Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эпохи церковной письменности.





Патристика

Форма аттестации: ЭКЗАМЕН

Срок: сессия (06.11.2017 – 30.11.2017)

ЦПУ Богословский факультет (заочники; набор 2014г.):

Курс, 2017 / 2018 уч.год

Преподаватель: кандидат богословия, иерей Александр Пржегорлинский

 

 

ВОПРОСЫ

 

1. Патрология как наука.

2. Эпохи церковной письменности.

3. Жанры и свойства патристики.

4. Эпоха «мужей апостольских»; особенности христианской письменности в эпоху «мужей апостольских».

5. Св. Климент Римский (≈30 – ≈97 (≈101) гг.).

6. Сщмч. Игнатий Антиохийский (35 – 107 гг.)

7. –

8. «Пастырь» Ерма (2в.).

9. Возникновение христианской апологетики, её задачи, богословская проблематика, специфика; основные представители.

10. Сщмч. Иустин Философ (ок. 100 – 165 гг.)

11. Тертуллиан (≈155 – ≈220 гг.)

12. Св. Мелитон Сардийский (н. 2в. — ок. 190 г.)

13. Сщмч. Ириней Лионский (ок. 130 – ок. 202 гг.)

14. Сщмч. Киприан Карфагенский (ок. 200 – 258 гг.)

15. Св. Афанасий Великий (ок. 295 – 373 гг.)

16. Св. Василий Великий (ок. 330 – 379 гг.)

17. Св. Григорий Богослов (ок. 329 – 389 гг.)

18. Св. Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394 гг.)

19. Блаженный Иероним Стридонский (342 – ок. 420 гг.)

20. Св. Кирилл Александрийский (376 – 444 гг.)

21. Св. Лев Великий (390 – 461 гг.)

Источники:

1. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие (учебное пособие по патрологии) [Электронный ресурс] / Православная энциклопедия «Азбука веры» – электрон. текст. дан. –. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/ Patrologija/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/14

2. Сидоров А.И. Курс Патрологии [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал Саратовской епархии РПЦ. Православие и современность. Электронная библиотека – электрон. текст. дан. –. – Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/17s/sidorov/ sidorov1/contents.html#

3. И другие…

Патрология как наука.

1. Термины: Патрология, Патристика, Церковная письменность,
История христианской литературы.

Патрология – наука, изучающая наследие св. отцов и церковных писателей, изучающая биографии, сочинения, учение. Термин " патрология " – был впервые употреблен протестантским ученым Й. Герхардом (ум. 1637), в его сочинении «Патрология, или произведение о жизни и трудах учителей древнехристианской Церкви» (издано после его смерти в 1653г.). Уже в этом сочинении намечаются характерные черты зародившейся науки, являющейся одновременно и наукой церковно-исторической, и наукой богословской. Ее предмет – изучение жизни, творений и богословия отцов и учителей Церкви, которое, естественно, предполагает понимание культурно-исторического и церковно-исторического контекста, определявшего во многом житие и миросозерцание того или иного святого отца и церковного писателя. Поэтому патрология находится в неразрывной связи с рядом исторических и богословских дисциплин, прежде всего, с историей Церкви.

Патристика – совокупность письменного наследия церковных писателей. Термин «патристика» появляется в 17в. (у католических и протестантских писателей). Патристика – будучи по преимуществу наукой богословской, «собирает рассеянные в творениях отцов Церкви доказательства для догмы, морали, церковного строя и церковной дисциплины и стремится изложить их по их внутренней связи; поэтому ее можно определить, как систематическое изложение заимствованных из отеческих творений доказательств, которые служат для исторического обоснования христианских истин». (Н.И. Сагарда).

Древнецерковная письменность (или более широкое выражение – «церковная литература») – наука, занимающаяся изучением творений не только одних отцов Церкви, но всех церковных писателей (т.е. тех писателей, которые принадлежали к Церкви и сознательно выражали церковное вероучение). Сам предмет данной науки, таким образом, необходимо предполагает богословскую оценку памятников данной письменности, что существенным образом отличает православную патрологию от жанра "истории христианской литературы", в котором обычно подвизаются протестантские (а, отчасти, и светские) ученые.

