|
Средние величины в оценке ОЗ.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Санитарная статистика. Статистика – это самостоятельная общая наука, изучающая закономерности массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями методов обобщающих показателей. Санитарная (медицинская) статистика – это основной метод исследования ОЗ; это отрасль статистической науки, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и здравоохр-м. Основные разделы СС: 1. Общетеоретические и методические основы СС. 2. Статистика здоровья населения. 3. Статистика здравоохр-я. Задачи СС: 1. Изучение здоровья населения и факторов его опред-х. 2. Анализ, оценка и планирование МП. 3. Специальные научные исследования. Организация КСГИ. Независимо от типа МСИ их целесообразно производить в определенной последовательности (принцип этапности). Этапы КСГИ: I. Составление плана и программы исследования. II. Сбор статистического материала: Основные источники статистической информации о здоровье населения: 1. Данные социально-экономической статистики. 2. Данные государственных учреждений и общественных организаций. 3. Результаты социологических иссл населения. 4. Опрос: интервью – индивидуальное, групповое, свободное, стандартизированное, творческое, глубокое, клиническое. 5. Анкетирование: анкета – именная, анонимная, полуанонимная, учетная, коллективная, закрытая, открытая, полузакрытая. 6. Наблюдение: гласное, негласное, длительное, моментальное, фотографическое, хронометраж, самонаблюдение, ауторегламентированное, скрытое. 7. Корреспондентский метод. 8. Бюджетный метод. 9. Анамнестический метод. III. Разработка статистического материала. IV. Анализ получ данных, выводы и рекомендации. 19. Содержание плана КСГИ: 1. Тема исследования. 2. Цель исследования (устанавливается преимущест- венная ориентация исследования на прикладной/ теоретический результат). 3. Задачи исследования (формируются в соответствии с целью исследования; минимум 5-6). 4. Объект исследования. 5. Методика исследования. 6. Объем и место исследования. 7. Временной период проведения исследования. 8. Кадры. 9. Руководство и финансирование. Содержание программы КСГИ: 1. Единица наблюдения – первичный элемент объекта исследования, который является носителем признаков, подлежащих учету. 2. Статистические документы: официальные – история болезни, амбулаторная карта, отчеты медицинских учреждений, статистический талон, карта выбывшего из стационара, врачебное свидетельство о смерти; неофициальные – карты выкопировки из историй болезни, анкеты. 3. Перечень вопросов и учетных признаков: Анкета – заранее разработанный перечень вопросов, Ответы на которые дают сведения о единице набл. 4. Группировки – это разбивка однородных учетных признаков на отдельные группы. Виды: Качественные (атрибутивные) и количестве- нные (вариационные). 5. Составление макетов таблиц: Таблицы должны иметь четкое и краткое название и номер; в таблицах различают подлежащее – основной признак изучаемого явления и сказуемое – признаки, характеризующие подлежащие. Виды таблиц: 1. Простая – дает количественную характеристику какого-го признака, итоговая сводка по 1 признаку.
2. Групповая – подлежащее характеризуется несколькими сказуемыми, но признаки не взаимосвязаны.
3. Комбинированная – подлежащие характеризуются несколькими сказуемыми и признаки взаимосвязаны. КСГИ. КСГИ (МСИ) – исследование состояния здоровья отдельных групп населения в связи с анализом влияния на них комплекса социально-экономических, биологических, природно-климатических, социально-гигиенических факторов и условий жизни в целом на ОЗ. Виды КСГИ: 1. По объему: сплошное, выборочное. 2. По времени: текущее, единовременное. 3. По способу выполнения: выкопировка информации из мед док, мед осмотры, спец соц-гиг и соц иссл (опрос, анкетирование).
21. Методы КСГИ: 1. Санитарно-статистический: позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения в целом и оценить эффективность и качество работы ЛПУ общей и специализированной сети. 2. Исторический: позволяет проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны. 3. Социологический: включает наблюдение. анкетирование, интервьирование. 4. Эпидемиологический: исследование распространенности заболеваний (оценка заболеваемости). 5. Экономический (бюджетный): позволяет установить влияние экономики на здравоохр-я и здравоохр-я на экономику государства. 6. Метод экспертных оценок: позволяет оценить уровень здоровья населения, качество оказания медицинской помощи с помощью привлечения квалифицированных специалистов в той или иной области здравоохр-я. 7. Гигиенический. 8. Математический. 9. Экспериментальный: постановка различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы различных служб здравоохр-я. 10. Выборочное исследование во время всеобщей переписи населения в стране.
