Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модуль 1. Теоретико-методологические основы политической науки.





В.И. Филатов

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

 

 

Согласовано: Учебно-методическое управление РГТЭУ «__» ______ 200 г. _______________________________ Рекомендовано кафедрой гуманитарных дисциплин Протокол № «0» --- 200 г. .

Тула

2010 г.


 

 

Предлагаемое учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, на основе учебно-методического комплекса, разработанном на кафедре социологии и политологии РГТЭУ и с учетом практического опыта преподавания данной дисциплины в Тульском филиале РГТЭУ. Издание включает в себя основные разделы учебного курса, применяемые формы и методы модульно-рейтинговой системы обучения, контроля знаний и умений студентов. Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов заочного отделения и рассчитано на тех, кто хотел бы организовать подобную работу при изучении политологии в высшем учебном заведении.

 

Согласования со смежными кафедрами:

 

Зав. кафедрой коммерции и менеджмента

д.э.н., профессор Рамазанов И.А.

 

Зав. кафедрой общематематических

и естественных дисциплин

к.э.н., доцент Степанов В.Г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….
1. Основные задачи и учебно-методическое обеспечение модульного курса…………………………………………………
 
 
 
 
 
2.Модуль 1. Теоретико-методологические основы политической науки……
3.Модуль 2. Политика и ее субстанциональные свойства.
4. Модуль 3. Политическая стратификация
5. Модуль 4. Политические институты
6. Модуль 5. Политические системы и процессы
7. Модуль 6. Не институциональные свойства политики

 

ВВЕДЕНИЕ

Возрастающая потребность в гуманитаризации образования, в том числе и в политических знаниях, сталкивается с определенными трудностями в освоении студентами сложного и объемного содержания программ по политологии при минимальном объеме аудиторных занятий, особенно в заочной форме обучения. Решение данной проблемы находится в русле организации самостоятельной работы студентов. В этой связи все более актуальным становится совершенствование учебного процесса на основе инновационных технологий.

Применение инновационных технологий с заданными диагностируемыми целями обучения позволяет повысить качество подготовки специалистов, развивать у студентов творческие способности, умение самостоятельно приобретать знания и принимать решения. Особое значение данный подход приобретает при изучении курса "Политология", так как он тесно связан с познанием и преобразованием политической реальности. Одним из наиболее рациональных технологических подходов при достижении указанных задач в области политического образования является модульное обучение. Оно предполагает, прежде всего, четкое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы студентов и преподавателей с полными логически завершенными учебными модулями.

В педагогике и методике модуль рассматривается как определенный объем учебной информации - важной части всей дидактической системы. Модуль может совпадать с разделом или темой учебной дисциплины, но в модуле все должно измеряться, оцениваться, должны быть четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, указаны навыки и умения, которыми необходимо овладеть по окончании изучения. На основе этого составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, а после изучения выносятся на контроль по рейтинговой системе оценки знаний. При разработке модульного курса выделяют следующие стадии: формирование рабочей группы; структурирование учебного курса; определение разработчиков отдельных модулей; выбор форм организации и методов обучения; формирование системы контроля и оценки; разработку учебно-методического обеспечения.

Предлагаемое пособие подготовлено на основе учебно-методического комплекса, разработанного на кафедре политологии Российского государственного торгово-экономического университета (автор д.и.н. проф. Мунтян М.А.) и органически связано с его концепцией, структурой и уровнем сложности.

Пособие включает в себя методические рекомендации по организации и внедрению модульно-рейтинговой системы обучения по курсу «Политология», учебный план, основные формы и методы обучения, систему контроля и рейтинговой оценки знаний и умений студентов, а также тематику 6 модулей.

Учебно-методическое пособие нацелено на самостоятельную подготовку студентов, формированию у них интереса к самообразованию.