История христианской литературы – наука, изучающая наряду с сочинениями церковных писателей, и произведения еретиков, не проводя между ними никакого различия. Тем самым, грани определения " христианский " совершенно размываются и оно принимает аморфный вид. Нельзя впадать и в противоположную крайность, ибо не всегда и во всем можно провести "церковность" до ее самой малейшей черты; иногда данную границу приходится как бы " намечать пунктиром ":

1) Один и тот же христианский писатель в различные периоды своей жизни то был членом Церкви, то впадал в ересь (классический пример тому - Тертуллиан).

2) Некоторые взгляды одного и того же христианского писателя весьма точно отражали точку зрения соборного веросознания Церкви, а другие - не вполне согласовывались с ней, или даже вступали в явное противоречие с соборным церковным разумом.

3) Ереси и еретические сочинения всегда вызывали реакцию церковных писателей, а поэтому часто служили как бы "фоном" их деятельности и миросозерцания - без учета же подобного "фона" немыслимо и адекватное понимание жизни и учения отцов и учителей Церкви.

2. Место Патрологии в ряду родственных дисциплин.

Патрология связана с другими богословскими науками:

- с Догматическим богословием. Предметы наук Патрологии и Догматического Богословия пересекаются, но методы изучения разные. Догматика изучает церковное учение вне связи с церковными личностями, историческим контекстом. Патрология, напротив изучает церковное учение в историческом контексте, в тесной связи с личностями. Можно говорить, что догматика подобна лесу, а патрология интересуется отдельными деревьями в этом лесу. Патрологию интересует, почему учение изложено именно этим образом и в конкретный период. Это важное достоинство патрологии. ("Если лживый человек исповедует истинное учение – оно становится лживым, и наоборот, если правдивый человек исповедует лживое учение – оно становится правдивым" – весьма близко к патрологии.).

- с Церковной историей. Однако в Истории акцент – на историческом контексте.

- очень тесная связь с аскетикой (почти та же Патрология, но с более узкой тематикой). В аскетике мы изучаем наследие только аскетов - преимущественно монахов.

- с агиологией. Предмет агиологии – житийная литература, тоже церковная письменность, но ограниченная в жанрах: жития, патерики и т.д. Также предметом агиологии является – агиография (здесь изучается наследие святых отцов, не оставивших творений).

- с комплексом дисциплин, изучающих Новый Завет. Православные отдельно изучают апостолов, потому что Христос это не только Учитель, но Богочеловек и важен сам факт Его жизни и Воскресения. Поэтому отдельно изучаются апостолы и отдельно Отцы Церкви Iв. (протестанты же изучают все вместе).

3. Проблема авторства в патрологической науке.

Многие произведения церковной письменности безымянны. Но удивительно, что их не так много. Церковное благочестие пыталось подписать их чьим-то именем. Или потерялся титульный лист, или автор не подписался сам. Поэтому проблема безымянности не столь актуальна.

Есть другая проблема - псевдоавторства. Псевдоэпиграфы – явление еще античной эпохи. Псевдоэпиграфы - это литературный прием. Особенно распространяется в эпоху эллинизма. Очередной виток глобализации – появилась необходимость рассказать о своей культуре, т.к культуры пришли в соприкосновение. Псевдоэпиграфы – очень распространены у евреев; например, апологетические еврейские трактаты приписывали Гераклиду, Орфею. Если бы евреи подписывали своими именами сочинения, их бы никто не стал читать. Поэтому отсюда рождается такой метод.

В христианской письменности также применялись псевдоэпиграфы:

1) Неизвестный автор мог таким образом предать авторитетный статус своему произведению. Пример - Ареопагитский корпус. Мы знаем имя автора – наиболее вероятно, что это прп. Петр Ивир. В принципе это великое дело - написать очень хорошую книгу, и надписать ее не своим именем, это некий подвиг. Петр Ивир подписался именем Дионисия Ареопагита.