23. Объекты КСГИ: Возрастно-половые и социальные группы: 1. Малая социальная группа: рабочий коллектив промышленного предприятия, коллектив учебного заведения. 2. Территориально-бытовая группа: жители города, села, района, области. 3. Семья – группа лиц, связанных кровным родством или усыновлением/удочерением, общим бюджетом, жилищем и внутрисемейной взаимопомощью. 4. Группы населения по состоянию здоровья: не болеющие, эпизодически болеющие, длительно и часто болеющие, больные с хроническими болезнями. 5. Инвалиды. Типы выборок: 1. Случайная выборка: формируется путем отбора единиц наблюдения наугад (по алфавиту, по жребию) или по специальным таблицам случайных чисел. 2. Механическая выборка: формируется с помощью арифметического подхода к отбору единиц наблюдения (день поступления в стационар, номера мед документов) 3. Типическая (типологическая) выборка: генеральная совокупность предварительно разбивается на типы с последующим отбором единиц наблюдения из каждой типической группы; пропорциональный типологический отбор – отбор числа единиц наблюдения пропорцио- нально числу типических групп; непропорциональный типологический отбор – отбор разных чисел единиц наблюдения из каждой типической группы (при изучении заболеваемости можно выделить несколько классов болезней и в каждом классе сформировать выборочную совокупность из лиц, подлежащих изучению). 4. Серийная выборка (гнездовой отбор): формируется с помощью отбора целых групп, серий/гнезд (деревня, районы, больницы), в состав которых входят организованные единицы наблюдения. 5. Метод многоступенчатого отбора: по количеству этапов различают одноступенчатый, двухступен- чатый, трехступенчатый, четырехступенчатый. 6. Метод направленного отбора. 7. Когортный метод: когорта в демографии – совокупность людей, переживших одно и то же демографическое явление в течение одного года. 8. Метод копи-пара (парных сочетаний): подбор для каждой единицы наблюдения копи-пары по одному или нескольким признакам. 9. Метод основного массива при отборе групп. 10. Монографическое описание – тщательное, глубокое изучение одного субъекта, ЛПУ.
Относительные показатели. Относительные показатели – это статистические величины, характеризующие изучаемую статис- тическую совокупность при альтернативном распределении по качественным признакам. Весьма распространены и постоянно применяются в медицине и здравоохр-и. Необходимы для сравнения и сопоставления одной статистической совокупности с другой. Относительные показатели рассчитываются путем отношения (деления) одной абсолютной величины на другую х 100, 1000, 10000 и выражаются в %, промилле, продецимилле. Виды ОП: 1. Экстенсивные: показатели структуры, удельного веса (доли части от целого). Для расчета необходимо составить пропорцию: часть явления/явление в целом х 100%. Графически отображаются в виде секторных и внутристолбиковых диаграмм. 2. Интенсивные: показатели частоты изучаемого явления в среде, продуктом которой они являются (рождаемость, заболеваемость, смертность). Графически отображаются в виде линейных, стол- биковых, радиальных диаграмм, картограмм и картодиаграмм. Применяются в случае определения уровня, частоты, распространенности того или иного явления, сравнения ряда различных совокуп- ностей по степени частоты явления (сравнение заболеваемости мужчин и женщин), выявленные в динамики изменений в частоте явлений в наблюдаемой совокупности (сдвиги в распространенности инфек- ционных болезней в городе Х). 3. Показатели соотношения: отражают степень развития того или иного явления в данной среде (обеспеченность населения койками, врачами). 4. Показатели наглядности: получают при сравнении нескольких чисел, полученных за разный период времени в динамике с одним из них, принятым за 100%.
