Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Св.Григорий Нисский: жизнь и учение.(ок. 335 – ок. 394 гг.)





1. Основные этапы жизни и письменное наследие св. Григория Нисского

Был младшим братом Василия Великого, готовился к юридической карьере. Он получил образование в Кесарии Каппадокийской (где изучал риторику и философию). Был женат. В 371г. братом Василием (архиеп-м Каппадокии) Григорий был рукоположен во еп-па. Через 5 лет, в 376г., по указу имп-ра Валента Григорий был смещен и отправлен в изгнание за свои православные взгляды: он принадлежал к умеренной никейской партии (он принимал решения Никейского собора и учение о трех ипостасях, развитое его братом Василием). В 379г. Григорий возвратился из ссылки. В том же году умерли брат Василий и сестра святая Макрина, Он стал продолжателем деятельности Василия и закончил ряд его литер-ных работ, в частности полемику "Против Евномия" и "Шестоднев". В 379г., незадолго до торжества Православия над арианством, Григорий Нисский принял участие в очередном соборе, собравшемся в Антиохии. Антиох-й собор послал Григория в поездку по церквям Аравии и Палестины - разузнать, что говорят в народе об арианской ереси. В 381г. Феодосий I Великий созвал II Всел. Собор в Конст-ле, на кот-м восторжествовало никейское Православие. На этом соборе Григорий играл важную роль. Умер он около 394 г.

Его произведения можно разделить на три группы.

1) догматические сочинения: 1. 12 книг "Против Евномия". Евномий был представителем крайнего арианства, утверждавшим, что Сын не подобен (ανόμοιος, аномиос) Отцу, ибо сущность Бога состоит в Его "неспособности быть рожденным". 2. На эту же тему написано "Послание к Авлавию о том, что не три Бога". 3. В книгах "Против Апполинария" Григорий анализирует еретическое учение об отсутствии у Христа человеческого ума (или души). 4. В "Большом Катехизисе" изложены основные догматы учения святого Григория в положительной форме: о вере, о Святой Троице, о Воплощении, об Искуплении, таинствах Крещения и Евхаристии, о последних судьбах мира.

2) писания мистические или аскетические: 1. "О девстве". Григорий защищает девство как высший путь. 2. "De Institute Christiano" - трактат, посвященный аскетическому богословию.

3) экзегетические сочинения, в которых мы обнаруживаем мистические и аскетические темы. 1. "Шестоднев". 2. "О сотворении человека". детали библейского описания творения он толкует аллегорически, не считая их точными "научными" сведениями. Особенно важно учение святого Григория о духовной природе человека. 3. "О жизни Моисея". 4. В аллегорических комментариях на "Песнь Песней", "Экклезиаст", "Заповеди блаженства" и "Надписания псалмов" ощущается сильное влияние александрийской школы Оригена.

2. Тема богопознания и учение о Божественных именах в писаниях св. Григория Нисского

Взгляды святителя Григория Нисского на цель христианской жизни хорошо изложены в его книге «Жизнь Моисея». Цель эта заключается в постоянном стремлении к Богу, и путь восхождения состоит из трех ступеней. Согласно святому Григорию, необходимо пройти все три ступени, однако это не значит, что они должны непременно и всегда следовать одна за другой.

Первая ступень – ступень очищения (κάθαρσις, катарсис). Очищение предполагает победу над страстями, избавление от всего, что не необходимо, от всего, что не от Бога. На второй ступени богопознания, которая еще не есть богопознание, но только подход к нему, освобожденный от страстей разум обретает более ясное видение творения, так называемое естественное видение. Третья ступень – собственно богопознание, боговидение. На этой ступени достигается то, что Григорий Нисский называет обожением, теозисом. Исходная идея Григория «видеть Бога никак нельзя… в нашем стремлении увидеть Бога мы «выходим из себя»… мы оставляем наш разум позади и выходим «вовне»… это переживание – «трезвое опьянение» (то, что произошло с апостолами в Пятидесятницу)».

Все три ступени являются необходимым условием богопознания, однако из этого не следует их жесткая очередность. Иными словами, святым можно стать и без аттестата зрелости: также можно сначала достичь святости, а потом приобрести естественное видение. Но богопознание невозможно без четкого осознания, что Бог превыше всего, что Он абсолютно трансцендентен, непознаваем, непостижим. «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18), и истинное знание как раз и проявляется в осознании этой невозможности.

