Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности освоения отдельных тем





Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...4

1. УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………...7

1.1. Общие сведения…………………………………………………7

1.2. Особенности освоения отдельных тем………………………..8

2. УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ…………………………………………………………18

2.1. Общие сведения………………………………………………..18

2.2. Особенности освоения отдельных тем……………………….19

3. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………….89

4. УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕКУЩЕМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ…………………………...94

4.1. Общие сведения………………………………………………..94

4.2. Текущий контроль знаний в форме индивидуальных опросов……………………………………………………………...95

4.3. Текущий контроль знаний в форме проверки контрольной работы обучающихся (для заочной формы обучения)………….96

4.4. Итоговый контроль знаний в форме экзамена………………99

4.5. Итоговый контроль знаний в форме зачёта...............................................................................................103

5. ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ..………………………………………………………107


ВВЕДЕНИЕ

Предмет дисциплины

Предметом изучения дисциплины являются правовые и организационные основы регулирования комплекса общественных отношений, связанных с осуществлением муниципального управления и местного самоуправления в современной России, а также изучение отдельных аспектов зарубежного опыта реализации муниципальной власти и ретроспективный анализ истории организации власти на местах в условиях дореволюционной России и СССР.

Цель и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся целостного представления и знаний о предмете, системе и источниках муниципального права как комплексной отрасли российского права, а также общих принципах и основах организации и функционирования местного самоуправления в Российской Федерации, получение теоретических знаний, практических умений, навыков и/или опыта деятельности по применению нормативно-правовых актов, регулирующих местное самоуправление как специфический, демократический, публично-правовой институт.

 

Основные задачи изучения дисциплины:

- рассмотреть предмет и особенности муниципального права как комплексной отрасли российского права;

- рассмотреть понятие, основные признаки и сущность местного самоуправления в системе народовластия;

- проанализировать основные принципы организации местного самоуправления;

- рассмотреть особенности правовой, территориальной, организационной, компетенционной и финансово-экономической основ местного самоуправления;

- рассмотреть основные проблемы организации местного самоуправления и существующие правовые механизмы их решения на современном этапе муниципальной реформы.

 

Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина является обязательной для обучающихся 2 курса очной и 3 курса заочной формы обучения по направлению 40.03.01 «Юриспруденция», а также для обучающихся 3 курса очной и 4 курса заочной формы обучения по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

 

В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен знать:

- специальную терминологию, связанную с изучением дисциплины «Муниципальное право»;

- виды и уровни правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации;

- нормативные правовые акты, регламентирующие муниципально-правовые отношения в РФ;

- правовой статус участников муниципально-правовых отношений.

- нормативные правовые акты, регламентирующие компетенцию местного самоуправления;

- права органов местного самоуправления, комплекс их полномочий.

 

В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен уметь:

- самостоятельно работать с нормативными правовыми актами, регулирующими муниципально-правовые отношения в Российской Федерации. Осуществлять их правовую экспертизу;

- правильно толковать нормы, регулирующие муниципально-правовые отношения, и применять их к конкретным практическим ситуациям;

- правильно толковать правовые нормы, регулирующие компетенцию местного самоуправления;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам правового регулирования компетенции местного самоуправления.

В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен иметь навыки и/или опыт деятельности:

- самостоятельного применения полученных знаний о правовом регулировании муниципально-правовых отношений на практике;

- применения самостоятельно полученных знаний о правовом регулировании компетенции местного самоуправления;

- разработки документов в сфере правового регулирования предметов ведения муниципальных образований;

- подготовки квалифицированных юридических заключений и консультаций по вопросам правового регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации;

- подготовки документов в сфере правового регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации.

 

Изучение учебной дисциплины должно начинаться прежде всего с изучения рабочей программы данной дисциплины.

Освоение дисциплины предполагает рассмотрение основной части теоретического материала в ходе лекционного курса, анализ комплекса необходимых нормативных правовых актов и изучение рекомендованной специальной литературы, а также закрепление практических навыков на практических занятиях при активной самостоятельной работе обучающихся.