Вариационный ряд в МСИ. Это ряд числовых измерений определенного изучаемого признака, отличающихся друг от друга по своей величине, расположенных в определенном порядке. Состоит из вариант (V) и соответствующих частот (р). Варианта (V) – каждое числовое значение изучаемого признака. Частота (р) – абсолютная численность отдельных вариант в совокупности, указывающих сколько раз встречается данная варианта в вариационном ряде. Требования к составлению вариационного ряда: 1. Группы вариант должны располагаться в опреде- ленной последовательности: вариационный ряд бывает возрастающим и убывающим. 2. Интервал (i) в группе вариант может быть одинаковым; разница интервалов между вариантами зависит от числа наблюдения или исследования. 3. Вариационный ряд должен быть непрерывным. 4. Вариационный ряд может быть развернутым или свернутым (сгруппированным). Методика обработки: Если вариационный ряд сгруппирован, то вычисление среднего значения производят в каждой группе V1 и р.
И условий жизни населения. Корреляция – понятие, означающее взаимосвязь между явлениями/признаками, проявляющимся при массовом сопоставлении рассматриваемых признаков. Может быть представлена в виде таблицы, графика и коэффицента корреляции. Формы проявления количественных связей: 1. Функциональная связь – любому значению одного из признаков соответствует определенное значение другого; характерно для физико-химических процессов. 2. Корреляционная (статичная) связь – значению каждой средней величины одного признака соответствует несколько значений другого взаимосвязанного с ним признака. Коэффицент корреляции (rxy) измеряет силу связи между явлениями, ее тесноту и направленность. Виды корреляционной связи: 1. По направленности: Прямая (положительная; изменения признаков однонаправленные), обратная(отрицательная; изменения признаков разнонаправленные). 2. По силе связи: Полная: r+-1; Сильная (высокая, большая): =-0,7+-1. Средняя: +-0,3+-0,7 Слабая (малая, низкая):0+-0,3 Нулевая Методы определения коэффицента корреляции: 1. Ранговый метод: rxy=1-6Ed2/n(n2-1), где 6 – постоянный коэффицент, d – разность рангов, n – число наблюдений. Средняя ошибка коэфф корр m=1-r2/√n; достоверно если r>3 2. Квадратичный метод: Rxy=Edx dy/√Ed2x Ed2y; m=1-r2xy/√n. 3. Метод множественной корреляции. 4. Способ корреляционных решеток. Значение корреляц связи в медицине и здравоохр-и: выявление разнообразных связей между явлениями и процессами, необходимое для оценки физического состояния индивидуума и коллектива, определяет влияния на здоровье отдельных групп населения благоп- риятных и неблагоприятных факторов окружающей среды.
Демография как наука. Демография (demos – народ, graphia – описание) – это наука о народонаселении в его общественном развитии. Медицинская демография – наука, изучающая взаимосвязь воспроизводства населения с социально- гигиеническими факторами. В Мире последние 150 лет идет интенсивный рост населения. В 2000 году зафиксировано 6,6 млрд жителей на планете. Население РФ 143 млн. Мировая тенденция – постарение населения, за счет увеличения лиц пожилого и старческого возраста, снижения рождаемости и доли детей в населении). Основные разделы МД: 1. Статика населения – это численный состав населения на определенный момент времени. Изучается по основным признакам: пол, возраст, нацио- нальность, социальное положение, профессия, род занятий, семейное положение, образование, язык, место жительства, плотность расселения населения, культурный уровень. Основным и наиболее достоверным источником сведений о статике населения служит регу- лярная всеобщая перепись населения. 2. Динамика населения: изучает движение и изменение количества населения, которое может происходит путем механического движения (миграционные процессы) или естественного движения (рождаемость, смертность, естественный прирост, средняя продолжительность жизни) населения. Естественное движение населения: изменение численности населения данной территории в результате взаимодействия непосредственных демографических явлений – рождаемость, смертность; оценивается посредством статистических показателей (коэффицентов).
