Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выразительность и техника речи учителя





Речевая техника – совокупность элементарных приемов фонационного дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков и позволяющих учителю с максимальной эффективностью осуществлять речевое воздействие.

Развитое речевое дыхание, поставленный голос, совершенная дикция придают живому слову педагога яркую интонационную выразительность, позволяющую передавать в речи мельчайшие оттенки и чувства.

Речь учителя – прежде всего звучащая речь. Выполняя важнейшую социальную функцию общения, она, как и любая звуковая система, является акустической, и, поскольку она принадлежит человеку, ее нельзя рассматривать вне его психофизиологической деятельности. Социальный (лингвистический) аспект звучащей речи изучает фонология, акустико-физиологический – фонетика.

В формировании мастерства устной речи учителя важное значение имеют вопросы речевой техники с фонетических позиций.

С этих позиций устная речь представляет собой озвученный выдох, поэтому первым элементом речевой техники учителя можно считать фонационное (речевое) дыхание. Однако дыхание является лишь энергетической базой речи. Второй ее важнейших элемент – речевой голос, поэтому речевая техника учителя включает навыки голосоведения.

Звучание еще не определяет процесса речи, нужна система членораздельных звуков для выражения содержательной стороны. Речевая техника учителя включает дикцию – умение правильно произносить гласные и согласные звуки.

Подобное деление техники речи на отдельные элементы весьма условно и проводится лишь для удобства теоретического анализа звучащей речи. Живая речь – сложный динамический процесс, в котором тесно взаимосвязаны все названные элементы речевой техники.

Каждый из элементов речевой техники требует особых методических приемов тренировки, которые должны быть освоены в ходе самостоятельных занятий. Можно использовать упражнения для тренировки речевого (фонационного) дыхания. Нередко можно услышать от учителей жалобы на то, что им трудно выдержать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание. Многие из них даже не подозревают, что большинство этих недостатков связано с отсутствием у них навыков правильного речевого дыхания.

Учителя, чья деятельность профессионально связана со звучащей речью, в первую очередь будет интересовать фонационное дыхание – дыхание, обслуживающее речь, которое характеризует активность, организованный выдох, распределение выдоха. Активность связана с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи; организованный выдох предполагает фокусирование струи выдыхаемого воздуха как бы в одной точке; распределение выдоха – это умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки – порции.

Ритм речевого дыхания учителя должен резко отличаться от привычного, бытового. В профессиональной речи вдох в 10-15 раз короче выдоха. А при хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 или даже 30 порций и каждая из них будет полновесной, а следовательно, каждое слово – полнозвучным.

Такое распределение выдыхаемого воздуха учителю необходимо тренировать специально. При этом нет необходимости увеличивать объем выдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции, делать добор дыхания в процессе речи, помогающий учителю быстро научиться энергично, а главное, незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Тренировка дыхания связана с действием двух важнейших факторов – психического и двигательного. Поскольку регуляция дыхания зависит от психофизического состояния человека, надо искать пути его опосредованной тренировки. Для этого можно использовать творческие задачи, помогающие обучающемуся снять контроль за дыхательным актом.

Наиболее целесообразным является специально вырабатываемый тренировкой смешанный или диафрагмально-реберный тип дыхания. В этом случае происходит полное расширение грудной полости, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному равномерному выдоху, незаметному для окружающих.

Первый (подготовительный) этап разработки фонацион­ного дыхания заключается в выполнении комплекса физичес­ких упражнений, способствующих активному диафрагмально-реберному дыханию. Обучаемым предлагается специальный комплекс дыхательной гимнастики, подготовленный с учетом особенностей речевого (фонационного) дыхания.

После отработки упражнений подготовительного периода можно приступить к специальным упражнениям, развиваю­щим активность речевого дыхания. Эти упражнения носят игровой характер. С их помощью шлифуются следующие эле­менты речевого дыхания:

1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли легких (развитие смешан­ного диафрагмально-реберного дыхания).

2. Равномерный, активный, не ослабевающий к концу выдох.

3. Организованный выдох, фокусировка его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ.

Только отработав эти элементы, можно переходить к сле­дующей серии упражнений, развивающих речевое дыхание. Важнейшей особенностью регуляции дыхания у человека яв­ляется его способность произвольно, в соответствии со стоя­щей перед ним задачей, в том числе и речевой, менять темп, ритм, активность, амплитуду дыхательных движений. Произ­вольное изменение темпа, ритма дыхания широко используется в практике физического воспитания и спорта. Однако не менее важным следует считать умелую и точную регуляцию дыхания в процессе публичной речи.

Отработав и закрепив навыки фонационного дыхания, учи­тель может переходить к постановке фонационного голоса.

Постановка речевого голоса. Голос должен обладать дос­таточной звучностью и чистотой звуков (благозвучностью), чтобы быть слышным. Естественно, трудно работать учителю, если у него слабый голос или голос с хрипотцой, сиплый. С этими недостатками почти невозможно справиться. Однако менее существенные недостатки голоса можно исправить тренировкой.