 

 

УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общие сведения

Лекция является важнейшей формой усвоения теоретического материала, ведь при непосредственной контактной работе преподавателя с обучающимися во время аудиторных занятий он может ответить на любой вопрос, возникающий у слушателей во время восприятия лекционного материала. Особое значение в этой связи приобретают комментарии, данные преподавателем по основным теоретическим и практическим вопросам изучаемой дисциплины, а также комментарии, разъясняющие мотивы и интенсивность изменения действующего в рассматриваемой сфере законодательства, особенности государственной политики, регулирующей комплекс анализируемых общественных отношений. Часто преподаватель дает на лекции самую актуальную информацию, которую обучающийся не всегда может получить самостоятельно. Кроме указанных объективных причин, требующих от обучающегося посещения лекций, можно отметить и субъективные причины. Посещение лекций является одним из важнейших факторов, характеризующих отношение обучающихся к учебному процессу в целом и к освоению данной дисциплины в частности. А при текущем и итоговом контроле знаний удельный вес субъективных критериев у каждого преподавателя довольно высок.

Следует помнить, что лекция – это не монолог преподавателя, а обучающиеся, присутствующие на этом мероприятии – не пассивные наблюдатели. Лекция всегда предполагает сочетание монолога преподавателя с обсуждением темы в формате «вопрос-ответ». Ведь вопросы, заданные лектору по изучаемой теме, помогут лучше разобраться в ней не только обучающемуся, непосредственно задающему тот или иной вопрос, но и всей остальной слушающей аудитории.

Несмотря на то что каждому обучающемуся предоставляется доступ к широкому кругу рекомендованной учебной и научной литературы, комплексу нормативных правовых актов, полезным для обучения Интернет-ресурсам и компьютерным презентациям лекционного материала, всем обучающимся рекомендуется делать конспекты лекций, в которых необходимо фиксировать наиболее важные моменты, связанные с освоением того или иного теоретического вопроса.

Чтение лекций должно осуществляться в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины и календарным планом, разрабатываемым ведущим преподавателем данного учебного курса.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Практические занятия – это вид учебных занятий, ориентированный на практическое усвоение материала с помощью решения задач, моделирования практических ситуаций, совместной работы обучающихся в мини-группах.

Обучающая функция практических занятий заключается в освоении обучающимися практических навыков всестороннего рассмотрения спорных ситуаций, связанных с организацией муниципального управления и местного самоуправления в современной российской действительности и основанных на реальной практике правоприменения.

Развивающая функция практических занятий реализуется через ориентацию обучающихся на самостоятельное решение отдельных проблем муниципально-правового характера, основанных на реалиях современной действительности с помощью специальных правовых, организационных и аналитических методов и инструментов.

Воспитательная функция практических занятий заключена в тесном контакте преподавателя с каждым обучающимся, позволяющем максимально эффективно воздействовать на мировоззрение обучающегося, на формирование у него навыков культуры общения, понимания муниципально-служебной и корпоративной этики.

Организующая функция практических занятий предусматривает управление самостоятельной работой обучающихся как в процессе аудиторных занятий, так и после них. В ходе практических занятий осваиваются приемы анализа законодательства о правовых, территориальных, организационных, компетенционных и финансово-экономических основах отечественного местного самоуправления, которые создают базис для дальнейшей самостоятельной работы обучающихся, формирование навыков их исследовательской деятельности для генерации новых знаний посредством использования широкого спектра различных информационных ресурсов.

Цель практических занятий по дисциплине «Муниципальное право» заключается в анализе обучающимися основ законодательства по всем вопросам, вынесенным на изучение в соответствии с рабочей программой курса; обучении их умению находить ответы на вопросы, поставленные преподавателем, пользуясь нормами права, анализировать полученные результаты; проведении контроля самостоятельной работы обучающихся по освоению курса; привитии навыков профессиональной деятельности.

Основными структурными элементами практических занятий являются:

- обсуждение преподавателем совместно с обучающимися темы каждого конкретного занятия с пояснением ее взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью;

- освоение методов решения правовых задач;

- самостоятельное решение правовых задач;

- консультации преподавателя во время занятий;

- обсуждение и оценка полученных результатов;

- письменный или устный отчет обучающихся о выполнении заданий;

- текущий контроль знаний.

