Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВЫЛОЖИ ФИШКАМИ (применяется как часть других приемов)





О О О О

ла ла острая пила

2 вариант

Взрослый выкалывает чистоговорку фишками и про­сит произнести ее. Ребенок сам, ориентируясь на расстоя­ние между фишками, произносит чистоговорку в нужном темпе.

5. ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВА

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чис-тоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать инто­национную выразительность речи.

1 вариант

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са - идет лиса).

Затем взрослый спрашивает ребенка: «Са-са - идет КТО?*, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

Чистоговорку лучше выложить маленькими фишка-. ми, а слово-ответ - большой фишкой:

Например: са-са - идет ЛИСА

О О О О


2 вариант

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отве­чает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са - ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

О о О о

Р: Са-са - ИДЕТ лиса

3 вариант

Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, го­лосом выделяя нужное слово.

6. ПОДБЕРИ СЛОВО С ТАКИМ ЖЕ РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ

Цель; учить ребенка делить слово на слоги, определять слог с ударной гласной, подбирать слова с таким же коли­чеством слогов и местоположением ударного слога.

Задача: автоматизировать звук в словах, учить определе­нию в слове слога с ударным звуком, развивать чувс­тво ритма.

1 вариант

Взрослый просит ребенка выбрать слово (картинку) с автоматизируемым звуком, определить количество сло­гов в этом слове (самостоятельно или с помощью взросло­го), ударный слог (слог, который громче и дольше всех тя­нется). После этого ребенок вместе со взрослым составляет чистоговорку, исходя из количества слогов в слове.

Например: ла-ла-ла - принесла, ла-ла - пила.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, ре­комендуется обозначить слоги слова фишками. Ударный слог лучше обозначить большой фишкой, остальные ма­ленькими.

2 вариант

Взрослый называет слово и предлагает ребенку выбрать



Приемы, логопедической работы с чистоговорками


Приемы логопедической работы с чистоговорками



 


соответствующую картинку из нескольких предложенных. Внимание ребенка акцентируется на том, что в слове-на­звании картинки должно быть столько же слогов, сколь­ко в названном слове, и ударение должно стоять в том же месте.

Ребенок с помощью взрослого должен назвать все пред­ложенные картинки, поделить все слова на слоги, опреде­лить ударный звук и затем только выбрать нужное слово.

3 вариант-

Взрослый называет слово, а ребенок сам выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображен на­званный предмет. При этом взрослый должен обратить внимание ребенка на совпадение ритмического рисунка заданного слова и слова-названия найденной ребенком картинки. К заданному слову ребенок самостоятельно со­ставляет чистоговорку, «выкладывает» ее с помощью фи­шек и «читает», проводя под ними пальчиком.

7. ДОБАВЬ СЛОВО ИЗ... СЛОГОВ

Цель: учить ребенка делить слова на слоги и подбирать слова с нужным количеством слогов.

Задача: автоматизировать звук в слове, учить делить сло­ва на слоги.

1 вариант

Взрослый выкладывает фишками и проговаривает на­чало чистоговорки. Например: ла-ла-QQ.

Затем предлагает ребенку посмотреть на картинки и вы­брать те, в названиях которых столько же слогов. Назва­ния всех предложенных картинок должны заканчиваться слогом, повторяющимся в первой части чистоговорки.

Ребенок с помощью взрослого делит эти слова на слоги (прохлопыванием), выбирает те, которыми можно закон­чить чистоговорку, и выкладывает их фишками.

Например: ла-ла-ла - помогла.

ООО ооо


2 вариант

Ребенок самостоятельно делит названия предложен­ных ему картинок на слоги, подбирает нужные слова к началу чистоговорки и выкладывает их фишками.

3 вариант

Ребенок заканчивает чистоговорку без наглядной опо­ры (без фишек).

ДОБАВЬ СЛОГ

Цель: учить ребенка заканчивать слово слогом с заданным звуком.


 

Приемы логопедической работы с чистоговорками

Задача: автоматизировать звук в слогах.

1 вариант

В: Я произнесу чистоговорку, а ты добавь в конце слог.