К основным качествам голоса относят силу, высоту, темп, полетность, тембр. Они являются условием выразительности речи и ее информативности. Говорить можно громко, не очень громко и тихо, в зависимости от содержания сообщаемой информа­ции. Если мы прислушаемся к тому, как говорят наши зна­комые или мы сами, то различим смену звуков – верхних, сред­них или низких, то есть смену тона. В речи тон постоянно ме­няется, он становится то выше, то ниже. И чтобы голос лег­ко переходил от низкого тона к высокому, и наоборот, необхо­димы гибкость и широкий диапазон голоса. Необходимо знать свой звуковысотный диапазон, его пределы.

Голосообразование – сложный многофункциональный про­цесс. Он совершается в организме человека автоматически, согласно особой программе, заложенной в специальных цент­рах коры головного мозга. Действие программы связано с тем, какую речевую задачу решает человек в каждой си­туации.

Подготовительный этап работы над постановкой речевого голоса складывается из освобождения фонационных путей, нахождения естественного тона, установки передней позиции звука.

Для освобождения фонационных путей, то есть создания наилучших условий для его свободного звучания, необходимо снять мышечное напряжение в гортани, после чего переходить к поиску наиболее естественного, свободного природного зву­чания.

Далее следует развитие динамического диапазона голоса, который зависит от умелого пользования дыханием и резона­торами акустической системы, способной усиливать возни­кающий вне ее звук. Обучаемый сближает систему резона­торов, находящихся в гортани человека, и учится использо­вать их для усиления звука. Учителю следует обратить осо­бое внимание на выработку основного регистра голоса. Толь­ко такая работа резонаторов способна обеспечить активное и ровное звучание голоса на всем протяжении диапазона.

Во всех упражнениях на развитие динамического диапазо­на необходимо добиваться верного голосоведения, свободных фонационных путей, хорошего импульса. Все это требует чет­кого дыхания. Время от времени необходимо обращаться к упражнениям по развитию дыхания и первым голосовым упражнениям.

Следующим этапом работы над речевым голосом является освоение упражнений, развивающих звуковысотный диапазон речи, который служит основной характеристикой ее интона­ционно-мелодической выразительности.

Особенно важно развивать средний по высоте, обычный для учителя голос. Он должен литься без напряжения. Раз­вивая подвижность голоса, надо упражнять его в смене тем­па, то ускоряя, то замедляя свою речь.

Бедность звуковысотного диапазона речи учителя приво­дит к монотонному звучанию, а отсюда – к обеднению звуко­вой палитры, к ослаблению педагогического воздействия речи. А.С. Макаренко не случайно связывал высокий уровень пе­дагогического мастерства с совершенным владением голосо­выми средствами. Он считал, что настоящим мастером можно стать лишь с того момента, когда научишься произносить фразу “Иди сюда” с 15—20 звуковыми оттенками.

Формирование дикционных навыков. Дикция – это четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка, которая обеспечивает ясность восприя­тия. Она зависит как от устройства речевого аппарата, так и от его правильной работы, умелого использования. Небреж­ная или вялая речь становится неразборчивой и трудной для понимания, особенно, если некоторые существенные для содер­жания слов звуки произносятся неясно или заменяются другими, если окончания слов “проглатываются”.

Произношение слов, слогов и звуков – это результат ар­тикуляции, сокращения мышц речевого аппарата – губ, язы­ка, челюстей, твердого и мягкого неба, маленького язычка, гортани, голосовых связок. На произношение влияют зубы, носовая полость.

Выработка дикционных навыков начинается с позиционной установки речевого аппарата, предполагающего активность всех его мышц. Поэтому работа над дикцией начинается с ар­тикуляционной гимнастики, развивающей активные органы речи – язык, губы. Отработка произношения отдельных зву­ков речи и их сочетаний может проводиться по системе, при­нятой в сценической речи, изложенной в специальных учебных пособиях.

Обратимся к понятию коммуникативного поведения учителя.

Под коммуникативным поведением учителя понимается не просто процесс говорения, передачи информации. Коммуникативное поведение учителя – такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения педагога, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы.

Для характеристики коммуникативного поведения учителя имеют значение: тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к ученикам, умение поддерживать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речи.

Атмосфера коммуникативного поведения учителя сиюминутна, не воспроизводима дословно, тем не менее, педагог должен точно подобрать слова, интонацию, жесты, которыми сопровождается его речь. Наличие в речи учителя неоправданных запретов, ограничений, сопровождаемых интонациями недовольства и раздраженности (“помолчи”, “перестань”, “прекрати”), перебивание ответов учеников оценочными суждениями отрицательного характера приводят не только к разрушению взаимоотношений между учителем и учениками, но и к снижению умственной активности ребят.

Коммуникативное поведение учителя, основанное на корректности, стимулирует познавательный интерес и мотивацию учения.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.