Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Средние величины в оценке ОЗ.





Санитарная статистика.

Статистика – это самостоятельная общая наука,

изучающая закономерности массовых общественных

явлений в неразрывной связи с их качественными

особенностями методов обобщающих показателей.

Санитарная (медицинская) статистика – это основной

метод исследования ОЗ; это отрасль статистической

науки, изучающая вопросы, связанные с медициной,

гигиеной и здравоохр-м.

Основные разделы СС:

1. Общетеоретические и методические основы СС.

2. Статистика здоровья населения.

3. Статистика здравоохр-я.

Задачи СС:

1. Изучение здоровья населения и факторов его опред-х.

2. Анализ, оценка и планирование МП.

3. Специальные научные исследования.

Организация КСГИ.

Независимо от типа МСИ их целесообразно

производить в определенной последовательности

(принцип этапности).

Этапы КСГИ:

I. Составление плана и программы исследования.

II. Сбор статистического материала:

Основные источники статистической информации

о здоровье населения:

1. Данные социально-экономической статистики.

2. Данные государственных учреждений и

общественных организаций.

3. Результаты социологических иссл населения.

4. Опрос: интервью – индивидуальное, групповое,

свободное, стандартизированное, творческое,

глубокое, клиническое.

5. Анкетирование: анкета – именная, анонимная,

полуанонимная, учетная, коллективная, закрытая,

открытая, полузакрытая.

6. Наблюдение: гласное, негласное, длительное,

моментальное, фотографическое, хронометраж,

самонаблюдение, ауторегламентированное,

скрытое.

7. Корреспондентский метод.

8. Бюджетный метод.

9. Анамнестический метод.

III. Разработка статистического материала.

IV. Анализ получ данных, выводы и рекомендации.

19. Содержание плана КСГИ:

1. Тема исследования.

2. Цель исследования (устанавливается преимущест-

венная ориентация исследования на прикладной/

теоретический результат).

3. Задачи исследования (формируются в соответствии

с целью исследования; минимум 5-6).

4. Объект исследования.

5. Методика исследования.

6. Объем и место исследования.

7. Временной период проведения исследования.

8. Кадры.

9. Руководство и финансирование.

Содержание программы КСГИ:

1. Единица наблюдения – первичный элемент объекта

исследования, который является носителем признаков,

подлежащих учету.

2. Статистические документы: официальные – история

болезни, амбулаторная карта, отчеты медицинских

учреждений, статистический талон, карта выбывшего

из стационара, врачебное свидетельство о смерти;

неофициальные – карты выкопировки из историй

болезни, анкеты.

3. Перечень вопросов и учетных признаков:

Анкета – заранее разработанный перечень вопросов,

Ответы на которые дают сведения о единице набл.

4. Группировки – это разбивка однородных учетных

признаков на отдельные группы.

Виды: Качественные (атрибутивные) и количестве-

нные (вариационные).

5. Составление макетов таблиц: Таблицы должны иметь

четкое и краткое название и номер; в таблицах различают

подлежащее – основной признак изучаемого явления и

сказуемое – признаки, характеризующие подлежащие.

Виды таблиц:

1. Простая – дает количественную характеристику

какого-го признака, итоговая сводка по 1 признаку.

Признак Число больн
   
Итого  

2. Групповая – подлежащее характеризуется

несколькими сказуемыми, но признаки не взаимосвязаны.

Призн Пол Возраст Всего
       
Итого      

3. Комбинированная – подлежащие характеризуются

несколькими сказуемыми и признаки взаимосвязаны.

КСГИ.

КСГИ (МСИ) – исследование состояния

здоровья отдельных групп населения

в связи с анализом влияния на них

комплекса социально-экономических,

биологических, природно-климатических,

социально-гигиенических факторов и

условий жизни в целом на ОЗ.

Виды КСГИ:

1. По объему: сплошное, выборочное.

2. По времени: текущее, единовременное.

3. По способу выполнения: выкопировка

информации из мед док, мед осмотры,

спец соц-гиг и соц иссл

(опрос, анкетирование).