 

 

1. Основные задачи и учебно-методическое обеспечение модульного курса

Основные требования к уровню подготовки студента в области политологии и вытекающие из этого задачи дисциплины заключаются в следующем:

- во взаимодействии с другими учебными дисциплинами обеспечить подготовку студентов по избранной специальности;

- представить студентам современные взгляды на предмет, достижения и методы политической науки, место политологии среди других дисциплин обществоведения;

- ознакомить студентов с современной структурой политической науки, с системой политологических понятий, сложившимися политологическими школами и методологиями, используемыми для исследования мира политического;

- вооружить студентов методологией научного анализа современных политических процессов в стране и на международной арене, способствовать развитию их творческого мышления;

- формировать у студентов научные представления о политическом устройстве общества как сложной, многоуровневой и полифункциональной системе, структуре и функциях ее основных институтов, особенностях национальных политических систем;

- выработать умение критически анализировать политические явления и процессы, свободно и правильно ориентироваться в политике, чтобы быть в состоянии делать адекватные не только научно-теоретические, но и практические политические выводы;

- дать необходимое представление о сути и особенностях политических явлений и процессов в России, их месте и роли в мировом политическом процессе;

- содействовать формированию у студентов активистской политической культуры.

В результате овладения программой курса студент обязан:

- знать объект, предмет и методы политической науки, ее понятийно-категориальный аппарат, структуру политической науки, понимать ее место в системе социальных наук, иметь представление об истории политических учений;

- ориентироваться в современных основных научных политологических направлениях, школах и их достижениях;

- иметь представление о природе и сущности политической власти, политических отношениях и процессах, политических субъектах;

- уметь определять значение и роль политических систем и режимов в жизни государства и гражданского общества;

- разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия политических решений, специфике административно-территориального устройства Российской Федерации;

- применять теоретические и прикладные, инструментальные политологические знания при подготовке и обосновании политических решений, внося личностный вклад в общественно-политическую жизнь;

- знать права и свободы человека и гражданина, придающие, в конечном счете, смысл политике и политической власти;

- иметь представление о международных отношениях и мировой политике, разбираться в геополитической обстановке, знать основное содержание национальных интересов России и принципы ее современной международной политики.

После изучения данного курса студенты должны:

а) иметь представление, понимать и уметь объяснять:

- проблемы, связанные с сущностью политической власти и политической жизни, политическими отношениями и процессами, субъектами политики, международной политической жизнью, геополитической обстановкой, политическим процессом в России и её регионах, местом и статусом РФ в современном мире;

- значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества;

- характер политологии как науки и её место в системе гуманитарного знания;

- характер источников политологического знания и приёмов работы с ними;

б) знать:

- категориальный аппарат и методологию учебного курса;

- порядок использования изученной теории на практике, востребованных положений из справочной и специальной литературы по политологии при решении практических задач в сфере политики;

- содержание политических процессов и событий как объектов политической жизни общества;

- теоретические и прикладные компоненты политологического знания, их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

- права и свободы гражданина и формы, методы их реализации на практике в различных сферах жизнедеятельности;

- приёмы и технологии политической социализации и вовлечения граждан в политический процесс;

в) уметь:

- перечислять изученные политические явления и объекты и их существенные свойства (перечисление отдельных элементов целого показывает знания об этом объекте);

- сравнивать изученные социальные и политические объекты, то есть выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с подобными объектами. Сравнение выявляет владение методом анализа - умением разделять объект изучения на составляющие элементы так, чтобы становились ясными его структура, взаимосвязь элементов, принципы построения целого. Сравнение также выявляет и умение синтеза - такого комбинирования элементов, которое дает возможность получить в результате исходное целое;

- давать характеристику изученным политическим институтам и процессам, то есть указывать свойственные им значимые признаки;

- объяснять (интерпретировать) изученные явления и процессы, то есть раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние (объяснение предполагает уяснение сущности, установление смысла, причин того или иного политического объекта или явления);

- приводить собственные примеры, то есть пояснять, иллюстрировать, аргументировано раскрывать изученные теоретические положения и нормы на соответствующих фактах;

- давать оценку изученных политических объектов и процессов, то есть высказывать суждение об их ценности, уровне, назначении;

- работать с научной литературой;

г) приобрести навыки:

- практического использования полученных знаний по учебному курсу в различных условиях деятельности;

- работы с источниками информации: литературой, электронными носителями и материалами конкретных исследований в области политической науки;

- получить дополнительный стимул к развитию личности: способность к аналитическому мышлению, к диалогу, стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к политологии.

Данная методическая работа по курсу политология ориентирована на студентов 2 курса заочного отделения где объем дисциплины составляет 135 часов, в том числе 16 часов аудиторных занятий.

