Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Блаженный Иероним Стридонский: жизнь и учение.(342 – ок. 420 гг.)





Латинские отцы церкви

В IV веке богословие латинского Запада далеко отставало от философской глубины и интеллектуальной утонченности греческого Востока. Однако изучение латинских отцов этого периода, когда обе половины христианского мира еще сохраняли единство, важно хотя бы потому, что в их писаниях уже намечаются черты дальнейшего развития западного христианства.

1. Святитель Иларий Пиктавийский (ок. 315 – 367 гг.)

2. Святитель Амвросий Медиоланский (ок. 340 – 397 гг.)

3. Блаженный Иероним Стридонский (ок. 342 – ок. 420 гг.)

1. Церковная деятельность блж. Иеронима Стридонского.

Пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви. Он был родом из Далмации (Паннонии) из богатой христианской семьи. В Риме Иероним получил лучшее образование своего времени и посетил другие научные центры Запада (Аквилею, Трир). Ок. 372г. блаж. Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. Блаж. Иероним ревностно изучал Священное Писание. В 373г. он отправился на Восток, два года оставался в Антиохии, слушая уроки Аполлинария; затем удалился в пустыню Халцидскую, где предался подвигам аскетизма и изучению языков еврейского и халдейского. Переписка с друзьями сделала имя его известным всему тогдашнему ученому миру: многие стали обращаться к нему с научно-богословскими вопросами.

После непродолжительного пребывания в Антиохии, где он стал пресвитером, и посещения Палестины, блаж. Иероним отправился в Константинополь, где он воспользоваться уроками Григория Богослова и Григория Нисского. Отсюда он отправился в Рим, где папа Дамас сделал его своим ближайшим советником. После 3-хлетнего пребывания в Риме блаженный Иероним, по смерти Дамаса (385), посетил Святую Землю, монахов Нитрийской пустыни, слушал в Александрииизвестного Дидима, а в 386г. поселился в пещере в Вифлееме. Это был период расцвета его творческой деятельности. Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Священного Писания (Вульгата).

Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. А в411 году блаженного постигло новое испытание - набег диких бедуинов-арабов. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год. Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.

Письменное наследие блж. Иеронима.

1) Истолкования на Св. Писание. Вульгата Иеронима получила общее употребление на Западе с 7в. (канонизирована на Тридентском соборе в 1545г.). Объяснены блаж. Иеронимом, в целом составе, все книги пророков больших и малых, книги Бытия, Экклезиаста, Евангелие от Матфея и послания ап. Павла к Галатам, Ефесеям, Титу и Филимону. Из остальных книг св. Писания бесчисленное множество мест истолковано им в других сочинениях, эпизодически. 2) Догматические сочинения – имеют преимущественно полемическое происхождение и содержание: в одних он обличает еретиков; в других разъясняет положительное учение церкви о главных догматах христологии, о таинствах, о почитании святых икон и т.д. Он более силен в полемике, чем в изложении положительного учения Церкви. 3) Нравоучительные. В его многочисленных посланиях и письмахизлагается нравственное христианское учение в виде разъяснения частных вопросов: о воспитании детей, о терпении в несчастиях, о непрестанном самоусовершенствовании и т.п. Много писал он о достоинствах девства и об иноческой жизни. 4) Исторические. "О знаменитых мужах" – драгоценные сведения (хотя и краткие) о жизни и сочинениях отцов церкви и церковных писателей первых четырех веков. "Хроника" – включает перевод сочинения Евсевия Кесарийского, самостоятельный отдел (325 – 378 гг.). "Жизнеописания отцов" – жизнь египетских иноков (Дополнение – составленный блаж. Иеронимом "Мартиролог").

2. Триадологические споры и позиция Иеронима.

Блж. Иероним придерживался крайнего варианта никейского православия, которое в последние десятилетия IV в. поддерживалось и римской Церковью. В 381 г. на II Вселенском Соборе он поддерживал Максима Циника и обвинял св. Григория Богослова в недостаточном православии; хотя в его оправдание нужно сказать, что он очень мало понимал все эти восточные тринитарные проблемы и не особенно хотел в них вникать.

3. Блаженный Иероним как филолог и экзегет (а)
как переводчик (б) как экзегет священных текстов (в)

(а) Филолог и экзегет. Большую часть своей жизни Иероним оставался верным последователем Оригена и, даже отвергнув его и став его убежденным противником, до самой смерти своей продолжал придерживаться оригеновского экзегетического метода.

Латинский мир был готов для рождения собственного независимого богословия. Блж. Иероним был видным лингвистом и экзегетом, но, при всей своей учености, не был настоящим мыслителем и богословом. Эта задача была исполнена уже в следующем поколении молодым африканцем по имени Августин (354–430 гг.).

(б) Переводчик. За свою жизнь блж. Иероним сделал невероятное количество переводов – это был воистину величайший подвиг его жизни. Он перевел на латынь многие экзегетические труды Оригена и Хронику Евсевия Кесарийского, дополнив ее до царствования Валента. Ему принадлежит ставший классическим перевод Писания на латынь (так называемая Вульгата) и обширные библейские комментарии. И поэтому он по праву считается святым – покровителем переводчиков.

(в) Экзегет Священных текстов. Следуя александрийской экзегетической традиции, Иероним различал 3 смысла Свящ. Писания: 1) первичный – буквальный смысл (или исторический), 2) вторичный – образный (или нравственно-аллегорический), 3) высший – духовный (или мистический). Подобно Оригену, он основывал это деление на тройственном составе человека (тело - душа - дух) и на свидетельстве Книги Притчей Соломоновых. Иероним, следуя александрийской традиции, распределял все содержание Свящ. Писания на 3 раздела: «Подобно тому как философы имеют обыкновение разделять свои рассуждения на три части: физику, этику и логику, так и Божественные Речения ведут речь или о природе (de natura), как, например, в книге Бытия и Екклесиаста, или о нравах (de moribus), как в Притчах, да и повсюду во всех книгах, или о логике, вместо которой наши [писатели] вводят [мистическое] богословие (θεολοϒική), как в Песни Песней и в Евангелиях». Однако Иероним далеко не всегда следует этому тройному делению, но, как правило, различает, с одной стороны, буквальный (исторический) смысл Свящ. Писания, с др. стороны – небуквальный (духовный) смысл, охватывающий и образно-аллегорическое, и духовно-мистическое понимание.

4. Аскетические идеалы блж. Иеронима.

Во время учебы в Риме Иероним обратился в христианство и крестился, некоторое время он провел в небольшом монастыре близ имения своего друга Руфина в Аквилее, где они предавались аскетическим упражнениям и изучению христианской литературы. Окончательное решение стать монахом Иероним принял в Антиохии, после тяжелой болезни; оттуда он удалился в Халкийскую пустыню, где жил отшельником, практикуя самые крайние формы аскетизма.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.