 

21. Методы КСГИ:

1. Санитарно-статистический:

позволяет объективно определить уровень

состояния здоровья населения в целом и

оценить эффективность и качество работы

ЛПУ общей и специализированной сети.

2. Исторический: позволяет проследить

состояние изучаемой проблемы на разных

исторических этапах развития страны.

3. Социологический: включает наблюдение.

анкетирование, интервьирование.

4. Эпидемиологический: исследование

распространенности заболеваний

(оценка заболеваемости).

5. Экономический (бюджетный):

позволяет установить влияние экономики

на здравоохр-я и здравоохр-я на

экономику государства.

6. Метод экспертных оценок: позволяет

оценить уровень здоровья населения,

качество оказания медицинской помощи

с помощью привлечения квалифицированных

специалистов в той или иной области здравоохр-я.

7. Гигиенический. 8. Математический.

9. Экспериментальный: постановка

различных экспериментов по изысканию

новых, наиболее рациональных форм и методов

работы различных служб здравоохр-я.

10. Выборочное исследование во время

всеобщей переписи населения в стране.

 

23. Объекты КСГИ:

Возрастно-половые и социальные группы:

1. Малая социальная группа: рабочий коллектив

промышленного предприятия, коллектив учебного

заведения.

2. Территориально-бытовая группа: жители города,

села, района, области.

3. Семья – группа лиц, связанных кровным родством

или усыновлением/удочерением, общим бюджетом,

жилищем и внутрисемейной взаимопомощью.

4. Группы населения по состоянию здоровья:

не болеющие, эпизодически болеющие, длительно и

часто болеющие, больные с хроническими болезнями.

5. Инвалиды.

Типы выборок:

1. Случайная выборка: формируется путем отбора

единиц наблюдения наугад (по алфавиту, по жребию)

или по специальным таблицам случайных чисел.

2. Механическая выборка: формируется с помощью

арифметического подхода к отбору единиц наблюдения

(день поступления в стационар, номера мед документов)

3. Типическая (типологическая) выборка: генеральная

совокупность предварительно разбивается на типы с

последующим отбором единиц наблюдения из каждой

типической группы; пропорциональный типологический

отбор – отбор числа единиц наблюдения пропорцио-

нально числу типических групп; непропорциональный

типологический отбор – отбор разных чисел единиц

наблюдения из каждой типической группы (при изучении

заболеваемости можно выделить несколько классов

болезней и в каждом классе сформировать выборочную

совокупность из лиц, подлежащих изучению).

4. Серийная выборка (гнездовой отбор): формируется с

помощью отбора целых групп, серий/гнезд (деревня,

районы, больницы), в состав которых входят

организованные единицы наблюдения.

5. Метод многоступенчатого отбора: по количеству

этапов различают одноступенчатый, двухступен-

чатый, трехступенчатый, четырехступенчатый.

6. Метод направленного отбора.

7. Когортный метод: когорта в демографии –

совокупность людей, переживших одно и то же

демографическое явление в течение одного года.

8. Метод копи-пара (парных сочетаний): подбор

для каждой единицы наблюдения копи-пары

по одному или нескольким признакам.

9. Метод основного массива при отборе групп.

10. Монографическое описание – тщательное,

глубокое изучение одного субъекта, ЛПУ.

 

Относительные показатели.

Относительные показатели – это статистические

величины, характеризующие изучаемую статис-

тическую совокупность при альтернативном

распределении по качественным признакам.

Весьма распространены и постоянно применяются

в медицине и здравоохр-и.

Необходимы для сравнения и сопоставления одной

статистической совокупности с другой.

Относительные показатели рассчитываются путем

отношения (деления) одной абсолютной величины

на другую х 100, 1000, 10000 и выражаются в %,

промилле, продецимилле.

Виды ОП:

1. Экстенсивные: показатели структуры, удельного

веса (доли части от целого). Для расчета необходимо

составить пропорцию: часть явления/явление

в целом х 100%. Графически отображаются в виде

секторных и внутристолбиковых диаграмм.