2) Сознательное вычеркивание имени автора. Например сознательное вычеркивание имени еретика. Евагрий Понтийский (346 – 399 гг.) – архидиакон Григория Богослова (329 – 389 гг.) – собрал монашеское учение и систематизировал. На 4 Всел.соборе его анафематствовали. Многие сейчас говорят, что это было не правильно. У Евагрия лишь одно сомнительное место, и то в сомнительной рукописи (3 варианта рукописей: в 2-х текст православный в 3-ей текст искаженный (сирийский)). Его имя было опорочено. В средние века в Византии некоторые его трактаты были подписаны другими именами. Напр., именем Василия Великого. Или "О Молитве" - Нил Синайский - на самом деле автор Евагрий.

3) Техническая причина - та или иная ошибка, разорваны и перепутаны листы, ошибка переписчика и т д.

4. Термины «Отцы» и «Учители» Церкви.

У апостола Павла мы встречаем рассуждение, где он разделяет учителей и отцов. «Хотя тысячи у вас наставников, но немного отцов» (1Кор. 4,15). Так и отцы Церкви и учители Церкви - разные понятия. Статус учителей несколько понижен. В православии нет четкого критерия для различия отцов и учителей – это правильно.

У католиков есть 4 критерия:

1) Святость жизни – несамодостаточный. (например, Несторий был строги аскетом).

2) Признание Церковью - официальная канонизация, мы понимаем, в святцах половина помещена без практики канонизации, особенно святые первых 4-х веков.

3) Древность – вообще недействительный критерий. (Николай Сербский – уже Отец Церкви). Дух дышит, где хочет.

4) Ортодоксальность учения - правоверие. Несамодостаточный. Очень много отцов, у которых есть сомнительные высказывания. (Васлий Вел. в своем трактате о Духе Святом ни разу не называет Его Богом, Григорий Нисский, говорил об апокатастисе). Истина принадлежит всей Церкви, и один человек никогда не обладает ею, но лишь вся Церковь. Тем более нельзя подходить с мерками нашего правоверия к отцам Древней Церкви, т.к. тогда не было такой концептуализации, проговоренности учения. У человечества в 3-4 вв., не было еще логического аппарата, для выражения церковного учения. В догматике вообще есть учения, которые принадлежат только к области мнений: например эсхатология, ангелология. В области богословских мнений возможна полемика – до тех пор, пока Церковь не высказалась точно – как было на Вселенских Соборах. Поэтому называя отцом или учителем конкретную личность, будем полагаться на некую интуицию.

Учителя: Ориген (185 – 254 гг.; осужден на 5-м ВС), Тертуллиан (≈155 – ≈220 гг.).

Пастырь» Ерма.(2 век)

1. Авторитет книги в древней Церкви

Неизвестный нам Ерм - преставитель эпохи мужей апостольских. Возможно был учеником апостолов, возможно учеником учеников. Относительно авторства есть разные мнения:

Ерм - возможно тот, кого упоминает ап. Павел (Рим 16,14: «Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма»), но навряд ли.

Книга Пастырь находится в составе Синайского кодекса.

Ириней Лионский и Климент Александрийский называли "Пастыря" - боговдохновенной книгой. Афанасий Великий говорил, что "Пастырь" служил пособием для оглашенных. Очень необычно. Сохранилось много списков этой книги, на разных языках. 24 - греч, 2 копст, 2 эфиоп и т.д. Книга "Пастырь" была востребована Церковью.

Эта книга состоит из 27 глав: 5-ти видений, 12 заповедей и 10 подобий. (разное название глав). Адресат книги неясен. Обращена к христианам, в памяти которых свежи гонения. По мысли Ерма гонения будут и в будущем. Эта книга - призыв к покаянию и исправлению жизни.

2. Проблема авторства и автобиографический элемент в «Пастыре»

В книге есть некоторые автобиографические сведения. По-видимому Ерм был рабом христианином, и его госпожа Рода предоставила ему свободу. Возможно, что все это есть метафора. Ерм женился и свидетельствует о трудностях и неудачах своей жизни. Дети Ерма отступили от веры в годы гонений. Ерм умел писать, но был слабограмотным человеком, по крайней мере Свящ. Писание знает слабо. Цитаты из В.З. отсутствуют. Можно усмотреть аллюзии на (Ин.) и (послания Павла).

3. Учение Ерма о Церкви. Этика Ерма. Эсхатологическое чувство «Пастыря».

