Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СРЕДНЯЯ ГРУППА ( ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)





Характеристика детей от 4-х до 5 лет

Физическое развития ребенка 4-го года жизни: средняя прибавка в росте за год составляет 5 сантиметров, в массе тела - 1,5 килограмм. Рост четырехлетних мальчиков - 100,3 сантиметров. К пяти годам он увеличивается примерно на 7,0 сантиметров. Средний рост девочек четырех лет — 99,7 сантиметров, пяти лет - 106,1 сантиметров. Масса тела в группах мальчиков и девочек равна соответственно в 4 года 15,9 и 15,4 килограмм, а в 5 лет - 17,8 и 17,5 килограмм. В данном возрасте соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста.

К этому возрасту внимание ребенка становится более устойчивым, возникает способность произвольного запоминания, совершенствуются восприятие, воображение, развиваются высшие формы наглядно-образного мышления: умение рассуждать, строить умозаключения, совершенствуется способность классифицировать. Увеличивается значение речи как способа передачи разнообразной информации, мыслей и рассуждений. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей наряду с практическим наблюдением и экспериментированием. Появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, т.е. детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.

Дети задают взрослым множество вопросов, направленных на поддержание общения с ними. Вопросы и сообщения детей 4-5-х лет нацелены на выявление и демонстрирование взрослому понимания связей между предметами и явлениями.

Развивается потребность в доверительном отношении к взрослому и способность почувствовать его эмоциональное состояние. Возникает и развивается новая форма общения с взрослым - общение на познавательные темы, которое сначала вплетено в совместную с взрослым познавательную деятельность. Неудовлетворенность потребности ребенка в общении с взрослым ведет к эмоциональной отчужденности между ними. Она проявляется по-разному: одни замыкаются в себе, становятся тревожными, готовыми расплакаться по самому незначительному поводу; другие проявляют негативизм, агрессию.

У детей резко возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество, ребенок начинает осознавать свое положение среди сверстников. Развиваются коммуникативные умения: приветливо здороваться и прощаться, называть другого по имени.

Общение со взрослыми и сверстниками дает ребенку возможность осознать свое «Я». Именно в общении происходит становление образа «Я». При благоприятных условиях воспитания, когда взрослые и сверстники доброжелательно относятся к ребенку, удовлетворяется его потребность в одобрении, положительной оценке, признании. Негативный опыт общения приводит к агрессии, неуверенности в себе, замкнутости.

С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и другой).

К пяти годам формируется система взаимоотношений, складываются более критические оценки к групповой солидарности, у ребенка появляются друзья.

В данном возрасте дети воспринимают продолжительные рассказы, объяснения, поскольку у них появляется знаково-символическая функция (интерес к буквам, цифрам).

Организация жизнедеятельности детей

Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

–совместной деятельности взрослого и детей;

–самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде организованной учебной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Организованная учебная деятельность реализуется через интеграцию различных видов деятельности.

Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

Самостоятельная игровая деятельность детей находится под контролем воспитателя, который направляет ее, а иногда и принимает в играх непосредственное участие. Чтобы не допустить переутомления, целесообразно чередовать игры разной подвижности, своевременно переключать детей с одного вида игры на другой. Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.

Предметы ближайшего окружения являются для маленького ребенка источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит активное накопление чувственного опыта ребенка. Игрушки и предметы в средней группе отражают богатство и многообразие свойств, стимулируют интерес и активность.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей – в игре, изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности.

Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

Содержание воспитания и обучения и ожидаемые результаты

Воспитание и обучение детей от 4 до 5 лет направлено на их физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие, укрепление здоровья, формирование основ знаний, умений и навыков.

В средней группе организованная учебная деятельность составляет 14 часов в неделю (в т.ч. 2 часа включает вариативный компонент) по 15-20 минут согласно Типовому учебному плану.

Освоение содержания воспитания и обучения детей данного возраста осуществляется через образовательные области путем их интеграции и обеспечения предметно-развивающей среды.

У детей данного возраста совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Особое значение приобретают дидактические, подвижные и совместные сюжетно-ролевые игры. В процессе игры у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения.