2. Интенсивные: показатели частоты изучаемого

явления в среде, продуктом которой они являются

(рождаемость, заболеваемость, смертность).

Графически отображаются в виде линейных, стол-

биковых, радиальных диаграмм, картограмм и

картодиаграмм. Применяются в случае определения

уровня, частоты, распространенности того или

иного явления, сравнения ряда различных совокуп-

ностей по степени частоты явления (сравнение

заболеваемости мужчин и женщин), выявленные в

динамики изменений в частоте явлений в наблюдаемой

совокупности (сдвиги в распространенности инфек-

ционных болезней в городе Х).

3. Показатели соотношения: отражают степень

развития того или иного явления в данной среде

(обеспеченность населения койками, врачами).

4. Показатели наглядности: получают при сравнении

нескольких чисел, полученных за разный период

времени в динамике с одним из них, принятым за 100%.

 

Вариационный ряд в МСИ.

Это ряд числовых измерений определенного изучаемого

признака, отличающихся друг от друга по своей

величине, расположенных в определенном порядке.

Состоит из вариант (V) и соответствующих частот (р).

Варианта (V) – каждое числовое значение изучаемого

признака.

Частота (р) – абсолютная численность отдельных

вариант в совокупности, указывающих сколько раз

встречается данная варианта в вариационном ряде.

Требования к составлению вариационного ряда:

1. Группы вариант должны располагаться в опреде-

ленной последовательности: вариационный ряд бывает

возрастающим и убывающим.

2. Интервал (i) в группе вариант может быть одинаковым;

разница интервалов между вариантами зависит от числа

наблюдения или исследования.

3. Вариационный ряд должен быть непрерывным.

4. Вариационный ряд может быть развернутым или

свернутым (сгруппированным).

Методика обработки:

Если вариационный ряд сгруппирован, то вычисление

среднего значения производят в каждой группе V1 и р.

 

И условий жизни населения.

Корреляция – понятие, означающее взаимосвязь между

явлениями/признаками, проявляющимся при массовом

сопоставлении рассматриваемых признаков.

Может быть представлена в виде таблицы, графика и

коэффицента корреляции.

Формы проявления количественных связей:

1. Функциональная связь – любому значению одного из

признаков соответствует определенное значение другого;

характерно для физико-химических процессов.

2. Корреляционная (статичная) связь – значению каждой

средней величины одного признака соответствует

несколько значений другого взаимосвязанного с ним

признака.

Коэффицент корреляции (rxy) измеряет силу связи между

явлениями, ее тесноту и направленность.

Виды корреляционной связи:

1. По направленности: Прямая (положительная; изменения

признаков однонаправленные), обратная(отрицательная;

изменения признаков разнонаправленные).

2. По силе связи: Полная: r+-1; Сильная (высокая, большая):

=-0,7+-1. Средняя: +-0,3+-0,7 Слабая (малая, низкая):0+-0,3

Нулевая

Методы определения коэффицента корреляции:

1. Ранговый метод:

rxy=1-6Ed2/n(n2-1), где 6 – постоянный коэффицент,

d – разность рангов, n – число наблюдений.

Средняя ошибка коэфф корр m=1-r2/√n; достоверно если r>3

2. Квадратичный метод:

Rxy=Edx dy/√Ed2x Ed2y; m=1-r2xy/√n.

3. Метод множественной корреляции.

4. Способ корреляционных решеток.

Значение корреляц связи в медицине и здравоохр-и:

выявление разнообразных связей между явлениями и

процессами, необходимое для оценки физического

состояния индивидуума и коллектива, определяет

влияния на здоровье отдельных групп населения благоп-

риятных и неблагоприятных факторов окружающей среды.

 

Демография как наука.

Демография (demos – народ, graphia – описание) – это

наука о народонаселении в его общественном развитии.

Медицинская демография – наука, изучающая

взаимосвязь воспроизводства населения с социально-

гигиеническими факторами.

В Мире последние 150 лет идет интенсивный рост

населения.

