Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фрейдистской структуры личности.





Таким образом, сказки и мифы сообщают нам, что в личности человека функционирует архетипический слой мужских и женских структур Сверх- Я. Этот слойпредставляет собой не просто родительскую, а зрелую родительскую благословляющую инстанцию, которая разрешает мужскому и женскому аспектам личности искать и находить друг друга во внутреннем мире, посылает им свою любовь и поддержку, верит в их силы. Следовательно, зрелые структуры Сверх- Я не только разрешают, но и помогают мужскому и женскому началам создавать священный сакральный союз. И помощь эта является духовным актом, представляя собой благословение как внутреннюю работу родительской любви. Она прокладывает дорогу нарождающимся, молодым аспектам мужской и женской областей Эго, создавая для них зону благополучного развития их союза. Зрелое Сверх- Я действует подобно ангельской защите. Оно обладает волшебными свойствами оберегать, ограждать благословляемых от зла. Благословение работает как внутренний источник любви, осуществляя в то же время передачу накопленного духовного опыта, представляя собой некий сакральный дар в виде необоримой духовной силы.

Благословляющие отцовские и материнские фигуры области Сверх- Я нередко щедро одаривают влюбленных героев. Морозко награждает бедную падчерицу, таким образом благословляя ее на счастливую женскую судьбу; Яблоня (благословляющая часть матери) помогает Крошечке-Хаврошечке обрести суженного; Фея-крестная превращает Золушку в прекрасную принцессу — невесту принца, а отец Золушки устраняет последние препятствия на пути к ее счастью, когда в конце сказки приводит родную дочь в королевский дворец.

В мифе "О Психее и Эросе" юная Психея получает благословение Зевса в виде посланного ей в помощь орла, который наполнил хрустальный кувшин водой из Стикса — реки жизни и смерти. Так было выполнено одно из смертельно опасных заданий Афродиты, данное Психее. На свадебном пиру Зевс подает Психее элексир бессмертия, благословляя ее тем самым на вечный союз с его сыном Эросом. Миф "О Священном Граале" тоже завершается благословением: Парсифаля благословляет его дядя отшельник. Он отпускает Парсифалю все его прегрешения и посылает в Замок Грааля — мир женственности, чтобы Парсифаль смог, наконец, осознать предназначение хранящейся в замке Священной Чаши — символа великой божественной женской силы.

Благословение со стороны родительских (божественных) слоев личности является необходимым условием для создания союза между развивающимися мужской и женской частями Я.

То же происходит и в реальной жизни. Если родители (или другие старшие родственники) не принимают избранников своих детей, молодым парам приходится постоянно преодолевать огромное напряжение для поддержания существования собственных семей и родовых ветвей. Отношения в "не благословленных" парах нередко "застревают" на решении задач выживания. Отсутствие согласия родителей на брак своих детей символизирует "раскол" в отношениях между мужским и женским началами во внутреннем мире как родителей, так и их детей. Не одобряя выбор сына или дочери, родители "приговаривают" молодую чету жить "в доме без фундамента". Вместо того, чтобы последовательно строить семейный дворец этаж за этажом на фундаменте родительского благословения, супруги нередко топчутся на месте, так как вслед за родителями и сами подсознательно не уверены в правильности своего выбора. Такие отношения могут оставаться на стадии решения задач сохранения, а не развития отношений. А это требует гораздо больших сил, чем строительствоотношений, благословленных родителями.

Инициационная терапия дает возможность получить с помощью инициаций внутреннее благословение — само благословение. Для этого используются групповые и индивидуальные варианты инициаций "Благословение детского Я ", а также — темы "Благословение матери", "Благословение отца", "Благословение родителей", "Благословение поколений" и другие. В ходе таких инициаций благословение исходит от инициированных и зрелых внутренних родительских фигур — развивающиеся аспекты женского и мужского начал личности благословляют внутренние отец и мать.

Что касается срединного пространства в яйцевидной схеме личности — области Эго, — то мужскому Эго соответствуют архетипические персонажи, символизирующие развитие, созревание мужественности. Это сказочные королевичи, Иваны-царевичи или Иванушки-дурачки. Область женского Эго представлена в сказках персонажами царевен на выданье, либо — юных красавиц-падчериц, которых притесняют мачехи.

По тому, кто именно женится — крестьянский сын или царевич, кто выходит замуж — царевна или падчерица, можно определить степень изначальной проявленности мужского и женского начал в личности. Понятно, что на первый взгляд в этом смысле царевна и Иван-царевич — отражение более благополучного, а падчерица и Иванушка-дурачок — менее благополучного положения на старте. В то же время, царские дети представляют наиболее социализированные, а значит — наиболее близкие к Сверх- Я слои развивающегося Эго, а дурачки и падчерицы отражают более глубокие, более приближенные к бессознательному его слои.