Например: са-са - ли... (ко...); са-са-са - колба... Р: Са.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый может обозначить последний слог фишкой и поднимать ее каждый раз, когда надо произносить слог.

2 вариант

Взрослый просит ребенка добавить слог в конце чисто­говорки. Ребенок добавляет слог самостоятельно и по воз­можности повторяет всю чистоговорку.

10. ПРОШАГАЙ ПО СЛОГАМ

Цель: учить ребенка делить слова на слоги.

Задача: автоматизировать и дифференцировать звук во

фразе, уточнить понятие «слог», учить делить слова

на слоги.

 

1 вариант

Взрослый напоминает ребенку, что такое слог и как про­изводится слогораздел. Затем просит прошагать (прохло­пать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог приходился один шаг (хлопок). Например: ла-ла - ост-ра-я пи-ла. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый ша­гает (хлопает) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.

2 вариант

Ребенок сам пытается прошагать чистоговорку по сло­гам. Если он ошибается, то взрослый задает уточняющие вопросы. Например:

- Это слог или звук?

- Какой это звук - гласный или согласный?

- А в слоге обязательно вместе с согласным звуком сто­
ит гласный звук? (Слога не может быть без гласного
звука.)


 

 

Приемы логопедической работы с чистоговорками

- Какой звук идет после звука «Л»?

- Он гласный?

— Значит, какой слог получается из этих звуков?

— Правильно, «ЛА». Поэтому на один шаг скажи «ЛА».

3 вариант

Ребенок сам пытается прошагать (прохлопать) чистого­ворку, деля слова на слоги.

11. ВЫБЕРИ ЧИСТОГОВОРКУ С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ

Цель: учить ребенка определять заданный звук в чисто-говорке, формировать навыки работы со словами сложной слоговой структуры.

Задача: развивать фонематический слух, учить опреде­лять наличие звука в слове и фразе, развивать пони­мание слоговой структуры слова, автоматизировать звук в словах и фразе.

1 вариант

В: Сейчас я произнесу две чистоговорки (по двум картин­кам), а ты скажи, в какой из них есть звук «Л».

Затем ребенок выполняет то же самое на слух.

Предлагаемые чистоговорки обязательно должны вклю-чать в себя две части. Первая часть должна состоять из повторяющихся слогов. Во второй должно находиться слово из такого же количества слогов, заканчивающееся слогом из первой части. Например: ла-ла - пила.

На данном этапе взрослый предлагает ребенку чистого­ворки, в которых заданные звуки отличаются друг от дру­га как артикуляцией, так и акустически.

2 вариант

Взрослый предлагает ребенку чистоговорки, в которых звуки отличаются артикуляцией, но сходны акустически. Например: ши-ши-ши-ши - карандаши, са-са-са - колбаса.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый может упростить его, предложив ребенку ка-


22 Приемы логопедической работы с чистоговорками кие-либо зрительные опоры (картинки, ручная модель ар­тикуляции звука). Затем ребенок выполняет то же зада­ние самостоятельно.

3 вариант

Взрослый предлагает ребенку чистоговорки, в которых звуки отличаются акустически, но сходны артикуляцией. Например: са-са - лиса, за-за - коза.

ЗАКОНЧИ ЧИСТОГОВОРКУ

Цель: учить ребенка выбирать слово с заданным звуком. Задача: автоматизировать звук в слове, учить отбирать слова с заданным звуком.

1 вариант

Взрослый проговаривает начало чистоговорки и просит ребенка закончить ее словом со звуком - «дружочком». Например: са-са - коса, коза, каша.

2 вариант

Взрослый просит ребенка закончить чистоговорку, вы­брав нужное слово. Например: са-са -... каша, коза, коса. (Коса.)

13. ПОДБЕРИ СЛОВО С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ. ;.

Цель: учить ребенка подбирать слова с заданным звуком.
Задача: развивать фонематический слух, автоматизиро­вать звук во фразе.

1 вариант

Игра проводится на основе простой чистоговорки (на­пример, са-са - лиса).

Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка подобрать к слову-предмету слово-признак или слово-действие с заданным звуком, выбрав его из предложен­ных слов.

Например: В: Послушай чистоговорку: са-са - лиса. Послушай слова


 


 

 

Приемы логопедической, работы с чистоговорками

и выбери из них слова-признаки со звуком Р, которые подойдут к слову «ласа». Хитрая, спит, стоит, ры­жая...

2 вариант

Взрослый произносит простую чистоговорку. Ребенок сам подбирает слово-признак или слово-действие с задан­ным звуком.

Например:

В: Послушай чистоговорку: са-са - лиса. К слову «лиса»

подбери слово-признак со звуком «С». Р: Са-са - старая лиса.

ПОВТОРИ, НЕ ОШИБИСЬ

Цель: учить ребенка четко произносить чистоговорку, не путая дифференцируемые звуки.

Задача: дифференциация звуков во фразе, развитие фо­нематического слуха.

1 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку (например, су-шу-су-шу - я письмо пишу), вспомогательным жестом указывая:

- куда направлен кончик языка при произнесении зву­
ков (вверх или вниз);

- звонкий или глухой звук слышится в слоге или слове
(указывает на горло, услышав звонкий звук).

2 вариант

Ребенок повторяет за взрослым чистоговорку, самосто­ятельно показывая, куда направлен кончик языка во рту и какие звуки слышатся в словах чистоговорки.

3 вариант

Ребенок повторяет за взрослым чистоговорку без помо­щи вспомогательных жестов, четко проговаривая все зву­ки.



Приемы логопедической работы с чистоговорками


Приемы логопедической работы с чистоговорками



 


15. ПОМЕНЯЙ ЗВУК

Цель: учить ребенка определять место звука в слоге и сло­ве и менять этот звук на другой заданный звук.

Задача: автоматизировать и дифференцировать звуки в сло­вах, развивать фонематический слух и восприятие.

/ вариант

Взрослый произносит чистоговорку, выделяя голосом один из звуков, и просит ребенка назвать этот звук. На­пример: аЛ-аЛ - баЛ. Затем взрослый просит ребенка по­менять звук на другой (например, Р) и проговорить новую чистоговорку. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то можно использовать прием «поймай слово за хвост» (рукой как будто бы ловить последний звук слова). Если выделяемый звук находится в середине или начале слова, взрослый может использовать приемы «потяни звук», «стукни по звуку».

2 вариант

Взрослый произносит чистоговорку, ребенок самостоя­тельно выделяет звук, повторяющийся чаще всего, и ме­няет его на заданный. Например:

В: Послушай чистоговорку: са-са - крыса. Замени повто­ряющийся чаще всего звук на звук Ш. Р: Ша-ша - крыша.

СКАЖИ ГДЕ?

Цель: учить ребенка употреблять предлоги, определять местонахождение предмета на плоскости и в про­странстве.

Задача: учить правильно употреблять предлоги в речи, формировать навыки ориентировки в пространстве, автоматизировать звук во фразе.

1 вариант

Взрослый перемещает предмет в пространстве, задавая вопросы о его местоположении в форме чистоговорок.


 


Ребенок отвечает на них чистоговорками. Например:

В: Например: ла-ла - где юла?

Р: Ла-ла — у стола юла, ла-ла — на столе юла.

Аналогичная работа проводится с картинками на плос­кости.

2 вариант

Взрослый меняет местонахождение предмета, а ребе­нок говорит о нем чистоговоркой самостоятельно.

3 вариант

Ребенок говорит о местонахождении предмета, опира­ясь на схематичное изображение.

 
 

 

 


Рис. 1. Опора, помогающая определить местонахождение

предмета

ОДИН-МНОГО

Цель: учить ребенка употреблять существительные, при­лагательные и глаголы в форме множественного числа.

Задача: автоматизировать звук в словах и во фразе, учить ставить существительные, прилагательные и глаго­лы в форму множественного числа.

