Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Св.Афанасий Вел.: жизнь и учение.(ок. 295 – 373гг.)





1. Жизнь и церковная деятельность

Св. Афанасий Великий родился в Александрии, в христианской семье. Философии он не изучал, хотя и получил хорошее образование, главное внимание он обратил на изучение Священного Писания, которое знал до тонкости. В 319г. он был посвящен в дьякона еп. александрийским Александром и участвовал в Никейском соборе (325г.). По смерти Александра (328г.) Афанасий был избран его преемником, после чего занимал епископскую кафедру в Александрии в течение 47 лет, из которых 15 лет провел в изгнании.

Все епископское служение св. Афанасия проходило среди гонений и преследований. Ариане и мелитиане встретили его избрание враждой и клеветой. Евсевиане видели в нем главную помеху своим соглашательским стремлениям. На соборе в Тире (335г.) св. Афанасий опроверг все возводимые на него обвинения. Но его противники сумели изобразить его перед Константином как виновника и причину смут, и император приказал ему удалиться из Египта на Запад, в Трир. Однако Александрийскую кафедру замещать он запретил. В Трире св. Афанасий был принят с честью и любовью. После смерти Константина (337г.) св. Афанасий в числе прочих изгнанников получил разрешение вернуться на свою кафедру. Но сразу же возобновились и враждебные происки. Евсевиане обвинили его в незаконном возвращении на кафедру без соборной отмены низложения на Тирском соборе. На его место был прислан арианский пресвитер Пист, рукоположенный во епископа арианином Секундом Птолемаидским, но он был предан анафеме египетским епископатом. Несмотря на единодушную защиту св. Афанасия Александрийским собором (339г.), на Антиохийском соборе (340г.) он был низложен, и на Александрийскую кафедру был возведен Григорий Каппадокиец. Он ворвался в Александрию с вооруженной силой и с кровопролитием захватывал храмы. Св. Афанасий счел полезным удалиться из Египта и отправился в Рим, где на местном соборе был оправдан от взведенных на него клевет и принят в общение. Папа Юлий выступил на его защиту. В Риме вокруг Афанасия собирались ревнители иноческих подвигов, привлеченные славою египетских пустынников. В 343г. св. Афанасий был на соборе в Сердике. В 345г. Констанций пригласил его вернуться в Египет, в 346г. он вернулся в Александрию. В середине 350-х годов возобновились арианские смуты. Под давлением императора Афанасий снова был низложен на соборах в Арле (353) и Милане (355). В начале 356г. в Александрию был прислан военачальник Сириан с приказанием схватить св. Афанасия, но он скрылся и удалился в пустыню. Александрийскую кафедру захватил новый епископ Георгий, и православные подверглись неистовому гонению. На время Александрия становится арианским центром — здесь начинают свою проповедь Аэций и Евномий. Св. Афанасий в это время укрывался в пустыне среди отшельников и в полном уединении. В это время он пишет и рассылает свои главные обличительные и защитительные сочинения. Афанасия все время искали, но напрасно. Из этой вольной ссылки он смог вернуться только при Юлиане в 361г., но снова ненадолго. В конце 362г. он снова был изгнан, удалился в верхний Египет и должен был пробыть там до смерти Юлиана. После предварительного свидания с новым императором Иовианом в Антиохии св. Афанасий прибыл в Александрию в 364г. Еще раз ему пришлось удалиться отсюда в 365г. в силу указа Валента о ссылке всех, кто был сослан при Констанции и вернулся при Юлиане. По настоянию народа это приказание было отменено через 4 месяца. Остаток дней своих св. Афанасий провел в Александрии в литературных и пастырских трудах. Он почил в 373г., незадолго до своей кончины рукоположив своего преемника епископа Петра.

2. Письменное наследие

1) «Слово против язычников» (доказывается ложь и ничтожество язычества). 2) «Слово о воплощении Слова и о пришествии Его к нам во плоти» (≈317г.) (Это сочинение содержит все основные положения богословского учения Афанасия. В заключение св. Афанасий отсылает за подробностями к Писанию, изглаголанному Богом чрез мужей богомудрых и святых, но прибавляет, что «без чистого ума и без подражания жизни святых никто не может уразумевать словеса святых»). 3) Три «Слова против ариан». 4) Четыре письма «К Серапиону, епископу тмуйсскому, о Духе Святом». 5) «Защитительное слово», в котором св. Афанасий оправдывает свое бегство во время гонений. 6) «Защитительное слово (апология) перед императором Констанцием». 7) «История ариан», написанная для монахов и повествующая о том, что сделано было арианами при Констанции. 8) «Житие преподобного отца нашего Антония», основателя египетского монашества. 9) «Праздничные послания» (Так назывались окружные послания, рассылаемые александрийскими епископами, в которых ежегодно сообщалась дата празднования Пасхи. В праздничных посланиях св. Афанасия приводятся описания церковных обычаев).