В 2000 году зафиксировано 6,6 млрд жителей на планете.

Население РФ 143 млн.

Мировая тенденция – постарение населения, за счет

увеличения лиц пожилого и старческого возраста,

снижения рождаемости и доли детей в населении).

Основные разделы МД:

1. Статика населения – это численный состав населения

на определенный момент времени.

Изучается по основным признакам: пол, возраст, нацио-

нальность, социальное положение, профессия, род

занятий, семейное положение, образование, язык,

место жительства, плотность расселения населения,

культурный уровень. Основным и наиболее достоверным

источником сведений о статике населения служит регу-

лярная всеобщая перепись населения.

2. Динамика населения: изучает движение и изменение

количества населения, которое может происходит путем

механического движения (миграционные процессы) или

естественного движения (рождаемость, смертность,

естественный прирост, средняя продолжительность

жизни) населения.

Естественное движение населения: изменение численности

населения данной территории в результате взаимодействия

непосредственных демографических явлений – рождаемость,

смертность; оценивается посредством статистических

показателей (коэффицентов).

 

Семья.

Семья - группа лиц, связанных кровным родством

или усыновлением/удочерением, общим бюджетом,

жилищем и внутрисемейной взаимопомощью.

Семья – это ячейка общества.

Семья – это помощник медперсонала.

Семья – это объект медико-социальных исследований.

Типы семей:

1. Большая семья (полная): состоит из родственников,

включая несколько поколений, супружеские пары.

2. Малая семья (нуклеарная): состоит из супружеской

пары с потомством.

3. Неполная семья: без одного родителя (ребенок и

мать-одиночка, дети и отец-вдовец).

4. Молодая семья.

Основные функции семьи:

1. Биологическая (репродуктивная): для воспроиз-

водства населения необходимо 3 ребенка в семье.

2. Экономическая. 3. Социализаторская.

4. Культурная. 5. Просветительская.

6. Воспитательная. 7. Социальная.

8. Эпидемиологическая. 9. Психологическая.

10. Медицинская.

Стадии (фазы) развития семьи:

1. Подготовительная: период добрачного

знакомства, ухаживания. Медико-генетическое

консультирование, мед осмотр.

2. Стадия эволюции семьи:

создание семьи – брак,

формирование семьи - от брака до рождения

первого ребенка.

3. Стадия созревания семьи:

расширение семьи – от рождение первенца до

рождения последнего ребенка;

полно расширение семьи – до выхода из

семьи первого ребенка.

4. Сужение семьи: от выхода первого ребенка

до ухода последнего ребенка.

5. Исчезновение семьи: смерть супругов.

Оценка состояния здоровья семьи по группам:

1. Неболеющие (здоровые) семьи: члены семьи

не обращались за МП в течение года, ведут ЗОЖ.

2. Малоболеющие семьи: до одного случая заболевания

в год в среднем на одного члена семьи, до 8 дней

нетрудоспособности в среднем на одного работающего

члена семьи, отсутствие хронических больных в семье,

отсутствие явных отклонений от ЗОЖ.

3. Среднеболеющие семьи: до двух случаев заболеваний

в год в среднем на одного члена семьи, 8-15 дней нетру-

доспособности в среднем на одного работающего члена

семьи, отсутствие хронических заболеваний, входящих

в перечень диспансерных групп, имеются отклонения

от ЗОЖ.

4. Многоболеющие (больные) семьи: более двух случаев

заболеваний в год в среднем на одного члена семьи,

более 15 дней нетрудоспособности в среднем на

одного работающего члена семьи, тяжелые хронические

заболевания, серьезные нарушения ЗОЖ.

5. Семьи тяжелого медико-социального риска: семьи с

инвалидами, алкоголиками, наркоманами, психическими

больными, семьи беженцев, безработных, нищих.

Оценка здоровья по социально-психологической

характеристике:

1. Психологически здоровые семьи: спокойная эмоцио-

нальная атмосфера в семье, забота, внимание и дружные

взаимоотношения между членами семьи, психологическая

и сексуальная совместимость, взаимоподдержка,

стабильность и участие. Оптимальное выполнение

социальной функции.