Предметно-пространственная среда группы организуется с учетом возможностей детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Задача воспитателя – создавать положительное эмоциональное состояние детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

Образовательная область «Здоровье»

В данном возрасте у детей возникает интерес к результатам движений, правильности их выполнения, появляется естественность, легкость, ритмичность. Потребность детей в движениях реализуется в подвижных играх, самостоятельной двигательной активности, специально организованных занятиях.

Детей данного возраста упражняют в выполнении различных основных видов движений. Функциональные возможности организма ребенка 4-5 лет, создают реальные предпосылки не только для овладения основными движениями в обобщенном виде, но и для формирования умения выделять элементы движений (направление, скорость, амплитуда), воспринимать и анализировать последовательность выполняемых действий. Поэтому от ребенка можно уже добиваться определенной техники (качества) выполнения движений, развивать такие жизненно важные физические качества, как быстрота, сила, ловкость.

Физические качества (быстрота, ловкость, скорость и др.) взаимосвязаны и совершенствуются при обучении детей любому виду основных движений - прыжки, равновесие, метание, лазание.

Так, прыжки, характеризующиеся кратковременным, но сильным мышечным напряжением, развивают быстроту, умение концентрировать свои усилия. Спецификой упражнений в равновесии является быстрая смена положения тела в пространстве, непривычная поза, уменьшение или увеличение площади опоры при выполнении упражнений, выполнение разных знакомых физических упражнений в разном темпе в соответствии с музыкальным сопровождением.

Утренняя гимнастика продолжается 6-8 минут. Количество ОРУ 7, которые повторяются 7 раз. Продолжительность бега – 20 сек. Непрерывно дети делают 8 прыжков, в чередовании с ходьбой - 3 раза. Для ОРУ могут быть использованы мелкие физкультурные пособия: флажки, кубики, обручи, мячи.

При первоначальном разучивании комплекса ОРУ используется следующий алгоритм преподнесения упражнения: показ и объяснение от начала до конца (счет во время объяснения не используется), далее принятие исходного положения, затем даются указания к выполнению упражнения в определенном направлении (вправо-влево, вниз-вверх и т.д.).

Если упражнение знакомо, алгоритм преподносится следующий:

1.название упражнения;

2.принятие и.п.;

3.направление выполнения.

Таким образом, при проведении утренней гимнастики в средней группе используется показ воспитателя, частичный показ заранее подготовленного ребенка, а также команды и распоряжения при строевых упражнениях.

Образовательная область «Коммуникация»

Для речевого развития детей возраста 4-5 лет характерно активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи, творческой речевой деятельности.

Образовательная область «Коммуникация» дополнена организованной учебной деятельностью (ОУД) «Драма». Действия воспитателя в этой группе направлены на развитие у детей интереса к театральному искусству и активное освоение ими сценических средств выразительности. Для этого воспитатель углубляет знакомство детей с разными видами театрального искусства, знакомит с приемами работы пальчикового (объемного и перчаточного) театра, совершенствует умение детей пользоваться объемными игрушками и плоскостными фигурами.

Перчаточные персонажи в обращении не сложны, поэтому педагогу достаточно показать несколько раз, как дети быстро улавливают особенности работы с ними.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра, новым содержанием наполняются действия с куклами на гапите (деревяный стержень на котором держится кукла). Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр.

Театрализованная деятельность очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностью.

Особенность театрализованной деятельности с детьми средней группы состоит в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на воплощение целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя.

Вначале педагог дает художественное описание того места, где происходит действие (лес, полянка и т.д.) и читает произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, к умению управлять дыханием при воспроизведении текста, к воспроизведению интонации для выражения различных эмоций. Затем восстанавливают последовательность происходящих событий. После распределения роли, побуждает к фантазированию по поводу внешнего вида персонажей, их поведению.

Роль ведущего и руководство детской постановкой, по-прежнему осуществляет сам взрослый. В роли ведущего или организатора можно использовать веселую куклу Айгуль. Айгуль (взрослый с куклой в руке) спрашивает у детей, что нужно подготовить для театрализованной игры, кого из детей они хотят выбрать на ту или иную роль.