Проведение практических занятий должно осуществляться в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины и календарным планом, разрабатываемым ведущим преподавателем курса.

 

Исторические документы

1. О губернских и уездных земских учреждениях: положение утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г. // Полн. собр. законов Российской империи. Собр. 2. Т. XXXIX, № 40457. [Электронный ресурс] Интернет-портал. Электрон. дан. URL: http://historydoc. edu.ru/ catalog.asp? cat_ob_no= &ob_no =14334.

2. Городовое положение: утверждено Указом Александра II от 16 июня 1870 г. // Хрестоматия по истории России: с древнейших времен до наших дней / А.С. Орлов [и др.]. – М.: Проспект, 1999. – 592 с.

3. Положение о губернских и уездных земских учреждениях: утверждено указом Александра III 12 июня 1890 г. // Полн. собр. законов Российской империи. Собр. 3, Т. X, отд-ние 1, № 6927. [Электронный ресурс] Интернет-портал. Электрон. дан. URL:http://consti­tutions.ru/archives/4968.

4. Городовое положение: утверждено Указом Александра III от 11июня 1892 г. // Полн. собр. законов. Собр. 3. Т. XII, № 8708. [Электронный ресурс] Интернет-портал. Электрон. дан. URL: http:// www. hist.msu.ru/ER/Etext/ grd1892.htm.

5. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: принята V Всерос. Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. – [Электронный ресурс] URL: http://constitution.garant.ru/ his-tory/ ussr-rsfsr/1918.

6. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г.: принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г. [Электронный ресурс] Интернет-портал. Электрон. дан. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978.

7. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: закон СССР от 9 апреля 1990 г. // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. – 1990. – № 16. – Ст. 267.

8. О местном самоуправлении в РСФСР: закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – № 29. – Ст. 1010.

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ: в ред. федер. закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 35. – Ст. 3506 (утратил силу).

 

Основная литература

1. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. пособие / И.А. Алексеев, Б.Б. Адамоков, Д.С. Белявский, М.С. Трофимов.– М.: ИНФРА-М, 2017. – 254 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=546542;

2. Муниципальное право: Практикум для бакалавров / Отв. ред. В.В. Комарова, В.И. Фадеев. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 160 с. Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2.php?book=537939;

3. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата / Отв. ред. Г. Н. Чеботарев. – М.: Норма: ИНФРАМ, 2017. – 416 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=850749;

4. Соловьев, С.Г. Муниципальное право России: практикум: учебное пособие / Соловьев С.Г. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 158 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book =546542.

5. Шугрина, Е.С. Муниципальное право: Учебник / Е.С. Шугрина. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 576 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=444790.

 

Дополнительная литература

1. Авакьян, С.А. Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. – 2015. - № 10. – С. 5-11.

2. Азовкин, И.А. Местные Советы в системе органов власти / И.А. Азовкин. – М.: Юрид. лит., 1971. – 272 с.

3. Барабашев, Г.В. Советское строительство / Г.В. Барабашев, К.Ф. Шеремет. – М.: Юрид. лит., 1988. – 560 с.

4. Барышкова, К.В. История государственного управления и муниципального самоуправления России: учеб. пособие / К.В. Барышкова, А.А. Подсумкова. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 224 с.

5. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства / Л.А. Велихов. – М.: Наука, 1996. – 480 с.

6. Говорёнкова, Т.М. Читаем Велихова вместе / Т.М. Говорёнкова. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. – 322с.

