Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Индивидуальный бланк ответов





Дата:

 

С выска-зыванием полностью согласен

(5 баллов)

 

С выска-зыванием больше согласен,

Чем

Не согласен

(4 балла)

Ни «да»,

ни «нет» - нечто среднее;

(3 балла)

С выска-зыванием больше

Не согласен,

Чем согласен

(2 балла)

С выска-зыванием полностью

Не согласен

(1 балл)

1. Данный предмет мне интересен

 

2. Мне нравится как преподает учитель

 

3. Предмет заставляет меня думать

 

4. Я могу применять в жизни знания по этому предмету.

 

5. Я получаю удовольствие при изучении предмета

 

6. Знания по предмету позволяют мне больше узнать об окружающем мире

 

7. Я принимаю участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях по этому предмету.

 

8. Знания по этому предмету понадобятся мне в моей будущей профессии.

 

9. На уроках по этому предмету я часто отвечаю, выступаю с докладами, работаю в группе.

 

10. Для меня на уроках по этому предмету важнее узнавать, понимать, разбираться в материале, чем получать отметки.

 

Итого:

 

 

Обработка результатов:

Все баллы суммируются. Общее количество баллов позволяет сделать вывод об уровне развития мотивации к изучению предмета.

Интерпретация результатов:

41 – 50 баллов – очень высокая мотивация к изучению предмета

31 – 40 - баллов – высокая мотивация к изучению предмета

21 - 30 баллов – средняя мотивация к изучению предмета

11 - 20 баллов - низкая мотивация к изучению предмет

Лайд 1

Использование ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках географии и во внеклассной деятельности

Горяйнова Я.О.учитель географии высшей категории МБСОУ СКОШ № 34

Слайд 2

Личность – звено между мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).

Когда ученик говорит: “Мне тогда все понятно, когда интересно”, значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка?

Слайд 3

Через самостоятельность и активность? Через поисковую деятельность на уроке и дома? Через создание проблемной ситуации и разнообразие методов обучения? А может через новизну материала, эмоциональную окраску урока?

Слайд 4

Урок есть и остаётся основной формой получения знаний. Провести урок на современном этапе стало намного сложнее и труднее, чем это было 20 лет назад. В чём дело?

Современный ученик стал другим - много знающим: это я видел, это я слышал, это я читал и т.д. Современный ученик получает огромный поток информации вне школы, вне урока. Учитель в какой-то степени перестал быть для учеников первоисточником получения знании. Вследствие этого, и других факторов, интерес к учебному процессу со стороны некоторых учащихся снижен. Становиться всё трудней и труднее вовлечь их в учебный процесс, в формировании знаний. Школьников заставляют учиться все - учителя, родители, родственники, но желания от этого у детей не прибавляется. А учитель обязан дать знания всем учащимся, развивать их способности, склонности.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе вообще и в том числе к предмету география. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся.

Поэтому, как учитель ставлю перед собой цель – повышать мотивацию учащихся в учебной деятельности, активизировать познавательную деятельность. А как повысить интерес? Необходимо доказать значимость предмета - это один из немногих школьных предметов тесно связанных с жизнью. Мы живём среди процессов и явлений природы. И сегодня доказывать значимость предмета стало намного проще с внедрением новых компьютерных технологий в процесс обучения. Урок приобрёл иную форму, он стал более насыщен, иллюстрирован, интересен, познавателен, результативен и живым.

Готовясь к урокам, я определила для себя, что одной из важнейших составляющих успешного обучения является использование ИКТ. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

География - это предмет, где ИКТ, особенно презентации, можно использовать практически на каждом уроке. Компьютерную презентацию можно использовать как в течение всего урока, так и на отдельном этапе.

На своих уроках я использую компьютер на разных этапах обучения:

- как источник учебной информации;

- при объяснении нового учебного материала;

- при повторении и закреплении изученного материала;

- при проведении практических работ;

- как наглядное пособие;

- как механизм самоподготовки и инструмент для индивидуальной работы;

- как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.

Слайд 5

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности учащихся;

- формирует активную жизненную позицию.

В своей практической деятельности при изучении новой темы я использую мультимедийные электронные учебники: виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» (видеофрагменты с комментариями диктора, яркие фотоматериалы, всевозможные географические карты, краткий четкий текстовой материал, графики, таблицы), интерактивные наглядные пособия, цифровые образовательные ресурсы и др. На таких уроках теоретический материал представляется в доступной, наглядной форме. Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране землетрясения, разрушительного цунами и т.д.

В познании явлений природы нашей Земли компьютер становится и для учителя, и для ученика главным помощником в образовательном процессе.

В 6 классе электронные презентации позволяют иллюстрировать изучаемый материал, расширять кругозор учащихся, мотивировать их на изучение предмета. И это притом, что на изучение практически каждой темы выделяется чаще всего не более одного урока и за отведенное время необходимо освоить новые понятия и термины, понять суть изучаемого материала и закрепить материал.

Слайд 6,7

Так, при изучении темы «Вулканы», можно в презентации показать виды разных вулканов - действующих и потухших, показать внутреннее строение вулкана, вынести ключевые определения и показать картины извержения вулканов в настоящее время и в прошлом - «Гибель Помпеи». Для закрепления материала можно на слайде представить вопросы или задания теста, что позволит сэкономить бумагу на распечатывание тестов или заданий.

Давайте сейчас проведём мини эксперимент. Сравним объяснение природного явления в двух вариантах:

Слайд 8

1. словесное объяснение: «Цунами – это грозное природное явление, вызванное подводным землетрясением или извержением вулкана… Это огромная волна в районе прибрежного мелководья высотой до 40 метров, надвигающая на сушу, сметающая всё на своём пути. Скорость движения 700-800 км/час»;

Слайд 9

1. словесное объяснение с использованием видеофрагмента или иллюстрации.