Для успешного освоения детьми сценических средств выразительности и развития самостоятельности в поисках приема передачи образа, воспитатель продлагает детям игры-упражнения следующего типа:

-«Попроси игрушку от имени героя: Лисы, Зайца»;

-«Угадай, кто тебя позвал»;

-«Пожалей, приласкай щенка, котика, которые промокли под дождем»;

-«Передай голосом удивление, возмущение» и др.

Помимо выполнения специальных творческих заданий, со второго полугодия детям можно предложить придумать коротенькие сказки, истории, происходящие с их любимыми игрушками. Вначале воспитатель учит детей рассказать, где разворачиваются события, когда, что с героями происходит, чем история заканчивается (обязательно, чтобы герой кого-нибудь спас, вылечил своего товарища). Для развития сюжета необходимо направлять наводящими вопросами.Дети быстро осваивают процесс подобного сочинительства.

Воспитатель привлекает детей к собственному изготовлению атрибутов (интеграция с «Творчеством») для воплощения в образ. Важно избегать цветовых шаблонов (например, если злой-значит цвет серый или черный, а если добрый- то светлый или красный и т.п.). По мере необходимости предоставляет необходимые атрибуты для воплощения в образ.Дети примеряют атрибуты и действуют в них в соответствии с текстом инсценировки.

В ходе спектакля недопустимо делать замечания, корректировать их действия. В заключении спектакля важно достойно представить участников (например, «роли исполняли заслуженный артист Республики Казахстан Марат Ибраев!!!!»).

По окончанию инсценировки весь реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в самостоятельной деятельности.

Образовательная область «Познание»

В работе с детьми среднего дошкольного возраста решается задача расширения знаний детей о ближайшем окружении, постепенного перехода от выделения ярко выраженных качеств и свойств (цвет, форма, величина и т.д.) к установлению более сложных связей и отношений, сущностных характеристик, лежащих в основе первых родовых понятий (игрушки, обувь, одежда, инструменты и пр.). Необходимо научить детей рассматривать предметы, выделяя особенности их строения; пользоваться всеми простейшими способами сенсорного анализа для адекватного их использования в разных видах деятельности (игра, труд, изобразительная деятельность и пр.). Для воспитания бережного отношения к предметному миру нужно помочь ребенку освоить соответствующий словарь, научиться точно и ясно формулировать в речи свои суждения, предположения.

Формирование представления о множестве предметов, состоящих из разного цвета, размера. Учить сравнивать эти предметы, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар (не считая).

В данной возрастной группе у детей продолжают воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным. На основе наблюдений за явлениями природы детей учат устанавливать простейшие связи и зависимости (стало холодно, вода замерзла, превратилась в лед и т.п.). Продолжается формирование конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, о временах года.

Работа по ознакомлению детей с растительным миром направлена на формирование обобщенных представлений об овощах, фруктах, плодовоягодных культурах; об условиях, необходимых для жизни растений (свет, тепло, влага, почва).

Расширяются знания детей о домашних животных и их детенышах, о жизни в природных условиях некоторых видов диких животных.

В течении года уголок природы пополняется новыми растениями и животными, с которыми, как правило, детей знакомят на ОУД. Регулярно проводятся наблюдения за рыбками в аквариуме.

На данном возрастном этапе обогащаются знания детей о комнатных растениях. Воспитатель помещает в уголок природы 2 новых растения, отличающихся от тех, которые уже есть, формой и величиной листьев, строением стебля. Это дает возможность учить детей сравнивать растения по величине, форме и окраске листьев, по цвету, строению стебля.

Весной следует провести ОУД по наблюдению за домашними животными и их детенышами. Воспитатель знакомит детей с особенностями внешнего вида, поведения взрослых животных и малышей. Если нат возможности организовать наблюдения, целесообразно использовать картинки про домашних животных.

При ознокамлении детей с дикими животными также используются картинки диких животных: «Белки», «Зайцы», «Ежи». Вопросы воспитателя должны направлять внимание детей на рассматривание внешнего вида животных. Воспитатель рассказывает о том, где живут звери, как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов.

В данной группе вводится, требующая серьезной подготовки ОУД, экскурсия в природу.