7. Возьмитель, А.А. Социальные факторы становления системы местного самоуправления в России / А.А. Возьмитель, П.И. Куконков // Власть. – 2014. - № 9. – С. 89-93. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-faktory-stanovleniya-sistemy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii;

8. Гарькавченко, О.Ю. Непосредственная демократия как форма осуществления местного самоуправления: некоторые вопросы теории / О.Ю. Гарькавченко // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 35. – 2012. – С. 1-11. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/neposredstvennaya-demokratiya-kak-forma-osuschestvleniya-mestnogo-samoupravleniya-nekotorye-voprosy-teorii;

9. Горбатюк, Е.С. Основные теории местного самоуправления: аналитический обзор / Е.С. Горбатюк // Вестник СПбУ. Серия 6: Политология. Международные отношения. – 2015. – Вып.1. – С. 21-27. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ osnovnye-teorii-mestnogo-samoupravleniya-analiticheskiy-obzor;

10. Земское самоуправление в истории России: К 150-летию земской реформы: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 22-23 мая 2014 г.). – М.: СПб.: ИРИ РАН; Центр гуманитарных инициатив, 2015. – 253, [3]с.

11. Кашапова, Н.Р. Право граждан на местное самоуправление / Н.Р. Кашапова // Международный научный журнал «Символ науки». – 2017. - №1. – С. 144-146. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/pravo-grazhdan-na-mestnoe-samoupravlenie;

12. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. И.В. Бабичева, Е.С. Шугриной – М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М,2015 - 672с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=513636;

13. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. Л. П. Жуковской, 2016. Режим доступа: Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».

14. Кузнецова, М.А. О системе муниципальных правовых норм. / М.А. Кузнецова // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2016. - №4. – С. 64-69. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article /v/

o-sisteme-munitsipalnyh-pravovyh-norm;

15. Мицык, Г.Ю. Форма осуществления власти органами местного самоуправления / Г.Ю. Мицык // Концепт. – 2015. – № 12. – С. 1-6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/

forma-osuschestvleniya-vlasti-organami-mestnogo-samoupravleniya;

16. Муниципальное право России: учебник для академического бакалавриата / Под ред. А.Н. Кокотова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 567 с.;

17. Мухаметов, Р.С. Местное самоуправление в России: основные этапы развития / Р.С. Мухаметов // Вопросы управления. – 2015. - № 5. – С. 36-41. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/mestnoe-samoupravlenie-v-rossii-osnovnye-etapy-razvitiya;

18. Петухов, Р.В. Местное самоуправление: опыт теоретического осмысления А.И. Васильчиковым и современные реалии / Р.В. Петухов // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2011. - №3. – С. 89-106. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/v/mestnoe-samoupravlenie-opyt-teoreticheskogo-osmysleniya-a-i-vasilchikovym-i-sovremennye-realii;

19. Постовой, Н.В. Муниципальное право России: учебник. / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор. – М.: Юриспруденция, 2016. Режим доступа: Справ.-прав. система «КонсультантПлюс»;

20. Соловьев, С.Г. Спорные вопросы системы идеалов современного местного самоуправления / С.Г. Соловьев // Юридическая наука. – 2015. - №2. – С. 36-43. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/spornye-voprosy-sistemy-idealov-sovremennogo-mestnogo-samoupravleniya;

21. Тимофеев, Н. С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 176 с.

22. Чаннов, С.Е. Муниципальное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С.Е. Чаннов. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 326 с.

23. Чиркин, В.Е. Основы конституционного строя как фактор устойчивого развития России / В.Е. Чиркин // Актуальные проблемы экономики и права. – 2015. - №1. – С. 114-118. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-konstitutsionnogo-stroya-kak-faktor-ustoychivogo-razvitiya-rossii;

24. Шугрина, Е.С. Понятие права на осуществление местного самоуправления / Е.С. Шугрина // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2008. - № 2. – С. 131-146. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-prava-na-osuschestvlenie-mestnogo- samoupravleniya;

25. Шустов, В.Г. Основные модели местного самоуправления / В.Г. Шустов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2011- №2. – С. 287-296. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-modeli-mestnogo-samoupravleniya;

26. Шустов, В.Г. Теории местного самоуправления – политологический контекст / В.Г. Шустов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2013. - № 2. – С. 244-250. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/teorii-mestnogo-samoupravleniya-politologicheskiy-kontekst;

27. Ягуткин, С.М. Зарубежный опыт местного самоуправления и возможность его применения в современной России / С.М. Ягуткин, Е.С. Ягуткина // Научные ведомости. Серия: Философия, Социология. Право. – 2012. - №14. – С. 233-239. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/zarubezhnyy-opyt-mestnogo-samoupravleniya-i-vozmozhnosti-ego-primeneniya-v-sovremennoy-rossii.