Исходя из общего количества часов, предусмотренных учебным планом на освоение дисциплины и в соответствии с разделами рабочей программы курс по политологии включает в себя 6 проблемно-теоретических модулей, охватывающие современные взгляды на объект, предмет и методы политической науки, основные парадигмы и этапы развития политической науки. Модули предполагают характеристику политической власти, политических институтов, выявление особенностей политических режимов, изучение основных идейно-политических течений, политической культуры и политического сознания, политической системы и процессов, мировой политики и международных отношений, политических технологий.

Тематический план по курсу Политология" на основе модульного обучения для студентов заочной формы обучения.

 

Модули Тип занятий Самостоятельная работа и индивидуальные консультации Виды и форма контроля.
    Модуль 1. Теоретико-методологические основы науки о политике Входное тестирование   Выполнение контрольных работ и заданий Входной контроль   Проверка контрольных работ
Лекции – 4ч.   Индивидуальная консультация и подготовка к тестированию Журнал посещаемости занятий
Семинар – 2ч. Дискуссия: что и как изучает наука о политике Подготовка к семинарскому занятию Текущий контроль Тестирование по модулю
Модуль 2. Политика и ее субстанциональные свойства - Выполнение контрольных работ и заданий   Проверка контрольных работ, заданий и тестов
Модуль 3. Политическая стратификация - Выполнение контрольных работ и заданий Проверка контрольных работ, заданий и тестов
Модуль 4. Политические институты Лекция – 2ч. Выполнение контрольных работ и заданий Проверка контрольных работ, заданий и тестов
Модуль 5. Политические системы и процессы Лекции – 4ч. Выполнение контрольных работ и заданий Проверка контрольных работ и заданий. Текущее тестирование.
Модуль 6. Не институциональные основы политики Лекция – 2ч. Семинар – 2ч. Деловая игра: идейные позиции при обсуждении экономической политики Выполнение контрольных работ и заданий Проверка контрольных работ и заданий. Контрольное тестирование. Итоговый контроль. Интернет-экзамен. Курсовой экзамен.

 

 

Исходя из того, что учебная дисциплина " Политология" читается для студентов заочного отделения, выбираются конкретные формы и методы обучения. Они могут сочетать традиционные и инновационные методы, аудиторные и внеаудиторные формы обучения. Так, например, на лекциях (12 часов) целесообразно соблюдение баланса между ее установочным характером, предназначенным для обеспечения и повышения самостоятельной работы студентов и применением дискуссии как средство активизации интереса и практического вовлечения студентов в решение задач курса "Политология". Семинарские занятия (4 часа) рационально проводить методом дискуссии или деловой игры. Это позволяет, в условиях ограниченности времени, не только закрепить и проверить имеющиеся знания студентов, но и активизировать усвоение знаний путем личной вовлеченности, включения личного опыта в решении задачи.

Особого внимания на заочной форме обучения заслуживает внеаудиторная, самостоятельная работа. Цель самостоятельной работы студента составляет приобретение умений и навыков нахождения научнойинформации, осознаннойпереработки полученных знаний, самоорганизации и самоконтроля. Это призвано способствовать развитию творческой инициативы студентов, их умению воплощать творческие знания на практике, рационально использовать время. Организация самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

подготовительный - определение целей, сбор и анализ материала, составление плана, выбор условий и видов работы, консультация преподавателя;

исполнительный - реализация плана работы, переработка, применение знаний, фиксирование результатов;

заключительный - оценка значимости результатов, их систематизация, выводы о направлениях работы над собой.

При изучении курса "Политологии" студенты заочного отделения могут использовать различные формы и виды самостоятельной работы: реферат; подготовка контрольной работы, авторских резюме, эссе; участие в научно-исследовательской работе, подготовка к тестированию; выполнение контрольных заданий и упражнений и др. Для подготовки самостоятельной работы по политологии студенту отводится 119 часов, т.е. в среднем не более чем 3 часа в неделю. Они включают в себя и посещение индивидуальных консультаций преподавателя.

Важной составляющей при изучении курса является выполнение письменной контрольной работы. В процессе подготовки и написания ее студенты имеют возможность конкретнее ознакомиться с учебной литературой, получить представление о масштабах и особенностях исследований по важнейшим проблемам изучаемого предмета (отражаемым в первую очередь в политологических научных журналах), поучиться привлекать необходимые сведения из газет и других СМИ. Кроме того, выполнение контрольной работы учит связно, логично и лаконично излагать материал, делать собственные выводы и заключения на основе соответствующей информации. При подготовке и выполнении контрольной работы следует иметь в виду и соблюдать следующие требования и рекомендации.

