Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ориентировочные формулировки вопросов к экзамену





Опытно-экспеременальная д-ть (раскрыть).

Опытная работа предполагает эксперимент, т.е. поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта.

спец. организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его пед. эфф.ти. Пед. эксперимент – исслед-я деят-ть с целью изучения причинно-следственных связей в пед. явл-х

Выделяют 4 этапа эксперимента:

- теоретический - постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

- методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки получ-х результатов;

- собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

- аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям орг-и различают эксп-т естеств-й (в усл. обычного ОП) и лабор-й (создание искус-х усл. для проверки, например, того или иного метода обучения). Он может быть длительным или кратковременным. По конечным целям эксп-т делится на констатирующий, -и преобразующий (развивающий).

 

Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д.

Основные черты научной теории:

1. Научная теория - это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом.

2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития.

3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов.

4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием.

5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.

Что же касается структуры научной теории, то она включает, во-первых, основания теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы диалектики); во-вторых, законы, выступающие в качестве косяка научной теории, ее базы; в-третьих, узловые понятия, категориальный аппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основное содержание теории; наконец, в-четвертых, идеи, в которых органически слиты отражение объективной реальности и постановка практических задач перед людьми.

 

6. Циклы развития науки (Т.Кун).

 

· Нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории.

· Экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличениеколичества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множествопротивоборствующих научных школ.

· Научная революция — формирование новой парадигмы.

 

7. Понятие парадигмы. Основные педагогические парадигмы. Полипарадигмальность как парадигма современной педагогики.

Ответ: Педагогическая парадигма (греч. Paradeigma – пример,образец) - совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим обществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.

Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом.

Социетарная и человекоориентированная

Педоцентристская и детоцентристская.

В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят:

• представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи;

• осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта; принципы кодирования и передачи информации;

• осмысление ценности и роли образования в обществе;

• освоение культурного развития человека;

• представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе;

• роль и функции растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.

Преднаука.

Египетская, Шумерская цивилизации. Возникновение первых школ при дворцах царей и вельмож.

Накопление знаний в области в области математики, химии, медицины, фармакологии.

Шумеры – колесо, цветное стекло, бронза, длительность года: 365 дней, 6 часов, 15 мин.,41 сек.

Появление систем образования: Греческая, Римская.

Появление известных мыслителей: Пифагор, Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон.

Развитие системы образования в Древнем Риме и развитие науки.

Варрон, М.Т. Цицерон, Л.А. Сенека, Квинтилиан.

Их учение формализовало новую систему знаний о мире.

Формирование основ научно-педагогического знания в эпоху Средних веков – это с одной стороны, стремление к постижению подлинного знания, а с другой – исследование текстов святого писания. Это период, где формируется жесткая цензура знания. Развитие церковных школ и церковной культуры. Начало Средневековья – падение Рима (476 г.) IV – X – «Темные века» XI – XIII – «Высокое средневековье» XIV – XV – «Позднее средневековье»

Наука в этот период сосредоточилась на развитии техники.

Ветряные мельницы, совершенная конная упряжка, доменные печи, огнестрельное оружие, книгопечатание… Развитие науки обеспечивалось системой профессионального обучения

Эпоха Возрождения XIV – XVI вв.

Это период разделения знания и веры. Отличительная черта эпохи – светский характер культуры и ее антропоцентризм. Развитие науки повлияло на представление людей о мире и месте человека в нем. Н.Коперник, Д.Бруно, Г. Галилей – открытия в области астрономии

Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон – открытия в философии и естественных науках.

Т. Мор, Т. Компанело, Витторино да Фельтре – новые гуманистические идеи.

Новое время XVI – XIX вв.

Период неклассического развития науки.

Я.А. Коменский (1592 – 1670) появление педагогической науки

Основные педагогические идеи:

1. Всеобщее обучение

2. Система образования (школы)

3. Классно-урочное обучение

4. Система дидактических требований

Д. Локк – tabula rasa. о воспитании джентльмена

Из всех людей, с которыми мы встречаемся 9/10 становятся тем, что они есть: добрыми или злыми, полезными или нет благодаря воспитанию.

Задача воспитания Воспитание джентльмена – человека, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, не мешая другим.

Условие воспитания Джентльмен должен получить образование дома, а не в школе. Школа – это пестрая толпа дурно воспитанных детей

Ж.Ж. Руссо – свободное воспитание

• Основные положения теории естественного воспитания Ж. Ж. Руссо

В воспитании ребенка участвуют три фактора: Природа, люди и вещи

Воспитывать природосообразно – значит следовать естественному ходу развития ребенка

(У Коменского – по-другому)

Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды, нравы, правила, а должен предоставить ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе

Теория элементарного образования И. Г. Песталоцци

Элементарное образование это выделение простейших элементов обучения, что позволяет непрерывно двигаться в усвоении знаний («метод Песталоцци»)

Здесь имеют место три правила

• Учить смотреть на каждый предмет как на целое

• Знакомить с формой каждого предмета

• Знакомить с наименованием наблюдаемых явлений

Элементарное образование должно содействовать переходу от беспорядочных, смутных представлений к четким и ясным понятиям

Элементарное образование включает умственное, физическое и нравственное воспитание в гармоническом сочетании

И. Гербарт – приведение обучения в соответствие с законами психической деятельности.