 

Тема 3. Функции и основные принципы организации местного самоуправления

 

Цели: 1) уяснение сущности функций местного самоуправления как приоритетных направлений муниципальной деятельности; 2) ознакомление с широким спектром функций местного самоуправления и особенностями каждой из них; 3) ознакомление с многообразием классификаций принципов местного самоуправления; 4) понимание сущности и специфики основных принципов местного самоуправления; 5) выявление закономерности внутрисистемных связей в единой системе данных принципов.

Задачи: 1) выявить полученный уровень знаний обучающихся по вопросам программы; 2) применить усвоенный обучающимися материал при решении практических задач и выполнении заданий.

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие и перечень функций местного самоуправления:

- обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

- управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного самоуправления;

- обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

- обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований;

- охрана общественного порядка;

- представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.

2. Понятие, разнообразие классификаций и формулировок принципов организации местного самоуправления:

- принцип самостоятельности местного самоуправления;

- принцип организационной обособленности органов местного самоуправления от органов государственной власти;

- принцип невмешательства государственной власти в деятельность местного самоуправления;

- принцип обязательности наличия выборных органов в системе органов местного самоуправления;

- принципы неподчиненности одного муниципального образования другому в рамках двухуровневой организации муниципальной власти;

- принцип эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

- принципы субсидиарности и гарантированности местного самоуправления;

- принцип ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением и государством;

- принципы гласности и законности;

3. Необходимо объяснить закономерность внутрисистемных связей в единой системе основных принципов организации местного самоуправления в РФ.

Перечень тем докладов

1. Реализация функции охраны общественного порядка на территории муниципальных образований в современной российской действительности.

2. Муниципальная милиция (полиция): перспективы создания и основные направления деятельности.

3. Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления: законодательное закрепление и проблемы реализации.

4. Эволюция идей самостоятельности муниципального управления и самоуправления:

- в дореволюционной России;

- после Революции 1917 года;

- во времена существования СССР;

- после распада СССР.

Рекомендуемая литература по теме

В его осуществлении

 

Тема 7. Формы непосредственного осуществления населением

местного самоуправления

Цели: 1) ознакомление с широким спектром форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, закрепленным в действующем законодательстве; 2) уяснение понятия, значения и особенностей каждой из этих форм; 3) ознакомление с процедурными механизмами реализации каждой из этих форм.

Задачи: 1) выявить полученный уровень знаний обучающихся по вопросам программы; 2) применить усвоенный обучающимися материал при решении практических задач и выполнении заданий.

 

Контрольные вопросы

1. Общая характеристика форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

2. Местный референдум (понятие и значение, порядок инициирования и назначения местного референдума, порядок определения результатов голосования, вопросы, которые не могут быть вынесены на местный референдум).

3. Муниципальные выборы (понятие и виды избирательных систем, применяемых на муниципальном уровне власти; порядок назначения муниципальных выборов, порядок выдвижения и регистрации кандидатов, определение результатов выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования).

4. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (основания и порядок выдвижения инициативы отзыва, назначения голосования по отзыву, порядок определения результатов голосования).

5. Голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования.

6. Сход граждан (понятие и значение, порядок подготовки и проведения схода граждан, принятия решений).

 

Перечень тем докладов

1. Специфика правового регулирования и организационные механизмы голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

2. Порядок подготовки и проведения схода граждан.

Рекомендуемая литература по теме

Самоуправления

 

Тема 16. Понятие и система гарантий местного

самоуправления

Цели: 1) понимание сущности и значения гарантий местного самоуправления; 2) ознакомление с существующей системой гарантий местного самоуправления в РФ; 3) ознакомление с проблемами практической реализации отдельных гарантий местного самоуправления в РФ.