Семья. Семья - группа лиц, связанных кровным родством или усыновлением/удочерением, общим бюджетом, жилищем и внутрисемейной взаимопомощью. Семья – это ячейка общества. Семья – это помощник медперсонала. Семья – это объект медико-социальных исследований. Типы семей: 1. Большая семья (полная): состоит из родственников, включая несколько поколений, супружеские пары. 2. Малая семья (нуклеарная): состоит из супружеской пары с потомством. 3. Неполная семья: без одного родителя (ребенок и мать-одиночка, дети и отец-вдовец). 4. Молодая семья. Основные функции семьи: 1. Биологическая (репродуктивная): для воспроиз- водства населения необходимо 3 ребенка в семье. 2. Экономическая. 3. Социализаторская. 4. Культурная. 5. Просветительская. 6. Воспитательная. 7. Социальная. 8. Эпидемиологическая. 9. Психологическая. 10. Медицинская. Стадии (фазы) развития семьи: 1. Подготовительная: период добрачного знакомства, ухаживания. Медико-генетическое консультирование, мед осмотр. 2. Стадия эволюции семьи: создание семьи – брак, формирование семьи - от брака до рождения первого ребенка. 3. Стадия созревания семьи: расширение семьи – от рождение первенца до рождения последнего ребенка; полно расширение семьи – до выхода из семьи первого ребенка. 4. Сужение семьи: от выхода первого ребенка до ухода последнего ребенка. 5. Исчезновение семьи: смерть супругов. Оценка состояния здоровья семьи по группам: 1. Неболеющие (здоровые) семьи: члены семьи не обращались за МП в течение года, ведут ЗОЖ. 2. Малоболеющие семьи: до одного случая заболевания в год в среднем на одного члена семьи, до 8 дней нетрудоспособности в среднем на одного работающего члена семьи, отсутствие хронических больных в семье, отсутствие явных отклонений от ЗОЖ. 3. Среднеболеющие семьи: до двух случаев заболеваний в год в среднем на одного члена семьи, 8-15 дней нетру- доспособности в среднем на одного работающего члена семьи, отсутствие хронических заболеваний, входящих в перечень диспансерных групп, имеются отклонения от ЗОЖ. 4. Многоболеющие (больные) семьи: более двух случаев заболеваний в год в среднем на одного члена семьи, более 15 дней нетрудоспособности в среднем на одного работающего члена семьи, тяжелые хронические заболевания, серьезные нарушения ЗОЖ. 5. Семьи тяжелого медико-социального риска: семьи с инвалидами, алкоголиками, наркоманами, психическими больными, семьи беженцев, безработных, нищих. Оценка здоровья по социально-психологической характеристике: 1. Психологически здоровые семьи: спокойная эмоцио- нальная атмосфера в семье, забота, внимание и дружные взаимоотношения между членами семьи, психологическая и сексуальная совместимость, взаимоподдержка, стабильность и участие. Оптимальное выполнение социальной функции. 2. Психологически нездоровые семьи: натянутые, недружные отношения между членами семьи, взрослыми и детьми. Нарушение выполнения социальной функции. 3. Семьи на гране социально-психологического кризиса: постоянная конфликтная ситуация, конфронтации, частые ссоры, драки, пьянство, дестабильная семья на гране распада. Социальная функция не выполняется в целом.Полная супружеская несовместимость. Приоритетные в медико-социальном плане: 1. Рисковые по медико-биологическим параметрам: с больными-алкоголиками, наркоманами, хрониками, инвалидам, психбольными, часто и многоболеющие. 2. Рисковые по социально-демографическим параметрам: неполные, многодетные, семьи-мигранты. 3. Рисковые по социально-экономическим параметрам. 4. Рисковые по социально-психологическим параметрам. 5. Рисковые по социально-гигиеническим параметрам: малоимущие семьи, с низким уровнем дохода, низко- образованные и малограмотные, профвредности, ведение неЗОЖ, социально-дезадаптированные. Медицинская функция семьи включает основные элементы: 1. Создание необходимых дифференцированных условий членам семьи в связи с их возрастно-физиологическими потребностями и особенностями состояния здоровья (пожилые, дети, беременные женщины, больные острыми и хр заб и др.). 2. Стремление семьи к выполнению роли помощника медицинского персонала, участие членов семьи в диспансеризации, профилактике семейной патологии, выполнении требований к иммунизации, своевременное обращение за медицинской помощью при заболевании. 3. Получение семьей медицинских и гигиенических знаний и стремление всех членов семьи к постоянному их совершенствованию. 4. Соблюдение семьей гигиенических и медицинских требований к рождению, воспитанию и социализации детей. 5. Выполнение семьей медицинских рекомендаций и назначений по лечению и реабилитации больного члена семьи. 6. Соблюдение семьей здорового образа жизни и постоянное стремление к его формированию в семье. 