1 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится имя существительное в форме единс­твенного числа, и показывает иллюстрирующую ее кар-


 


 

Приемы логопедической работы с чистоговорками

тинку. Затем показывает ребенку другую картинку, на которой изображено несколько названных предметов, и просит составить к ней чистоговорку. Например:

В: Са-са - лиса. (Показывает сначала картинку с изоб­ражением лисы, затем картинку, изображающую не­скольких лис.) А здесь кто?

Р: Лисы.

В:Акак сказать чистоговоркой?

Р: Сы-сы - лисы.

2 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку (например, са-са - бежит лиса) и показывает ребенку иллюстрирующую ее сюжетную картинку. Затем показывает другую кар­тинку (например, с изображением бегущих лис) и просит составить по ней чистоговорку (сы-сы - бегут лисы).

3 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку и показывает ребенку иллюстрирующую ее картинку (например, са-са - рыжая лиса). Затем показывает ребенку другую кар­тинку (например, с несколькими рыжими лисами) и про­сит составить по ней чистоговорку (сы-сы - рыжие лисы).

4 вариант

Взрослый показывает ребенку картинку (например, изображающую нескольких лис) и задает к ней вопрос в форме чистоговорки (ис-ис - много кого?).

Ребенок отвечает на вопрос взрослого чистоговоркой (ис-ис - много лис).

5 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится имя существительное в форме единственного числа, и показывает иллюстрирующую ее картинку. Ребенок должен составить чистоговорку, в ко­торой данное имя существительное будет употребляться в форме множественного числа без опоры на картинку.


Приемы логопедической работы с чистоговорками 27

Например:

В: Са-са — одна лиса.»

Р: Ис-ис - много лис.

18. СКАЖИ КАКОЙ ИЛИ КАКАЯ?

Цель: учить ребенка называть основные цвета и оттенки, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Задача: развивать сенсорное восприятие, грамматический строй речи и словарь, автоматизировать звук во фразе.

1 вариант

Взрослый выкладывает перед ребенком трафаретные

изображения предметов, в названии которых есть автома­тизируемый звук, и несколько карточек разного цвета.

Затем накладывает карточку на трафарет и задает к ним вопрос в форме чистоговорки, акцентируя внимание ребенка на окончании прилагательного.

Ребенок отвечает чистоговоркой, во второй части кото­рой дожно находиться словосочетание типа «имя прила­гательное + имя существительное». Например:

В (наложив под трафарет юлы карточку синего цвета):

Ла-ла - какАЯ юла?

Р: Ла-ла - синЯЯ юла.

Затем взрослый подкладывает карточку другого цвета (меняет трафарет) и снова задает вопрос.

2 вариант

Ребенок сам переставляет карточку с одного трафарета на другой и составляет соответствующую чистоговорку.

19. «ОКОШЕЧКИ»

Цель: учить ребенка изменять слово по падежам с помо­щью вопросительного слова.

Задача: автоматизировать звук в словах, учить употребле­нию имен существительных в различных падежах.



Приемы логопедической, работы с чистоговорками


Приемы логопедической работы с чистоговорками


 


       
   
 
 

 

1 вариант

Знакомство с наглядной опорой, помогающей поста­вить слово в нужный падеж:

- знак вопроса обозначает вопрос именительного падежа
(кто? что?);

- две перечеркнутые линии обозначают вопрос родитель­
ного падежа (нет кого? чего?);

- символ ног и рук обозначает вопрос дательного падежа
(тянусь, даю, иду к кому? чему?);

- символ «глаз» обозначает вопрос винительного падежа
(вижу кого? что?);

- символ довольного выражения лица обозначает вопрос
творительного падежа (доволен, любуюсь кем? чем?);

- символ лица думающего человека обозначает вопрос
предложного падежа (думаю о ком? о чем?).


 

В: Са-са - - вот КТО?      
Р: Лиса.        
В: Сы-сы - нет КОГО?      
Р: Лисы.        
      3 вариант  

Ребенок договаривает чистоговорку, опираясь на кар­тинку в окошке и на вопрос взрослого, а затем повторяет всю чистоговорку. Например: В: Са-са - вот КТО? Р: Лиса. Са-са - вот лиса.

