Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Среди союзных средств выделяется три группы





 

Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впе­реди главного: «Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством». (Д.С. Лиха­чев.) Как видим, придаточное УСЛОВИЯ начинает сложноподчиненное предложение, затем следует главное.

Правильно определить вид придаточного предложения вам поможет приведенная ниже таблица. Помните, что при определении вида придаточных мы опираемся на вопрос, который задаем от главной части к придаточной.

 

№ п/п Вид прида­точного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
  Опреде­лительное КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Союзные слова: который, ка­кой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда. Является опре­делением по от­ношению к име­ни существи­тельному или местоимению в главной части. «Не надо утомлять со­седей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, которые уже были кем-то рас­сказаны вашим слуша­телям» (По Д.С. Лиха­чеву). «Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с дру­гими...» (Д.С. Лиха­чев).
  Изъясни­тельное ВОПРО­СЫ КОС­ВЕННЫХ ПАДЕ­ЖЕЙ Союзы: что, как, ли, будто, чтобы. Союзные слова: что, как, кто, где, какой, от­куда, зачем, сколько... Относится к гла­голу в главном предложении и выражает доба­вочное разъяс­нение. «Я убежден, что на­стоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в от­ношениях со своими родными» (По Д.С. Ли­хачеву).
  Образа действия, степени КАК? КА­КИМ ОБ­РАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕ­НИ? Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто... Союзные слова: как, сколько... Относится к гла­голу, наречию, прилагательно­му, существи­тельному в главном и выра­жает значение «Ведите себя так, что­бы скромность и уме­ние помолчать выдви­галось на первое место» (По Д.С. Лихачеву).
        образа действия, степени.  
  Места ГДЕ? КУ­ДА? ОТ­КУДА? Союзные слова: где, куда, от­куда... Уточнение мес­та. «Интеллигентность присутствует там, где проявляется уважение к другим, миру, природе» (По Д.С. Лихачеву).
  Времени КОГДА? КАК ДОЛ­ГО? С КАКИХ ПОР? Союзы: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем... Уточнение вре­мени действия. Когда солнце спрята­лось за холодные вер­шины, на улице раздал­ся звон дорожного ко­локольчика.
  Условия ПРИ КА­КОМ УС­ЛОВИИ? Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, когда ка­бы, коль ско­ро... Указание на ус­ловие, при кото­ром происходит действие, на­званное глаго­лом сказуемым. «Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каж­дому поводу, - он не­воспитанный человек» (Д.С. Лихачев).
  Причины ПОЧЕ­МУ? ОТ­ЧЕГО? Союзы: потому что, оттого что, из-за того, что, благодаря тому, что, ибо, так как... Разъяснение причины. «...я обращаюсь глав­ным образом к мужчи­не, к главе семьи, по­тому что женщине дей­ствительно нужно ус­тупать дорогу... не только в дверях» (По Д.С. Лихачеву).
  Цели ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕ­ГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Союзы: чтобы, для того что­бы, с тем что­бы, лишь бы, только бы. Назначение дей­ствия, названно­го глаголом- сказуемым. «...не надо звонко класть вилку на тарел­ку, с шумом втягивать в себя суп, громко гово­рить за обедом или го­ворить с набитым ртом, чтобы у соседей не бы­ло опасений» (Д.С. Ли­хачев).
  Сравни­тельное КАК? Союзы: как, словно, точно, будто, как буд­то, подобно, подобно тому Сравнение двух действий,со­стояний. «Уметь извиниться, признавать перед дру­гими ошибку - лучше, чем юлить, врать, об­манывая тем самым
      как, что, чем, нежели...   прежде всего самого себя» (По Д.С. Лихаче­ву).
  Уступи­тельное НЕ­СМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ? Союзы: хотя, хоть, пусть, пускай, даром что, несмотря на то что. Союзные слова: что НИ, кто НИ, как НИ, где НИ, когда НИ. Указание на то, вопреки чему совершается действие. «Несмотря на то что нас одолевают мелоч­ные заботы и суета будничной жизни, надо уметь быть открытым и терпимым к людям» (По Д.С. Лихачеву).
  Следствия   Союз: ТАК ЧТО. Следствие, вы­вод, заключение. «Именно в юности ум человека наиболее вос­приимчив к усвоению знаний, так что не те­ряйте времени на пус­тяки, на «отдых» (По Д.С. Лихачеву).
  Присое­дини­тельное   Союзные слова: что, почему, зачем, отчего. Дополнительная информация, за­мечания, ко все­му главному. «Человек приносит лю­дям добро, облегчая их страдания при болез­нях, что дарит ему воз­можность получать на­стоящую радость» (По Д.С. Лихачеву).

