Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сщмч. Иустин Философ: жизнь и учение.(ок. 100 – 165 гг.)





1. Основные источники и свидетельства о жизни сщмч. Иустина.

Раннехристианский мученик и апологет.

Среди осн. источников о жизни Иустина: «Диалог с иудеем Трифоном», «Мученические акты», сохранившиеся в сборнике Симеона Метафраста, «Церковная история» Евсевия.

Родился в семье римского чиновника в Палестине (в городе Флавианополисе). Обучался философии (у стоиков). Крестился в 132 (137) г. Иустин много путешествовал. Во время правления Антония Пия (138 – 161 гг.) прибыл в Рим, где открыл свою философскую школу (по сути катехизическую школу); среди его учеников Татиан. Около 165г. после допроса у римского префекта Рустика о христианском образе жизни и отказа вернуться к почитанию эллинских богов – Иустина и шестерых его учеников казнили.

2. Письменное наследие

Сохранившиеся труды: 1) Первая апология (императору Антонию Пию), 2) вторая апология (римскому сенату), 3) Диалог с Трифоном иудеем.

Утерянные сочинения: 1) Синтагма против ересей; 2) Против Маркиона; 3) К эллинам;
4) Обличение; 5) Лирник; 6) О Божественном единодержавии.

Спорные сочинения: 1) Увещательное слово к эллинам; 2) Речь к эллинам; 3) О единовластительстве (О монархии); 4) О воскресении; 5) Послание к Диогнету.

3. Проблемы логологии св. Иустина

1) Иустин Философ по сути один из первых четко говорит о Святой Троице. "Мы чтим Творца вселенной Сущего Бога. И знаем Сына и имеем Его на втором месте. И Духа пророческого имеем на третьем месте. И у нас есть основания почитать их."

2) Есть неудачные цитаты: "Будучи началом всех творений, Бог родил из Себя Логоса как некую разумную силу."(причинно-следственная связь). (Проф. Спасский: "Сами апологеты далеки от ереси и неправомыслия, но на его неверные формулировки нужно смотреть как на недостаток логической последовательности.").

3) Иустин: "Сын сосуществует и рождается, когда в начале Бог все создал и украсил через Него." - также неудачная цитата. Мысль о том, что Бог творит мир посредством своего Слова, а следовательно, что второе Лицо св. Троицы зависит от воли Божией, может быть легко истолкована как субординатизм (ересь, утверждающая неравенство и соподчинение Лиц св. Троицы). Но, с другой стороны, если Иустин имел в виду, что проявление Отца в тварном мире происходит через Его Сына Слово, его богословие можно считать вполне православным.

Есть интересная попытка интерпретации у Василия Лурье - "Рождение есть не образ предвечного бытия Сына, но образ икономического бытия." (домостроение). Сын сосуществует Отцу всегда, но рождается тогда, когда Бог начинает творить мир. Термином "рождение" описывается функция Логоса (Рождение – это образ существования, а не акт, это неземная реалия; подобно тому, как родителем человек тоже является всю жизнь). Иустин первым различает бытие Бога в Самом Себе и действие Бога по отношению к миру.

4) В лице Иустина Философа христианская мысль воспринимает стоическое учение о семенных логосах. По этому учению в каждой части творения имеется семенной «логос», т.е. идея, парадигма. Логии сперматики. Логосы вечны - как идеи у Бога (но они не субъектны, в отличии от Платона, у которого эти идеи субъектны). Все эти логосы собраны в Логосе. Сын Божий - Логос - является хранителем семенных логосов. Иустин пишет, что все люди причастны семенным логосам, но в особой степени христиане, т.к они видели Логос и прибывают в Логосе, причастны Сына в Евхаристии.

5) Иустин Философ любимый святой отец экуменистов. Иустин пишет, что первые христианские святые были – Сократ и другие. Философию сопоставляет с Ветхим Заветом.

4. Иустин о последних судьбах мира

Эсхатология Иустина: Иустин учит о хилиазме. Хилиа - 1000. Хилиазм - учение о тысячелетнем царствовании Христа на земле прежде всеобщего воскресения. Это учение не было анафематствовано на Соборах. Иустин пишет, что у ветхозаветных пророков есть основания хилиазма. Хилиазм для него не догма, но предание.

5. Иустин как экзегет

Для нас св. Иустин интересен особенно тем, что среди христианских богословов он был одним из первых представителей греко-римского общества, да еще и интеллектуалом, обратившимся в христианство.

В «Разговоре с Трифоном» – Иустин описывает христианское понимание Ветхого Завета. (Моисеев закон был дан евреям лишь на время. Истинный и вечный смысл Ветхого Завета открыт в христианстве. Народы, уверовавшие в Христа и последовавшие за Ним, составляют Новый Израиль, воистину избранный народ Божий).

