|
Наука в современном обществе• Никогда еще прежде в истории на человека не возлагалась столь большая ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой - многократно возросшей благодаря технике, властью над природными существами и видами, над окружающей средой и даже над всем живым на Земле. Сегодня человек может уничтожить все высшие формы жизни или, по меньшей мере, причинить огромный ущерб • Прав французский философ М. Монтень, отмечавший: "Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред". • Применение научных знаний не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экономическом, ни в моральном отношениях. • Ответственность за применение достижений науки в первую очередь несут caми творцы науки, ученые. Никто не в состоянии лучше самих ученых оценить положительные и слабые стороны применения результатов научных исследований. В истории естествознания (с XVII столетия до наших дней) можно выделить ряд важных качественных изменений. Их с определенностью можно уложить в следующие этапы: - классический (XVII - XIX века), - неклассический (конец XIX - первая половина XX века) - постнеклассический (последняя треть XX века) - ноосферная наука ( сегодняшний день). Каждый из этих этапов имеет свои отличительные особенности. Наука как предмет философского анализа • Наука в обществе постоянно развивается, изменяется, модифицируются её функции. Происходят как внутринаучные изменения (концептуальные и методологические), так и вненаучные (научные кадры, отношения общества). • Самые крупные научные революции всегда связаны непосредственно с перестройкой привычных философских систем • Это вызывает необходимость более глубокой разработки методологических и концептуальных проблем науки, её социогуманистической ориентации. Дефиниция философии науки Философия науки – это философское направление, исследующее Наиболее общие особенности и закономерности научно- Познавательной деятельности. • Философия науки – раздел философии, предметом которого является целостное изучение науки как особой области человеческой деятельности во всех ее аспектах: - познавательном - социальном - лингвистическом - методологическом - ценностном - структурном - динамическом (закономерности развития науки) Дефиниция философии медицины Философия медицины – это область философии науки, исследующее Наиболее общие особенности и закономерности биомедицины. • Философия медицины – раздел философии науки, предметом которого является целостное изучение биомедицины как особой области человеческой деятельности во всех ее аспектах: - познавательном - социальном - лингвистическом - методологическом - этическом - ценностном - структурном - динамическом (закономерности развития биомедицины) Понятие философии науки • Наука - это очень сложное и многослойное образование, и она постоянно переживает множество разнообразных изменений. Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Философию науки в первую очередь интересует знание, его строение, способы его получения и организации. • Предметом философии науки являются общие Закономерности и тенденции научного познания как особой Деятельности по производству научных знаний, взятых в их Историческом развитии и рассмотренных В исторически изменяющемся социокультурном контексте (В.С. Степин). 2.5. Проблематика Философии науки • Философия науки рассматриваеттакие проблемы как: - наука как специфическая деятельность, как система знаний, как традиция; - соотношение науки и философии, - научное познание как социокультурный феномен; - наука, общество и ученый; - сущность, содержание, структура и динамика научных знаний; - интеграция и дифференциация научных знаний; - основы науки, общество и НТП; - научные революции; - этика науки; - закономерности возникновения, развития и взаимодействия научных дисциплин и т.д. Предпосылки возникновения философии науки • Первые элементы философии науки мы находим в сочинениях Р.Декарта, П.Гассенди, в работе «Новый Органон» Ф.Бэкона (первая половина XVII-го века). • Научные знания этого периода основывались на традиционные формы познания как понятие, суждение и умозаключение. • Наука ещё не создала благоприятных условий для появления философии науки. Потребовалось более двух веков пока возникла такая дисциплина, которая анализировала бы методы, средства, структуру и способы обоснования и развития науки. • Как самостоятельный раздел философия науки появляется в середине XIX-го века. Особый вклад внесли такие философы и ученые как Д.С.Милль (1806-1873), Б.Больцано (1781-1848), Э.Мах (1838-1916), А.Пуанкаре (1854-1913), П. Дюгем (1861-1916) и др. Школы философии науки • НЕОКАНТИАНСТВО — возникает во второй половине 19 в. в Германии. Получило распространение также во Франции, в Италии и России. Наиболее полное выражение Н. получило в двух нем. школах: марбургской и баденской. • Позитивизм – первая школа философии науки. Представители О. Конт, Д. Ст. Милль, Г.Спенсер. • Эмпириокритицизм - (Э. Мах и Р. Авенариус).
• Неопозитивизм - (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик.) • Постпозитивизм – (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Поланьи, С. Тулмин, Д. Агасси, У.Селларс и др.) Методология науки • Если основной задачей логики науки является анализ структуры знания, то методология научного исследования анализирует средства, приемы и методы познания, которые применяются для получения этого знания. • Главной целью методологии науки является изучение тех средств, методов и приемов исследования, с помощью которых приобретается новое знание в науке. • Поскольку эти методы и средства исследования применяются в процессе познания, то следует, пожалуй, говорить не о методологии вообще, а о методологии научного исследования, или познания. • Такая характеристика сразу же отграничивает предмет методологии науки от логики науки. Понятие методологии • Методология (теория о методах) представляет собой система, совокупность принципов и средств организации практической и теоретической деятельности, а также теория об этой системе. • Одна из основных задач методологического анализа заключается в выявлении и изучении методов познавательной деятельности, осуществляемой в науке, в определении возможностей и пределов применимости каждого из них. • В своей познавательной деятельности, в том числе и в научной, люди осознанно или неосознанно используют самые разнообразные методы. Ясно, что осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, придает деятельности человека большую рациональность и эффективность. • Методология возникла первоначально в самой философии, но постепенно перешла и на другие дисциплины. Уровни методологии 1) конкретно-научная методология – каждая наука имеет свои методы исследования и формулирует определенные правила и нормы их использования; 2) общенаучная методология – методы и принципы, которые используются в ряде наук (кибернетические, информационные и др. методы); Универсальная, философская методология – принципы и законы диалектики, которые служат методологией для всех наук. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|