7. Выполнение семьей психологических требований взаимопомощи, взаимозаботы между взрослыми членами семьи и детьми, создание здоровой психологической атмосферы в семье. 8. Подготовка членов семьи к само – и взаимопомощи при несчастных случаях, травмах и остро возникающих заболеваниях. МСКБ. Международная Статистическая Классификация Болезней и проблем, связанных со здоровьем – это важнейший статистический нормативный документ, изучающий состояние здоровья населения в странах мира-членах ВОЗ; является системой группировки болезней и патологических состояний, отражающих современный этап развития медицинской науки. Создана Бертильони в 1893 году и утверждена в Париже на международой конференции в 1900 году. Каждые 10 лет производится пересмотр МКБ. МКБ-10 вышла 1 января 1993 г. Принципы построения МСКБ: 1. Этиологический: для 1, 19, 20 классов. 2. Локалистический: для 3, 5-14 классов. 3. Общепатогенетический (неизвестная этиология, неопределенная локализация): для 2, 4 классов. 4. Болезни связанные с определенными физиологи- ческими/возрастными состояниями: для 15,17 классов. 5. Прочие: 18, 21. Содержание МСКБ: 3 тома: I том – основная классификация, II том – инструкция к применению, III том – алфавитный указатель. Состоит из 21 классов, рубрики (блоки), субрубрики, нозологические единицы (диагнозы). Класс I - Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II - Новообразования Класс III - Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм Класс IV - Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ Класс V - Психические расстройства и расстройства поведения Класс VI - Болезни нервной системы Класс VII - Болезни глаза и его придаточного аппарата Класс VIII - Болезни уха и сосцевидного отростка Класс IX - Болезни системы кровообращения Класс X - Болезни органов дыхания Класс XI - Болезни органов пищеварения Класс XII - Болезни кожи и подкожной клетчатки Класс XIII - Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани Класс XIV - Болезни мочеполовой системы Класс XV - Беременность, роды и послеродовой период Класс XVI - Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде Класс XVII - Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения Класс XVIII - Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках Класс XIX - Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин Класс XX - Внешние причины заболеваемости и смертности Класс XXI - Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
Заболеваемость с ВУТ. Это совокупность всех случаев заболеваний в данном году, сопровождающихся временной утратой трудоспособности и выдачей листка нетрудоспособности (больничный лист). Ежегодно в среднем регистрируются 1200- 1500 промилле ЗВУТ, из них дети 1700, подростки 1400 промилле. Основная цель анализа ЗВУТ – это разработка мероприятий по снижению забол-ти рабочих на каждом конкретном предприятии. Структура ЗВУТ - удельный вес % отдельных причин ВУТ по случаям/дням в общем числе случаев/дней временной нетрудоспособности. Показатели ЗВУТ: 1. Число случаев ВУТ на 100 рабочих в год (показатель частоты, интенсивности забол-ти)= число случаев ВУТ/средняя численность рабочих х 100; средние показатели 60-120 случаев. 2. Число дней ВУТ на 100 рабочих в год (показатель тяжести заболеваний)= число дней ВУТ/ средняя численность рабочих х 100; средние показатели 600-1200 дней. 3. Средняя продолжительность одного случая ВУТ: число дней ВУТ/число случаев ВУТ; средние показатели 8-10 дней.
Перепись населения. Это сложная научно-организационно статистическая операция, являющаяся главным достоверным источником сведений о статистике населений. В РФ перепись в 2002. Текущая оценка численности населения в годы между переписями производится на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно добавляются числа родившихся и прибывших на данной территории. Текущие оценки численности населения уточняются на основании итогов очередной переписи. В периоде между переписями проводятся выборочные социально-демографические обследования, позволяющие получить данные для планирования экономики и социального развития страны. По результатам переписи на основании расчета удельного веса лиц в возрасте 0-14, 15-49, 50 и более лет определяют возрастные типы населения. По возрастному составу различают 3 типа населения: 1. Прогрессивный: доля детей 0-14 лет>доля лиц 50 и>лет. 2. Регрессивный: доля лиц старше 50 лет > доли детей. 3. Стационарный: доля детей=доля лиц 50 и старше лет. Демографический старый тип населения: доля лиц 60 лет и старше составляет >12% (Европа 20-25%, Принципы переписи населения: 1. Единовременность. 2. Всеобщность. 3. Единая программа.