«Житие св. Антония» – первое в истории христианской письменности житие, послужившее образцом для всей средневековой агиографической литературы. Для нас особенно интересны детали, раскрывающие идеологию и взгляды раннего монашеского движения. Описание того, как Антоний решил стать монахом, стало традиционным для жанра житий святых.

3. Учение о Троице

Основная заслуга св. Афанасия состоит в его борьбе с арианством. В то время как в восточной Церкви не осталось ни одного православного епископа, он – один против всех — мужественно отстаивал православную никейскую веру, провозгласившую единосущие Отца и Сына. Этот небиблейский термин имел дурную репутацию и был осужден на Антиохийском соборе в III веке как выражение модалистской ереси (если сущность одна, то нет и реального различия между Лицами св. Троицы: Отец, Сын и Дух Святой – лишь различные выражения (модусы) одной и той же сущности).

Афанасий не вдавался в богословские тонкости. Сражаясь с арианством за единосущие, он отстаивал самый смысл, самое существо христианства. Воплощение, смерть и Воскресение Христа принесли миру спасение. Отрицая единосущие Христа Отцу, арианство угрожало разрушить самую сущность и основание христианской веры: человечество нуждается в спасении, но спасение возможно только от Бога, поэтому Христос – и человек, и Бог, а иначе мы не спасены. Св. Афанасий твердо знал, что, только отстояв единосущие, можно сохранить чистоту православной веры. Его не смущало, что для этого приходится вводить в употребление непривычное слово, не нравившееся большинству богословов. Всякие философские рассуждения по поводу реального смысла этого слова он считал ненужными и даже опасными.

О Духе Святом Афанасий говорит в своих письмах к Серапиону. Его рассуждения следуют той же логике, что и его учение о Христе. Есть один Бог – единосущная Троица: Отец, Сын и Дух. Как и Сын, Дух Святой – тоже Бог, а иначе мы не спасены:

Через Духа Святого происходит общение человека с Богом и обожение. В то же время Дух принадлежит Сыну, являясь Его «собственным» (идиос) Духом.

4. Учение о Спасении

Афанасий, как и все отцы Церкви, считает, что смерть и тленность не были сотворены Богом, но пришли в мир вследствие грехопадения. Бог сотворил все «хорошим» (как говорит Библия, «благим»), но наделенным свободной волей и способным к восстанию против Него. Результатом восстания явилась смерть – мощная космическая реальность, захватившая власть и поистине воцарившаяся в «этом мире».

Спасение, согласно Афанасию, заключается не просто в прощении грехов рода человеческого, но в избавлении мира от смерти и тления.

Спасение мира для св. Афанасия – не спекулятивная проблема, как для Оригена, а вопрос жизни и смерти. Тварный мир – настоящий, живой и потому драгоценный в глазах Бога; смерть – настолько могущественный враг, что победить ее можно только изнутри, только ее же оружием – смертью, и притом смертью самого воплощенного Бога. Ради этого и происходит Боговоплощение, которым превозмогается власть смерти, уничтожается тление.

В отличие от неоплатоников, понимавших спасение, как достижение видения Бога, св. Афанасий говорит об обожении, т.е. о достижении нетленного состояния. Обожение возможно только благодаря воплощению Бога-Слова, который воспринял плоть, дабы мы могли стать носителями Духа.

Итак, по учению св.Афанасия: спасение – это обожение. Мы соединяемся с Сыном. Становимся его сотелесниками. Мы входим во Вторую Ипостась, приобретаем Его свойства. И какой в этом смысл, если Сам Сын не единосущен Отцу? Афанасий, отстаивая единосущие, отстаивает, что мы достигаем самого центра бытия. Только в случае единосущия Сына Отцу, мы можем говорить об обожении и о спасении. У Ария не было такого сотериологического чувства (он только видел моральную сторону религии – стать хорошим человеком).

Сотериологический аспект (вопрос: Что есть спасение?) является главным критерием для разбора всех ересей, потому все ереси ставят крест на спасении. Мы призваны стать обоженными.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.