В творениях св. Иустина, как и у св. Иринея Лионского, мы встречаем одно из самых ранних свидетельств почитания девы Марии. Он пользуется образом Марии как новой Евы, которым впоследствии пользовались многие богословы. Его интересовали и текстологические проблемы. В частности, он обсуждает греческий перевод текста пророка Исайи «...се, Дева во чреве приимет...» (Ис. 7, 14). Противник Иустина Трифон оспаривал правильность греческого перевода, утверждая, что еврейское слово «альма» означает просто «молодая женщина». Иустин указывает на примеры, где это слово означает именно «дева», и защищает правильность перевода Семидесяти толковников (Септуагинта), использованный в евангельском рассказе о Рождестве Христовом и в котором слово «алма» переведено как «дева».

Крещение у св. Иустина понимается как рождение заново, предполагающее преданность принятой вере и обещание жить согласно христианским принципам. Несомненно, что Иустин имеет в виду крещение взрослых. Интересно отметить настоятельность, с которой он несколько раз говорит о крещении, как о вступлении в новую жизнь, и ни словом не упоминает о том, что, на Западе, стало считаться основным смыслом обряда, – во оставление первородного греха. Отсутствие понятия вины потомков за первородный грех характерно для восточной святоотеческой мысли, тогда как на Западе утвердилась идея, что все люди разделяют «вину» Адамова грехопадения и могут очиститься лишь посредством крещения. Восточная практика крещения младенцев не предполагает их греховности или «виновности», но основана на том, что младенцы рождаются в греховном мире, в «этом» мире, а потому тоже нуждаются в даре обновленной жизни.

6. Вклад Иустина в становление христианского богословия

В «Разговоре с Трифоном» – содержится учение св. Иустина о Боге, заслуживающее особого рассмотрения. Иустин говорит о Боге в философских терминах. Прежде всего, он утверждает абсолютную трансцендентность Бога, Его сокрытость, невыразимость, безначальность. Бог – превыше всякого имени, но поскольку мы должны как-то называть Его, то, по мнению св. Иустина, наиболее подходящим для Него именем является библейское «Отец». В данном случае Иустин представляет типичное доникейское богословие, в котором Бог рассматривается исключительно как Бог-Отец.

 

11. Тертуллиан – христианский писатель.(≈155 – ≈220 гг.)

1. Жизненный путь Тертуллиана. Писательская деятельность.

Тертуллиан был значительным христианским богословом.

Родился в Карфагене в семье римского сотника. Получил светское образование и сделался юристом - обычная в то время карьера для юноши из обеспеченной семьи. После обращения в христианство, в Карфагене около 193 г. он стал пресвитером, но потом переехал в Рим, где составил себе обширную юрид. практику. Помимо этого он много писал, в основном на богословские темы. Тон его сочинений - резкий, страстный, полемический - типичен для многих африканских писателей. 190-ые гг. – Крещение, священство, был женат. 4 периода: 1. до священства (≈193 г); в священстве (до 206 г.); полумонтанизм (до 212 г.); монтанизм (после 213 г.).

Главные творения Тертуллиана можно разделить на три группы:

1. Писания в защиту христианства (апологетические). К ним относится одно из важнейших сочинений Тертуллиана - его «Апологетический трактат», в котором он доказывает, что преследование христиан со стороны государства не оправдывается законами самого государства.

2. Сочинения против еретиков. Эти полемические сочинения были направлены в основном против гностиков. В книге «Опровержение еретиков» Тертуллиан, пользуясь адвокатскими приемами, демонстрирует неправоту еретиков. Его основной аргумент состоит в следующем: еретики не могут пользоваться св. Писанием, так как оно принадлежит Церкви, а не им; а войти в общение с Церковью они не могут, так как их учение не содержится в Писании. Трактат «О крещении» - самое раннее из дошедших до нас значительных сочинений о крещении - направлен против Квинтиллы, который учил, что крещение не является необходимостью. Тертуллиан опровергал его следующим образом: как для того, чтобы войти в землю обетованную, необходимо было пересечь Красное море, так же и для вступления в Церковь необходимо пройти через воду крещальной купели. Вода рассматривается как жизнедающая стихия. В связи с этим у Тертуллиана впервые встречается объяснение монограммы ИХТИС, состоящей из начальных букв титула Иисус Христос Tе`у И`ос Сот`ир (Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель). Слово ИХТИС по-гречески означает «рыба», а рыба живет в воде. Кроме того (а вполне вероятно, именно поэтому) в раннехристианском искусстве рыба была символом Христа. Такую же символику Тертуллиан усматривал в евангельском эпизоде чудесного улова рыбы. Далее в этой книге он утверждал, что крещение еретиков недействительно, и особо отмечал - в полном соответствии с уже установившейся традицией, - что мученичество за Христа следует рассматривать как «крещение кровью».Из других творений Тертуллиана, направленных против еретиков, нужно отметить «Против Праксея» - полемическое сочинение, написанное, когда Тертуллиан уже покинул православную Церковь. Несмотря на это, излагаемое в нем учение о Троице в богословском отношении не содержит никаких еретических элементов. В книге «О душе» Тертуллиан нападает на философию. Душа, сотворенная по образу Божию, по природе своей «христианка» и может естественным образом свидетельствовать о существовании и атрибутах Бога. Нет никакой нужды в философии и образовании, так как сама природа является учительницей души на пути к истине.