Экклессиология Ерма. Отождествление Церкви и Мессии. Призыв к свидетельству, мученики сидят по правую сторону от Церкви. Идея предсуществующей Церкви (Домостроительный план), ради нее сотворен мир. Построение башни-Церкви из камней-верующих. Основывается на камне с дверью Сыне или на воде крещения. Необходимость принятия крещения. Отождествление Сына Божия и Духа Святаго. Видимо истоки понимания Ерма - тексты позднеиудейских сект. В учении Ерма примечательно отождествление состояния самого Ерма с состоянием самой Церкви. Н–р, в одном месте церковь отождествляется со старицей – дух которой обветшал, а в другой раз – с молодой девушкой; Значит Ерм отождествляет церковь, как со Христом, так и с общиной.

"Пастырь" написан в апокалиптическом жанре; по содержанию - это этические наставления.

Этика "Пастыря" Ерма. Этика зиждется на удалении от всего мирского и простоте. Покаяние - Ерм весьма ригористичен. 4 заповедь "Для рабов Божиих покаяние одно". Ерм полагает, что после крещения новые грехи не прощаются. (2-е понимание, что после крещения можно покаяться еще один раз). Отношение полов – продолжение мыслей ап. Павла: женившиеся – будьте как неженившиеся.

Эсхатология Ерма. У Ерма есть чувство Страшного Суда. Сочетание в Боге любви и судьи всегда в сознание людей вызывает проблему. У ессеев считалось, что грешников наказывают злые духи. Ерм исповедует другую традицию. У него говорится об ангеле справедливого наказания. У Ерма в одном из видений открывается образ суда и наказаний. Некая старица прочитала ему об этом, это было величественно, но вместе с тем страшно и жестоко. Ерм ничего не запомнил.

Патристика

Форма аттестации: ЭКЗАМЕН

Срок: сессия (06.11.2017 – 30.11.2017)

ЦПУ Богословский факультет (заочники; набор 2014г.):

Курс, 2017 / 2018 уч.год

Преподаватель: кандидат богословия, иерей Александр Пржегорлинский

 

 

ВОПРОСЫ

 

1. Патрология как наука.

2. Эпохи церковной письменности.

3. Жанры и свойства патристики.

4. Эпоха «мужей апостольских»; особенности христианской письменности в эпоху «мужей апостольских».

5. Св. Климент Римский (≈30 – ≈97 (≈101) гг.).

6. Сщмч. Игнатий Антиохийский (35 – 107 гг.)

7. –

8. «Пастырь» Ерма (2в.).

9. Возникновение христианской апологетики, её задачи, богословская проблематика, специфика; основные представители.

10. Сщмч. Иустин Философ (ок. 100 – 165 гг.)

11. Тертуллиан (≈155 – ≈220 гг.)

12. Св. Мелитон Сардийский (н. 2в. — ок. 190 г.)

13. Сщмч. Ириней Лионский (ок. 130 – ок. 202 гг.)

14. Сщмч. Киприан Карфагенский (ок. 200 – 258 гг.)

15. Св. Афанасий Великий (ок. 295 – 373 гг.)

16. Св. Василий Великий (ок. 330 – 379 гг.)

17. Св. Григорий Богослов (ок. 329 – 389 гг.)

18. Св. Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394 гг.)

19. Блаженный Иероним Стридонский (342 – ок. 420 гг.)

20. Св. Кирилл Александрийский (376 – 444 гг.)

21. Св. Лев Великий (390 – 461 гг.)

Источники:

1. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие (учебное пособие по патрологии) [Электронный ресурс] / Православная энциклопедия «Азбука веры» – электрон. текст. дан. –. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/ Patrologija/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/14

2. Сидоров А.И. Курс Патрологии [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал Саратовской епархии РПЦ. Православие и современность. Электронная библиотека – электрон. текст. дан. –. – Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/17s/sidorov/ sidorov1/contents.html#

3. И другие…

Патрология как наука.

1. Термины: Патрология, Патристика, Церковная письменность,
История христианской литературы.

