Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.





Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, Общеевропейское совещание. Идея созыва совещания принадлежит СССР и др. социалистическим странам. Предложение о созыве совещания было изложено в «Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе», принятой в 1966 в Бухаресте Политическим консультативным комитетом Варшавского договора. Это предложение в последующем получило развитие в ряде совместных документов стран — участниц Варшавского договора, стало одной из центральных задач их внешней политики, важным фактором в политической жизни Европы. Среди правительств западных стран предложение о созыве совещания вначале вызвало разноречивую реакцию. В широких общественных кругах оно нашло поддержку. По мере позитивных сдвигов, происходивших на международной арене, предложение о созыве совещания было поддержано Францией, а затем др. западными государствами. Значительный вклад в подготовку и проведение совещания внесло правительство Финляндии. Важным фактором, способствовавшим созыву совещания, было заключение в 1970—73 договоров между СССР, ПНР, ГДР, ЧССР, с одной стороны, и ФРГ — с другой, и четырёхстороннего соглашения по Западному Берлину. Большое значение в этом отношении имели также контакты советских государственных деятелей с представителями др. стран.

После интенсивных двухсторонних консультаций между будущими участниками совещания были проведены по инициативе правительства Финляндии многосторонние консультации в Хельсинки (22 ноября 1972 — 8 июня 1973), на которых были согласованы «Заключительные рекомендации консультаций в Хельсинки». В рекомендациях определялись повестка дня, условия и процедура проведения совещания. Повестка дня предусматривала обсуждение вопросов, относящихся к: 1) безопасности в Европе, 2) сотрудничеству в области экономики, науки и техники и окружающей среды, 3) сотрудничеству в гуманитарных и др. областях, 4) дальнейшим шагам после совещания.

Первый этап совещания был проведён на уровне министров иностранных дел с 3 по 7 июля 1973 в Хельсинки. Участвовали представители 33 европейских государств (Албания отказалась принять участие в совещании), а также США и Канады. На нём были одобрены «Заключительные рекомендации консультаций в Хельсинки» и министры изложили взгляды своих правительств по важнейшим проблемам, относящимся к безопасности и сотрудничеству в Европе, а также по вопросам дальнейшей работы совещания.

Второй этап совещания проходил в Женеве 18 сентября 1973—21 июля 1975 турами продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. На этом этапе вырабатывались и согласовывались договорённости по всем пунктам повестки дня совещания на основе предложений, внесённых как социалистическими странами, так и западными государствами, участвовавшими в совещании.

Третий этап совещания проходил в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 на уровне высших политических и государственных руководителей стран — участниц совещания, возглавлявших национальные делегации. Советскую делегацию возглавлял Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Главы делегаций выступили с речами, в которых дали оценку итогам совещания, изложили взгляды на развитие обстановки в Европе в свете итогов совещания подписали Заключительный акт совещания.

Заключительный акт включает согласованные договорённости по всем пунктам повестки дня. Он представляет собой единое целое, является тщательно взвешенным балансом интересов всех государств-участников, и все зафиксированные в нём договорённости должны выполняться в полном объёме.

В документе изложены многообразные договорённости, касающиеся сотрудничества в экономических областях, определены главные направления и формы развития такого сотрудничества.

Совещание положило начало новому этапу разрядки напряжённости, подтвердило нерушимость сложившихся в Европе границ, создало благоприятные условия для сохранения и упрочения мира на всём континенте, стало важным шагом на пути утверждения на международной арене мирного сосуществования и налаживания отношений равноправного сотрудничества между государствами с различным общественным строем. Оно явилось крупным успехом всех его участников. После завершения совещания на первый план выдвинулась задача претворения в жизнь всех достигнутых договорённостей.

Международные отношения в Азии, Африке и Латинской Америке, влияние на них глобальной борьбы сверхдержав.

Ближневосточный кризис.

Ближневосточный кризис (далее Б) – обострение после 2-й мировой войны противоречий между силами империализма и силами прогресса в связи с агрессивными действиями империалистических держав против национально-освободительного движения народов Арабского Востока. Наиболее острым проявлением кризиса явилась начавшаяся в 1967 агрессия Израиля, опирающегося на империалистические державы (прежде всего на США) и международные сионистские круги против арабских стран.

