|
Философские школы эпохи эллинизма. Неоплатонизм. Эпикуреизм, скептицизм, стоицизм.Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Почему философию первых греческих мыслителей нельзя охарактеризовать ни как «материализм», ни как «идеализм»? 2. Что такое «путь истины» и «путь мнения» Парменида? 3. Кто стоит у истоков метафизического подхода понимания действительности? Обоснуйте свой ответ. 4. Можно ли сказать, что учение Демокрита об атомах созвучно представлениям современной физики о строении вещества? 5. Какую роль сыграл Гераклит в становлении идеи развития? 6. Почему философию Платона принято характеризовать как «объективный идеализм»? 7. Образ Сократа в диалогах Платона. 8. Каково основание деления общества на 3 слоя в идеальном государстве Платона? 9. Что подверг критике Аристотель в философии своего учителя Платона? 10. Прокомментируйте высказывание Платона: «Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, т.е. не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть». (Платон «Государство»). 11. В чем состоит специфика эллинистической философии?
Контрольные вопросы К тексту «Апология Сократа»
Дополнителная литература
Тема 4. Средневековая философия Цель: выявление специфики и основных проблем средневековой философии, формирование представления о религиозной философии, возможной взаимосвязи и взаимовлиянии теологии и философии.
Вопросы для обсуждения: Особенности развития средневековой философии. Патристика и схоластика Социально-политическая концепция Августина Проблема соотношения веры и разума в философии Фомы Аквинского. Проблема универсалий. Реализм. Номинализм. Концептуализм
Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Объясните термины: теоцентризм, креационизм, провиденциализм. 2. Раскройте смысл учения о вечности и времени Августина. 3. Показажите нарастание рационального знания периода схоластики на примере философии Аквината. 4. Проанализируйте содержание учения Альберта Великого о существовании универсалий до вещей, в самих вещах и после вещей. 5. Что означает утверждение Фомы Аквинского: «познание истины двояко»? 6. Библия. Ветхий и Новый Завет. Сравнительный анализ. Божественное и человеческое в личности Христа. 7. Католицизм и православие. Сравнительный анализ. 8. Нагорная проповедь Христа. (Ваше отношение к основным требованиям христианской морали. Дополнителная литература
Тема 4 Философия эпохи Возрождения. Цель: выявление специфики и изучение основных идей философии эпохи Возрождения, ее роль в становлении европейской цивилизации. Вопросы для обсуждения: 1. Основные черты философии эпохи Ренессанса и гуманизма 2. Основное содержание Реформации 3. Натурфилософия Н.Кузанского и Д.Бруно. Сходства и различия 4. Гуманистический идеал справедливого общества в «Утопии» Томаса Мора 5. Учение Телезио о материи и двух активных началах. Учение о человеке. 6. Макиавелли: этика и учение о человеке и государстве.
Задания для самостоятельной работы студентов 1. Каковы основные черты философии эпохи Возрождения? 2. Теоцентризм и антропоцентризм. В чём различие этих двух воззрений? Можно ли сказать, что антропоцентризм – это форма атеизма? 3. Что Вы знаете об «обратной стороне титанизма» (по выражению А.Ф. Лосева) – о личной жизни и нравственном облике «титанов» эпохи Возрождения? 4. Гуманизм – это человеколюбие или нечто иное? 5. Что представляет собой религиозная философия протестантизма? В чём её отличия от религиозной философии католицизма.
Дополнителная литература
Тема 5. Философия Нового времени Цель: выявление специфики и изучение идей философии Нового времени, анализ основных положений эмпиризма и рационализма, формирование представления об онтологических и гносеологических взглядах представителей субъективного идеализма, знакомство с основоположниками теории общественного договора.
Вопросы для обсуждения: Особенности развития философии Нового времени. Основные проблемы философии данного периода Эмпиризм Ф. Бэкона Рационализм Р.Декарта Субъективно-идеалистическая философия Дж. Беркли и Д.Юма Социально-политические взгляды философов XVII в.
Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Дайте определение эмпиризма и рационализма. 2. Как вы думаете, почему европейская рационалистическая философия появилась именно в XVII веке? 3. В чём состоят основные принципы философии Рене Декарта? 4. Каково значение эмпиризма для становления новоевропейской науки? 5. Почему Ньютон сказал: "Гипотез не измышляю!". И так ли это было на самом деле? 6. Что это такое – «эпоха Просвещения»? Каковы основные принципы философии этой эпохи? Кто основные представители этой философии? 7. Дайте сравнительный анализ понятий «теизм», «деизм», «пантеизм», «атеизм». 8. Сравните рационализм Спинозы и Декарта. Выявите, в чём сходство и различие их философских систем.
Контрольные вопросы К тексту «Рассуждение о методе» Р. Декарта Часть 2
Часть 3
Дополнителная литература
Тема 6. Немецкая классическая философия. Цель: выявление специфики и изучение основных идей немецкой классической философии, определение ее вклада в развитие мировой философской мысли, формирование навыков правильно логического мышления на основе изучения текстов классиков. Вопросы для обсуждения: Истоки и предпосылки возникновения немецкой классической философии ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|