Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II. Введение в лингвистику (вводный курс) (107 часов)





1) Фонетика (5 часов). Разделы лингвистики, изучающие устную речь: фонетика, орфоэпия. Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбор слова.

 

2) Орфоэпия (5 часов). Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков. Особенности произношения безударных гласных. Произношение согласных звуков. Особенности произношения согласных звуков. Особенности произношений сочетаний согласных звуков. Орфоэпический словарь. Допустимые варианты произношения и ударения. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова.

 

3) Графика (8 часов). Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи. Орфоэпический словарь использование его в речевой практике.

4) Морфемика (9 часов). Морфема как раздел лингвистики. Иметь представление о морфеме как мельчайшей значимой части слова. Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое окончание. Связь морфемики и орфографии. Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство. Виды морфем. Морфемные модели слов. Чередование гласных в морфемах. Типы чередований гласных. Чередование согласных в морфемах. Типы чередований согласных.

5) Лексикология (10 часов). Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова Основные способы объяснения лексического значения. Толковый словарь. Словари синонимов и антонимов. Тематические группы слов.

6) Орфография (16 часов). Орфография как раздел лингвистики. Правописание гласных в корнях слов. Правописание согласных в корнях слов. Виды орфограмм в окончании. Правописание слов с Ь и Ъ. Слитные, дефисные и раздельные написания.

 

7) Морфология (4 часа). Морфология как раздел грамматики. Образование форм слова с помощью окончания.

8) Культура речи (7 часов). Культура речи как раздел лингвистики. Соблюдение норм современного русского языка. Орфографические и пунктуационные нормы в системе культуры речи. Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации. Употребление в речи этикетных слов.

 

9) Синтаксис и пунктуация (33 часа). Синтаксис как раздел лингвистики. Виды словосочетаний. Типичные модели словосочетаний. Виды связи слов. Предложение как единица синтаксиса. Члены предложения. Главные члены предложения. Основные типы грамматических основ. Тире в простом предложении. Второстепенные члены предложения. Определение. Словарь эпитетов. Дополнение. Обстоятельство. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Виды предложений по наличию второстепенных членов. Виды предложений по количеству грамматических основ. Простые и сложные. Простое осложнённое предложение. Предложения с прямой речью. Диалог. Основные разделы пунктуации. Синтаксический разбор предложения. Связь пунктуации и синтаксиса.

 

10) Текстоведение (10 часов). Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Анализ текста. План текста. Основные нормы построения текста. Редактирование.

 

III. Основные разделы лингвистики. Систематический курс.

1) Словообразование (16 часов). Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования. Правописание букв а-о в корнях с чередованием. Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. Словообразование имён существительных. Словообразование имён прилагательных. Словообразование глаголов. Правописание приставок. Морфемный разбор.

2) Лексикология и фразеология (15 часов). Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Написание Ы-И после Ц. Лексика ограниченного употребления. Устаревшие слова. Терминологическая лексика. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их языковые особенности.

 

3) Морфология (51 час).

а) Имя существительное (15 часов). Грамматика и её основные разделы. Имя существительное как часть речи. Словообразование имён существительных. Правописание суффиксов -чик-, -щик-. Правописание суффиксов –ек-,-ик-(-чик-). Собственные и нарицательные имена существительные. Прописная буква. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Род имён существительных. Склонение имён существительных. Написание НЕ с именами существительными. Непостоянные признаки имён существительных. Число имён существительных. Безударные окончания е-и в именах существительных. Имя существительное как член предложения. Правильное употребление имён существительных. Морфологический разбор имени существительного

б) Имя прилагательное (14 часов). Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речевом высказывании. Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды имен прилагательных. Непостоянные морфологические признаки. Степень сравнения имён прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Склонение имён прилагательных. Синтаксическая роль имени прилагательного. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных Морфологический разбор имени прилагательного.