Проводя экскурсии в природу, необходимо учитывать неустойчивость внимания детей, их быструю утомляемость. Поэтому наблюдения в ходе экскурсии надо связывать с практической деятельностью детей, например с игрой (с песком, водой), сбором природного материала.

Работа по ознакомлению детей с природой осуществляется и во внеурочное время – прогулки.

Во время прогулок надо указать на то, что в связи с похолоданием изчезают бабочки и жуки, меньше становится птиц, почти не слышно их голосов. Если есть возможность, надо понаблюдать, как некоторые птицы собираются в стаи, кружат над землей и улетают в теплые страны; объяснить, что, когда наступит весна, эти птицы снова вернутся на родину.

В зимний период года воспитатель обращает внимание детей на то, что солнце светит мало, редко показывается на небе, стало холодно, часто идет снег, дует сильный холодный ветер.

Весной на прогулках у детей закрепляют представление о том, что в это время года солнце светит ярче, чаще появляется на небе, поэтому становится теплее; под влиянием солнечного тепла тают снег и лед, бегут ручьи, появляется зеленая трава, первые весенние цветы.

Необходимо продолжать наблюдение за бабочками, жуками и муравьями, в процессе которых дети усваивают, что жуки могут ползать и летать: бабочки летают, садятся на цветы, пьют из них сладкий сок; муравьи – защитники леса.

Образовательная область «Творчество»

Дети данной возрастной группы отличаются повышенной потребностью участия в жизни взрослых и в открытии своего мира. Педагог помогает ребенку в создании вне ситуативной модели общения на основе изобразительной деятельности через освоение техник и моделирование предметной творческой среды.

В данном возрасте дети переходят от простого копирования (работы по образцу) к выполнению заданий по определенным условиям и по замыслу.

Дети учатся объединять свои индивидуальные работы в общую композицию.

Педагогу следует отказаться от пошагового показа. Сначала необходимо провести полный анализ предстоящей работы, возможен частичный показ малознакомых ее этапов. Затем дети выполняют задание самостоятельно. И только незнакомые операции показываются детям подробно, при этом проговаривается каждый этап выполнения незнакомой работы.

Образовательная область «Социум»

В средней группе проводятся игры и упражнения по развитию у детей опыта по вхождению в социум. Они помогают формированию осознанного отношения, создают предпосылки возможной коррекции личностных затруднений детей дошкольного возраста. Накопление субъективного опыта ребенка осуществляется через участие в специально организованных воспитателем ситуациях: практических и вербальных. Ситуации практического плана непосредственно включают детей в решение конкретных жизненных проблем, активное проявление интереса к окружающему миру, самому себе, а также заботливого, доброго и справедливого отношения к взрослым и сверстникам. Во всех ситуациях задача воспитателя состоит в том, чтобы эмоционально увлечь детей, раскрыть потенциал каждого ребенка, акцентировать внимание на результатах деятельности, приносящих радость и удовлетворение окружающим.

К ситуациям практического плана также относятся ситуации, специально ориентированные на восприятие, оценку и воспроизведение детьми различных эмоциональных состояний и чувств. В подобных ситуациях дети участвуют в имитационных играх, театральных этюдах, играх-драматизациях, в процессе которых они учатся передавать разное эмоциональное состояния, регулировать эмоциональные реакции, находить эмоционально оправданный выход из возникших обстоятельств.

Дети познают названия базовых эмоций и их производных, раскрывают уникальность каждого отдельно взятого человека (его характерные особенности, предпочтения, увлечения и т.д.), находят сходства и различия между полами (мальчик, девочка) и всеми людьми, осознают что они могут испытывать разные чувства: радость, грусть, дружбу, злобу, страх и т.д. Дети должны уметь передавать различное эмоциональное состояние, реакции, находить оправданный выход из возникшей ситуации. Соблюдать нормы и правила безопасности, уметь бережно относиться к окружающей природе.

Все вышеуказанные навыки и умения ребенок познает через организованную учебную деятельность на экологии, ознакомлении с окружающим мирои, художественной литературе, а так же через игровую и трудовую деятельность в процессе режимных моментов.