2. Психологически нездоровые семьи: натянутые, недружные

отношения между членами семьи, взрослыми и детьми.

Нарушение выполнения социальной функции.

3. Семьи на гране социально-психологического кризиса:

постоянная конфликтная ситуация, конфронтации, частые

ссоры, драки, пьянство, дестабильная семья на гране распада.

Социальная функция не выполняется в целом.Полная

супружеская несовместимость.

Приоритетные в медико-социальном плане:

1. Рисковые по медико-биологическим параметрам:

с больными-алкоголиками, наркоманами, хрониками,

инвалидам, психбольными, часто и многоболеющие.

2. Рисковые по социально-демографическим параметрам:

неполные, многодетные, семьи-мигранты.

3. Рисковые по социально-экономическим параметрам.

4. Рисковые по социально-психологическим параметрам.

5. Рисковые по социально-гигиеническим параметрам:

малоимущие семьи, с низким уровнем дохода, низко-

образованные и малограмотные, профвредности,

ведение неЗОЖ, социально-дезадаптированные.

Медицинская функция семьи включает

основные элементы:

1. Создание необходимых дифференцированных

условий членам семьи в связи с их

возрастно-физиологическими потребностями

и особенностями состояния здоровья

(пожилые, дети, беременные женщины,

больные острыми и хр заб и др.).

2. Стремление семьи к выполнению роли

помощника медицинского персонала, участие

членов семьи в диспансеризации, профилактике

семейной патологии, выполнении требований

к иммунизации, своевременное обращение

за медицинской помощью при заболевании.

3. Получение семьей медицинских и

гигиенических знаний и стремление

всех членов семьи к постоянному

их совершенствованию.

4. Соблюдение семьей гигиенических

и медицинских требований к рождению,

воспитанию и социализации детей.

5. Выполнение семьей медицинских

рекомендаций и назначений по лечению

и реабилитации больного члена семьи.

6. Соблюдение семьей здорового образа

жизни и постоянное стремление к его

формированию в семье.

7. Выполнение семьей психологических

требований взаимопомощи, взаимозаботы

между взрослыми членами семьи и детьми,

создание здоровой психологической

атмосферы в семье.

8. Подготовка членов семьи к само –

и взаимопомощи при несчастных случаях,

травмах и остро возникающих заболеваниях.

МСКБ.

Международная Статистическая Классификация

Болезней и проблем, связанных со здоровьем – это

важнейший статистический нормативный документ,

изучающий состояние здоровья населения в странах

мира-членах ВОЗ; является системой группировки

болезней и патологических состояний, отражающих

современный этап развития медицинской науки.

Создана Бертильони в 1893 году и утверждена в

Париже на международой конференции в 1900 году.

Каждые 10 лет производится пересмотр МКБ.

МКБ-10 вышла 1 января 1993 г.

Принципы построения МСКБ:

1. Этиологический: для 1, 19, 20 классов.

2. Локалистический: для 3, 5-14 классов.

3. Общепатогенетический (неизвестная этиология,

неопределенная локализация): для 2, 4 классов.

4. Болезни связанные с определенными физиологи-

ческими/возрастными состояниями: для 15,17 классов.

5. Прочие: 18, 21.

Содержание МСКБ:

3 тома:

I том – основная классификация,

II том – инструкция к применению,

III том – алфавитный указатель.

Состоит из 21 классов, рубрики (блоки), субрубрики,

нозологические единицы (диагнозы).

Класс I - Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

Класс II - Новообразования

Класс III - Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

Класс IV - Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Класс V - Психические расстройства и расстройства поведения

Класс VI - Болезни нервной системы

Класс VII - Болезни глаза и его придаточного аппарата

Класс VIII - Болезни уха и сосцевидного отростка

Класс IX - Болезни системы кровообращения

Класс X - Болезни органов дыхания

Класс XI - Болезни органов пищеварения

Класс XII - Болезни кожи и подкожной клетчатки

Класс XIII - Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

Класс XIV - Болезни мочеполовой системы

Класс XV - Беременность, роды и послеродовой период

Класс XVI - Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде

Класс XVII - Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения

Класс XVIII - Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках

Класс XIX - Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

Класс XX - Внешние причины заболеваемости и смертности

Класс XXI - Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения

 

Заболеваемость с ВУТ.