Разница очевидна даже для нас взрослых, в тем более для детей 6 класса. Очевидными для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Например, виртуально можно найти описание какого-либо географического объекта, спуститься на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса.

Слайд 10

В 7 классе, где на уроках часто используется несколько карт, можно карты сканировать и представлять на слайдах электронной презентации, это позволяет использовать на уроке большее количество карт, экономит место и время на перевешивание карт, если в работе задействована и доска.

Слайд 11

Интересны в плане анимации интерактивные карты, где путём наложения событий и явлений с помощью стрелок, цвета и штриховки вытекает полная картина изучаемого материала.

 

 

Слайд 12

При изучении раздела «Особенности природы России» в 8 классе, можно представить электронные презентации, иллюстрирующие памятники природы России, такие как: «7 чудес России», «Долина гейзеров на Камчатке», «Карелия - край озер и лесов», «Памятники природы Челябинской области» и другие. Такие презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость, что побуждает школьников высказывать свои мысли о значимости таких мест для человека, о необходимости их охранять, беречь.

Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников предлагаю учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий. Учащиеся создают слайды и слайд-шоу для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей для проведения конкретного урока. Такие презентации учащиеся могут готовить самостоятельно. Особенно важно это при изучении своей страны в 8-9 классах. Такие презентации позволяют виртуально путешествовать по стране, своей области, посетить виртуально значимые и красивейшие места.

Например, в 8 классе можно создать презентации при изучении природы отдельных природно-территориальных комплексов, в 9 классе - презентации по темам «Города России», «Города Золотого кольца», «Народные промыслы Центральной России», «Военно-промышленный комплекс России» и др.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника. Что касается статистических данных - каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернет.

Между современными детьми и учителями всегда возникает спор в вопросе объективности выставления оценок. Сегодня компьютер разрешает и эту проблему. По прохождению многочисленных тренажеров и тестов электронных учебников, оценку выставляет сам компьютер.

 

 

Слайды 13-17

Широким полем для внедрения средств ИКТ является внеклассная работа. ИКТ применяю при проведении предметных декад по географии, классных часов. Особенно нравятся детям внеклассные мероприятия по путешествию в разные уголки нашей планеты, интеллектуальные состязания, просмотры видеофильмов, документальные фильмы о путешественниках.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

· на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);

· сделать процесс обучения более интересным и разнообразным;

· обеспечивает наглядность;

· -привлекает большое количество дидактического материала;

· экономит время;

· повышает объём выполняемой работы на уроке;

· обеспечивает дифференциацию обучения;

· повышает качество знаний;

· дает возможность быстро и точно оценить способности и знания ребенка, получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать.

Но хотелось бы сказать и о незначительных минусах:

Во-первых, Использование компьютера на уроках необходимо вводить не «вместо», а наряду с другими современными технологиями.

Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать, описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Поэтому только машинный контроль знаний учащихся для школы не подходит. Конечно, никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование отрывков из художественных произведений при описании природы. Во всём нужно знать меру.

Во-вторых, проблема выставления оценок за рефераты и доклады. Сегодня написать реферат, а точнее скачать с интернета очень просто. Но как быть учителю, который должен оценить работу. Что поставить?

В-третьих, компьютер это техника, которая в любой момент может подвести.

Таким образом, применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения географии с качественно новой стороны. Использование современных ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

Конечно же, ИКТ никоим образом не сможет заменить «живое» знакомство с природой, выход на экскурсии и в музеи и так далее. Но за новыми технологиями будущее, и мы, географы, должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам.

 

 

Методы, приемы, формы обучения, повышающие эффективность усвоения географических знаний.

Цель: поиск таких методов, приемов, форм обучения, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству, создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.

Задачи: обеспечить развитие познавательного интереса обучающихся к учебной деятельность через предмет «география».

 

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

 

Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, "зацепить" так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения. С этой точки зрения важна концепция развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Они выделили дидактические принципы, которые позволяют решать поставленные задачи.

Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы "Активизация познавательной активности на уроках географии". Причиной обращения к проблеме стал и тот факт, что в последнее время наблюдается общее снижение интереса школьников к учебной деятельности.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких методов, приемов, форм обучения, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно построила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и внеклассной работы.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, народных сказок, пословиц, кроссворды, занимательный материал, современные педагогические технологии обучения на разных типах уроков (технологию развития критического мышления посредством чтения и письма, информационно – коммуникативную технологию).

В зависимости от дидактических целей урока использую различные нетрадиционные формы урока.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров (в старших классах), уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления посредством чтения и письма, информационно-коммуникативным – технологиям.

При проверке знаний обучающихся и других этапах урока для повышения интереса к учению использую следующие игровые приёмы, которые направлены:

1. на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);

2. на развитие внимания (географический лабиринт, «Парадокс», буквенный лабиринт (филворд);

3. на развитие памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест,
викторина, приём «вспомни силуэт», географический конструктор или географическая почта, приём «Что это?», географический диктант);

4. на развитие логического мышления (приём «Да-нет», логические задачи, географическую почту, приём «Согласен – не согласен», географические шарады, задания на поиск общего, аналогов, географический детектив);

5. на развитие мотивации (географические «Крестики – нолики», приём «Узнай меня», творческие задания, творческие задачи, воображаемое путешествие, приём «Крокодил»);

6. на развитие воображения (аукцион);

7. на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

8. на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);

9. на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);

10. на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест,
кроссворд, реферат).

Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать урок можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить "кусочек" культурологической игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся, но любой приём хорош только тогда, когда применяется в нужном месте в нужное время, т. е. его применение зависит от конкретной ситуации.

Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.