Задачи: 1) выявить полученный уровень знаний обучающихся по вопросам программы; 2) применить усвоенный обучающимися материал при решении практических задач и выполнении заданий.

Контрольные вопросы

1. Понятие и система гарантий местного самоуправления. Общие и специальные (юридические) гарантии.

2. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

3. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления.

4. Виды контроля и надзора за органами местного самоуправления и их должностными лицами.

5. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.

6. Основания для принятия решения о временном осуществлении полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти, порядок их осуществления.

7. Временная финансовая администрация.

 

Перечень тем докладов

1. Общественный контроль в сфере местного самоуправления: теория и практика.

2. Судебная защита местного самоуправления в РФ.

3. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.

4. Прогрессивный зарубежный опыт правового регулирования и предоставления эффективной системы гарантий местного самоуправления.

 

Рекомендуемая литература по теме

УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Полноценное получение высшего образования невозможно без приложения серьезных личных усилий к освоению образовательных программ, без целенаправленной, кропотливой самостоятельной работы обучающихся над изучением дисциплины, опирающеся на рекомендации преподавателя. Рациональное сочетание системного, логически верного лекционного курса, информационно-насыщенных, увлекательных практических занятий со стимулированием скрупулёзной самостоятельной проработки обучающимися каждой изучаемой ими темы – залог качественного высшего образования. Увлечённость процессом обучения, активное стремление обучающегося к освоению учебной дисциплины «Муниципальное право», к выполнению рекомендаций преподавателя, эффективное, рациональное, грамотное изучение широкого спектра рекомендованной литературы и стремление на более глубоком уровне разобраться в муниципально-правовой проблематике, безусловно, приведёт обучающегося к высоким результатам. Такая деятельность будет способствовать профессиональному становлению будущего юриста, муниципального служащего или иного должностного лица местного самоуправления, его самодисциплине, формированию в его характере таких качеств, как ответственность, трудолюбие, организованность, стремление к самообразованию (которое необходимо каждому человеку на протяжении всей его карьеры) и навыков правильной организации этого процесса.

Основными видами самостоятельной работы при изучении дисциплины «Муниципальное право» являются:

- самостоятельная подготовка обучающихся к практическим занятиям через проработку лекционного материала по каждой теме изучаемого курса;

- самостоятельное изучение тем теоретического курса, не вошедших в лекционный материал, с использованием рекомендованной учебной и научной литературы, широкого спектра нормативных правовых актов;

- самостоятельная подготовка к практическим занятиям: на основе изучения большого количества информационных материалов;

- систематизация знаний путем проработки пройденных лекционных материалов по конспекту лекций, учебникам и пособиям на основании перечня экзаменационных вопросов или вопросов к зачёту, тестовых вопросов по материалам лекционного курса и базовых вопросов по результатам освоения тем, вынесенных на практические занятия, приведенных в изучаемой учебной литературе;

- подготовка к текущему и итоговому контролю знаний;

- самостоятельное решение ситуационных задач по заранее освоенным алгоритмам;

- выполнение контрольной работы (для обучающихся на заочном отделении).

Таким образом, самостоятельная работа обучающихся является важнейшим компонентом получения полноценного высшего образования. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени.

Обучающимся, заинтересованным в глубоком понимании учебной дисциплины «Муниципальное право», предлагаются следующие рекомендации, которые помогут им грамотно организовать процесс самостоятельной работы, чтобы данная деятельность была эффективной.

1. Рекомендуется с самого первого занятия настроиться на серьезный подход к изучению этой дисциплины.

2. Изучение данной отрасли права предполагает обязательную работу обучающихся с нормативными правовыми актами, а также с рекомендованной основной и дополнительной литературой.

Обучающимся следует ознакомиться не только с законодательными актами федерального и регионального уровня, но и с муниципальными правовыми актами, принимаемыми непосредственно органами местного самоуправления.