Это совокупность всех случаев заболеваний в

данном году, сопровождающихся временной

утратой трудоспособности и выдачей листка

нетрудоспособности (больничный лист).

Ежегодно в среднем регистрируются 1200-

1500 промилле ЗВУТ, из них дети 1700,

подростки 1400 промилле.

Основная цель анализа ЗВУТ – это разработка

мероприятий по снижению забол-ти рабочих

на каждом конкретном предприятии.

Структура ЗВУТ - удельный вес % отдельных

причин ВУТ по случаям/дням в общем числе

случаев/дней временной нетрудоспособности.

Показатели ЗВУТ:

1. Число случаев ВУТ на 100 рабочих в год

(показатель частоты, интенсивности забол-ти)=

число случаев ВУТ/средняя численность рабочих

х 100; средние показатели 60-120 случаев.

2. Число дней ВУТ на 100 рабочих в год

(показатель тяжести заболеваний)=

число дней ВУТ/ средняя численность рабочих

х 100; средние показатели 600-1200 дней.

3. Средняя продолжительность одного случая ВУТ:

число дней ВУТ/число случаев ВУТ;

средние показатели 8-10 дней.

 

Перепись населения.

Это сложная научно-организационно статистическая

операция, являющаяся главным достоверным источником

сведений о статистике населений. В РФ перепись в 2002.

Текущая оценка численности населения в годы между

переписями производится на основании итогов последней

переписи населения, к которым ежегодно добавляются

числа родившихся и прибывших на данной территории.

Текущие оценки численности населения уточняются на

основании итогов очередной переписи.

В периоде между переписями проводятся выборочные

социально-демографические обследования, позволяющие

получить данные для планирования экономики и

социального

развития страны.

По результатам переписи на основании расчета удельного

веса лиц в возрасте 0-14, 15-49, 50 и более лет определяют

возрастные типы населения.

По возрастному составу различают 3 типа населения:

1. Прогрессивный: доля детей 0-14 лет>доля лиц 50 и>лет.

2. Регрессивный: доля лиц старше 50 лет > доли детей.

3. Стационарный: доля детей=доля лиц 50 и старше лет.

Демографический старый тип населения: доля лиц 60 лет и

старше составляет >12% (Европа 20-25%,

Принципы переписи населения:

1. Единовременность.

2. Всеобщность.

3. Единая программа.

 

 

 

 

 

Санитарная статистика.

Статистика – это самостоятельная общая наука,

изучающая закономерности массовых общественных

явлений в неразрывной связи с их качественными

особенностями методов обобщающих показателей.

Санитарная (медицинская) статистика – это основной

метод исследования ОЗ; это отрасль статистической

науки, изучающая вопросы, связанные с медициной,

гигиеной и здравоохр-м.

Основные разделы СС:

1. Общетеоретические и методические основы СС.

2. Статистика здоровья населения.

3. Статистика здравоохр-я.

Задачи СС:

1. Изучение здоровья населения и факторов его опред-х.

2. Анализ, оценка и планирование МП.

3. Специальные научные исследования.

Организация КСГИ.

Независимо от типа МСИ их целесообразно

производить в определенной последовательности

(принцип этапности).

Этапы КСГИ:

I. Составление плана и программы исследования.

II. Сбор статистического материала:

Основные источники статистической информации

о здоровье населения:

1. Данные социально-экономической статистики.

2. Данные государственных учреждений и

общественных организаций.

3. Результаты социологических иссл населения.

4. Опрос: интервью – индивидуальное, групповое,

свободное, стандартизированное, творческое,

глубокое, клиническое.

