Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предприятие на монопольном рынке





Возникновение монополий — исторически неизбежный эконо­мический процесс, обусловленный развитием централизации, кон­центрации производства и научно-техническим прогрессом. Моно­полии прочно вошли в экономику большинства стран.

Примерно до середины XIX века для экономики развитых стран была характерна совершенная конкуренция, что определялось не­большими размерами предприятий и многочисленностью произво­дителей. Но со второй половины века картина начинает существен­но меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынков. Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленно­сти, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверх­крупных предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже XIX — XX веков свидетельствуют следующие данные. В Гер­мании крупные предприятия (с числом рабочих более 50) составляли в 1882 году 0,3% всех предприятий, причем здесь было сосредоточе­но 22% всех рабочих страны; в 1925 году на долю крупных предпри­ятий приходилось уже 1,2% общего числа предприятий и 48% обще­го количества рабочих. В американской промышленности в 1904 го­ду крупнейшие предприятия с объемом производства в 1 млн. долл. составляли 9,9% от общего числа, на них было занято 25,6% рабочих. В 1909 году таких предприятий было уже 1,1% от общего числа, и на них было занято 30,5% всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны.

Эти процессы привели к существенному изменению характера конкурентной борьбы на рынках.

Наиболее глубокий и полный анализ кардинально новых момен­тов в поведении экономических агентов на рынках и новой рыноч­ной конъюнктуры был дан в фундаментальных работах «Экономиче­ская теория несовершенной конкуренции» Джоан Робинсон и «Тео­рия монополистической конкуренции» Эдварда Чемберлина.

Монополия представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства, что определяет экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит пред­приниматель — монополист, производящий основную массу про­дукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, круп­ная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на рынке невелика.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложе­ния товара. Это позволяет ему полностью устанавливать цену, при­носящую максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких за­менителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число про­дуктов, не имеющих аналогов, как правило, ограничено. К чистой монополии можно отнести сферу коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.

По своим признакам монополистический рынок является противоположностью совершенной конкуренции. Итак, монополия - это рыночная структура, в которой действует один продавец товара, который не имеет близких заменителей, и существуют высокие барьеры для вступления на рынок этого продукта. Барьеры разделяются на такие группы:

- положительный эффект масштаба;

- государственное лицензирование;

- патенты;

- контроль над редчайшими или определяющими ресурсами.

Поскольку в отрасли действует лишь один продавец товара, то спрос на продукцию фирмы совпадает с отраслевым спросом. Обращая внимание на кривую спроса на свой товар, фирма должна установить ту цену и объем производства продукции, которые максимизируют ее доход. Поэтому монопольные предприятия называют «прайс-мейкеры» (price-maker) - «те, что устанавливают цену».

Поскольку линия спроса на продукт фирмы-монополиста имеет нисходящий характер, это приводит к тому, что ее предельный доход будет меньшим, чем цена единицы товара. Графически это изображено на рис. ниже.

 

Рис. График спроса и предельного дохода фирмы-монополиста

 

 

С возрастанием объемов продажи фирма теряет часть своего совокупного дохода за счет снижения цены, но увеличивает его, реализуя большее количество товара. Вследствие этого предельный доход всегда будет меньшим, чем цена, а его график будет лежать ниже линии спроса.

Для дальнейшего анализа необходимо также остановиться на соотношении цены, предельного и совокупного дохода монополиста. Исходя из природы предельного дохода, становится очевидным, что совокупный доход вырастает до тех пор, пока MR является числом положительным (что происходит на эластичном отрезке линии спроса), и достигает максимального значения, когда MR =0 (то есть в точке с единичной эластичностью), как это изображено на графике.

Из этих зависимостей становится понятным, что монополисту целесообразно увеличивать объемы продаж только на эластичном участке линии спроса.

Чтобы определить оптимальные объемы выпуска продукции, которые максимизируют доход монопольного предприятия, воспользуемся уже известным нам предельным подходом.

Рис. Состояние равновесия фирмы-монополиста

Выше подчеркивалось, тем не менее, что максимального уровня доход достигает при условиях MR=MC. Точка пересечения этих кривых показывает оптимальный объем производства Qопт. Ему отвечает цена Pопт., что определяется точкой А на линии спроса. Разность между ценой и средними затратами (отрезок АВ) равна удельному доходу на единицу продукции, а плоскость прямоугольника, который заштрихован, - максимальному доходу Пмах. Особенностью этой ситуации является то, что в состоянии равновесия монопольной фирмы цена всегда больше, чем предельные затраты, а средние затраты выше своего минимального значения (см. рис.29), что указывает на незагруженность мощностей предприятия. Вместе с тем, монополист не будет устанавливать максимально возможную цену на свой товар, так как он может учитывать рыночный спрос и стремится достичь максимального дохода, а не цены.

Очень редко, но возможны ситуации, когда монопольное предприятие не может покрыть свои затраты за счет цены. В краткосрочном периоде, надеясь на улучшение рыночных условий, оно может минимизировать свои убытки, если p>AVC. В противном случае ему необходимо прекратить свою деятельность. Но, понятно, что наиболее типовой является ситуация, когда монополист получает экономические доходы как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде; последнее обусловлено наличием барьеров для вступления в отрасль других фирм.

Отношение к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего моно­польного положения на рынке, что вызывает нерациональное рас­пределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения.

Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу мо­нополий. Продукция монополистических компаний отличается вы­соким качеством, что и позволяет им завоевывать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма обладает дос­таточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обес­печении научных исследований и опытно-конструкторских разрабо­ток. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в тех­нике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями.

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют сни­жать издержки и в целом экономить ресурсы.

Крупные монополии играют роль своеобразного «буфера», сдер­живая падение производства и, следовательно, безработицу в период кризисов.

Монополия имеет существенные недостатки:

а) она ограничивает возможности выбора потребителя и способность последнего дисциплинировать продавцов;

б) монополист вырабатывает меньшее количество продукции, чем позволяют его мощности, тем не менее цена является высше, чем предельные и средние затраты;

в) вследствие существования барьеров доход не стимулирует приток новых предприятий и увеличения объема предложения товара до тех пор, пока цена не установится на уровне средних затрат;

г) юридические монополии, защищенные государством, направляют свои усилия не на эффективное использование ресурсов, а получении льготных условий функционирования.

Чистая монополия встречается достаточно редко. Как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными организациями, либо на рынке действует множество производителей.

Индекс Лернера

Индекс Лернера - коэффициент, используемый для оценки степени монопольной власти. Это показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительное превышение цены товара над предельными издержками его производства.

L - индекс, показывающий степень монопольной власти; Р - цена; МС - предельные издержки.

Для совершенно конкурентной фирмы P=MC и L=0. Для Чистой монополии индекс Лернера можно выразить с учетом формулы эластичности спроса по цене. Поскольку монополия всегда выбирает эластичный участок кривой рыночного спроса, на котором эластичность спроса по цене имеет значение от -1 до -∞, то величина индекса Лернера может изменятся от 1 до 0.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.