 

4 вариант

'

Ребенок проговаривает чистоговорку с помощью кар­тинки в окошке, сразу ставя слово в нужный падеж Например: са-са - вот лиса; сы-сы нет лисы...


 


    X   ноги
         

         

Рис. 2. Опора, помогающая поставить слово в нужный падеж

Дети знакомятся со зрительной опорой, с вопросами к рисункам и вспомогательными словами «вот», «нет», «вижу» и т.д.

2 вариант

Взрослый проговаривает начало чистоговорки. Ребе­нок договаривает ее, глядя на картинку в окошке и схе­му-опору. Взрослый следит за тем, чтобы слово-название картинки было поставлено в нужный падеж. Например;


5 вариант

Ребенок отвечает на вопросы взрослого без опоры на вспомогательные слова (только по рисунку в окошке). На­пример:

В: Са-са - КТО? Р: Са-са - лиса. В: Сы-сы-КОГО?

Р: Сы-сы ~ лисы.

ИЗМЕНИ СЛОВО ПО ПАДЕЖАМ

Цель: учить ребенка правильно употреблять имя сущес­твительное в различных падежах (с правильным окончанием).

Задача: автоматизировать звук в слове, учить правильному употреблению существительного в разных падежах.

1 вариант

Если ребенок овладел игрой «окошечки», то взрослый, показывая картинку в «окошечке», задает вопросы, а ре­бенок отвечает. Например:

В: Са-са - кто?



Приемы логопедической работы с чистоговорками



 


Р: Са-са - лиса. В: Сы-сы - кого?

Р: Сы-сы - лисы.

В: Се-се - к кому?

Р: Се-се - к лисе.

В: Су-су - кого?

Р: Су-су - лису.

В: Се-се - о ком?

Р: Се-се - о лисе.

2 вариант

Ребенок без наглядной опоры, опираясь на чистоговор-ку-вопрос, ставит слово в нужный падеж и употребляет его с правильным окончанием.

ПОСЧИТАЙ

Цель: учить ребенка согласовывать имена существитель­ные с именами числительными в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, учить согласо­вывать количественные числительные с существи­тельными.

1 вариант

Взрослый показывает ребёнку картинку и вместе с ним составляет по ней простую чистоговорку (например, аш-аш-аш - карандаш). Затем он показывает следующую картинку и предлагает ребенку «посчитать» изображен­ные на ней предметы. Например:

В (демонстрируя изображение карандаша): Аш-аш-аш...

Р: Один карандаш.

В (демонстрируя изображение двух, трех, четырех ка­рандашей): Ша-ша-ша...

Р:Два (три, четыре) карандаша.

В (демонстрируя изображение пяти карандашей): Шей-шей...

Р: Пять карандашей.


2 вариант

Взрослый показывает картинки, ребенок составляет к ним чистоговорки. Если ребенок затрудняется в выполне­нии задания, то взрослый подсказывает ему начало чис­тоговорки.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ?

Цель: учить ребенка называть части предмета с помощью

чистого ворки. Задача: автоматизировать звук во фразе, уточнять знание частей предмета.

1 вариант

Взрослый просит ребенка обратить внимание на какой-либо из находящихся в комнате предметов, показывает его части, обращает внимание на ударение в словах - названи­ях этих частей. Затем взрослый задает чистоговорки-воп-росы, показывая ту или иную часть выбранного предмета, а ребенок отвечает на них. Например:

В: Ла-ла-ла - это что у стола?

Р: Ла-ла-ла — это ножки у стола

2 вариант

Взрослый просит ребенка составить рассказ о деталях предмета с помощью чисто говорок. Например: ла-ла-ла - ножки есть у стула; ла-ла-ла - спинка есть у стула...

СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ

Цель: учить ребенка подбирать к слову-предмету слово-признак и слово-действие,

Задача: автоматизировать звук во фразе, активизировать словарь прилагательных и глаголов.

1 вариант

Взрослый показывает картинку и составляет по ней чистоговорку. Затем просит ребенка описать нарисован­ный на картинке предмет с помощью чистоговорок. На­пример:

В: Ла-ла - юла. Ла-ла — какая юла? Ответь чистоговор­кой. Р: Ла-ла - СИНЯЯ юла.