Для Григория Нисского Бог непостижим по природе Своей. Даже разум, полностью освободившийся от страстей, дажеангелы небесные не могут видеть Его. Видение и понимание представляют собой формы хотя бы частичного обладания. Человек же, будучи тварью, не может овладеть Богом. Бог Сам открывает Себя в творении посредством Своей деятельности.

*** *** ***

В созерцании св. Григория Нисского Бог есть, прежде всего, полнота и источник всего – бытия, блага и красоты. Бог есть любовь и источник любви. Полнота Божественной жизни выражается в тайне Троичности, которая ставит истину христианского учения о Боге в качестве «золотой середины» между крайностями заблуждений иудейского единобожия и эллинского многобожия. Выведение понятий о Рождении Сына от Отца из понятий о «словесности» Отца (Слово - Сын) и «дыхании» Отца («дыхание» - Святой Дух). Из учения о единстве и тождестве воли, действия, власти Отца, Сына и Святого Духа следует единство их природы. Ипостасные именования: Отца – «Нерожденный», Сына – «Единородный», Святого Духа – «третий», «исходящий от Отца через Сына». Каждый из Них – Бог, но не три Бога, но Единый Бог, т.к. «Бог» - имя природы, а не Ипостаси.

«Божественное бытие превосходит всякое познавательное примышление. Понятия человеческого ума слагаются на основе созерцания и изучения видимого, тварного мира, и они становятся пустыми, когда ум возвышается за пределы тварного естества». «Бог выше всякого имени, ибо всякое имя, всякое понятие предполагает ограниченность и определенность». Два типа Божественных имен: 1) имена отрицательные, апофатические, отрицающие за Богом то, что не соответствует Его величию и 2) имена утвердительные – взятые из описания Божественных энергий в мире. «Имена Божии – суть создания самодеятельности человеческого ума, истолковывающего опыт Боговидения».

3. Учение о человеке св. Григория Нисского

Обсуждая природу человека, св.Григорий Нисский прежде всего настаивал на превосходстве человека перед остальным творением: человек - вершина, венец творения, царь и господин всего. он создан "по образу и подобию Божию". Человек был создан бессмертным, человек был создан для "участия" в Боге, для жизни в Боге, был наполнен божественными благами. Все это он потерял, когда пал грехом, и поэтому нынешнее состояние человека, является не только тварным, но и падшим. Как при сотворении мира все творение было связано с Богом через человека, так и после грехопадения весь мир оказался отрезанным от Бога. После грехопадения человек не вполне утратил образ Божий, эта связь выражается в свободе и самоопределении: Вопросы пола обсуждаются у Григория Нисского в контексте оригеновской доктрины о двух Творениях. В предвидении греха Бог сотворил человека двуполым, но до грехопадения различие между мужчиной и женщиной не было реализовано. Только после злополучного инцидента с плодом Бог дал Адаму и Еве "одежды кожаные", аллегорически трактуемые как половое влечение. В падшем человеке трудно узнать первозданного, не легко согласиться, что есть в нем образ Божий. Богоподобие видно только в преуспевших, — в них снова просиявает подобие Божественных красот. И по ним можно разгадать первозданный закон человеческой жизни — закон иерархической стройности.

Учение о спасении Григория Нисского

В его учении о спасении отражается влияние св. Афанасия Великого и Оригена. Согласно со св. Афанасием – св. Григорий учит о спасении, как о соединении человека с Богом и достижении обожения. Жизнь человека проникнута грехом от рождения до смерти, и для совершения спасения Сын Божий в воплощении прошел этими же пределами, и тем всецело освятил человеческую природу. Смертной человеческой природе Он сообщил нетление Своего Божества, таким образом, совершилось обожение человеческой природы Христа, и от Него обожение сообщается всему человечеству. По вопросу об искуплении св. Григорий воспроизводит теорию Оригена о выкупе грешного человечества путем обольщения сатаны. В этой неудачной «юридической» теории св. Григорий следует Оригену. Не говоря уже о том, что она плохо согласуется с основным строем богословской системы св. Григория, она внутренне противоречива. Основная мысль, что только Бог может справедливо избавить человека от греха, оборачивается выводом об обмане; и св. Григорий доказывает, что обманщика только обманывать и подобает.

Учение о Искуплении.

Св. Григорий повторяет оригеновское учение об Искуплении как выкупе, который Христос Своей душой платит диаволу для спасения всех прочих человеческих душ во аде. Плоть Христа св. Григорий сравнивает с приманкой, божество с крючком, а диавола – с рыбой. Власть диавола оказалась сокрушена «крючком» божества Христова. Такой «обман обманщика» св. Григорий считает допустимым.

