Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Св.Григорий Богослов: жизнь и учение.(ок. 329 – 389 гг.)





1. Жизненный путь и пастырские идеалы св. Григория Богослова

Св. Григорий Богослов (Назианзин) родился в Арианзе, недалеко от г. Назианза. Отец был епископом Назианзским, мать Нонна – очень благочестивой христианкой. Учился по очереди в Кесарии Каппадокийской, в Кесарии Палестинской, в Александрии, в Афинах.

Обладая слабым и несколько капризным характером, он был способен на непоследовательные поступки. В 361г. отец призвал его на пресвитерство; после протестов – принял рукоположение. В 370г. Григорий рукоположен в епископа города Сасимы (но немедленно оттуда уехал). Убежав из Сасим, Григорий вернулся к своему отцу, который нуждался в помощи для управления епархией. Уже через год уехал в Селевкию Исаврийскую (для монашеских подвигов). В 378г. друзья призвали его в Конст-ль.

В 381г был признан архиеп-м Конст-ким. Становится одним из ведущих организаторов 2-го ВС. При этом ему пришлось вступить в борьбу с приверженцами старо-никейской веры (единосущие без трех ипостасей): один из них – еп. Петр Александрийский, считавший себя единственно православным и упрекавший каппадокийское богословие в компромиссности.

От Антиохии епископ Мелетий, друг каппадокийских. Но в той же Антиохии была староникейская партия, не признавшая Мелетия и возглавляемая еп-м Павлином. Григорий предложил избрать предс-лем собора Мелетия, и это предложение было исполнено имп-ром. Последовал взрыв негодования со стороны Петра, несмотря на общую победу над арианством, возник раскол между православными. Положение усложнялось тем, что правительство было на стороне каппадокийцев и новоникейской веры. Во время собора Мелетий умер. Вместо него было предложено назначить председателем св. Григория. Все же оставалось решить вопрос, кого считать законным еп.м антиохийским. Ради установления мира преемником Мелетия было бы естественно стать Павлину, антиохийцы выбрали другого епископа. Тщетно старался св.Григорий примирить враждующие партии - на Соборе царили нескончаемые раздоры и неразбериха; покинул собор и уехал из Конст-ля. Григорий удалился на покой на родину в Каппадокию, где умер в 390 г.

Творения святителя Григория Богослова

До нас дошли лишь немногие сочинения святого Григория, но и их достаточно, чтобы включить его в ряды самых блестящих богословов всех времен.

1) 45 проповедей, из которых наиболее важны 27—31, известные под названием «Слова о богословии». В них обсуждаются проблемы богопознания и учение о Святой Троице. Из других проповедей несколько посвящены различным церковным праздникам и особым случаям. Особенно важно надгробное слово святому Василию. Одна проповедь направлена против императора Юлиана Отступника.

2) Поэтические произведения, среди которых мы находим автобиографию святого Григория, несколько стихотворений насмерть друзей и стихи на богословские темы.

3) Из 243 писем святого Григория важны для нас два его письма к Кледонию (101, 102), в которых обсуждается природа Христа с критикой учения Аполлинария Лаодикийского.

Влияние святителя Григория на богословов последующих времен было огромным. Его произведения едва ли не приравнивались к Священному Писанию. Его очень почитал преподобный Максим Исповедник. Тексты сочинений Григория использовались гимнографами, и, в частности, наши рождественский, богоявленский и пасхальный каноны – не что иное, как перефразированные преподобным Иоанном Дамаскином отрывки из проповедей святителя Григория. Также и на Западе святитель Григорий Богослов всегда пользовался большим уважением. Так, Фома Аквинский утверждал, что, в то время как у любого отца Церкви можно найти какую-нибудь ересь, у Григория Богослова нет ни одной.

2. Триадология св. Григория Богослова

Учение о божестве Сына и Святого Духа, о единстве Святой Троицы, о Ее постепенном откровении в истории Домостроительства спасения. Св. Григорий учит о вневременности рождения Сына от Отца и исхождении Святого Духа от Отца. Однако вневременность и собезначальность не опровергают рождения и исхождения. Отец – Причина бытия Сына и Духа. Св. Григорий использует выражение «три Лица», к которому свв. Афанасий и Василий относились с некоторым подозрением из-за использования термина «Лицо» (в особом смысле «маски») еретиками-монархианами. Для него «Лицо» и «Ипостась» – тождественные термины. Личными свойствами Отца, Сына и Духа – св. Григорий объявляет соответственно: нерожденность, рождение и исхождение в соответствии со способом Их бытия. Сами рождение и исхождение непознаваемы для человеческого ума. «Для св. Григория Троичность – есть выражение Божественной Любви: Бог есть любовь и Триединство есть совершенное выражение «единомыслия и внутреннего мира»». «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было прежде, нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремляют на солнечный свет». Дух Святой не есть творение, не есть безличная энергия, но есть Действующий Субъект – Лицо, Ипостась, и Бог по Своей природе и неотделим от Святой Троицы.

