|
Отношение к ненаучному знанию• Уже давно ненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности.. • К. Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может ошибаться и что псевдонаука "может случайно натолкнуться на истину". У него есть и другой вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной - это не значит, что она не важна. • Вывод, который разделяется современно мыслящими учеными, понимающими всю ограниченность рационализма, сводится к следующему: - Нельзя запрещать развитие ненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, - нецелесообразно также отказывать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались. - Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь "инофондом" идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых Важность научного познания • Наука — важнейшая форма человеческого познания. Она оказывает все более зримое и существенное влияние на жизнь не только общества, но и отдельного человека. • Мы обязаны науке невероятными открытиями. Научные идеи проясняют наш дух и улучшают нашу жизнь. • Если обратиться к иерархии потребностей, построенной американским психологом А. Маслоу и ставшей на сегодняшний день "общим местом", можно увидеть, что ученые приложили руку к удовлетворению практически всех групп человеческих потребностей и желаний. Важность научного познания • Наука выступает сегодня как главная сила экономического и социального развития мира. • Вот почему философское видение мира органично включает в себя определенные представления о том, что такое наука, как она устроена, развивается, что она может дать, а что ей недоступно. НАУКА — форма духовной деятельности, направленная на на производство новых знаний о природе, обществе и Мышлении, имеющая цель постижение истины и открытие Объективных законов. • Один из основателей науки о науке Дж. Бернал, отмечая, что "дать определение науки по существу невозможно", намечает пути, следуя которым можно приблизиться к пониманию того, чем является наука. Наука предстает: 1) как социальный институт; • В "Американском этимологическом словаре" науку определяют посредством указания на процедуры наблюдения, классификации, описания, экспериментальные исследования и теоретические объяснения естественных явлений ". Это определение носит по большей части операциональный характер. • [1] См.: Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956. С. 18.
1.9. Под наукой понимается: сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении; - специальные методы познавательной деятельности; - совокупность знаний, полученных в результате научного исследования, которые отличаются качествами строгой оформленности, определенности, доказанности, системности, логической обоснованности, проверяемости, открытость к критике и изменениям; - группы ученых, научные учреждения (экономика и идеология науки); - особая сфера культуры, определяемая своей системой ценностей (важнейшая из которых - объективная и бескорыстная истина) и взаимодействующая с ценностями и идеалами общественной системы в целом. Различают объект и предмет науки • Объект науки существует в бытии, предмет науки в сознании человека». Идеальная модель Предмет науки Отражающая система действительности Действительность Объект науки Отражаемая система • В соответствии с другим подходом объектом считают явление в целом, а предметом - тот аспект явления, который изучает данная наука. Объект медицины – человек, Предмет – здоровье и болезни человека
Специфика научного познания
• Научное знание, как и все формы духовного производства, в конечном счете необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику. • Но преобразование мира может принести успех только тогда, когда оно согласуется с объективными законами изменения и развития его предметов. • Поэтому основная задача науки — выявить эти законы. • Поскольку в деятельности могут преобразовываться самые различные объекты — предметы природы, человек (и состояния его сознания), подсистемы общества, знаковые объекты, функционирующие в качестве феноменов культуры, и т. д., — постольку все они могут стать предметами научного исследования. Критерии науки • 1) Объективность (предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного). 2) Рациональность, доказательность («принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство» - Т.Гексли). 3) Эссенциалистская направленность, т. е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта. 4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия. 5) Проверяемость (обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными). • Наука отличается от - МИФОЛОГИИ тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку. - МИСТИКИ тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению. - РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера. - ФИЛОСОФИИ тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?». - ИСКУССТВА своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. - ИДЕОЛОГИИ тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. - ТЕХНИКИ тем, что нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира. - ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ тем, что представляет собой теоретическое освоение действительности. Функции науки • Можно выделить три группы социальных функций: • во-первых, культурно-мировоззренческая, • во-вторых, как непосредственной производительной силы, и • в-третьих, как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества. • Последняя предполагает, что методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности). • В-четвертых, прогностическую функцию, обеспечивая научно обоснованные модели будущего развития природного, социального и духовного бытия. • Медицина находится между естественными и общественными науками. Медицинские науки делятся на три группы: - Медико-биологические - Клинические - Социально-гигиенические. Возникновение науки • Наука – позитивные, рациональные идеи о действительности, служащие основанием жизни людей. Наука возникла в древности и постоянно эволюционировала. Росло ее значение, состав, структура и т.п. Данным термином называют и всю совокупность знаний, и относительно обособленные элементы – конкретные науки (их насчитывают 15 000). • Где и когда возникает наука? Можно ли хотя бы приблизительно наметить эти рубежи? • Совр. наука представляет собой смесь различных дисциплин: - Одни возникли в XX веке (кибернетика, информатика, синергетика, молекулярная генетика, экология, когнитология и др.) Другие – в XIX веке (электродинамика, физическая химия, социология) Третьи – еще в Новое время (математический анализ, аналитическая геометрия, динамика) Наконец, многие науки имеют начало еще в античности (геометрия, медицина, астрономия, арифметика, география и др.) Исходя из постоянного изменения содержания и форм науки историки предлагают несколько точек зрения на начало науки: a) наука отождествляется с практической деятельностью и познанием поэтому возникает с возникновением человека (D. Bernal). б) наука возникает около 25 веков тому назад, когда появляется рефлексивная философия и первые теоремы. в) некоторые историки полагают, что наука зарождается в XII-XIV вв. когда появляются экспериментальные исследования (Robert Grosseteste (1168 - 1253). Roger Bacon(1214-1292)) г) однако, большинство придерживаются мнения, что истинная наука возникает только в XVII-XVIII вв. когда появляются оригинальные работы И.Кеплера, И.Ньютона, Х.Гюйгенса, Г.Галилея, М.Монтеня и др. В XVII в. организуются Академии наук. д) но есть и ученые считающие появление науки в XIX в. когда наука становится профессией, появляются научные лаборатории. е) встречаются оригинальные мнения, что истинная наука возникнет только в XXI в., но это уже не история науки, а социальные проекты. • Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно • В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия "философия", "знание", "наука" фактически совпадали: это было по существу "триединое целое", не разделенное еще на свои части. Иными словами, элементы, предпосылки, "ростки" будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации не расчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям: 1. Отделение науки от философии. 2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук - механики, астрономии, физики, химии, биологии и др. 3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др. Поворотным пунктом в указанном процессе послужили XVIII и первая половина XIX в., когда из философии выделились все основные отрасли современного научного знания Этапы развития науки • Первый этап – (VI – V вв.до н.э. и XV в.н.э.) составляет эмбриональную науку. В этот период не выделяется из общественной деятельности, вместе с религией и философией проникает во все сферы практической и духовной деятельности. Преобладают процессы интеграции. • Второй этап – (XV - конец XIX в.) это «малая наука» или незрелая наука. Она получает независимость, освобождается от религиозных догм и схоластики. Здесь преобладают процессы дифференциации, возникают новые науки. • Третий этап – составляет «большую науку», которая начинается в XX в. В этот период изменяется сущность и социальная роль науки, существенно модифицируется взаимоотношение науки и практики. Развитие науки обуславливает возникновение новых отраслей производства. В науке имеет место как интеграция, так и дифференциация. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|