|
Диагностика тактильных агнозийИсследование осязания требует активного участия ребенка, что необходимо учитывать как при выборе методики обследования, так и при оценке достоверности полученных данных. По мере утомления больного увеличивается число ошибок в ответах, в связи с чем не следует проводить обследование дольше нескольких минут. Необходимо убедиться, что ребенок правильно понимает со держание инструкций, и помнить о возможности внушения тех или иных расстройств при использовании наводящих вопросов. Поверхностная чувствительность (болевая) исследуется путем укола иглой. Температурная — с помощью прикосновения пробирок, наполненных горячей и холодной водой. Для определения тактильной чувствительности используется прикосновение ваткой, кисточкой или полоской бумаги. Глубокая чувствительность оценивается по ответам больного и его защитной реакции на интенсивное давление в определенных участках тела (верхний край глазницы, грудина, фаланги и мелкие суставы пальцев). Суставно-мы-шечное чувство-изучается с помощью пассивных движений в различных сегментах тела, направление которых больной должен определить без помощи зрения. Исследуется также чувство положения — способность пациента определять положение частей своего тела в пространстве и дотрагиваться до них при закрытых глазах. Чувство веса изучается с помощью предметов, одинаковых по форме и величине, но имеющих различный вес. Иногда нарушения чувствительности выявляются только при одновременном нанесении двух раздражителей сходной интенсивности. Обычно используются тактильные и болевые стимулы, которые применяются одновременно на симметричных участках тела справа и слева. В ряде случаев отмечается феномен сенсорного невнимания. Сложные виды чувствительности исследуются после изучения простых видов, так как знание о состоянии последних необходимо для правильной оценки получаемых результатов. Стереогностическое чувство (способность на ощупь узнавать знакомые предметы) исследуется при закрытых глазах пациента: он должен узнавать предметы, которые вкладывают ему в руку (ручку, ложку, часы). Двухмерно-пространственное чувство определяется путем рисования на коже пациента цифр или фигур, которые он должен назвать с закрытыми глазами. Дискриминационная чувствительность исследуется с помощью раздвижного циркуля Вебера. Способность к раздельному восприятию двух одновременно наносимых раздражителей на разных участках тела колеблется от 0,2 до 6 см. Исследуется также способность к локализации раздражения и определению направления смещения кожной складки — кинестетическая чувствительность. Выявленные расстройства целесообразно фиксировать на специальных рисунках тела, где отмечаются характер и распространенность изменений чувствительности. Исследование соматосенсорного гнозиса у детей включает изучение простых и сложных форм чувствительности с применением специальных проб. Проводятся пробы на локализацию прикосновения: предлагается показать точку на руке, к которой прикасался врач, а также соответствующую точку на противоположной руке. Исследуется возможность различения геометрических фигур и цифр, которые исследователь чертит на коже ребенка. Осуществляется оценка сохранности стереотактического чувства — при закрытых глазах ребенка врач вкладывает в его руку предмет (мяч, кубик, совок — для дошкольного возраста; карандаш, линейка, ключ, часы — для школьного возраста). Испытуемый должен на ощупь узнать его. При проведении нейропсихологического исследования осуществляется анализ соматосенсорного гнозиса. У больного могут быть жалобы на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушение схемы тела и пр. В ходе исследования проводятся следующие пробы: —на локализацию прикосновений (на одной руке, на двух, на лице); —на дискриминацию (определить число прикосновений: одно или два); —кожно-кинестетическое чувство (на правой и левой руке), чувство Ферстера (определение фигур, цифр, написанных на коже); —перенос позы (положение руки и кисти) с одной руки на другую с закрытыми глазами; —определение правой и левой стороны у себя и на против сидящего человека; —называние пальцев рук; —узнавание объектов (ключ, расческа и т.п.) на ощупь правой, а затем левой рукой (отмечается характер ощупывания: инактивный, активный с отсутствием синтеза и т.д.). Вопросы и задания 1. Каковы основные проявления тактильных агнозий? 2. Приведите примеры методик для диагностики слуховых, зрительных и тактильных агнозий. Тест 7 1. Невозможность узнавать на ощупь вкладываемый в руку предмет — это:; а) анозогнозия; б) аутотопагнозия; в) астереогноз. 2. Очаг поражения при тактильной агнозии находится: а) в левой височной доле; б) левой лобной доле; в) левом мостомозжечковом углу; г) вторичных полях коры теменной области головного мозга; д) продолговатом мозге. 3. «Пальцевая агнозия» — нарушение возможности узнавать пальцы рук с закрытыми глазами по-другому иногда обозначается как: а) синдром Герштмана; б) синдром Арджила—Робертсона; в) синдром Бернара—Горнера. 4. Феномен нарушения тактильного опознавания цифр или букв называется: а) тактильная алексия; б) лобная атаксия; в) каузалгия. 5. Симптомы нарушения «схемы тела» называются: а) гиперестезия; б) соматоагнозия; в) аутотопагнозия. 6. Гемисоматоагнозия — это нарушение: а) ориентировки в одной половине тела; б) способности нарисовать фигуру, предварительно опознанную на ощупь; в) опознания материала, из которого сделан предмет. 7. Амнестическая афазия — это: а) забывание названия предмета; б) невозможность переключения со слога на слог; в) повторение согласной в середине слога. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|