Патрология – наука, изучающая наследие св. отцов и церковных писателей, изучающая биографии, сочинения, учение. Термин " патрология " – был впервые употреблен протестантским ученым Й. Герхардом (ум. 1637), в его сочинении «Патрология, или произведение о жизни и трудах учителей древнехристианской Церкви» (издано после его смерти в 1653г.). Уже в этом сочинении намечаются характерные черты зародившейся науки, являющейся одновременно и наукой церковно-исторической, и наукой богословской. Ее предмет – изучение жизни, творений и богословия отцов и учителей Церкви, которое, естественно, предполагает понимание культурно-исторического и церковно-исторического контекста, определявшего во многом житие и миросозерцание того или иного святого отца и церковного писателя. Поэтому патрология находится в неразрывной связи с рядом исторических и богословских дисциплин, прежде всего, с историей Церкви.

Патристика – совокупность письменного наследия церковных писателей. Термин «патристика» появляется в 17в. (у католических и протестантских писателей). Патристика – будучи по преимуществу наукой богословской, «собирает рассеянные в творениях отцов Церкви доказательства для догмы, морали, церковного строя и церковной дисциплины и стремится изложить их по их внутренней связи; поэтому ее можно определить, как систематическое изложение заимствованных из отеческих творений доказательств, которые служат для исторического обоснования христианских истин». (Н.И. Сагарда).

Древнецерковная письменность (или более широкое выражение – «церковная литература») – наука, занимающаяся изучением творений не только одних отцов Церкви, но всех церковных писателей (т.е. тех писателей, которые принадлежали к Церкви и сознательно выражали церковное вероучение). Сам предмет данной науки, таким образом, необходимо предполагает богословскую оценку памятников данной письменности, что существенным образом отличает православную патрологию от жанра "истории христианской литературы", в котором обычно подвизаются протестантские (а, отчасти, и светские) ученые.

История христианской литературы – наука, изучающая наряду с сочинениями церковных писателей, и произведения еретиков, не проводя между ними никакого различия. Тем самым, грани определения " христианский " совершенно размываются и оно принимает аморфный вид. Нельзя впадать и в противоположную крайность, ибо не всегда и во всем можно провести "церковность" до ее самой малейшей черты; иногда данную границу приходится как бы " намечать пунктиром ":

1) Один и тот же христианский писатель в различные периоды своей жизни то был членом Церкви, то впадал в ересь (классический пример тому - Тертуллиан).

2) Некоторые взгляды одного и того же христианского писателя весьма точно отражали точку зрения соборного веросознания Церкви, а другие - не вполне согласовывались с ней, или даже вступали в явное противоречие с соборным церковным разумом.

3) Ереси и еретические сочинения всегда вызывали реакцию церковных писателей, а поэтому часто служили как бы "фоном" их деятельности и миросозерцания - без учета же подобного "фона" немыслимо и адекватное понимание жизни и учения отцов и учителей Церкви.

2. Место Патрологии в ряду родственных дисциплин.

Патрология связана с другими богословскими науками:

- с Догматическим богословием. Предметы наук Патрологии и Догматического Богословия пересекаются, но методы изучения разные. Догматика изучает церковное учение вне связи с церковными личностями, историческим контекстом. Патрология, напротив изучает церковное учение в историческом контексте, в тесной связи с личностями. Можно говорить, что догматика подобна лесу, а патрология интересуется отдельными деревьями в этом лесу. Патрологию интересует, почему учение изложено именно этим образом и в конкретный период. Это важное достоинство патрологии. ("Если лживый человек исповедует истинное учение – оно становится лживым, и наоборот, если правдивый человек исповедует лживое учение – оно становится правдивым" – весьма близко к патрологии.).

- с Церковной историей. Однако в Истории акцент – на историческом контексте.

- очень тесная связь с аскетикой (почти та же Патрология, но с более узкой тематикой). В аскетике мы изучаем наследие только аскетов - преимущественно монахов.

- с агиологией. Предмет агиологии – житийная литература, тоже церковная письменность, но ограниченная в жанрах: жития, патерики и т.д. Также предметом агиологии является – агиография (здесь изучается наследие святых отцов, не оставивших творений).