Изучение правоотношений, входящих в предмет отрасли «Муниципальное право», предполагает постоянную работу с юридическими изданиями (учебниками, учебными пособиями, материалами периодической печати и т.п.). В учебнике приводятся и объясняются основные понятия и факты; освещаются дискуссионные вопросы, публикуются ссылки на научно-исследовательские работы ведущих учёных-муниципалистов и государствоведов, содержащие более детальные исследования муниципально-правовой проблематики. При чтении учебной литературы обучающийся обязательно должен обращать своё внимание на такие ссылки и стремиться ознакомиться хотя бы с малой частью этой научной литературы. Такое стремление обучающегося, безусловно, будет способствовать расширению его профессиональных знаний и кругозора. Независимо от вида учебника, работа с ним должна происходить в течение всего семестра, а его материал распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Положительный эффект дает чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Обучающийся, заранее ознакомившийся с темой лекционного занятия по учебнику, воспринимает и запоминает основные положения лекции намного быстрее и ему легче задавать преподавателю уточняющие вопросы.

При ознакомлении с каким-либо разделом учебника рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора, обращая своё внимание на наиболее сложные аспекты. Весьма позитивной практикой является составление по ходу изучения материала личного мини-конспекта, в том числе в виде блок-схем. При вторичном чтении учебного материала целесообразно акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы, письменно зафиксировав наиболее сложные для понимания аспекты и сформулировать уточняющие вопросы, чтобы, проконсультировавшись с преподавателем, восполнить возникший пробел. Не стоит стесняться в ходе лекционного и практического занятия задавать преподавателю уточняющие вопросы по изучаемой тематике. Наоборот, общение обучающихся с преподавателем в формате «вопрос-ответ» способствует развитию у обучающихся коммуникативных навыков и умений ведения профессионального диалога.

В связи с высокой интенсивностью изменения отечественного законодательства в сфере организации и функционирования местного самоуправления обучающимся рекомендуется регулярно просматривать такие научные журналы, как, например, «Государство и право», «Журнал российского права», «Конституционное и муниципальное право», «Государственная власть и местное самоуправление», «Практика муниципального управления», «Муниципальная власть», «Местное право» и другие.

Если обучающийся ежемесячно будет посещать университетскую библиотеку, иные библиотеки с целью просмотра новых номеров печатных периодических изданий, выбирая и изучая научные статьи, тематика которых входит в сферу его исследовательского интереса, то такая практика будет способствовать более интенсивному развитию его профессионального кругозора, будет облегчать процесс обучения и повышать уровень эффективности этого процесса.

3. Работа с конспектами лекций.

Уважаемые обучающиеся! Знакомство с университетской системой образования происходит уже на первой лекции, где от вас требуется не просто внимание, но и самостоятельное, логически верное и грамотное оформление конспекта. Можно дать несколько общих советов по конспектированию лекций и дальнейшей работе с записями.

1. Не забывайте, что ваш конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать возможности «зрительной» памяти), поэтому он должен быть аккуратным и структурированным: выделяйте заголовки и план каждой лекции, отделяйте один вопрос от другого, соблюдайте абзацы, подчеркивайте термины.

2. При прослушивании лекции обращайте внимание на интонацию лектора и вводные слова «таким образом», «итак», «необходимо отметить» и т.п., которыми он акцентирует ваше внимание на наиболее важный аспектах объясняемой темы. Не забывайте отражать это в своём конспекте.

3. Не пытайтесь записывать каждое слово лектора, иначе потеряете основную нить изложения и начнете писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Постарайтесь вначале понять ее, а затем записать, используя сокращения.

4. При письменной фиксации лекционного материала возможно использование собственной системы сокращений, аббревиатур и символов, удобной для вашего индивидуального восприятия (но не забудьте сделать словарь, иначе существует угроза не расшифровать текст).

5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно делать дополнительные заметки.

6. Подготовка к каждому практическому занятию должна начинаться именно с изучения лекционного материала по соответствующей теме.

4. Для полного усвоения учебной дисциплины «Муниципальное право» необходимо регулярно посещать практические занятия.

Общение обучающегося с преподавателем при необходимости и в ходе самостоятельной работы может осуществляться по электронной почте, адрес которой преподаватель должен дать обучающимся на первом же занятии.

Обучающиеся всех форм обучения самостоятельно изучают все т<







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.