Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Органы, ведущие уголовный процесс





В системе субъектов уголовного процесса суд занимает исключительное положение, поскольку только он является государственным органом, осуществляющим правосудие: разрешение уголовных дел по существу и судебный контроль.

Судебный контроль осуществляется посредством: 1) принятия решения по аресту, заключению под стражу и содержания под стражей (ст. 22 Конституции РФ, соответствующие статьи УПК); 2) дачи судом разрешения на производство ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права и свободы граждан (ч. 2 ст. 29, ст. 165 УПК); 3) рассмотрения жалоб граждан на незаконные действия (бездействия), решений должностных лиц в досудебных стадиях процесса (ст. 123, 125 УПК).

Право разрешить дело по существу принадлежит исключительно суду, и никто не может вмешиваться в принятие им решения, незаконно воздействовать на суд. Участники уголовного судопроизводства имеют право на обжалование решений суда в установленном процессуальным законом порядке. Центральное место в деятельности суда по уголовному делу занимает рассмотрение и разрешение уголовного дела судом первой инстанции. Уголовные дела подлежат рассмотрению судами с соблюдением правил подсудности, в законном составе (единолично судьей, коллегиально или с участием коллегии присяжных заседателей).

Правовые основы процессуального статуса прокурора на стадии досудебного производства по уголовному делу составляют УПК (ст. 37 и др.) и ФЗ «О прокуратуре РФ». Так, ч. 1 ст. 37 УПК определено, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. С учетом требования ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор выполняет роль государственного гаранта реализации основного назначения уголовного судопроизводства, что обязывает его инициативно и своевременно предупреждать нарушение законов любыми участниками уголовного судопроизводства.

Но обратим особое внимание, что сегодня прокурор функцию процессуального руководства выполняет только тогда, когда предварительное расследование осуществляется в форме дознания. Полномочия прокурора в рамках функции уголовного преследования незначительны, он, по сути, уголовное преследование не осуществляет, а лишь надзирает за законностью.

Как видно из ч. 1 ст. 37 УПК у прокурора прослеживается два аспекта деятельности: 1) обязанность в силу и в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование и 2) обязанность осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Обладая властными полномочиями, прокурор вправе отстранить лицо, производящее расследование по делу в форме дознания, освободить незаконно задержанного или лишенного свободы и т.д.

Кроме того, прокурор вправе в пределах своих полномочий выносить требования, давать поручения, осуществлять запросы, которые обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК). Выявив нарушения закона, прокурор обязан своевременно принять меры по их устранению. Причем, следует иметь в виду, что письменные требования прокурора начальнику органа дознания, а также начальнику подразделения дознания являются для них обязательными к исполнению и обжалование ими требования прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, а требования прокурора о нарушении законодательства следователем имеют непростую систему обжалования (но надо признать, что такую систему сложно признать эффективной, см. §1 гл. 10).

Также прокурор может заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве (ч. 5 ст. 21 УПК).

Прокурор имеет право отменять постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, а также о приостановлении расследования и прекращении уголовного дела. Мотивированное постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства является поводом для возбуждения уголовного дела (но своим решением прокурор возбудить уголовное дело не может).

Прокурор может давать по любому уголовному делу, находящемуся в производстве органа дознания, и по любому следственному действию, в частности, об избрании, изменении или отмене мер процессуального принуждения, о проведении судебных экспертиз, о составлении и вручении письменного уведомления о подозрении в совершении преступления в соответствии со ст. 223.1 УПК, о розыске преступников, о направлении дела в суд.

Право прокурора изымать любое уголовное дело у органа дознания или органа предварительного расследования и передавать его в производство следователя СК РФ отчетливо показывает властно-распорядительный характер полномочий прокурора в данной отрасли прокурорского надзора.

Имея право на утверждение обвинительного заключения или обвинительного акта (обвинительного постановления) по уголовному делу, прокурор может воздействовать на качество предварительного расследования. Он может возвратить уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков. Согласно ст. 221 УПК прокурор не вправе прекратить поступившее от следователя уголовное дело либо составить новое обвинительное заключение. В случае выявления неполноты проведенного расследования, неправильного применения материального уголовного закона, существенного нарушения уголовно-процессуального закона, а также несоответствия предъявленного обвинения фактическим обстоятельствам уголовного дела, прокурор обязан вынести мотивированное постановление о возвращении уголовного дела на дополнительное расследование.