 

Для выполнения задания В7 ( выпишите цифры, обозначающие запятые между частя­ми сложного предложения, связанные подчинительной связью) используйте следующий ал­горитм:

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

2. Установите границы главной и придаточной части в нем.

3. Запишите в ответ те цифры, которые стоят на границах придаточного предложения.

 

ЗАДАНИЕ В8

Формулировка задания: среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предло­жение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго - месяц или полтора.

(2) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

(3) Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не ве­рилось только одному - что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (б)Надежда и ожидание - единственное, чем жили люди.

Правильный ответ: 3. Предложение 3 является сложноподчиненным, состоящим из трех частей. Первая часть - это главное предложение. Каждая из придаточных частей зависит от главного, отвечает на вопрос ЧТО? и присоединяется к нему при помощи подчинительного союза ЧТО. Такое соподчинение придаточных, когда придаточные части одного вида зависят от главного предложения и отвечают на один и тот же вопрос, называется однородным.

Что должен знать ученик, выполняя задание В8: наиболее часто в этом задании нуж­но определить вид соподчинения придаточных предложений к главному, следовательно, необ­ходимо знать, что такое последовательное, однородное, параллельное соподчинение.

Существует три вида соподчинения придаточных предложений к главному: последова­тельное, однородное, параллельное.

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ соподчинении первое придаточное предложение подчи­няется главному, второе придаточное предложение зависит от первого придаточного, третья придаточная часть подчиняется второму придаточному и т.д.

1. «Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в кни­гах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д.С. Лихачеву). К главному предложению (оно первое) присоединяется первое придаточное причины, к нему, в свою очередь, - придаточное изъяснительное.

2. «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, в эти мину­ты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Джордж Бернард Шоу). Во втором предложении к придаточному определительному присоединяется придаточное степени.

При ОДНОРОДНОМ соподчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными: отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:

1. «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и ес­ли он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим» (По Д.С. Лихачеву).

Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы не обособленное обстоя­тельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяющим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при се­бе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.

2. «В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пы­таюсь объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что оно полезно и человеку, и всему обществу в целом» (По Д.С. Лихачеву).

Во втором предложении два придаточных изъяснительных являются однородными: они отвечают на один и тот же вопрос, который мы задаем к ним от одного слова в главном пред­ложении («объяснить» ЧТО?). Их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним мы не ставим. Так же можно прокомментировать и предложение 3, приводимое ниже.

3. «Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что мы можем словами выражать свои чувства» (Цицерон).

4. «В своих письмах я не пытаюсь объяснить, ЧТО такое добро и ПОЧЕМУ добрый че­ловек внутренне красив...» (Д.С. Лихачев).

В четвертом предложении мы видим, что при однородном соподчинении (два придаточ­ных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПОЧЕМУ.

5. «Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло не­счастье и у вас горе» (Д.С. Лихачев).

В пятом предложении мы видим более сложный случай, когда второй союз при одно­родном соподчинении опущен.

При ПАРАЛЛЕЛЬНОМ соподчинении придаточные предложения, имеющие разное значение и отвечающие на разные вопросы, относятся к одному главному:

«Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Ли­хачеву).

Главное предложение - второе. Первое придаточное присоединяется к нему при помощи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается предложе­ние). Второе придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к одному главному, но являются разными по значению, т.е. мы видим параллельное подчинение.

«Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать» (Франклин).

Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные во­просы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчиненное пред­ложение с параллельным соподчинением придаточных.

Если при выполнении задания В14 вы ищете в тексте какой-либо вид соподчинения при­даточных, помните, что вас должны интересовать лишь сложноподчиненные предложения с ДВУМЯ и более придаточными частями. Если в сложноподчиненном предложении имеется только одно придаточное, то оно не должно быть в поле вашего внимания.

ЗАДАНИЕ В9

Формулировка задания: Среди предложений 4—10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого пред­ложения.

(5) Настоящее - это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни.

(6) Будущее - это надежды, выраженные разными способами. (7)В основании такой мечты — образцы культуры. (8)Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, - момент освоения им культуры. (9)И этот момент должен быть красив, как метко гово­рят скульпторы, «он не может быть безобразным, но человек не может быть без образа». (10)Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, который создает сам человек.