Царевна или падчерица в сказках и мифах часто выступают в роли жертвы. Это становится важным стимулом для формирования освободительного импульса в области развивающегося мужского Эго: Иван-царевич спасает плененную красавицу, Апрель-месяц выручает бедную падчерицу, даря ей зимой подснежники, Руслан находит и вновь завоевывает Людмилу и т. п.

Нижние уровни "роковых яиц", соответствующие области Оно, занимают персонажи-антагонисты. Это силы негативного Анимуса и негативной Анимы. Они действуют разлучающе, активно препятствуют соединению Эго -областей мужского и женского начал.

Прежде чем соединиться в счастливом союзе, герои преодолевают влияние разлучающих сил — препятствия в виде негативных, скрытых в подсознании содержаний области Оно. Это различные страхи, вина, детские обиды, неинициированная агрессия, разрушительные инстинктивные импульсы и др.Для одоления этих препятствий влюбленным героям необходимо пройти неизбежные испытания-инициации. Силы Оно — самые неизведанные слои внутреннего мира.

В мужской части Оно эти силы олицетворяют Кощей и другие Злодеи, олицетворяющие подавленные, и в то же время — сопротивляющиеся неинициированные агрессивные мужские силы. В женской области Оно — это ведьмы, колдуньи, мачехи, злые королевы и т. п.

Образ Дракона служит общим символом для мужского и женского слоев области Оно. Дракон содержит сплав мужско-женской родительской агрессии, поэтому универсален и обладает чрезвычайно огромным потенциалом. В нем соединены не только агрессия и сексуальность (огонь), но также — волшебная сила (змеевидные черты) и мудрость (умение летать). В Драконе содержатся злые аспекты мужского и женского начал (разрушительные действия Дракона). Таким образом, Дракон — это и негативная мать, и негативный отец одновременно.

По В. Я. Проппу, Дракон представляет собой соединение птицы и змея. Птица — символ Души и свободы, символ связи, проникновения разных миров, разных уровней сознания друг в друга. Поскольку змея, змей — это соединение мудрости и тайных знаний, сил зла и магии, то образ Дракона можно расшифровывать как символ тайных знаний об оборотной стороне Души, что содержит явное указание на проникновение в таинство смерти. Дракон, являясь одновременно и птицей, и змеем, несет в себе, таким образом, неисчерпаемые духовные сокровища. Стоит только задать неоднозначной волшебной силе внутреннего Дракона созидательный вектор, и он превратится в вашего личного джина, станет непобедимой внутренней опорой, оплотом сакрального союза мужского и женского начал. Этому превращению служат всепобеды над Драконом.

Динамика внутриличностных процессов такова, что ее можно символически представить в виде "вращения роковых яиц". Схемы, как плохие фотографии, могут лишь условно запечатлеть какой-либо из моментов такого вращения. Схемы — лишь условные оттиски, которые оставляет вечно движущаяся Душа на песке разума.

Собственно феномен символического "вращения" отражает важную особенность взаимодействия мужского и женского начал: они вращаются относительно друг друга в противоположных направлениях, создавая тем самым процесс совместного творения — меркабу.

Если представить любое из рассматриваемых "яиц" в момент, когда оно переворачивается "вверх ногами", область Сверх- Я временно оказывается внизу, попадая в "царство теней" — на уровень глубоких слоев бессознательного (Оно). Добрые персонажи Сверх- Я переживают в этот момент упадок — купец из сказки "Аленький цветочек" оказывается связанным словом, данным чудищу; добрые короли женятся на злых королевах, добрые матери прекрасных героинь — умирают и т. п.

Область Оно в результате переворачивания попадает, в свою очередь, на уровень Сверх- Я. Кощей, злые короли и королевы, другие подавляющие властные архетипические фигуры области Оно оказываются на вершине личности. В этот момент наиболее очевидно, что они представляют собой негативную, теневую сторону Сверх- Я, его антиблагословляющий полюс.

Перемещение области Оно наверх, в зону высшего Я рождает и феномен позитивных злодеев, имеющих благословляющую силу. Так в сказках встречается доброжелательная Баба Яга и другие добродушные "злые" персонажи. Без поддержки Яги Иванушка не отдохнул бы в пути, не узнал бы верной дороги к Василисе. Без комической помогающей нечистой силы, добрых чудищ и других умиляющих неподдельным обаянием злых или полузлых персонажей, открывающих светлую сторону Оно в момент "подъема" этой области вверх, — невозможны многие сказочные коллизии и приключения, ведущие к союзу влюбленных героев. Таким образом, комизм злых персонажей — результат попадания области Оно в область высших аспектов Я.

Для чего нужны «битвы»?







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.