.

Основы науки и их классификация. Эволюция медицинской картины мира.

Литература:

Ю.М.Хрусталев, Г.И.Царегородцев. Философия науки и медицины. М., 2005

А.Л.Никифоров. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. М., 1998 г.

В.П.Филатов Философия науки - учебник

Философия медицины / Ю.Л. Шевченко и др. — М., 2004. — 480 с.

Яцевич А.В. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Под ред.С.Лебедева

Ильин В.В. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. М.2003

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Под ред. В.И.Купцова. М.,96

Микешина Л.А. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. М., 2005

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Словарь. Под ред. С.Лебедева

Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2004

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.

Н.В.Попов.Философия и методогия научно-медицинского познания. Курс лекций. Киев, НМУ, 2002 - в 3 частях.

Ясперс – «Наука не открывается каждому. Подавляющее число людей не имеют никакого понятия о науке. Наука доступна лишь немногим».

Человек сегодня многое не знает, но он не знает и о том, что он этого не знает.

О многообразии форм знания.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания.

 

Формы вненаучного знания

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание,

2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

Формы вненаучного знания

Паранормальное знание включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм.

Для описания способов получения информации, выходящей за рамки науки, кроме термина "паранормальность" используется термин "внечувственное восприятие"

(или парачувствительность", "пси-феномены").

Наука пока еще не может объяснить задействованные в данном случае механизмы, как не может и игнорировать подобные феномены. Различают экстрасенсорное восприятие (ЭСВ), телепатию, ясновидение, психокинез.

Формы вненаучного знания

4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, это ошибочное знание. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью отдельных индивидов.

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, шельмование генетики, кибернетики и т.п.;

6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке («лекарства от всех болезней»).

Формы вненаучного знания

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

По форме псевдонаука - это прежде всего рассказ или история о тех или иных событиях. Такой типичный для нее способ подачи материала называют "объяснением через сценарий". Другой отличительный признак - безошибочность. Бессмысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рассказанной истории.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.