Если ребенку трудно подобрать слово, взрослый задает наводящие вопросы. Например:


 

Приемы логопедической работы с чистоговорками

В: А еще какая бывает юла? Из чего она сделана? Значит, она какая? Р: Ла-ла - железная юла.

Аналогичная работа проводится с глаголами.

В: Ла-ла - что делает юла?

Р: Ла-ла - вертится юла.

В: А как еще можно сказать?

Р: Ла-ла - кружится юла.

В: А что еще делает юла?

Р; Ла-ла - лежит юла, ла-ла - упала юла.

2 вариант

Ребенок самостоятельно составляет простую чистого-ворку и выкладывает ее фишками. Затем придумывает несколько чистоговорок по картинке, выкладывая фиш­ками других цветов каждое вновь подобранное слово.

ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО

Цель: учить ребенка подбирать слово, подходящее по

смыслу к чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить

подбирать слова, подходящие по смыслу.

1 вариант

Взрослый раскладывает несколько картинок и предла­гает ребенку назвать их. Затем взрослый произносит на­чало чистоговорки, а ребенок заканчивает ее с опорой на картинку и повторяет целиком. Например:

В: Ла-ла - очень острая...

Р: Пила. Ла-ла - очень острая пила.

2 вариант

Взрослый произносит начало чистоговорки, а ребенок заканчивает без опоры на картинку и повторяет целиком.

28. СКАЖИ ЛАСКОВО

Цель: учить ребенка правильно образовывать и употреб­лять существительные с уменьшительно-ласкатель­ным значением.

Задача: автоматизировать звук во фразе, учить образовы­вать существительные с уменьшительно-ласкатель­ным значением.

1 вариант

Взрослый показывает картинку с изображенными на ней большим и маленьким предметами. Затем проговаривает чистоговорку про большой предмет и просит ребенка соста­вить чистоговорку про маленький предмет. Например: В (показывая картинку, изображающую большой и малень­кий стулья): Лу-лу — стул в углу. А ты скажи про стул ласково. Большой - это стул, а маленький - это что?


 

Приемы логопедической работы с чистоговорками

Р: Стульчик.

В: Теперь скажи чистоговоркой.

Р: Лу-лу - стульчик в углу.

2 вариант

Взрослый начинает чистоговорку, а ребенок заканчи­вает ее по картинке. Например:

В: Лу-лу...

Р: Стол в углу.

В: Лу-лу...

Р: Столик в углу.

3 вариант

Ребенок самостоятельно составляет чистоговорку, ис­пользуя в ней существительное с уменьшительно-ласка­тельным значением. Например:

В: Ле-ле - мяч на столе. Р: Леле - мячик на столе.

ПРЕВРАТИ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ

В СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ)

Цель: учить ребенка изменять слова-признаки и слова-действия.

Задача: автоматизировать звук во фразе, образование прилагательных от глаголов и глаголов от прилага­тельных.

1 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй час­ти которой находится словосочетание типа «глагол + имя существительное», показывает иллюстрирующую ее кар­тинку и просит ребенка составить по ней чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «причастие + существительное». Например:

В (показывая картинку с лежащей лисой): Са-са - ле­жит лиса. Если лиса лежит, значит, какая лиса?


 


 

 

Приемы логопедической работы с чистоговорками

Р: Лежащая.

В: А теперь скажи чистоговоркой.

Р: Са-са - лежащая лиса. *

2 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, просит найти в ней слово-действие и заменить его на слово-признак, обоз­начающее это действие.

3 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребен­ка выложить ее фишками. Ребенок выкладывает чисто­говорку, на месте слова-действия помещая карточку с ус­ловным обозначением (см. рис. 3).

Взрослый заменяет эту карточку карточкой с условным обозначением слова-признака и просит ребенка составить новую чистоговорку.

Ребенок самостоятельно образует от глагола причастие и составляет с ним чистоговорку.