Антиимпериалистическая и антифеодальная борьба, развернувшаяся на всем Арабском Востоке после победы антифашистской коалиции во 2-й мировой войне, привела к возникновению ряда независимых арабских государств. США, Великобритания и несмотря на наличие между ними империалистических противоречий, выступили единым фронтом против национально-освободительного движения арабских народов. Они стали принуждать арабские страны к заключению неравноправных договоров и соглашений, строить и реконструировать на территориях арабских стран военные, военно-воздушные и военно-морские базы, предпринимать попытки втянуть арабские государства в различные военно-политические блоки и группировки, навязывать им "помощь", широко насаждать там свою агентуру, организовывать преследование патриотических прогрессивных сил. Великобритания и США создали также постоянный очаг опасности для арабов в Палестине, где империализм и международный сионизм, опиравшиеся на местные реакционные круги, предельно обострили национальную рознь, доведя ее до открытых военных столкновений между арабским и еврейским населением этой территории, находившейся под мандатным управлением Великобритании. В результате выполнение резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 о разделе территории Палестины на два самостоятельных государства — арабское и еврейское — было сорвано, и 15 мая 1948, на следующий день после объявления о создании государства Израиль, была развязана арабо-израильская война 1948—49. Война позволила Израилю, опиравшемуся на империалистические державы и международные сионистские круги и организации, силой изменить границы Израиля, определенные решением ООН, и захватить значительные территории Палестины, отводившиеся для арабского палестинского государства.

В мае 1950 США, Великобритания и выступили с т. н. Тройственной декларацией, в которой заявили о намерении гарантировать неприкосновенность границ ближневосточных государств и выражали готовность поставлять арабским странам и государству Израиль вооружение и военные материалы якобы в целях обеспечения их внутренней безопасности. Эту декларацию, колонизаторский характер которой был совершенно очевиден, принял только Израиль, поскольку провозглашавшиеся в ней гарантии закрепляли результаты его войны с арабами.

13 октября 1951 США, Великобритания, а также Турция предложили арабским странам принять участие в создании "средневосточного командования", предусматривавшего размещение иностранных войск в ближневосточных странах и осуществление ряда других мер (передача в распоряжение штаба "союзного командования" вооруженных сил, военных баз, портов и т.д.). Поскольку этот явно неоколониалистский план был отвергнут арабами, три державы и Турция, изменив тактику, приступили к заключению ряда двусторонних военных союзов, приведших затем к созданию с участием Ирака т. н. Багдадского пакта. Однако попытки втянуть в этот пакт, помимо Ирака, другие арабские страны оказались безуспешными. После Июльской революции 1958 Ирак вышел из пакта.

По мере усиления на Арабском Востоке освободительного движения империалистические державы все более важное место отводили Израилю как орудию своей антиарабской политики. Экстремизм правящих кругов израильского государства, агрессивные действия Израиля против арабских стран и попытки создать путем захвата их земель "великий Израиль от Нила до Евфрата" находили полную поддержку со стороны ведущих империалистических держав. Израиль получил от империалистов огромную финансовую и военную помощь. Так, в период 1948—66 американская помощь, репарации ФРГ, пожертвования зарубежных сионистских организаций Израилю и иностранные частные капиталовложения в его экономику составили около 8 млрд. долларов, причем больше половины этой суммы поступило из США. Все эти поступления, а также крупные поставки всех видов вооружения способствовали созданию военно-экономического потенциала Израиля, поставленного на службу экспансионистской политики.