В суде прокурор осуществляет поддержание государственного обвинения, т.е. в рассмотрении судом уголовного дела прокурор участвует в качестве обвинителя. Но прокурор с учетом его широкой публичной функции «гаранта законности» должен быть не просто обвинителем, но и защитником законности, который не должен допустить осуждение невиновного, либо осуждения за больший объем вмененных действий, чем это было доказано в суде. Поэтому, отказываясь в прениях от поддержания государственного обвинения, либо его изменение на более мягкое (напомним, что по закону прокурор обязан прилагать усилия к установлению всех обстоятельств, подлежащих доказыванию), он должен привести суду мотивы, которые побудили его к этому. То есть по существу обосновать, что по данному уголовному делу нельзя постановить обвинительный приговор – должен быть вынесен оправдательный, либо приговор должен быть за иные действия (часть обвинения), т.е. принять на себя выполнение защитительной функции ради сохранения законности.

Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Предварительное следствие осуществляют следователи четырех ведомств: СК РФ, ОВД, ФСБ РФ и ФСКН РФ. Процессуальное положение следователя одинаково независимо от его ведомственной принадлежности.

Несмотря на то, что УПК относит следователя к участникам со стороны обвинения, это не означает, что его деятельность по установлению обстоятельств дела носит односторонний обвинительный характер. Он обязан осуществлять все следственные и иные процессуальные действия, направленные не только на раскрытие преступления и уголовное преследование лица, его совершившего, но и на выявление всех иных обстоятельств, имеющих значение по делу, следователь обязан обеспечить права всех участников процесса, в том числе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и др. Это соответствует ст. 6 УПК, в равной мере требующей обеспечения как защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления, так и защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Такая обязанность следователя вытекает и из требования ст. 73 УПК. Более того, следователь обязан доказывать и иные обстоятельства, имеющие значение для дела (напр., факт того, что обвиняемый (подозреваемый) скрывается от органов расследования).

Для установления всех этих обстоятельств следователь вправе производить любые следственные действия, предусмотренные законом: вызывать по находящимся в его производстве делам любое лицо для допроса, производить осмотр, обыск и освидетельствование и т. д.; требовать от учреждений, предприятий и организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, производства ревизии; на основании закона признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом и ответчиком, осуществлять задержание подозреваемых, применять меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, привлекать лиц в качестве обвиняемых; приостанавливать и прекращать уголовное преследование или уголовные дела, а также направлять их через прокурора в суд.

В УПК расширен институт процессуальной самостоятельности следователя и руководителя следственного органа. В частности, в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь вправе не исполнять их, представив свои письменные возражения руководителю следственного органа (ч. 5 ст. 38 УПК).

Следователь должен согласовывать с руководителем следственного органа (своим ведомственным руководителем) определенный круг своих процессуальных действий: он вправе обжаловать решение прокурора только с согласия руководителя следственного органа; избранная следователем мера пресечения не может быть отменена или изменена без согласия руководства и т.д.

В силу ч. 2 ст. 39 УПК руководитель следственного органа при принятии к своему производству уголовного дела обладает всеми правами следователя (или руководителя следственной группы). Это означает, что руководитель следственного органа вправе принять к собственному производству все уголовные дела во вверенном ему следственном подразделении либо назначить себя по всем этим делам руководителем следственной группы и таким образом направлять ход расследования. Другие полномочия руководителя следственного органа подробно описаны в ст. 39 УПК.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5, ст. 41).

Функции дознавателя выполняют должностные лица, назначенные начальником подразделения дознания для производства дознания по конкретному делу (напр., командиры воинских частей назначают в качестве дознавателей наиболее подготовленных офицеров).

Дознаватель производит следственные и другие процессуальные действия по исследованию обстоятельств дела, принимает процессуальные решения, оценивает доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь законом и совестью (ст. 17 УПК).

Не допускается возложения полномочий по производству дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия с тем, чтобы исключить влияние данных, ставших им известными в ходе оперативно-розыскных мероприятий, на отношение к проведению следственных действий и оценку их результатов. Дознаватель несет ответственность за законность и обоснованность своих действий, однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем у следователя. Это проявляется во взаимоотношениях с прокурором и начальником органа дознания. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Обжалование этих указаний, на которое имеет право дознаватель, не приостанавливает их исполнения.

Законом впервые закреплены процессуальные полномочия начальника подразделения дознавателей. Теперь в отношении дознавателей он получил полномочия, практически аналогичные полномочиям начальника следственного отдела в отношении следователей (ст. 39 УПК).

Согласно ст. 40.1 УПК начальник подразделения дознания уполномочен: поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства по уголовному делу; вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме (обладая, вместе с тем, полномочиями дознавателя), а также вправе проверять материалы уголовных дел, давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Начальник подразделения дознания все указания дает только в письменном виде, они обязательны для исполнения дознавателем; обжаловать их можно прокурору, что не приостанавливает их исполнения.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.