Организация игровой деятельности

В среднем дошкольном возрасте дети в игре объединяются в группы, появляются ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры

Особого внимания воспитателя требуют игры с новым содержанием. Важно, с одной стороны, поддержать интерес детей к игре, с другой – направить их общение.

Дети этого возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие – по 6-7 человек – группы на основе личных симпатий, привязанностей.

В формировании у дошкольников умения самостоятельно рапределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны такие приемы, как раскрытие перед детьми лучших, положительныъх качеств каждого ребенка, поддержка его предложений, а также создание практических ситуаций, где бы дети могли проявить чувство ответственности за выполнении роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения.

Если на одну роль претендуют несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь так, чтобы по возможности были удовлетворены все заявки.

Исходя из особенностей развития игры, в средней группе методы руководства должны быть направлены на обогащение детей впечатлениями, знаниями о событиях, происходящих в нашей стране, о социальной сущности коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу.

Подвижные игры

Подвижная игра проводится в основной части организованной учебной деятельности (ОУД) и содержит движения, освоенные детьми ранее. Одна и та же игра может повторяться в ряде ОУД. Чтобы поддержать интерес детей, воспитатель может внести в нее некоторые изменения, дополнения (в сюжете, атрибутах, правилах, движениях). Следует приучать детей действовать совместно, в соответствии с сигналом, выполнять роль ведущего, соблюдать правила.

Дидактические игры

Для детей в возрасте от 4 до 5 лет характерны большая устойчивость внимания, произвольность запоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети начинают различать довольно сложные формы предметов. У них увеличивается запас слов, развивается мышление. Дети овладевают умением группировать предметы не только по внешним признакам, но и по качеству, по назначению, устанавливать простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

Учитывая эти возрастные особенности, воспитатель отбирает дидиактические игры, в которых закрепляются, уточняются знания детей о свойствах предметов, их назначении.

Организация трудовой деятельности

Самообслуживание

Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самоопслуживанию является оценка деятельности детей, поощрение их успехов.В этом возрасте у детей начинает проявляться стремление научить сверстника тому, что умеет сам. Воспитателю нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимопомощи.

Хозяйственно-бытовой труд

В средней группе усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Если в младшем возрасте дети постигали отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают кукольную одежду и т.д.).

Хозяйственно-бытовой труд детей дошкольного возраста можно организовывать в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, приучая их поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. При этом нужно постоянно доводить до сознания детей, что сделанная работа нужна не только для него, но и для его сверсников, для малышей, для взрослых. Это дает возможность еще раз подчеркнуть общественную значимость труда.

Труд в уголке природы

В течение всего года дети, выполняя ежедневные поручения воспитателя, принимают участие в уходе за комнатными растениями и животными уголка природы. Приобщая детей к труду в уголке природы, воспитатель должен объяснить им трудовые действия: «Сначала я вынимаю из клетки у птички кормушку и поилку, мою их, насыпаю свежего корма, наливаю чистой воды. Затем вынимаю поддон, промываю его теплой водой, протираю тряпкой, застилаю клеенкой. Вот мы и убрали в клетке.»

Нужно периодически осматривать вместе с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения.

В процессе труда следует привлекать внимание детей к особенностям внешнего вида растений, поведения животных, учить наблюдать за ними. Все это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям и животным.

Труд в природе

В начале учебного года детей средней группы необходимо познакомить с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями и животными.

Осенью нужно показать, как взрослые заботятся о деревьях и цветах (собирают сухие опавшие листья, производят посадку новых деревьев и кустарников, собирают семена цветов).

В течение всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это нужно делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы они поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям.

Весной следует организовать наблюдение детей за первичной перекопкой земли в огороде и цветнике, затем за обрезкой веток деревьев и кустарников, за посадкой зеленых насаждений в сквере.

Летом дети должны принять участие в уходе за овощами. Прополка, рыхление, подкормка производятся воспитателем, а дети уносят с дорожек сорную траву, посыпают песком междурядья, собирают урожай. Необходимо учить их бережно обращаться с посевами и посадками, беречь оборудование.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.