Правильный ответ: 9.

Это предложение - сложное, состоящее из трех частей; второе простое предложение со­единяется с первым при помощи бессоюзной связи, при этом первое предложение осложнено вставной конструкцией; третье ко второму присоединяется при помощи противительного союза НО; следовательно, второе и третье предложения связаны сочинительной связью.

Что должен знать ученик, выполняя задание В9:

• сложные предложения с разными видами связи между частями;

• виды сложных предложений (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное);

• отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных в зависимости от союзов, употребленных в них;

. • отличие бессоюзных сложных предложений от сложноподчиненных, в которых при­даточная часть предшествует главной.

Алгоритм выполнения задания В9:

1) определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

• если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

• если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным;

2) выявите границы простых предложений в составе сложного;

3) посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

• если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие или тире), значит, перед вами сложное бес­союзное предложение;

• если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), следовательно, предложение сложно­сочиненное.

• если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союз­ное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), значит, предложение сложноподчинен­ное.

Следует различать бессоюзное сложное предложение и сложноподчиненное, в котором придаточная часть предшествует главной:

• если в сложном предложении после запятой на границе двух простых предложений нет подчинительного союза и его нет в самом начале всей синтаксической конст­рукции, то перед вами бессоюзное сложное предложение:

Личный пример - это не главный способ повлиять на других людей, это просто единст­венный способ (Швейцер Альберт).

• Если в сложном предложении, после запятой на границе двух простых предложений нет подчинительного союза, но этот союз стоит в начале всей синтаксической кон­струкции, то перед вами сложноподчиненное предложение:

Если вы живете поверхностной жизнью, ваша душа страдает (Швейцер Альберт).

Правильно найти бессоюзное сложное предложение в тексте вам поможет и знание пра­вил постановки знаков препинания в нем:

Правила постановки ДВОЕТОЧИЯ в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие ставится Примеры
1. Если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (между частями та­кого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО и пре­вратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным причины). Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.)
2. Если второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А ИМЕННО ЧТО). Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (= Большинство сходилось на одном, а именно что старые законы никуда не годятся.)
3. Если второе предложение дополняет смысл пер­вого (между частями бессоюзного сложного пред­ложения можно вставить союз ЧТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточ­ным изъяснительным). Вдруг чувствую: кто-то дергает меня за рукав. (= Вдруг чувствую, что кто-то дергает меня за рукав.)
4. Если в первом простом предложении опускаются слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО. Сережа оглянулся: к нему бежал со­седский мальчонка. (= Сережа огля­нулся и увидел, что к нему бежал со­седский мальчонка.)
Запомните:двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает со­держаниеили причину. Правила постановки ТИРЕ в бессоюзном сложном предложении
Тире ставится Примеры
1. Если первое простое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и пре­вратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным условия). Будет завтра хорошая погода - пойдем в лес. (= Если будет завтра хо­рошая погода, пойдем в лес.)
2. Если первое простое предложение указывает на время того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз КОГДА и пре­вратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным времени). Лес рубят - щепки летят. (= Когда лес рубят, щепки летят.)
 
3. Если второе простое предложение содержит вы­вод, следствие из того, о чем говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного пред­ложения можно вставить союз ТАК ЧТО и превра­тить его в сложноподчиненное предложение с при­даточным следствия). Жара все усиливалась - станови­лось тяжело дышать. (= Жара все усиливалась, так что становилось тя­жело дышать.) Ударил сильный гром - задрожали все окна. (= Ударил сильный гром, так что задрожали все окна.)
4. Если простые предложения в составе бессоюзного сложного противопоставлены друг другу по смыс­лу (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А или союз НО). Шестнадцать лет служу - такого со мной еще не было. (= Шестнадцать лет сижу, но такого со мной еще не было.) Смелые побеждают - трусливые погибают. (= Смелые побеждают, а трусливые погибают.)
5. Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (между частями такого бес­союзного сложного предложения можно вставить союзы СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточ­ным сравнения). Молвит слово - соловей поет. (= Молвит слово, будто соловей поет.)
6. Если во второй части содержится неожиданный результат, дается указание на быструю смену со­бытий. Он нажал на тормоз - скорость не уменьшилась.
7. Если вторая часть представляет собой присоеди­нительное предложение (перед ним можно вста­вить слово ЭТО). Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце - дурной знак.