3. Сочинения на нравственные темы, характеризующиеся крайне строгими моральными и дисциплинарными требованиями. Из них наиболее важны нижеследующие: «О зрелищах». «Об одежде женщин». «Письмо к жене». «Увещевание о целомудрии» и «Книга о единобрачии».

2. Учение о Троице и о Христе

Огромная заслуга Тертуллиана состоит в том, что он впервые в истории христианской мысли употребил выражения, которые впоследствии прочно вошли в православное троичное богословие. Так, он говорил, что Сын обладает той же сущностью, что и Отец; и что Дух Святой исходит от Отца через Сына; он впервые употребил слово «Троица» по-латыни; и, наконец, он учил, что Отец, Сын и Дух Святой обладают одной божественной природой.

Его понимание св. Троицы, тем не менее, отчасти страдает субординационизмом.

Сын, т.е. божественный Логос (Слово), второе лицо Троицы, в его понимании как бы расщепляется на два понятия: «Смысл» и «Слово». Сначала Логос не имел самостоятельного личного бытия и существовал в Боге лишь как Его «Смысл»; лишь при сотворении мира этот «Смысл» стал «Словом».

«Дух Святой происходит от Отца чрез Сына». О Нем ясно говорится как о Третьем Лице. Но как Сын до создания мира существовал в Боге, как Его неотделимое свойство, так Дух, изойдя от Отца, вместе с Сыном и в Сыне в момент создания света, оставался неотделимым свойством Последнего до момента ниспослания в Пятидесятницу на апостолов, и лишь с этого момента Он становится отдельной, самостоятельной Ипостасью. В целом, учитывая уровень троичного богословия того времени, у Тертуллиана мы находим вполне здравое понимание св. Троицы.

То же самое можно сказать и о его христологии (учении о Христе).

Иногда его описание Христа почти что совпадает с халкидонским вероопределением: «...в Иисусе Христе соединились Бог и человек,... Бог жил среди людей как человек, чтобы человек научился жить божественной жизнью» и т.п.

Иногда Тертуллиан говорит, что «Бог был распят на Кресте», но тут же оговаривается, что следует избегать учения, будто бы «Отец страдал вместе с Сыном». Все это изложено не вполне ясно, но, учитывая бедность богословского словаря во втором веке, следует признать, что богословие Тертуллиана было удивительно православным.

3. Учение о человеке.

Человек — самое лучшее и совершеннейшее творение Божие. Он — владыка и венец видимого мира. Вселенная не была бы внешним обнаружением совершенств Божиих, вполне достойных Бога, если бы не было в ней человека. Только в одном человеке из всех Своих видимых творений Бог находит Свой образ и подобие. Только один человек, как единственное разумное существо во всем видимом мире, может познавать своего Творца, приближаться к Нему и соединяться с Ним.

Тертуллиан ставит человека даже выше ангелов и по происхождению, и по положению в мире. Ангелы, по его мысли, сотворены, как и все прочее, силой и всемогуществом творчества Божия, а человек произошел непоcредственно из Божественного дыхания. Не ангелам, а человеку Бог подчинил Вселенную и дал владычество над всем видимым миром. Хотя и у ангелов есть свободная воля, но воля человека сильнее воли ангелов, потому что человек может побеждать диавола, этого падшего ангела.

Существо человека состоит из двух частей — из души и тела. Обе эти части, по учению Тертуллиана, так тесно связаны между собой, что ни одна из них в отдельности не может составить целого человека. В учении о человеке Тертуллиан, главным образом, обращает внимание на душу, эту высшую и главную сторону человеческого существа, посвящая этому целый специальный трактат «О душе». Человек обладает свободой, чем и объясняется возможность его падения. Но не вся природа подверглась извращению после падения, потому возможно возрождение после искупления.

4. Этические воззрения

Покаяние. Домонтанистический взгляд Тертуллиана на Покаяние: «Грехи омываются, прежде всего, Крещением. Совершившие грех после него могут войти в Церковь чрез Покаяние».В монтанистическом сочинении «О стыдливости» Тертуллиан разделяет грехи на две категории. (Легкие прегрешения повседневной жизни очищаются покаянием. Грехи, совершенные против Бога, — идолослужение, убийство — не могут быть прощены на земле). Брак. В сочинении «К жене», написанном Тертуллианом в домонтанистический период, дозволительность второго брака в случае смерти одного из супругов признается, хотя и рекомендуется вдовство. В монтанистическом сочинении «О целомудрии» Тертуллиан отрицает второй брак. Военная служба. Тертуллиан считал, что не только служба в армии, но и многие другие профессии (которые предполагали участие в языческих обрядах) неприемлемы для христианина.В то же время он настаивал, что христиан следует допустить к общественному служению. В своей «Апологии» Тертуллиан доказывал моральные преимущества христиан перед язычниками. Он утверждал, что, вопреки всем обвинениям, христиане по определению чужды каким бы то ни было группировкам и сектам и что обвинения в предательстве несправедливы по той простой причине, что христиане лояльны по отношению ко всему миру.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.