 

в) Глагол (21 час). Глагол как часть речи. Инфинитив. Морфологические признаки глагола. Правописание суффиксов глаголов Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Корни с чередующимися гласными. Условное наклонение Повелительное наклонение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. Изменение глаголов настоящего времени по числам и лицам. Безличные глаголы. Синтаксическая роль глагола. Правильное употребление глагола.

 

IV. Повторение изученного материала в 5 классе (16 часов).

Разделы лингвистики. Текст. Фонетика и графика. Основные орфограммы курса. Морфемика. Лексикология. Морфология. Пунктуация простого и сложного предложения.

 

 

 

 

4. Календарно - тематический план

Сама в шоке!

 

Фонд оценочных средств

5. 1. Система оценивания текущей успеваемости и достижений обучащихся.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

 


Контрольный диктант с грамматическим заданием

Словарный диктант

Тест

Зачет

Контрольное упражнение

Контрольное сочинение

Контрольное изложение

Контрольный срез

Контрольная проверочная работа

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Письмо по памяти

Зачёты по теме


Элемент контроля Отметка по 5-тибальной системе Другие виды оценивания
Оценка устных ответов учащихся Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.  
Оценка диктантов В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий. Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.  
Словарный диктант К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8класса – 30-35, для 9 класса – 35-40. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5»ставится за диктант, в котором нет ошибок. Оценка «4»ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки. Оценка «3»ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки. Оценка «2»ставится за диктант, в котором допущено до 7 шибок. При большем количестве ошибок диктант оцениваетсябаллом «1».    
Сочинения Оценка сочинений и изложений С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов   С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2)умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стили- стических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: • соответствие работы ученика теме и основной мысли; • полнота раскрытия темы; • правильность фактического материала; • последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи,число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).- Оценка сочинений Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются: а) умение раскрыть тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия темы; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается: - разнообразие словаря и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Отметка «5» Содержание работы полностью соответствует теме.   Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.   «4»   Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.   Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.   Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.   «3»   В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.   «2»   Работа не соответствует теме.   Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.   Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.   Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.   Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.  
  1. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
 
  1. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Важно! При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл. Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений. При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.    
 
Критериальное оценивание изложений по русскому языку в 5-7 классах
критерии баллы
К1 Содержание изложения 0-3
Отражены все важные микротемы  
Незначительное отступление в содержании  
Отсутствуют фактические ошибки, или допущена 1 фактическая ошибка  
К2 Логическое построение изложения 0-3
Логическая последовательность и завершённость (наличие вступления, основной части, заключения)  
Деление текста на абзацы  
Нет нарушений смысловой и грамматической связи между предложениями  
К3 Соблюдение правил создания различных видов изложений 0-1
  Для подробного изложения: сохранено не менее 70% исходного текста Для сжатого изложения: использованы 2 приёма сжатия исходного текста Для выборочного изложения: отсутствует лишняя информация из исходного текста  
К4 Стилевое единство и выразительность речи 0-3
Соблюдение типа речи и стиля исходного текста  
Разнообразие словаря и синтаксических конструкций  
Уместное использование изобразительных средств исходного текста  
К5 Орфографическая грамотность (с учётом однотипности) 0-3
Нет орфографических ошибок, или допущена 1 негрубая орфографическая ошибка  
1-2 орфографических ошибки  
3-4 орфографических ошибки  
5 и более орфографических ошибок  
К6 Пунктуационная грамотность (с учётом однотипности) 0-3
Нет пунктуационных ошибок, или допущена 1 негрубая пунктуационная ошибка  
1-2 пунктуационные ошибки  
3-4 пунктуационные ошибки  
5 и более пунктуационных ошибок  
К7 Соблюдение грамматических норм 0-3
Грамматических ошибок нет  
1-2 ошибки  
3-4 ошибки  
5 и более ошибок  
К8 Соблюдение речевых норм 0-3
Речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка  
2-3 ошибки  
4-5 ошибок  
6 и более ошибок  
Максимальное количество баллов:  

Перевод баллов в оценки:

Балла – «5» 10-14 баллов – «3»

Баллов – «4» 0-9 баллов – «2»

 

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.