Санитарная статистика. Статистика – это самостоятельная общая наука, изучающая закономерности массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями методов обобщающих показателей. Санитарная (медицинская) статистика – это основной метод исследования ОЗ; это отрасль статистической науки, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и здравоохр-м. Основные разделы СС: 1. Общетеоретические и методические основы СС. 2. Статистика здоровья населения. 3. Статистика здравоохр-я. Задачи СС: 1. Изучение здоровья населения и факторов его опред-х. 2. Анализ, оценка и планирование МП. 3. Специальные научные исследования. Организация КСГИ. Независимо от типа МСИ их целесообразно производить в определенной последовательности (принцип этапности). Этапы КСГИ: I. Составление плана и программы исследования. II. Сбор статистического материала: Основные источники статистической информации о здоровье населения: 1. Данные социально-экономической статистики. 2. Данные государственных учреждений и общественных организаций. 3. Результаты социологических иссл населения. 4. Опрос: интервью – индивидуальное, групповое, свободное, стандартизированное, творческое, глубокое, клиническое. 5. Анкетирование: анкета – именная, анонимная, полуанонимная, учетная, коллективная, закрытая, открытая, полузакрытая. 6. Наблюдение: гласное, негласное, длительное, моментальное, фотографическое, хронометраж, самонаблюдение, ауторегламентированное, скрытое. 7. Корреспондентский метод. 8. Бюджетный метод. 9. Анамнестический метод. III. Разработка статистического материала. IV. Анализ получ данных, выводы и рекомендации. 19. Содержание плана КСГИ: 1. Тема исследования. 2. Цель исследования (устанавливается преимущест- венная ориентация исследования на прикладной/ теоретический результат). 3. Задачи исследования (формируются в соответствии с целью исследования; минимум 5-6). 4. Объект исследования. 5. Методика исследования. 6. Объем и место исследования. 7. Временной период проведения исследования. 8. Кадры. 9. Руководство и финансирование. Содержание программы КСГИ: 1. Единица наблюдения – первичный элемент объекта исследования, который является носителем признаков, подлежащих учету. 2. Статистические документы: официальные – история болезни, амбулаторная карта, отчеты медицинских учреждений, статистический талон, карта выбывшего из стационара, врачебное свидетельство о смерти; неофициальные – карты выкопировки из историй болезни, анкеты. 3. Перечень вопросов и учетных признаков: Анкета – заранее разработанный перечень вопросов, Ответы на которые дают сведения о единице набл. 4. Группировки – это разбивка однородных учетных признаков на отдельные группы. Виды: Качественные (атрибутивные) и количестве- нные (вариационные). 5. Составление макетов таблиц: Таблицы должны иметь четкое и краткое название и номер; в таблицах различают подлежащее – основной признак изучаемого явления и сказуемое – признаки, характеризующие подлежащие. Виды таблиц: 1. Простая – дает количественную характеристику какого-го признака, итоговая сводка по 1 признаку.
2. Групповая – подлежащее характеризуется несколькими сказуемыми, но признаки не взаимосвязаны.
3. Комбинированная – подлежащие характеризуются несколькими сказуемыми и признаки взаимосвязаны. КСГИ. КСГИ (МСИ) – исследование состояния здоровья отдельных групп населения в связи с анализом влияния на них комплекса социально-экономических, биологических, природно-климатических, социально-гигиенических факторов и условий жизни в целом на ОЗ. Виды КСГИ: 1. По объему: сплошное, выборочное. 2. По времени: текущее, единовременное. 3. По способу выполнения: выкопировка информации из мед док, мед осмотры, спец соц-гиг и соц иссл (опрос, анкетирование).
21. Методы КСГИ: 1. Санитарно-статистический: позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения в целом и оценить эффективность и качество работы ЛПУ общей и специализированной сети. 2. Исторический: позволяет проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны. 3. Социологический: включает наблюдение. анкетирование, интервьирование. 4. Эпидемиологический: исследование распространенности заболеваний (оценка заболеваемости). 5. Экономический (бюджетный): позволяет установить влияние экономики на здравоохр-я и здравоохр-я на экономику государства. 6. Метод экспертных оценок: позволяет оценить уровень здоровья населения, качество оказания медицинской помощи с помощью привлечения квалифицированных специалистов в той или иной области здравоохр-я. 7. Гигиенический. 8. Математический. 9. Экспериментальный: постановка различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы различных служб здравоохр-я. 10. Выборочное исследование во время всеобщей переписи населения в стране.