Запомните: тире - это знак следствия, вывода, противопоставления, резкой смены событий, представленных во второй части бессоюзного сложного предложения.

РАЗДЕЛ №3.

ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Как вы уже знаете, третья часть экзаменационной работы содержит два альтернативных творческих задания (сочинение С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только од­но. Можно написать сочинение на лингвистическую тему или сочинение на тему, связан­ную с анализом исходного текста.

Какую бы тему вы ни выбрали, тип сочинения один - сочинение-рассуждение. При его написании экзаменуемый должен продемонстрировать умение аргументировать свои мысли и утверждения, используя в качестве доказательств своей точки зрения примеры из прочитанного текста.

Структура сочинения-рассуждения такова:

• тезис - положение, которое надо доказать;

• аргументы - примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа;

• вывод - общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис (без него рассуждение бу­дет незаконченным).

Необходимо помнить, что в сочинении-рассуждении:

• от тезиса к аргументам можно поставить вопрос ПОЧЕМУ?

• аргументы доказывают тезис и отвечают: ПОТОМУ ЧТО.

Предлагаем познакомиться с материалом, который поможет подготовиться к сочинению на лингвистическую тему (задание С2.1).

1) Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему (задание С2.1):

1. Сочинение на лингвистическую тему должно соответствовать функционально- смысловому типу речи рассуждения и строиться по схеме: тезис - примеры-аргументы из текста - вывод.

2. При написании сочинения на лингвистическую тему необходимо помнить о том, что тезисом должно являться указание на две функции языкового явления (это языковое явление обозначено в задании С2.1), а аргументировать тезис необходимо примерами из текста (их следует привести не менее двух).

3. Примеры могут приводиться как в виде цитаты из прочитанного текста, так и в форме ссылки на номер или номера предложений в нем.

4. Начать сочинение на лингвистическую тему можно, используя один из следующих клишированных вариантов вступления. Это может быть:

фраза, принадлежащая одному из участников дискуссии и ее комментарий экзаменуемым {«Знаки препинания только осложняют нашу жизнь», - считает Кирилл. Можно ли согласиться с этим мнением? Я думаю, нельзя»)-,

согласие или несогласие пишущего с одним из участников лингвистического спора («Я согласен с мнением Антона, что на письме без запятых обойтись невозможно. Действительно,..»);

вопрос-ответ («Нужны ли нам сегодня знаки препинания? Безусловно, нужны, так как...»);

собственное высказывание пишущего («На письме без знаков конца предложения не обойтись. Они выполняют несколько разных функций»);

именительный темы («Запятые. Какие функции эти знаки препинания выполняют в тексте»).

5. Чтобы дать развернутый, аргументированный ответ на задание С2.1, и создать высказывание в соответствии с функционально-смысловым типом речи «рассуждение», рекомендуется использовать следующие речевые клише в основной части сочинения:

вводные слова: таким образом, итак, действительно, например, во-первых, во- вторых, как видим и др.;

синтаксические конструкции: «Чтобы проиллюстрировать функции знаков конца предложения, обратимся к синтаксической конструкции №..., в конце которой ставится...»; «Рассмотрим предложение №.... В нем...»; «Обратим внимание на синтаксическую конструкцию №...); «Примером выполнения запятыми выделительной функции может служить предложение №...»; «Итак, можно увидеть, что...».

6. При написании сочинения на лингвистическую тему можно использовать выказывания известных писателей о роли знаков препинания в художественном тексте:

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К.Г. Паустовский

Знаки препинания служат нотами при чтении.

А.П. Чехов

Человек, решивший писать без знаков препинания, подобен безумцу, который прыгнул в бурную реку, не умея плавать.

Р. Гамзатов

Если вам предложено написать сочинение-рассуждение о роли пунктуации, то при выполнении подобной работы следует обратить внимание на ряд моментов:

• должна быть соблюдена структура сочинения-рассуждения (тезис, аргументы, вывод);

• необходимо уметь ориентироваться в функциях знаков препинания и знать их терминологические названия (разделительная, выделительная, эмоционально- экспрессивная, смыслоразличительная);

• найти и прокомментировать в предложенном тексте две функции знаков препинания;

• привести 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления (примеры могут приводиться как в виде цитаты из прочитанного текста, так и в форме ссылки на номер или номера предложений).

2) Основные функции знаков препинания:

Знаки препинания помогают пишущему выразить свои мысли и чувства, а читающему - точнее понять текст и выразительно прочитать его.