Работа по подготовке контрольной работыначинается с выбора темы и подбора литературы. В помощь студентам данное пособие предлагает перечень тем по основным разделам изучаемого курса и список литературы, из которого по названиям можно подобрать соответствующие теме публикации. Это не исключает права студентов самим подбирать и формулировать тему контрольной работы, самостоятельно подбирать необходимую литературу.

Текст контрольной работы, написанной от руки, по объему должен быть в пределах стандартной ученической тетради, но никак не менее половины - двух третей общего количества ее страниц. Машинописный текст желателен объемом в среднем от 7 до 12-15 страниц стандартного формата (А 4). Работы, превышающие указанное количество страниц, качественно выполненные и должным образом оформленные рассматриваются уже не просто как контрольные, а как полноценные студенческие рефераты, что повышает общую оценку всей работы студента по изучения курса.

Контрольная работа должна быть написана аккуратно, разборчиво, с соблюдением элементарных требований по оформлению материала. Так, в ней должны присутствовать:

1)титульный лист;

2)план работы;

3)содержательная часть;

4)ссылки на использованную литературу;

5)список использованной литературы (библиография).

При оформлении текста контрольной работы необходимо отразить все то многообразие источников, литературы, которыми пользовался студент. Соответственно, контрольная работа должна иметь необходимый справочный аппарат (и в первую очередь ссылки (сноски) на цитируемые публикации). Сноски следует оформлять обязательно с указанием страниц книги, журнала. При ссылке на газету страница не указывается. Нужно ориентироваться на следующие образцы оформления сносок:

- на книги:

1. Соловьев А.И. Политология. Учебник. М., 2001, с. 5.

- на журналы:

1. Полис. 2002. №1, с.24.

- на газеты:

1. Труд. 2002, 15 мая.

На титульном листе (или на обложке тетради) обязательно указываются:

- название вуза (Российский государственный торгово-экономический университет);

- название (тема) контрольной работы;

- факультет, курс, группа и фамилия, имя, отчество студента.

- Образец титульного листа контрольной работы

План работы включает 4-6 пунктов, среди которых “Введение”, 2-4 пункта, озаглавливающие основные разделы содержательной части, “Заключение”.

Содержательная часть работы начинается с обоснования во “Введении” актуальности избранной темы контрольной работы. Затем следует логичное, доказательное изложение содержания темы на основе изученной литературы, разбиваемое, как правило, на несколько больших смысловых частей в соответствии с заранее намеченным планом работы. План же по существу является схемой логики раскрытия темы. Текст содержательной части представляет собой, прежде всего, логически упорядоченную подборку отрывков, цитат из книг, статей, других публикаций с тем или иным количеством собственных суждений, разного рода связующих вставок. Соответственно, необходимо обязательно постоянно указывать, из какого источника взят тот или иной фрагмент работы. Для этого и существуют ссылки (сноски), местоположение которых может быть разным. Наиболее удобным представляется вариант, когда после изложения соответствующего фрагмента текста использованной книги (статьи) в скобках указывается источник (книга, журнал и т.д.).

Большое количество ссылок не должно пугать автора. Чем их больше и чем они разнообразнее, тем более всесторонней и качественней предстает контрольная работа. Завершает содержательную часть контрольной работы “Заключение”. В нем даются некоторые обобщающие выводы по теме и может быть изложено собственное мнение автора контрольной работы относительной всей темы или тех или иных ее аспектов.

В конце контрольной работы в разделе “Литература” или “Библиография” приводится список использованных источников в соответствии с алфавитным расположением их авторов.

Контрольная работа должна быть представлена в деканат своего факультета не позднее, чем за две недели до начала соответствующей зачетно-экзаменационной сессии с тем, чтобы преподаватель вовремя сумел ее проверить и оценить. Без зачета по контрольной работе студент к сессии и сдаче экзамена (зачета) по политологии не допускается.

Выполненная на высоком уровне письменная контрольная работа может быть учтена преподавателем при выставлении итоговой экзаменационной оценки.

При модульном обучении целесообразно использовать рейтинговую оценку знаний и умений студентов. Это позволяет с большей степенью доверительности характеризовать качество подготовки студента по данной дисциплине. Суть рейтинговой системы оценки заключается в том, что каждому заданию в рамках курса присваивается определенный рейтинг (количество баллов). На основании суммарного рейтинга по итогам выполнения всех видов заданий определяется итоговая оценка по курсу.