23. Объекты КСГИ: Возрастно-половые и социальные группы: 1. Малая социальная группа: рабочий коллектив промышленного предприятия, коллектив учебного заведения. 2. Территориально-бытовая группа: жители города, села, района, области. 3. Семья – группа лиц, связанных кровным родством или усыновлением/удочерением, общим бюджетом, жилищем и внутрисемейной взаимопомощью. 4. Группы населения по состоянию здоровья: не болеющие, эпизодически болеющие, длительно и часто болеющие, больные с хроническими болезнями. 5. Инвалиды. Типы выборок: 1. Случайная выборка: формируется путем отбора единиц наблюдения наугад (по алфавиту, по жребию) или по специальным таблицам случайных чисел. 2. Механическая выборка: формируется с помощью арифметического подхода к отбору единиц наблюдения (день поступления в стационар, номера мед документов) 3. Типическая (типологическая) выборка: генеральная совокупность предварительно разбивается на типы с последующим отбором единиц наблюдения из каждой типической группы; пропорциональный типологический отбор – отбор числа единиц наблюдения пропорцио- нально числу типических групп; непропорциональный типологический отбор – отбор разных чисел единиц наблюдения из каждой типической группы (при изучении заболеваемости можно выделить несколько классов болезней и в каждом классе сформировать выборочную совокупность из лиц, подлежащих изучению). 4. Серийная выборка (гнездовой отбор): формируется с помощью отбора целых групп, серий/гнезд (деревня, районы, больницы), в состав которых входят организованные единицы наблюдения. 5. Метод многоступенчатого отбора: по количеству этапов различают одноступенчатый, двухступен- чатый, трехступенчатый, четырехступенчатый. 6. Метод направленного отбора. 7. Когортный метод: когорта в демографии – совокупность людей, переживших одно и то же демографическое явление в течение одного года. 8. Метод копи-пара (парных сочетаний): подбор для каждой единицы наблюдения копи-пары по одному или нескольким признакам. 9. Метод основного массива при отборе групп. 10. Монографическое описание – тщательное, глубокое изучение одного субъекта, ЛПУ.
Относительные показатели. Относительные показатели – это статистические величины, характеризующие изучаемую статис- тическую совокупность при альтернативном распределении по качественным признакам. Весьма распространены и постоянно применяются в медицине и здравоохр-и. Необходимы для сравнения и сопоставления одной статистической совокупности с другой. Относительные показатели рассчитываются путем отношения (деления) одной абсолютной величины на другую х 100, 1000, 10000 и выражаются в %, промилле, продецимилле. Виды ОП: 1. Экстенсивные: показатели структуры, удельного веса (доли части от целого). Для расчета необходимо составить пропорцию: часть явления/явление в целом х 100%. Графически отображаются в виде секторных и внутристолбиковых диаграмм. 2. Интенсивные: показатели частоты изучаемого явления в среде, продуктом которой они являются (рождаемость, заболеваемость, смертность). Графически отображаются в виде линейных, стол- биковых, радиальных диаграмм, картограмм и картодиаграмм. Применяются в случае определения уровня, частоты, распространенности того или иного явления, сравнения ряда различных совокуп- ностей по степени частоты явления (сравнение заболеваемости мужчин и женщин), выявленные в динамики изменений в частоте явлений в наблюдаемой совокупности (сдвиги в распространенности инфек- ционных болезней в городе Х). 3. Показатели соотношения: отражают степень развития того или иного явления в данной среде (обеспеченность населения койками, врачами). 4. Показатели наглядности: получают при сравнении нескольких чисел, полученных за разный период времени в динамике с одним из них, принятым за 100%.
Вариационный ряд в МСИ. Это ряд числовых измерений определенного изучаемого признака, отличающихся друг от друга по своей величине, расположенных в определенном порядке. Состоит из вариант (V) и соответствующих частот (р). Варианта (V) – каждое числовое значение изучаемого признака. Частота (р) – абсолютная численность отдельных вариант в совокупности, указывающих сколько р< Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|