Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗАНЯТИЕ 9. Монография В.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки» (2 часа)





1. История написания монографииВ.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки».

2. Принципы подхода к анализу волшебной сказки

3. Функции действующих лиц.

4. Достоинство и недостатки «Морфология волшебной сказки» В.Я. Проппа.

Литература

Учебники Т.В. Зуевой, Б.П. Кирдана; В.П.Аникина, материалы лекции по сказкам.

Пропп В.Я. «Морфология волшебной сказки». –М, 1968. Или любое другое издание. Желательно: Пропп В.Я. «Морфология волшебной сказки». Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа.) Коммент. Е.М. Мелетинского, А.В. Рафаевой. Сост., научн. Редакция, текстол. Коммент. И.В. Пешкова. — Издательство «Лабиринт», М., 1998.; Уорнер Э.Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика / Вступ. С. С.Б. Адоньевой. СПб.: Филологический факультет СпбГУ, 2005.

 

ЗАНЯТИЕ 10. Волшебные сказки (2 часа)

1. Сказки, их жанровое своеобразие.

2. Виды сказок.

3. Жанровые свойства волшебной сказки. Ее происхождение.

4. Анализ сказок «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» и «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» по схеме: сюжет, тема, идея (идейно-тематическое богатство), композиция, система персонажей по функциям, художественно-изобразительные средства и приемы с определением их конкретных функций в тексте.

При подготовке к занятиям 3 и 4 следует изучить лекцию и соответствующую главу одного из учебников (Зуева, Кирдан, с. 133 — 168; Аникин, с. 445 — 495; Аникин, Круглов, с. 134 — 176; Новикова, с. 135 — 160; Кравцов, с. 101 — 128; Кравцов, Лазутин, с. 96 — 121), прочесть по одной из хрестоматий по фольклору все сказки и знать их (Круглов, с. 82 — 178; Новикова, с. 73 — 134; Кравцов, с. 90 — 133; Померанцева, Минц, с. 181 — 247; Прозаические жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. М., 1977. С. 5 — 155; Зуева, Кирдан, с. 134 — 156).

Изучить раздел «Сказки» (с. 168 — 252) из хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой, где помещены сокращенные варианты статей А.Н. Веселовского, Ф.И. Буслаева, Н.Е. Ончукова, Б. и Ю. Соколовых, Е.Н. Трубецкого, И.А. Ильина, А.И. Никифорова, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, В.М. Жирмунского, В.П. Аникина.

К 4-му занятию дополнительно рекомендуется вариантный анализ сказок по хрестоматиям для вузов. См.: «Похороны козла» (Круглов, с. 188 — 190; Новикова, с. 133 — 134; Кравцов, с. 129 — 131; Померанцева, Минц, с. 234 — 236); «Шемякин суд» (Круглов, с. 186 — 187; Померанцева, Минц, с. 246 — 247); «Барин и плотник» или «Мужик и барин» (Круглов, с. 182 — 183; Новикова,с. 127 — 128; Померанцева, Минц, с. 241 — 242); «Жена спорщица» (Круглов, с. 201; Померанцева, Минц, с. 229); «Жена-доказчица» (Померанцева, Минц, с. 228 — 229).

Студент должен познакомиться с основными сборниками русских сказок, с принципами размещения в них материала, охарактеризовать один из них.

По теме «Русская народная сказка» выполняется дома самостоятельная работа (письменно).

Задание: Определить жанровую принадлежность 10 сказок. Переписывать сказки в тетрадь или подробно передавать их сюжет не нужно. В тетради назвать сказку (к примеру, «Как барина сожгли»). Ниже указать ее жанровую принадлежность. Далее перечислить жанровые признаки: объем сказки, место действия в ней, система персонажей, конфликт и его сущность, тема (для бытовых новеллистических сказок еще и тематическая группа), идея, композиция, особенности изображения сказочного пространства, времени, специфика языка и стиля, другие признаки. При этом следует помнить, что встречаются сказки, в которых смешиваются мотивы разных жанровых разновидностей сказок.

При работе над текстами обратить внимание на комментарии к ним и использовать результаты 3-го и 4-го занятий.

ЗАНЯТИЕ 11. Бытовые новеллистические сказки (2 часа)

1. Время появления бытовых новеллистических сказок (по срав­нению со сказками о животных и волшебными).

2. Жанровые свойства бытовых новеллистических сказок.

3. Сюжетный состав и классификация бытовых новеллистических сказок.

4. Анализ сказок «Наговорная водица», «Как поп даровым хлебом кормился», «Шемякин суд», «Барин и плотник» по схеме: тема, идея сказки и роль сказочного вымысла в ее утверждении, система обра­зов, композиция, средства комического, особенности языка и стиля. Тексты и дополнительную информацию смотри в разделах VI, VII, а тесты — в разделе VIII данного пособия.