3. Христология св. Григория Богослова

(101 и 102 письма к Кледонию). Полемика против христологических воззрений Аполлинария и ранних антиохийцев. Св. Григорий выступает против ереси Аполлинария Лаодикийского, отрицавшего, ради необходимости представлять Христа единой сложной Личностью Богочеловека, Его человеческий ум. Он высказывает свое фундаментальное христологическое определение: «Что не воспринято, то и не уврачевано. Но что соединяется с Богом, то и спасается». Ум в человеке пал первым, а следовательно и требует первостепенного исцеления – через Христа и во Христе. Христологическое значение человеческого ума во Христе – ум как посредствующее звено между божеством Слова и плотью Христа.

С другой стороны св. Григорий ведет также полемику против двухсубъектной антиохийской христологии с ее учением о «двух Сынах» и отвержением имени «Богородица». Св. Григорий подтверждает необходимость такого именования как выражение православного учения.

4. Учение о человеке св. Григория Богослова.
Св. Григорий Богослов и концептуализация восточно-христианского аскетического учения

Представляет собой синтез библейского учения о человеке и античной философской антропологии. Античное изречение «Познай самого себя» – становится отправным пунктом для антропологических рассуждений о человеке как двусоставном существе, подчеркивая, что, будучи посредником между материальным и нематериальным мирами, человек носит в себе характерные черты обоих: своим умом, или духом, он связан с нематериальным, божественным и невидимым, тело же его принадлежит к области материального, земного и видимого. Для Григория именно материальный мир является «малым» по сравнению с макрокосмосом-человеком, поскольку человек заключает в себе обе реальности. Григорий придерживался взгляда, согласно к-рому образ Божий заключается в человеческой душе, в ее высшей части - уме (νοῦς), рассудке (διάνοια) или духе (πνεῦμα) Душа есть «частица Божества» в человеке; однако, будучи «Божиим дыханием», она претерпевает «смешение с перстью». Душа в теле - это «свет, скрытый в пещере, однако же божественный и неугасимый». Главное назначение и призвание человека - восходить от земного к небесному, от человеческого к Божественному. Цель жизни человека - «сделаться богом и духом... стать в чине светозарного ангельского лика, получив за великие труды еще большую награду».

Бог Своей мыслью творит мир Ангельский (наиболее сродный Себе по его духовной и бестелесной природе), затем мир видимый (наименее сродный Себе в силу его материальности, но тем самым показывая Свое всемогущество) и наконец, человека – состоящего из того и другого – нематериальной разумной души и материального тела. Человек – словно «новый Ангел», а его душа – «дыхание Божие» и «Божественная частица». Призвание человека – стать богом по благ-ти и обожиться. Как понимать термин «Искупление»? Как выкуп диаволу, как полагал Ориген и западные авторы? «По св. Григорию Крест есть победа над сатаною, но не выкуп. Крест есть Жертва благоприятная, но не плата и не выкуп Богу. Крест есть необходимость человеческой природы, не необходимость Божественной правды».

Св. Григорий единодушен с восточнохрист. традицией, согласно к-рой зло не есть сущность, а есть лишь отсутствие добра, в результате грехопадения была нарушена гармония между духовным и телесным началами в человеке: хотя тело и остается «родственником и сослужителем» души, оно тем не менее нередко объявляет войну душе, человек нуждается в аскетических подвигах ради умерщвления греховной плоти. После грехопадения он продолжает жить надеждой на обожение. Последнее совершается Христом, однако лишь в «сотрудничестве» с самим человеком. Вся жизнь должна стать непрестанным подвигом борьбы со страстями и пороками, преуспеяния в добродетели ради достижения того, к чему от начала призван человек

Св. Григорий Богослов и св. Василий Великий – современники, разные люди. Св. Василий всеми силами боролся с ересью, умер ранней смертью весь в делах с амбициями, надеждой на победу. А св. Григорий Богослов не боролся за власть, уехал из города, куда его рукоположил Василий. В Константинополе побыл епископом немного. Ушел за штат. Остаток дней писал стихотворения. Но мы называем его Богословом по преимуществу. Григорий, рефлексирующий интеллигент, прочувствовалв Троице равночестность. Учение о Троице можно экзегетически обосновать по-разному. Св. Афанасий обосновывал сотериологичеки. Ориген обосновывал. Каппадокийцы обосновывали учение о Троице исходя из внутренней логикиумозрительно. И св. Василий, и св. Григорий рассуждали о причине единства Трех. Все отцы писали, что причина единства трех - монархия (единоначалие) Отца. Бог – Един, потому что Отец – Един. Но у Григория Богослова появляется еще один акцент. Бог Един, потому что у Него Сущность едина. У Григория Богослова делается акцент на единой сущности.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.