Теория «ступеней обучения» И. Гербарта

Ведущая научная идея: процесс обучения проходит через углубление в изучаемый материал и углубление учащегося в самого себя (осознание). Отсюда следуют четыре ступени обучения

1. Ясностьизучаемое выделяется из всего, с чем оно связано и углубленно рассматривается

2. Ассоциациясвязь нового материала со старыми представлениями

3. Системапоиски учащимися под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний

4. Методприменение полученных знаний к новым фактам, явлениям (упражнение)

(здесь имеет место попытка создать универсальную схему урока)

 

И. Кант – гипотеза о возникновении космических тел. В философских произведениях разрабатывает теорию критики «чистого разума»

Ч. Дарвин – раскрыл основные факторы эволюции органического мира и выдвинул гипотезу о происхождении человека.

Д.И. Менделеев – открытие периодического закона

Джоуль, Кулон, Фарадей – значительные открытия в физике.

Ориентировочные формулировки вопросов к экзамену

1. Место педагогики в системе гуманитарных наук. Междисциплинарный контекст образования.

Ответ: Гуманитарный (от лат. человеч природа, образованность), имеющий отношение к сознанию человека и человеч обществу.

Гуманитарные науки - обществ науки (история, политическая экономия, филология и др.), в отличие от естеств и технич. (БСЭ)

Гуманит науки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умств, нравств, культурной и общественной д-ти.

По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с обществ науками, противопоставляясь при этом естеств и точным наукам на основании критериев предмета и метода.

В определении гуманитарн. наук нет единого мнения, наблюдаются разногласия между русскоязычной и англоязычной традициями деления дисциплин.

В русскоязычных источниках указывается обычно, что гуманитарные науки это либо синоним социальных наук (БСЭ), либо часть социальных наук, занимающаяся изучением культуры (glossary.ru).

Как часть социальных наук, гуманитарные науки обычно противопоставляются точным наукам, то есть таким, в которых используется математический и метрологический аппарат.

Осн гуманитарные науки:

классика – классич античность; философия; языки - литературные особ-ти языка в отличие от лингвистики; лит-ра; религия, теология (богословие); искусство: музыка, исполнительские виды искусства, танцы, изобр. искусство, живопись искусствоведение; история (включая историю гуманитарных наук); археология; этнография; краеведение; культурология.

Направления:

Антропология (за исключением физической антропологии), Журналистика, Искусствоведение, История, Культурология, Лингвистика, Литературоведение, Музееведение, Науковедение

Педагогика, Политология, Право, Психология, Социология, Филология, Эстетика, Этика, Этнография

П – гуманитарн. наука. Т.к. в основе П лежат соц. закон-ти и мех-мы передачи соц. опыта нов. покол-м. Поэтому ее относят к обл. гуман. наук.

Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции«педагог» — раб, наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Педагогика (трактовки разных авторов):

- наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);

- наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);

- наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (Новиков, Основания педагогики);

- наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);

- наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый);

- особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);

- наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);

- наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев).

Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении

Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).

Педагогика — единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский, А. В. Хуторской).

Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики — неформальное образование.

Объект и предмет педагогики

Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Понятие образования в современной науке

Закон «Об образовании»

«Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней»

В педагогических исследованиях

«…процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и социума» (А.В. Петровский)

«…общественно-историческое явление, возникшее из практико-прагматической деятельности людей в знаниях…» (Б.Т. Лихачев)

«…единый процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образцы» (В.А. Сластенин)

«…универсальный способ передачи культурного опыта поколений в форме знаний» (П.И. Пидкасистый)

фиксирует факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности. Образование как результат вбирает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет. В современном понимании в грамотности человека должны найти своё воплощение важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные личностные устои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формируемыми отношениями к ним.
Грамотный человек — это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Образованность — это грамотность, доведённая до общественно и личностно необходимого максимума, категория, характеризующая личностные образовательные приобретения. Образованность предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества. Категория "профессиональная компетентность" определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.

Культура — высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно этот уровень результативности образования должен стать объектом повышенного внимания педагогов.
Высшая ценность образования и его высшая цель — формирование менталитета личности и социума. Менталитет — квинтэссенция культуры. В нём воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, их отношение к различным сторонам общества. Вполне понятно, что результат образования, в конечном итоге должен оцениваться не только по непосредственным, наблюдаемым и жёстко контролируемым параметрам эффективности педагогической деятельности, но и на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкретного социума, с учётом динамики общечеловеческих ценностей и идеалов и меняющихся критериев реального материально-духовного прогресса и человека, и общества.
В образовании выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Это ядро образования — обучение.

 

2. Обоснование категориально-понятийного аппарата. Философия и общенаучные категории.

3. Взаимосвязь и взаимодействие категорий философии, педагогики и психологии.

Ответ: Связь педагогики и философии является наиболее длительной и продуктивной. Философские идеи продуцировали создание новых педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогического поиска и служили методологическим основанием педагогики.

Каждая область знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такими категориями, как “атом”, “масса”, “энергия” и др. Биология использует понятия “организм”, “наследственность”, “изменчивость” и др. Но наряду с этими люди пользуются категориями, которые свойственны любой науке и знанию вообще. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Категории — это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Философские категории в педагогике. Слова, принадлежащие философии, отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики и той части действительности, которую она изучает. Нельзя рассуждать об объекте педагогики, не пользуясь словом «социализация», или – о теории, обходясь без понятий «сущность» и «явление», «общее» и «единичное», К числу таких категорий относятся также: «противоречие», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «бытие», «сознание», «практика» и др. В последнее время педагоги в процессе методологической рефлексии пользуются терминами: "этапы эволюции научной рациональности" и, в связи с этим, "классический, неклассический, постнеклассический" этапы развития науки, "аксиологический подход". Основной философской категорией в педагогике является категория «человек».

Категории Философии.

Бытие - в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой быти является ничто.

Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.

Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развити систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

Взаимоде́йствие — философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие — объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Во многих педагогических категориях и понятиях педагогики легко обнаружить их философское происхождение.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.