В октябре 1956 Великобритания, и Израиль совершили вооруженное нападение на Египет, вставший после Июльской революции 1952 на путь подлинной независимости, с целью сбросить законное египетское правительство и заставить Египет капитулировать перед военно-политическими и экономическими требованиями агрессоров (см. Англо-франко-израильская агрессия против Египта). Тройственная агрессия окончилась провалом в результате сопротивления египетского народа и мощной поддержки, которую он получил от арабских государств, СССР, других стран социалистического содружества и всех миролюбивых народов. В январе 1957 США выступили со своей программой экспансии на Ближнем и Среднем Востоке, получившей название "доктрины Эйзенхауэра" (см. Эйзенхауэра доктрина). Однако, вопреки их расчетам, она была принята лишь участниками Багдадского пакта и Израилем. Действуя в соответствии с этой доктриной, осенью 1957 США совместно с Турцией пытались осуществить вооруженную интервенцию против Сирии, но сирийское правительство при поддержке миролюбивых сил во главе с СССР сумело ее предотвратить. Летом 1958 США ввели свои войска в Ливан, а Великобритания — в Иорданию, что являлось, в свою очередь, подготовкой к вооруженному вмешательству во внутренние дела Ирака с целью восстановления там свергнутого народом реакционного режима. Однако решительное выступление СССР в защиту арабских народов вновь помогло предотвратить интервенцию и заставило агрессоров вывести свои войска из Ливана и Иордании. Борьба против колониального господства в западной части арабского мира вынудила признать независимость Марокко, Туниса (в 1956) и Алжира (в 1962). В 1962 был свергнут монархический режим в Йемене. Опасаясь утратить господство в южной и восточной Аравии и в районе Персидского залива, Великобритания повела открытую и закулисную борьбу за ликвидацию Йеменской Арабской Республики (ЙАР). Совместно с Великобританией эту борьбу вела также Саудовская Аравия, монархические круги которой опасались событий, происходивших в пограничном Йемене. Попытки ликвидировать республиканский режим в Йемене оказались безуспешными благодаря помощи ему ОАР, а также ряда социалистических государств. В дальнейшем английский империализм был вынужден также вывести войска из своей крупной военной базы в Адене и предоставить независимость протекторатам юга Аравии, на территории которых была провозглашена Народная Республика Южного Йемена (НРЮЙ; 1967).

5 июня 1967 израильские вооруженные силы провокационно вторглись в пределы ОАР, Сирии и Иордании и затем оккупировали значительную территорию этих стран. Опираясь на поддержку США и других империалистических государств, Израиль предъявил арабским государствам ряд ультимативных требований, принятие которых означало бы полную капитуляцию этих государств. Однако Израиль и стоящие за ним силы империализма и мирового сионизма не смогли добиться осуществления своих главных целей: свергнуть прогрессивные режимы в ОАР и Сирии и т. о. подорвать освободительное движение арабских народов; прекратить сложившееся тесное сотрудничество передовых арабских государств с СССР и другими социалистическими странами и т. о. предельно ослабить его влияние на решение проблем, связанных с Ближневосточный кризис; силой принудить арабские государства на условиях, выгодных Израилю, решить проблему палестинских беженцев (1500 тыс. чел. в 1970), изгнанных с принадлежащих им земель в результате открыто шовинистической политики израильских сионистов. Израиль настойчиво пытался воспользоваться результатами своей агрессии, хотя это таило в себе угрозу возникновения нового военного взрыва. Правители Израиля, поддерживаемые мировой реакцией, в том числе сионистскими кругами, продолжали уклоняться от выполнения требований миролюбивых народов о ближневосточном урегулировании на основе вывода войск со всех захваченных арабских земель и решения комплекса других вопросов арабо-израильского конфликта в соответствии с резолюциями ООН (резолюция Совета Безопасности от 22 ноября 1967, а также резолюция Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1948 о палестинских беженцах, резолюции Чрезвычайной сессии от 4 и 14 июля 1967 и Совета Безопасности от 21 мая 1968 и 3 июля 1969 об Иерусалиме, и ряд др.).

В известной мере новым моментом в Ближневосточный кризис явилось наметившееся расхождение в позиции империалистических держав. начавшая в 60-е гг. проводить в системе НАТО самостоятельную политику, осудила израильскую агрессию, наложила эмбарго на вывоз оружия в Израиль и, в отличие от других стран — членов НАТО, с пониманием отнеслась к точке зрения арабских государств по вопросам урегулирования. Позиции СССР и по этим вопросам заметно сблизились, что имело определенное положительное значение в период консультаций представителей четырех держав — СССР, США и Великобритании, начавшихся 3 апреля 1969 в Нью-Йорке в целях поиска путей для мирного политического урегулирования на Ближнем Востоке.

Ближневосточные проблемы по существу не сходили с повестки дня основных органов ООН. В периоды обострения противоречий на Арабском Востоке созывались трижды (1956, 1958, 1967) чрезвычайные и трижды (1947, 1948, 1961) чрезвычайные специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН. При рассмотрении всех проблем, связанных с Ближневосточный кризис, в ООН Советский Союз и другие социалистические государства неизменно выступали в защиту интересов арабских народов, что помогло им выстоять в борьбе с империализмом, колониализмом, с агрессивными устремлениями Израиля и международного сионизма.

Вместе с тем агрессивность империалистических держав и экспансионизм правящих кругов Израиля не позволили миролюбивым силам добиться такого ослабления Ближневосточный кризис, которое превратило бы этот район в зону прочного и длительного мир.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.