5. Анкетирование: анкета – именная, анонимная,

полуанонимная, учетная, коллективная, закрытая,

открытая, полузакрытая.

6. Наблюдение: гласное, негласное, длительное,

моментальное, фотографическое, хронометраж,

самонаблюдение, ауторегламентированное,

скрытое.

7. Корреспондентский метод.

8. Бюджетный метод.

9. Анамнестический метод.

III. Разработка статистического материала.

IV. Анализ получ данных, выводы и рекомендации.

19. Содержание плана КСГИ:

1. Тема исследования.

2. Цель исследования (устанавливается преимущест-

венная ориентация исследования на прикладной/

теоретический результат).

3. Задачи исследования (формируются в соответствии

с целью исследования; минимум 5-6).

4. Объект исследования.

5. Методика исследования.

6. Объем и место исследования.

7. Временной период проведения исследования.

8. Кадры.

9. Руководство и финансирование.

Содержание программы КСГИ:

1. Единица наблюдения – первичный элемент объекта

исследования, который является носителем признаков,

подлежащих учету.

2. Статистические документы: официальные – история

болезни, амбулаторная карта, отчеты медицинских

учреждений, статистический талон, карта выбывшего

из стационара, врачебное свидетельство о смерти;

неофициальные – карты выкопировки из историй

болезни, анкеты.

3. Перечень вопросов и учетных признаков:

Анкета – заранее разработанный перечень вопросов,

Ответы на которые дают сведения о единице набл.

4. Группировки – это разбивка однородных учетных

признаков на отдельные группы.

Виды: Качественные (атрибутивные) и количестве-

нные (вариационные).

5. Составление макетов таблиц: Таблицы должны иметь

четкое и краткое название и номер; в таблицах различают

подлежащее – основной признак изучаемого явления и

сказуемое – признаки, характеризующие подлежащие.

Виды таблиц:

1. Простая – дает количественную характеристику

какого-го признака, итоговая сводка по 1 признаку.

Признак Число больн
   
Итого  

2. Групповая – подлежащее характеризуется

несколькими сказуемыми, но признаки не взаимосвязаны.

Призн Пол Возраст Всего
       
Итого      

3. Комбинированная – подлежащие характеризуются

несколькими сказуемыми и признаки взаимосвязаны.

КСГИ.

КСГИ (МСИ) – исследование состояния

здоровья отдельных групп населения

в связи с анализом влияния на них

комплекса социально-экономических,

биологических, природно-климатических,

социально-гигиенических факторов и

условий жизни в целом на ОЗ.

Виды КСГИ:

1. По объему: сплошное, выборочное.

2. По времени: текущее, единовременное.

3. По способу выполнения: выкопировка

информации из мед док, мед осмотры,

спец соц-гиг и соц иссл

(опрос, анкетирование).

 

21. Методы КСГИ:

1. Санитарно-статистический:

позволяет объективно определить уровень

состояния здоровья населения в целом и

оценить эффективность и качество работы

ЛПУ общей и специализированной сети.

2. Исторический: позволяет проследить

состояние изучаемой проблемы на разных

исторических этапах развития страны.

3. Социологический: включает наблюдение.

анкетирование, интервьирование.

4. Эпидемиологический: исследование

распространенности заболеваний

(оценка заболеваемости).

5. Экономический (бюджетный):

позволяет установить влияние экономики

на здравоохр-я и здравоохр-я на

экономику государства.

6. Метод экспертных оценок: позволяет

оценить уровень здоровья населения,

качество оказания медицинской помощи

с помощью привлечения квалифицированных

специалистов в той или иной области здравоохр-я.

7. Гигиенический. 8. Математический.

9. Экспериментальный: постановка

различных экспериментов по изысканию

новых, наиболее рациональных форм и методов

работы различных служб здравоохр-я.

10. Выборочное исследование во время

всеобщей переписи населения в стране.

 

23. Объекты КСГИ:

Возрастно-половые и социальные группы:

1. Малая социальная группа: рабочий коллектив

промышленного предприятия, коллектив учебного

заведения.