4 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку со словом-дейс­твием, а ребенок - чистоговорку с образованным от него словом-признаком1. Например:

В: Са-са - бежит лиса.

Р: Са-са - бегущая лиса.

В: Са-са - спит лиса.

Р: Са-са - спящая лиса.

Р: Са-са - лежит лиса...

30. СКАЖИ ЧЬИ?

Цель: учить ребенка правильно образовывать притяжа­тельные прилагательные (в форме единственного и множественного числа).

Задача: автоматизировать звук во фразе, учить образова­нию притяжательных прилагательных.

1 Ребенок выполняет задание самостоятельно (без зритель­ной опоры).



Приемы логопедической работы с чистоговорками


Приемы логопедической работы с чистоговорками



 


1 вариант

Взрослый показывает ребенку изображение животного и называет части тела этого животного. Ребенок по опорным вопросам взрослого составляет чистоговорку, во второй час­ти которой находится словосочетание типа «притяжатель­ное прилагательное + существительное». Например:

В: Это чьи уши?

Р: Это заячьи уши.

В: Назови еще раз эту часть тела. Произнеси последний

слог в слове-названии.

Р: Ши.

В: Повтори его. Р: Ши-ши-ши.

В: Теперь добавь про ответ на мой вопрос. Чьи уши? Р: Ши-ши-ши - заячьи уши.

2 вариант

Взрослый показывает части тела разных животных и задает наводящие вопросы. Ребенок отвечает на них чис-тоговоркой. Например:

Б: Ши-ши-ши - это чьи уши?

Р: Ши-ши-ши - заячьи (волчьи, лисьи, рысьи) уши.

3 вариант

Взрослый просит ребенка составить чистоговорку про ту или иную часть тела животного («Скажи чистоговор-кой чьи это уши?»). Ребенок составляет чистоговорку са­мостоятельно, без опоры на наводящие вопросы.

31. ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: учить ребенка образовывать глагол с помощью при­ставки.

Задача: автоматизировать звук во фразе, формировать навыки словообразования.

1 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части


которой находится словосочетание типа «глагол + сущес­твительное». Затем задает ребенку наводящие вопросы, а ребенок составляет чистоговорки с приставочными глаго­лами. Например:

В: Ры-ры - несли шары. Несли шары, потом ушли и шары

с собой... (что сделали?)

Р: Унесли. Ры-ры - унесли шары.

В: Потом вернулись и шары.~ (что сделали?)

Р: Принесли. Ры-ры - принесли шары.

В: Зашли в дом и туда шары... (что сделали?)

Р: Занесли. Ры-ры - занесли шары.

В: Потом пошли на улицу и с собой шары... (что сделали?) Р: Понесли. Ры-ры - понесли шары.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый может сопровождать вопросы имитирующими действиями.

2 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку. Затем совер­шает имитирующие действия, а ребенок самостоятельно подбирает к ним слова-действия с нужной приставкой и составляет с ними чистоговорки. Например:

В: Ры-ры... (показывает действие) Р: Несли шары.

В: А теперь повтори всю чистоговорку. Р: Ры-ры - несли шары.

32. НАРАСТАЛОЧКА

Цель: учить ребенка составлять чистоговорку, распро­страняя ее дополнительными словами.

Задача: автоматизировать звук во фразе, учить составле­нию простых распространенных предложений.

1 вариант

Ребенок составляет простую чистоговорку. Затем взрос­лый задает к ней вопрос, а ребенок отвечет на него чисто-говоркой, одновременно распространяя ее. Например:



Приемы логопедической работы с чистоговорками


Приемы логопедической работы с чистоговорками



 


Р: Ла-ла - пила.

Р: Ла-ла - острая пила.

ПРОШАГАЙ, ПРОХЛОПАЙ

Цель: учить выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать и дифференцировать звук в слове и фразе, уточнять понятие «слово», учить вы­делять слова из потока речи.

1 вариант

Взрослый вместе с ребенком припоминает что такое слово. Затем взрослый просит ребенка прошагать (про­хлопать) чистоговорку по словам, шагая (хлопая) и прого­варивая вместе с ним.