Рейтинговая система основывается на разнообразных формах учебного процесса, которые оцениваются количеством баллов в зависимости от активности студента. К основным видам работы относятся:

посещение лекций и уровень усвоения знаний на них - 5 - 10 - 15 баллов;

степень активности на семинарских занятиях - 5 - 10 - 15 баллов;

качественное выполнение в срок контрольной работы - 10 - 15 - 20 баллов;

участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях - 15 - 20 - 25 баллов;

решение тестовых заданий 10 - 15 - 20 баллов.

участие в федеральном интернет- экзамене – 15 – 20 - 25

Итоговая рейтинговая оценка знаний и умений студентов соотносится с баллами следующим образом:

"отлично"- более 90 баллов;

"хорошо"- 75 - 90 баллов;

"удовлетворительно" -50 - 75 баллов;

"неудовлетворительно"- менее 50 баллов.

Студент, набравший необходимую (зачетную) сумму баллов получает экзаменационную оценку по итоговому рейтингу. Вместе с тем, студент имеет право сдавать экзамен, если рейтинговая оценка его не устраивает.

Учебно-методическое обеспечение основных модулей курса «Политология» включает следующую основную литературу и методические материалы:

1. Бабурин С.Н., Бессонов Б.Н., Доброхотов Л.Н., Тоцкий В.П. Политология. М., 2006.

2. Мунтян М.А. Политология: Учебно-методический комплекс. М., 2007.

3. Политология. Учебник / В.И. Буренко, В.В. Журавлев, Е.А. Кафырин и др. Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. М, 2004.

4. Политология Хрестоматия М.А. Василика

5. Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.А.Василика. М., 1999.

6. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. Учебник. М., 2003.

7. Тоцкий В.П. Основы политической науки. Ч.1. М., 2001.

8. Филатов В.И., Саввин А.М., Кобылина И.В. Политическая система России. Учебное пособие. Тула. 2009.

9. Таблицы и схемы по политологии. Учебно-методическая разработка. Составитель Филатов В.И. Тула. 1993.

10. Методические указания и тематика контрольных работ.

11. Контрольные тесты по курсу "Политология".

12. Вопросы для подготовки к экзамену и экзаменационные билеты.

13. Журнал индивидуальных консультаций преподавателя.

14. Журнал учета контрольных работ.

15. Рабочая тетрадь студента.

 

 

Примерные темы рефератов

 

1. Политическое пространство современного мира и его характеристики.

2. Политика как сфера общественной жизни.

3. Политика как вид деятельности в современных условиях.

4. Политика как тип современных социальных отношений.

5. Личность в политике.

6. Политический портрет современного лидера.

7. Современные теории элит.

8. Структура современных элит.

9. Интернационализация элит в современном политическом мире.

10. Революция власти в постиндустриальном обществе.

11. Проблема легитимации политической власти в информационном обществе.

12. Политика и власть в “сетевом обществе”.

13. Политика и изменение функций государства в информационную эпоху.

14. Субъекты политики и их участие во властных процессах и структурах.

15. Сущность и структура политики.

16. Соотношение политики и морали, политики и права.

17. Сущность политической власти, се функции и типология.

18. Политическая легитимность и ее типы.

19. Субъекты и объекты политики.

20. Этнонациональный фактор в политике.

 

Региональный компонент содержания второго модуля

 

-Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (на примере Тульской области).

-Система власти в Тульском регионе.

- Местное самоуправление в Тульской области.

 

Тестовые задания

 

1.“Организационная и регулятивно контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной”, – это:

1. Обычаи

2. Политика

3. Мораль

4. Традиции

2. Тип легитимности власти, который основывается на признании исключительных, уникальных достижений личности и предписываемых ею образцов поведения, называется:

1.Традиционный.

2. Харизматический.

3. Легальный (рациональный).

4. Авторитарный

 

3. Сфера общества, которая является непосредственно концентрированным выражением экономики, это:

1. Экономическая.

2. Правовая.

3. Духовная.

4. Политическая

 

4. Политика хозяйственного обособления страны, стремление создать замкнутое национальное или региональное хозяйство, называется:

1. {Авторитаризм.}

2. {Абсолютизм.}

3. {Автократия.}

4. {Автаркия}.