4. Учение о апокатастасисе в писаниях Климента Александрийского,
Оригена, Евагрия Понтийского и св.Григория Нисского

Климент Александрийский отрицал хилиазм, чувственный огонь и вечность мучений грешников. Все наказания имеют исправительное или очистительное значение, все души за гробом должны пройти известный период очищения чрез стыд, раскаяние и т.д. Таким образом, у Климента даются зачатки учения об апокатастасисе и временности адских мучений, которое вполне развито у Оригена. Будущее блаженство будет иметь свои степени. Но высшим блаженством будут наслаждаться гностики, которые войдут в обитель Божию, чтобы созерцать Его в вечном и несказанном свете. В учении Климента проявляется влияние Филона, стоической философии и гностицизма. Ряд его положений впоследствии был отвергнут. Но все же, как заключает проф. Карсавин, Климент больше христианин, чем философ, потому что исходил не из теории, а из жизни. Климент, как учитель Оригена, естественно, оказал на него значительное влияние. Эсхатология Оригена носит спиритуалистический характер, что вполне согласно с философским направлением его богословствования. Почти все изречения Свящ. Писания о конечной судьбе мира и человека он понимал в духовном смысле. Хилиазм он отвергает со всей решительностью, упрекая сторонников его в неразумии и ссылаясь на свидетельства Свящ. Писания о духовности будущего тела. Характерным пунктом в учении Оригена о загробной жизни человека является мысль о возможности продолжения нравственного развития, очищения и совершенствования человека даже после его смерти — процесс спасения отдельного человека не заканчивается в земной жизни, но продолжается за гробом. Это учение вытекало у Оригена из основных понятий о благости Божией и о свободе воли человека. Бог вложил в человека стремление к истине, добру и богоуподоблению; это стремление должно получить удовлетворение, ибо дано оно не напрасно; почему осуществление его необходимо предположить в загробном бытии человека; ибо для Бога нет ничего невозможного и для Творца нет ничего неисцельного. С другой стороны, как бы ни пал человек, он всегда сохраняет свободу воли, а вместе с ней и возможность исправления и совершенствования. Вся посмертная жизнь представляет собой процесс очищения и совершенствования человека.

Св. Григорий Нисский «разделял основные эсхатологические представления Оригена о том, что конец всегда подобен началу, и потому в конце мировой истории произойдет «всеобщее восстановление» (апокатастасис), т.е. возврат всей разумной природы в первоначальное состояние; что воскресение произойдет в «телесной форме»; что воскресшие тела будут духовными; что адские огненные наказания имеют очистительное и врачевательное значение; что зло и порок в конце концов навсегда исчезнут из мира, и все будут спасены. Вместе с тем эсхатологическое учение св. Григория никак не связано с характерными для Оригена идеями предсуществования душ и перевоплощения, которые св. Григорий решительно отвергал. Кроме того, эсхатологию св. Григория отличают от оригеновской некоторые новые черты, в частности, учение о блаженстве как бесконечно возрастающем состоянии - эпектасисе».

5. Отношение Церкви к учению об апокатастасисе и к личности св. Григория Нисского в связи с этим учением.

На 5-ом В.С-ре (553 г.), когда было осуждено учение Оригена, относительно православия св. Григория не было высказано никаких сомнений. Вместе с тем отдельные богословские мнения св. Григория, не приняты Церковью – в частности, представление о временном и очистительном характере адских мучений и всеобщем апоскатастасисе. Одни (преп. Варсонуфий Вел., Нил Кавасила) считали их безусловно ошибочными, оправдывая, однако, его тем, что в его время эти вопросы не были соборно рассмотрены Церковью. Другие видели в них интерполяции оригенистов (свт. Герман Конст-льский). Третьи полагали, что те места в творениях св. Григория, где говорится об апокатастасисе, не следует понимать буквально, поскольку в них содержатся особенно возвышенные философские умозрения св. Григория (преп. Максим Исповедник)».

Апокатастасис, по существу, противоречит концепции свободы. Согласно православной точке зрения, поскольку существует свобода, постольку неизбежен и ад для тех, кто не хочет идти на небеса. На 5 В.С-ре вместе с Оригеном была осуждена и эта доктрина "всеобщего восстановления". Заодно пострадала и репутация святого Григория, которая позднее, тем не менее, была восстановлена.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.