При подготовке к занятиям 3 и 4 следует изучить лекцию и соответствующую главу одного из учебников (Зуева, Кирдан, с. 133 — 168; Аникин, с. 445 — 495; Аникин, Круглов, с. 134 — 176; Новикова, с. 135 — 160; Кравцов, с. 101 — 128; Кравцов, Лазутин, с. 96 — 121), прочесть по одной из хрестоматий по фольклору все сказки и знать их (Круглов, с. 82 — 178; Новикова, с. 73 — 134; Кравцов, с. 90 — 133; Померанцева, Минц, с. 181 — 247; Прозаические жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. М., 1977. С. 5 — 155; Зуева, Кирдан, с. 134 — 156).

Изучить раздел «Сказки» (с. 168 — 252) из хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой, где помещены сокращенные варианты статей А.Н. Веселовского, Ф.И. Буслаева, Н.Е. Ончукова, Б. и Ю. Соколовых, Е.Н. Трубецкого, И.А. Ильина, А.И. Никифорова, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, В.М. Жирмунского, В.П. Аникина.

К 4-му занятию дополнительно рекомендуется вариантный анализ сказок по хрестоматиям для вузов. См.: «Похороны козла» (Круглов, с. 188 — 190; Новикова, с. 133 — 134; Кравцов, с. 129 — 131; Померанцева, Минц, с. 234 — 236); «Шемякин суд» (Круглов, с. 186 — 187; Померанцева, Минц, с. 246 — 247); «Барин и плотник» или «Мужик и барин» (Круглов, с. 182 — 183; Новикова,с. 127 — 128; Померанцева, Минц, с. 241 — 242); «Жена спорщица» (Круглов, с. 201; Померанцева, Минц, с. 229); «Жена-доказчица» (Померанцева, Минц, с. 228 — 229).

Студент должен познакомиться с основными сборниками русских сказок, с принципами размещения в них материала, охарактеризовать один из них.

По теме «Русская народная сказка» выполняется дома самостоятельная работа (письменно).

Задание: Определить жанровую принадлежность 10 сказок. Переписывать сказки в тетрадь или подробно передавать их сюжет не нужно. В тетради назвать сказку (к примеру, «Как барина сожгли»). Ниже указать ее жанровую принадлежность. Далее перечислить жанровые признаки: объем сказки, место действия в ней, система персонажей, конфликт и его сущность, тема (для бытовых новеллистических сказок еще и тематическая группа), идея, композиция, особенности изображения сказочного пространства, времени, специфика языка и стиля, другие признаки. При этом следует помнить, что встречаются сказки, в которых смешиваются мотивы разных жанровых разновидностей сказок.

При работе над текстами обратить внимание на комментарии к ним и использовать результаты 3-го и 4-го занятий.

 

ЗАНЯТИЕ 12. Былины (2 часа)

1. Определение жанра. Специфические черты былин. Отличия былин от других эпических жанров фольклора (от сказки, историче­ской песни и т.п.).

2. Географическое распространение былин.

3. Подробный анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбой­ник» (сюжет, характер конфликта, особенности изображения героя и его противника, тема, идея, композиция, изобразительно-выразительные средства и их функции в тексте, ритм, особенности стиха и музыкального оформления).

4. Аналогичный анализ изучаемой в школе былины «Вольга и Микула» студенты делают к очередному занятию дома в тетрадях.

При подготовке к 5 и 6-му занятиям использовать результаты работы над литературой к лекции. Изучить:

а) лекцию и раздел в одном из учебников (Зуева, Кирдан, с. 186 — 249; Аникин, с. 301 — 366; Аникин, Круглов, с. 197 — 249; Новикова, с. 172 — 209; Кравцов, с. 143 — 173; Кравцов, Лазутин, с. 137— 171);

б) извлечения из работ А.Ф. Гильфердинга, В.Ф. Миллера, А.П. Скафтымова, А.М. Астаховой, В.Я. Проппа, Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачева и Ф.М.Селиванова, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (раздел IV, с. 292 — 364), или из хрестоматии по фольклористике Минц, Померанцевой соответственно А.Ф. Гильфердинга (с. 102 — 112), В.Ф. Миллера (с. 130 — 154), Д.С. Лихачева (с. 249 — 252), А.П. Скафтымова (с. 256 — 273), П.Д. Ухова (с. 274 — 281) и А.М. Астаховой (с. 282 — 291), или из хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 90 — 120), или раздел «Былины» из хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой (с. 297 — 399).

Ознакомиться и уметь охарактеризовать классические собрания былин Кирши Данилова, П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга.

Прочитать и знать содержание всех былин, напечатанных в одной из хрестоматий (Зуева, Кирдан, с. 179—256; Круглов, с. 212—313; Новикова, с. 151—239; Кравцов, с. 147—230; Померанцева, Минц, с. 248—363).

Используя результаты работы 5-го и 6-го практических занятий, проанализировать дома самостоятельно былины «Добрыня и Змей», «Святогор и Илья Муромец», «Бой Ильи Муромца с сыном», «Василий Буслаев».

При работе над литературой можно делать необходимые (на усмотрение студента) записи в предназначенной для этих целей тетради. По желанию студент может подготовить сообщение на 7 — 10 минут на одну из тем: «Былина и литература», «Былина и живопись», «Былина и музыка», «Былина и кино».

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.