- с комплексом дисциплин, изучающих Новый Завет. Православные отдельно изучают апостолов, потому что Христос это не только Учитель, но Богочеловек и важен сам факт Его жизни и Воскресения. Поэтому отдельно изучаются апостолы и отдельно Отцы Церкви Iв. (протестанты же изучают все вместе).

3. Проблема авторства в патрологической науке.

Многие произведения церковной письменности безымянны. Но удивительно, что их не так много. Церковное благочестие пыталось подписать их чьим-то именем. Или потерялся титульный лист, или автор не подписался сам. Поэтому проблема безымянности не столь актуальна.

Есть другая проблема - псевдоавторства. Псевдоэпиграфы – явление еще античной эпохи. Псевдоэпиграфы - это литературный прием. Особенно распространяется в эпоху эллинизма. Очередной виток глобализации – появилась необходимость рассказать о своей культуре, т.к культуры пришли в соприкосновение. Псевдоэпиграфы – очень распространены у евреев; например, апологетические еврейские трактаты приписывали Гераклиду, Орфею. Если бы евреи подписывали своими именами сочинения, их бы никто не стал читать. Поэтому отсюда рождается такой метод.

В христианской письменности также применялись псевдоэпиграфы:

1) Неизвестный автор мог таким образом предать авторитетный статус своему произведению. Пример - Ареопагитский корпус. Мы знаем имя автора – наиболее вероятно, что это прп. Петр Ивир. В принципе это великое дело - написать очень хорошую книгу, и надписать ее не своим именем, это некий подвиг. Петр Ивир подписался именем Дионисия Ареопагита.

2) Сознательное вычеркивание имени автора. Например сознательное вычеркивание имени еретика. Евагрий Понтийский (346 – 399 гг.) – архидиакон Григория Богослова (329 – 389 гг.) – собрал монашеское учение и систематизировал. На 4 Всел.соборе его анафематствовали. Многие сейчас говорят, что это было не правильно. У Евагрия лишь одно сомнительное место, и то в сомнительной рукописи (3 варианта рукописей: в 2-х текст православный в 3-ей текст искаженный (сирийский)). Его имя было опорочено. В средние века в Византии некоторые его трактаты были подписаны другими именами. Напр., именем Василия Великого. Или "О Молитве" - Нил Синайский - на самом деле автор Евагрий.

3) Техническая причина - та или иная ошибка, разорваны и перепутаны листы, ошибка переписчика и т д.

4. Термины «Отцы» и «Учители» Церкви.

У апостола Павла мы встречаем рассуждение, где он разделяет учителей и отцов. «Хотя тысячи у вас наставников, но немного отцов» (1Кор. 4,15). Так и отцы Церкви и учители Церкви - разные понятия. Статус учителей несколько понижен. В православии нет четкого критерия для различия отцов и учителей – это правильно.

У католиков есть 4 критерия:

1) Святость жизни – несамодостаточный. (например, Несторий был строги аскетом).

2) Признание Церковью - официальная канонизация, мы понимаем, в святцах половина помещена без практики канонизации, особенно святые первых 4-х веков.

3) Древность – вообще недействительный критерий. (Николай Сербский – уже Отец Церкви). Дух дышит, где хочет.

4) Ортодоксальность учения - правоверие. Несамодостаточный. Очень много отцов, у которых есть сомнительные высказывания. (Васлий Вел. в своем трактате о Духе Святом ни разу не называет Его Богом, Григорий Нисский, говорил об апокатастисе). Истина принадлежит всей Церкви, и один человек никогда не обладает ею, но лишь вся Церковь. Тем более нельзя подходить с мерками нашего правоверия к отцам Древней Церкви, т.к. тогда не было такой концептуализации, проговоренности учения. У человечества в 3-4 вв., не было еще логического аппарата, для выражения церковного учения. В догматике вообще есть учения, которые принадлежат только к области мнений: например эсхатология, ангелология. В области богословских мнений возможна полемика – до тех пор, пока Церковь не высказалась точно – как было на Вселенских Соборах. Поэтому называя отцом или учителем конкретную личность, будем полагаться на некую интуицию.

Учителя: Ориген (185 – 254 гг.; осужден на 5-м ВС), Тертуллиан (≈155 – ≈220 гг.).

Эпохи церковной письменности.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.