5. {Этатизм.}

 

5. Понятие, которое включает в себя все потенциальные средства, использование каких обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта, называется:

1. {Экономические средства. }

2. {Властные отношения. }

3. {Политические способности. }

4. {Ресурсы власти. }

 

6. Наиболее полно отражает суть политики определение:

1. {Подчинение одних людей воле других. }

2. {Взаимоотношения социальных субъектов по поводу государственной власти.}

3. {Деятельность по согласованию частных интересов граждан.}

4. {Правовое регулирование совместной жизни людей. }

 

7. В качестве основного фактора обеспечения легитимности власти выступает:

1.{ Доверие народа. }

2. {Обеспечение своевременных демократических выборов. }

3. {Эффективность политического режима. }

4. {Право.}

5. {Гражданское общество}

 

8. Наиболее полным представляется определение власти:

1.{ Организованное насилие одного класса над другим. }

2. {Осуществляемый человеком контроль над сознанием и действиями других людей.}

3. {Способность и возможность осуществлять свою волю, воздействовать на поведение других людей с помощью каких-либо средств (авторитета, принуждения и других). }

4. {Отражение консенсуса в общественных отношениях, поиск общих целей.}

 

9. Власть, которая осуществляется представителями граждан, избранными в соответствии с законом, называется:

1. {Авторитарная. }

2. {Демократическая. }

3. {Тоталитарная. }

4. {Деспотическая.}

 

10. Власть, которая характеризуется такими отличительными признаками, как легальностью использования силы, верховенством, наличием единого центра принятия решения, многообразием ресурсов, называется:

1. {Экономическая власть.}

2. {Социальная власть.}

3. {Политическая власть.}

4. {Идеологическая власт }

 

 

11. Концентрированным выражением политики является следующая сфера:

1. {Экономика. }

2. {Право. }

3. {Мораль. }

4. {Религия. }

 

 

12. Тип легитимности власти, который основывается на принятых в государстве порядках и законах, разумных суждениях, называется:

1.{ Традиционный.}

2. {Легальный}.

3. {Харизматический.}

4. {Консервативный.}

 

13. Власть, которая по характеру и мере осуществления не знает границ, основной упор делает на контроль и насилие, называется:

1.{ Тоталитарная}.

2. {Авторитарная.}

3. {Демократическая.}

4. {Либеральная.}

 

14. Социальное государство НЕ должно обеспечивать:

1 { Материальные условия свободы, достойную жизнь каждого человека.}

2. {Предоставление всем гражданам работы или иного источника существования.}

3. {Сохранение мира согласия в обществе, формирование благоприятной для человека жизненной Среды.}

4. {Расширение прав личности, наполнение правовых норм более справедливым содержанием.}

5. {Формирование единой государственной собственности}.

 

15. В работе “Философия власти” детально проанализировал принципы власти:

1. {А.Б. Венгеров}

2. {В.В. Ильин}.

3. {К.С. Гаджиев.}

4. {Г.А. Ашин.}

 

 

 

16. "Общепризнанное влияние личности, основанное на знаниях, опыте, нравственных достоинствах", это:

1. {"Харизма".}

2.{"Культ".}

3.{"Авторитет". }

4.{ Господство.}

5. { Власть.}

 

17. К институциональным аспектам политики, относятся:

1.{ Группа, индивид, массовые общности.}

2.{ Класс, этнос, мафия.}

3. {Государство, партия, парламент, президент. }

4.{ Все ответы правильные.}

 

18. Источником силы власти выступает следующий мотив властного подчинения:

1. {Страх перед санкциями.}

2.{ Долголетняя привычка к повиновению.}

3.{ Убеждение в необходимости подчинения. }

4.{ Необходимость выполнения норм права.}

5.{ Необходимость выполнения норм морали.}

 

 

19. Тип легитимности власти, который основан на освящении ее издавна существовавших патриархальных установлений, а также религиозных нормах, называется:

1. {Легальный (рациональный).}

2. {Харизматический. }

3. {Традиционный.)

4. {Все ответы правильные}

 

 

20. Общие правила поведения, регулирующие отношение между классами, социальными группами, нациями, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства, это:

1. {Нормы права.}

2. {Политические нормы. }

3. {Экономические нормы.}

4. {Нормы морали.}

 

21. Легитимной считается власть:

1.{ Которая заботится о народе.}

2. {Которая узаконивает сама себя.}

3. {Которой доверяет народ. }

4. {Все ответы правильные.}

5. {Все ответы неправильные}

 

 

22. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является:

1. {Парламент.}

2.{ Президент.}

3.{ Народ.