2. Территориально-бытовая группа: жители города,

села, района, области.

3. Семья – группа лиц, связанных кровным родством

или усыновлением/удочерением, общим бюджетом,

жилищем и внутрисемейной взаимопомощью.

4. Группы населения по состоянию здоровья:

не болеющие, эпизодически болеющие, длительно и

часто болеющие, больные с хроническими болезнями.

5. Инвалиды.

Типы выборок:

1. Случайная выборка: формируется путем отбора

единиц наблюдения наугад (по алфавиту, по жребию)

или по специальным таблицам случайных чисел.

2. Механическая выборка: формируется с помощью

арифметического подхода к отбору единиц наблюдения

(день поступления в стационар, номера мед документов)

3. Типическая (типологическая) выборка: генеральная

совокупность предварительно разбивается на типы с

последующим отбором единиц наблюдения из каждой

типической группы; пропорциональный типологический

отбор – отбор числа единиц наблюдения пропорцио-

нально числу типических групп; непропорциональный

типологический отбор – отбор разных чисел единиц

наблюдения из каждой типической группы (при изучении

заболеваемости можно выделить несколько классов

болезней и в каждом классе сформировать выборочную

совокупность из лиц, подлежащих изучению).

4. Серийная выборка (гнездовой отбор): формируется с

помощью отбора целых групп, серий/гнезд (деревня,

районы, больницы), в состав которых входят

организованные единицы наблюдения.

5. Метод многоступенчатого отбора: по количеству

этапов различают одноступенчатый, двухступен-

чатый, трехступенчатый, четырехступенчатый.

6. Метод направленного отбора.

7. Когортный метод: когорта в демографии –

совокупность людей, переживших одно и то же

демографическое явление в течение одного года.

8. Метод копи-пара (парных сочетаний): подбор

для каждой единицы наблюдения копи-пары

по одному или нескольким признакам.

9. Метод основного массива при отборе групп.

10. Монографическое описание – тщательное,

глубокое изучение одного субъекта, ЛПУ.

 

Относительные показатели.

Относительные показатели – это статистические

величины, характеризующие изучаемую статис-

тическую совокупность при альтернативном

распределении по качественным признакам.

Весьма распространены и постоянно применяются

в медицине и здравоохр-и.

Необходимы для сравнения и сопоставления одной

статистической совокупности с другой.

Относительные показатели рассчитываются путем

отношения (деления) одной абсолютной величины

на другую х 100, 1000, 10000 и выражаются в %,

промилле, продецимилле.

Виды ОП:

1. Экстенсивные: показатели структуры, удельного

веса (доли части от целого). Для расчета необходимо

составить пропорцию: часть явления/явление

в целом х 100%. Графически отображаются в виде

секторных и внутристолбиковых диаграмм.

2. Интенсивные: показатели частоты изучаемого

явления в среде, продуктом которой они являются

(рождаемость, заболеваемость, смертность).

Графически отображаются в виде линейных, стол-

биковых, радиальных диаграмм, картограмм и

картодиаграмм. Применяются в случае определения

уровня, частоты, распространенности того или

иного явления, сравнения ряда различных совокуп-

ностей по степени частоты явления (сравнение

заболеваемости мужчин и женщин), выявленные в

динамики изменений в частоте явлений в наблюдаемой

совокупности (сдвиги в распространенности инфек-

ционных болезней в городе Х).

3. Показатели соотношения: отражают степень

развития того или иного явления в данной среде

(обеспеченность населения койками, врачами).

4. Показатели наглядности: получают при сравнении

нескольких чисел, полученных за разный период

времени в динамике с одним из них, принятым за 100%.

 

Вариационный ряд в МСИ.

Это ряд числовых измерений определенного изучаемого

признака, отличающихся друг от друга по своей

величине, расположенных в определенном порядке.

Состоит из вариант (V) и соответствующих частот (р).

Варианта (V) – каждое числовое значение изучаемого

признака.

Частота (р) – абсолютная численность отдельных

вариант в совокупности, указывающих сколько р<







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.