Знаки препинания выполняют следующие функции:

• разделительную

• выделительную

• эмоционально-экспрессивную

• смыслоразличительную.

1. К разделительным знакам препинания относятся:

• точка,

• вопросительный знак

• восклицательный знак,

• запятая,

• точка с запятой,

• многоточие,

• двоеточие,

• тире.

Разделительные знаки препинания всегда выступают как одиночные знаки и служат для того, чтобы

• отделить одно независимое предложение в тексте от другого;

• обозначить границы между простыми предложениями в составе сложного;

• обозначить границы между однородными членами;

• отделить слова автора от прямой речи.

 

Характеристика знаков препинания, выполняющих функцию разделения:

1) Точка. Ее по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или, точнее, его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. В русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, а восклицательный - точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек».

Точка - разделительный, одиночный знак препинания, при помощи которого

• в тексте одно предложение отделяется от другого;

• обозначается сокращение слова (г. Москва).

2) Вопросительный знак

• отделяет предложения друг от друга, при этом указывает на то, что первое из разделенных предложений произносится с вопросительной интонацией.

3) Восклицательный знак

• отделяет предложения друг от друга, при этом указывает на то, что первое из разделенных предложений произносится с восклицательной интонацией.

4) Запятая

• разделяет однородные члены;

• разделяет части сложносочиненного предложения;

• разделяет главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении.

Это наиболее распространённый знаком препинания в русском языке. В.И. Даль связывает происхождение этого слова с глаголами запясть, запять, запинать - «останавливать», «задерживать».

5) Точка с запятой при осложненности предложения разделяет

• однородные члены;

• части сложного предложения.

6) Многоточие

• отделяет предложения друг от друга, а также обозначает незаконченность, прерванность предложения или пропуск в тексте.

7) Двоеточие

• разделяет обобщающее слово и однородные члены;

• разделяет части бессоюзного сложного предложения;

• разделяет слова автора и прямую речь (А: «П».).

8) Тире

• разделяет подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки;

• разделяет однородные члены и обобщающее слово;

• разделяет части бессоюзного сложного предложения, либо указывая на быструю смену событий, либо обозначая резкую противоположность, либо выражая условно- следственных и временные отношения между частями;

• разделяет прямую речь и слова автора («П», - а.)\

• отделяет реплики диалога.

В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н.М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» встречается с начала 1820-х годов.

2. К выделительным знакам препинания относятся:

 

• запятые

• тире

• скобки

• кавычки

Выделительные знаки препинания являются двойными (парными): »» --()«»

Выделительные знаки препинания предназначены для выделения тех или иных синтак­сических конструкций внутри предложения: причастных, деепричастных и сравнительных обо­ротов, приложений, вводных слов и вставных конструкций, обращений, прямой речи.

Характеристика знаков препинания, выполняющих функцию выделения:

1) Запятые ставятся

• для выделения обособленных определений, выраженных причастным оборотом, стоящим после определяемого слова;

• для выделения обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом;

• для выделения приложений;

• для выделения уточняющих обособленных обстоятельств;

• для выделения вводных слов;

• для выделения обращений;

• для выделения междометий;

• для выделения сравнительных оборотов.

2) Двойное тире ставится

• для выделения обособленных приложений;

• для выделения вводных и вставных конструкций;

• для выделения слов автора внутри прямой речи.

3) Скобки

• для выделения в предложении вставных конструкций.

В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.

4) Кавычки

• выделяют в тексте чужую речь - отдельные слова, принадлежащие другому автору; чаще всего их используют, чтобы обозначить границы прямой речи или цитаты;

• служат средством выделения различных названий - орденов и медалей, литературных произведений, газет, журналов; предприятий, организаций; производственных изделий, марок машин; сортов растений и т.д.

3. К эмоционально-экспрессивным знакам препинания относятся:

• восклицательный знак

• вопросительный знак

• тире

• двоеточие

• многоточие

• кавычки

Характеристика знаков препинания, выполняющих эмоционально-экспрессивную функцию:

1) Восклицательный знак - знак препинания, который ставится в конце предложения для выражения изумления, призыва, волнения. Не случайно в старинной русской письменности восклицательный знак назывался удивительным.

Если пишущий ставит в конце предложения восклицательный знак, то тем самым по­казывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.