2 вариант

Ребенок выполняет задание самостоятельно. Если он ошибся, назвал только часть слова - слог, — то взрослый исправляет ошибку, задавая уточняющие вопросы.


Например: «Пи - это что? Я не знаю такого слова, а вот слово ПИЛА есть, поэтому на один шаг надо сказать «ПИЛА».

3 вариант

Ребенок выпоняет задание самостоятельно, без опоры на вопросы взрослого.

ИСПРАВЬ ПУТАНИЦУ

Цель: учить ребенка правильно подбирать слова по смыслу. Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать мыш­ление.

1 вариант

Взрослый произносит две чистоговорки, во второй части которых находятся словосочетания типа «прилагательное + существительное», переставив в них существительные. Например: са-са - длинная роса; са-са - свежая коса.

Затем взрослый спрашивает ребенка, верны ли чисто­говорки, и просит их исправить (са-са - длинная коса; са-са - свежая роса).

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно использовать фишки, выложив с их помощью зри­тельную опору.

2 вариант

Ребенок исправляет предложенные чистоговорки само­
стоятельно. '

О О О О

ла ла острая пила

2 вариант

Взрослый выкалывает чистоговорку фишками и про­сит произнести ее. Ребенок сам, ориентируясь на расстоя­ние между фишками, произносит чистоговорку в нужном темпе.

5. ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВА

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чис-тоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать инто­национную выразительность речи.

1 вариант

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са - идет лиса).

Затем взрослый спрашивает ребенка: «Са-са - идет КТО?*, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

Чистоговорку лучше выложить маленькими фишка-. ми, а слово-ответ - большой фишкой:

Например: са-са - идет ЛИСА

О О О О


2 вариант

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отве­чает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са - ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

О о О о

Р: Са-са - ИДЕТ лиса

3 вариант

Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, го­лосом выделяя нужное слово.

6. ПОДБЕРИ СЛОВО С ТАКИМ ЖЕ РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ

Цель; учить ребенка делить слово на слоги, определять слог с ударной гласной, подбирать слова с таким же коли­чеством слогов и местоположением ударного слога.

Задача: автоматизировать звук в словах, учить определе­нию в слове слога с ударным звуком, развивать чувс­тво ритма.

1 вариант

Взрослый просит ребенка выбрать слово (картинку) с автоматизируемым звуком, определить количество сло­гов в этом слове (самостоятельно или с помощью взросло­го), ударный слог (слог, который громче и дольше всех тя­нется). После этого ребенок вместе со взрослым составляет чистоговорку, исходя из количества слогов в слове.

Например: ла-ла-ла - принесла, ла-ла - пила.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, ре­комендуется обозначить слоги слова фишками. Ударный слог лучше обозначить большой фишкой, остальные ма­ленькими.

2 вариант

Взрослый называет слово и предлагает ребенку выбрать



Приемы, логопедической работы с чистоговорками


Приемы логопедической работы с чистоговорками



 


соответствующую картинку из нескольких предложенных. Внимание ребенка акцентируется на том, что в слове-на­звании картинки должно быть столько же слогов, сколь­ко в названном слове, и ударение должно стоять в том же месте.

Ребенок с помощью взрослого должен назвать все пред­ложенные картинки, поделить все слова на слоги, опреде­лить ударный звук и затем только выбрать нужное слово.

3 вариант-

Взрослый называет слово, а ребенок сам выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображен на­званный предмет. При этом взрослый должен обратить внимание ребенка на совпадение ритмического рисунка заданного слова и слова-названия найденной ребенком картинки. К заданному слову ребенок самостоятельно со­ставляет чистоговорку, «выкладывает» ее с помощью фи­шек и «читает», проводя под ними пальчиком.

7. ДОБАВЬ СЛОВО ИЗ... СЛОГОВ

Цель: учить ребенка делить слова на слоги и подбирать слова с нужным количеством слогов.

Задача: автоматизировать звук в слове, учить делить сло­ва на слоги.

1 вариант

Взрослый выкладывает фишками и п







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.