4.{ Общество.}

5.{ Гражданин.}

 

 

 

 

Литература

4. Бабурин С.Н., Бессонов Б.Н., Доброхотов Л.Н., Тоцкий В.П. Политология. Учебник. М., 2005.

5. Гаджиев К.С. Политология. М., 2002.

6. Кирсанов В.Н. Новейшая политология. М., 2004.

7. Мунтян М.А. Конспекты лекций по политологии. М., 2005.

5. Панарин А.С. Политология. М., 2000.

10. Политология. Учеб. пособие. Под ред. B.C. Пусько. М.: Изд-во МГТУ, 2004.

1. др. Под ред. М.А. Василика. М., 2004.

11. Политология. Учебник / В.И. Буренко, В.В. Журавлев, Е.А. Кафырин и др. Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. М, 2004.

Политология. Учебник. Под ред. В.В. Журавлева. М., 2004.

Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. Учебник. М., 2003.

Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. Учебник. М., 2003.

Тоцкий В.П. Основы политической науки. Ч.I. М., 2001.

Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. М., 2005.

 

Луман Н. Власть. М., 2001.

Мир политической науки. Учебник. В 2 кн. Кн. 1: Категории / Отв. ред. А.Ю. Мельвиль. - М.: Просвещение, 2004.

. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.

. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование общества. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.

2. Балибар Э. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. Пер. с фр. М., 2004.

3. Бек У. Трансформация политики и государства в эпоху глобализации // Свободная мысль - XXI. 2004. №7.

4. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. Как вымирающее население и нашествие иммигрантов угрожают нашей стране и цивилизации // Актуальные проблемы Европы. Сб. научных трудов. М., 2005. № 1.

5. Галкин А.А. Глобализация и политические потрясения XXI века // Полис. 2005. № 4.

6. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. Пер. с англ. М., 2004.

7. Глобальные трансформации: политика, экономика и культура. Пер. с англ./ Дэвид Хелд, Дэвид Гольдблатт, Энтони Макгрю, Джонатан Перратон. М., 2004.

8. Смирнов А.Н. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики // Полис. 2005. №4.

9. Фельдман Д. Человек в политических процессах современности // Космополис: Альманах. 2004/2005, зима. №4.

10Ануфриев Е.А. “Кратология” как научная дисциплина и ее “образовательный статус” // Социально-гуманитарные знания. 2004. №4.

10. Ачкасов В. Легитимация власти в условиях трансформации: случай России // Вестник аналитики. 2004. №2.

11. Жуков В.А. Верховная власть и государственное управление. М., 1998.

12. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2000.

13. Романюк С. Пути совершенствования механизмов обеспечения транспарентных отношений власти и общества в России // Власть. 2005. №5.

14. Селиванов А. К вопросу о принципах организации российской государственной власти // Власть. 2005. №5.

15. Парсонс Т. О понятии “политическая власть” // Антология политической мысли. Т.2. М., 1997.

16. Халипов В.Ф. Наука о власти. Кратология. М., 2002.

17. Власть в жизни и наука о власти: Словарь-справочник. Под общ. ред. В.Ф. Халипова. М., 2004.

48. Филатов В.И., Саввин А.М., Кобылина И.В. Политическая система России: учебное пособие. Тула, 2009.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Какое значение для политологии имеет категория «политическая система общества»?

2.Кто и когда ввел в научный оборот понятие «политическая система общества»?

3.Из каких основных подсистем (или элементов) состоит
политическая система общества?

4.Перечислите основные функции политической системы
общества.

5) Чем определяется политическая система и что она обеспечивает, будучи демократической, авторитарной или тоталитарной?

6) Перечислите основные черты: демократической системы; авторитарной; тоталитарной.

7) Чем характеризуются “транзитарные” страны?

8) Что общего у авторитаризма с тоталитаризмом и демократией?

9) Какие условия необходимы для функционирования демократической политической системы?

10) Какие факторы влияют на развитие политического процесса?

11) Что понимается под структурой и этапами развития политического процесса?

12) Каковы особенности современного политического процесса в России?

13) Что представляет собой электоральный маркетинг?

14) Охарактеризуйте основные концепции политическог







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.