 

Восклицательный знак, стоящий в конце предложения, помогает понять эмоциональ­ное состояние автора высказывания, указывает на то, что предложение произносится с повыше­нием тона, а говорящий испытывает особые чувства при его произнесении - некую взволнован­ность.

2) Вопросительный знак - знак препинания, который обычно ставится в конце предло­жения для выражения вопроса или сомнения.

Вопросительный знак противопоставлен точке. Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать. А вопросительный знак требует быстрого ответа.

3) Тире можно назвать знаком «неожиданности». Оно используется в бессоюзном сложном предложении, если нужно подчеркнуть, что одно событие следует за другим внезапно, вопреки всеобщим ожиданиям.

4) Двоеточие

Если двоеточие стоит после обобщающего перед рядом однородных членов предложе­нии, то этот пунктуационный знак указывает на то, что в этом месте мы должны изменить тон и сделать интонационную паузу.

5) Многоточие

Это своеобразный антоним точки. Многоточие вносит в предложение значение незакон­ченности, недоговоренности, прерванности мысли, вызванной волнением говорящего. Этот пунктуационный знак призван подчеркнуть прерывистость и даже затрудненность речи автора высказывания.

Многоточие - знак умолчания. Его ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам ещё не всё, что знаю. Подумайте сами, что можно добавить к сказанному».

6) Кавычки

Кавычками выделяются необычно употребленные автором слова, - например, слова малоупотребительные, иностилевые, употребленные в ироническом смысле, в противоположном значении, с двойным значением.

4. Знаки препинания могут выполнять и смыслоразличительную функцию.

Например, двоеточие - знак препинания, предупреждающий о последующем разъясне­нии и пояснении. Его ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообще­ние». Этим объясняется употребление двоеточия в бессоюзном предложении перед второй ча­стью, которая поясняет первую либо указывает на причину того, о чем говорится в ней.

Тире, разделяя части бессоюзного сложного предложения, помогает передать различные смысловые оттенки в нем (следствие, условие, время, быструю смену событий, противопоставление).

Многоточие обозначает пропуск в тексте. Оно употребляется в начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста. Если при цитиро­вании пропущено одно или несколько предложений, то многоточие в этом случае заключают в угловые скобки.

Без многоточия мы не смогли бы верно оформить цитаты. Не всегда уместно чьи-либо мысли приводить в своей речи целиком. На месте пропуска слов в цитате необходимо поста­вить многоточие, чтобы показать, что чужие мысли не искажаются, а в них лишь выбираешь главное. Без многоточий мы вынуждены были бы либо использовать огромные, несокращённые цитаты, либо искажать их, приводя в соответствие с собственным замыслом.

Ниже приведены пять примеров сочинений, иллюстрирующих функции разных знаков препинания на основе следующего исходного текста:

Исходный текст:

 

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2)Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (З)Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(4)Деду не спалось. (5)Он поставил самовар - от него окна в избе сразу запотели. (6) В сенях мирно спал заяц - дедов любимец - и изредка во сне громко стучал задней лапой по гни­лой половице.

(7) Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

(8) В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. (9)Леса стояли сухие, как порох... (10) Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11) Дед выстрелил в него, но про­махнулся, и заяц удрал.

(12)Дед огорчился и пошел дальше. (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Ло­пухов, сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15)Дым густел - стало трудно дышать.

(16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. (17)Ветер перешел в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(19) Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выско­чил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. (25) Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

(26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «(27)Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

(28)3аяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от ус­талости. (ЗО)Дед подобрал зайца и понес домой. (31) У зайца были опалены задние ноги и жи­вот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя.

- (ЗЗ)Этот заяц, - сказал дед, - спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34) Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь - бросить...

(35) Так и живут вместе - старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

(По К.Г. Паустовскому)

Сочинение на лингвистическую тему № 1 Зачем нужны запятые?

На письме без запятых обойтись нельзя. Это самые часто употребляемые знаки препина­ния. Они находятся внутри предложения и выполняют разделительную и выделительную функции. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а также использоваться для выделения обособленных членов или слов, грамматически не связанных с предложением (вводных конструкций, обращений).

Рассмотрим синтаксическую конструкцию № 29 {«Когда они оба выбежали из леса к озе­ру, то оба упали от усталости»). В этом сложноподчиненном предложении при помощи запя­той придаточная часть отделяется от главной.

Обратим внимание на синтаксическую конструкцию № 7 {«Мы пили чай ночью, д<







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.