Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Постнеклассическая наука ХХ в.





Советская педагогика

Н.К. Крупская – теория детских политических организаций

А.С. Макаренко – теория детского коллектива

П.П. Блонский – ведущий теоретик «Педологии» в образовании

В.Н. Сорока-Россинский – создатель оригинальной системы воспитания трудных подростков

 

Традиционная модель образования

Простая трансляция культуры

Образование – часть культуры

Образование как обучение

Обучение как простое усвоение учащимися ЗУНов в различных областях

В подготовке специалистов – знания разрозненные

Обучение = образованию – обезличено: человек не субъект образования

 

8. Понятие о научных познавательных моделях.

 

9. Возникновение научных идей в педагогике и психологии. Роль идеи в научном поиске.

10. Критерии достоверности научного знания. Общее понятие о достоверности научной информации. Проблема достоверности знания в науке.

Ответы: Достоверность представляет собой доказательство того, что полученный результат не вызывает сомнения, надежен и реализуется всегда для выбранного класса объектов при обозначенных условиях и подтверждается корректностью системы доказательств как в части осуществления процесса исследования, так и в оценке самого результата.

Достоверность обуславливается получением достоверной информации об исследуемом явлении (например, за счет всестороннего анализа работ предшественников в области исследования), обоснованным выбором исходных положений, использованием достижений фундаментальной науки и обоснованным применением уже апробированного научно-методического аппарата.

Компоненты дост-ти:

1. Дост-ть рез-та (подтверждение набл-ми в практич. ситуациях; воспроизведение рез-в на моделях; натурная эксперим-я проверка рез-в; док-во научных рез-впри помощи аналит. методов)

2. Достов-ть процесса (обоснованное применение научно-методи. апп-та; использ. Фундамент-х достиж.; обоснов-й выбор исх-х положений; получ. Адекватной инф-ии об исслед-м)

Достоверность может быть подтверждена верификацией, то есть повторяемостью результата в одних и тех же условиях при множестве проверок на множестве объектов. Но для явлений, которые не позволяют повторить результаты исследования в одних и тех же условиях, существуют другие методы доказательства достоверности: аналитические, экспериментальные и подтверждение практикой.

Суть аналитических методов заключается в доказательстве научного результата при помощи математических преобразований. Эти методы используются, когда построена соответствующая математическая модель исследуемого явления. Экспериментальные методы проверки достоверности состоят в воспроизведении на каких-либо моделях (физических, цифровых, аналоговых и т. д.) исследуемого явления и сравнении теоретических и экспериментальных результатов. При этом должна быть оценена точность, определена погрешность, учтены реальные условия и обосновано число опытов (минимально достаточное, наименьшее из возможных).

При подтверждении научного результата практикой необходимо совпадение выведенных теоретических положений с явлениями, наблюдающимися в практических ситуациях.

Кроме того, «о достоверности исходной информации может свидетельствовать ссылка не только на характер первоисточника, но и на научный и профессиональный авторитет его автора, на его принадлежность к той или иной научной школе».[20]

Достоверность также гарантируется надежностью и представительностью фактического и цифрового материала, силой логических доказательств и апробацией полученных результатов на практике.

 

Главными критериями достоверности любых научных результатов являются, прежде всего, аксиомы и постулаты.

Аксиома – очевидное утверждение, не требующее экспериментальной проверки и не имеющее исключений. Из этого определения следует абсолютная достоверность аксиомы. Она сама защищает её очевидной связью с реальностью. Научная ценность аксиомы не зависит от её признания, поэтому игнорирование аксиомы, как критерия научной достоверности, эквивалентно бесплодному научному творчеству.

Постулат – неочевидное утверждение, достоверность которого доказывается экспериментально или - совокупностью теоретических результатов, следующих из экспериментов. Достоверность постулата определяется уровнем признания его научным сообществом, поэтому его ценность не абсолютна.

Гипотеза – недоказанное утверждение, которое не является постулатом. Доказательство может быть теоретическим и экспериментальным. Оба эти доказательства не должны противоречить аксиомам и общепризнанным постулатам. Лишь после этого гипотетические утверждения получают статусы постулатов, а утверждения, обобщающие совокупность аксиом и постулатов, – статус достоверной теории.

Первые аксиомы сформулировал Евклид. Вот некоторые из них:

1 - между двумя точками можно провести только одну прямую линию;

2– ограниченную прямую можно неограниченно продолжать в обе стороны;

 

11. Способы проверки достоверности научной информации. Критерии проверки достоверности знания.

12. Зарождение экспериментальной науки. Роль эксперимента в получении научного знания.

Ответ: Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.

Экспериме́нт - в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами.

В ходе эксперимента рождаются не только новые методы познания, подтверждаются или опровергаются известные гипотезы и теории, но и возникают новые технологии — зачатки и прообразы будущей техники и производства.

В состав эксперимента входят два элемента: средства познания и предметпознания. Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс. Специфика эксперимента состоит также в том, что в обычных условиях процессы крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению. Поэтому возникает задача организации такого исследования, при котором можно было бы проследить ход процесса в «чистом» виде. В этих целях в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие существенные для данного процесса факторы и величины.

 

Этапы эксперимента:

§ Сбор информации;

§ Наблюдение явления;

§ Анализ;

§ Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление

§ Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.

Виды эксперимента:

В зависимости от способа организации: лабораторный, естественный и полевой эксперименты.

Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние.

Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные.

В зависимости от цели исследования различают поисковый, пилотажный и подтверждающий эксперименты.

Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями. Он проводится на начальном этапе исследования, позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочные переменные и определить способы их контроля.

Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента.

Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования.

В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями. Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.

 

13. Педагогическая теория и экспериментальная работа.

14. Получение нового знания как важнейшая цель научной деятельности. Новизна как характеристика научного исследования. Новое знание в педагогике и психологии.

Ответ: Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Научная новизна – это критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения и/или конкретизации научных данных.
Научная новизна характеризует одну из основных содержатель­ных сторон результата исследования - новые теоретические положения, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Из них проистекают обоснованные практиче­ские рекомендации.
Суть этой оценки результатов исследований состоит в том, чтобы строго, без преуменьшений и преувеличения (к последнему нередко стремятся диссертанты), перечислить те но­вые положения, которые добыты и сформулированы исследовате­лем..
Виды новизны.

-теоретическая новизна (концепция, ги­потеза, закономерность, терминология и т.д)

- практическая (правило, предложение, рекомендация, средство, требование, методическая система и т.д.).

В зависимости от типа работы (фундаментальная, технологическая) на первый план будет выходить его теоретическая или практическая новизна или оба вида одновременно.
Выявить и определить новизну позволяют следующие положения:
- обстоятельное изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития; распространенная ошибка соискателей заключается в том, что за новое положение выдается известное, но не оказавшееся в их поле зрения при изучении литературы;
- рассмотрение существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых в свете задач диссертации часто приводят к новым или компромиссным решениям;
- вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента - это уже заметная заявка на оригинальность;

- детализация известного процесса, явления; подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.

Элементы новизны, которые могут быть представлены в научном исследовании:
- новый объект исследования
- новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия);
- новый метод решения;
- новое применение известного решения или метода;

- новые следствия из известной теории в новых условиях;
- новые результаты эксперимента, их следствия;
- новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;

 

15. Выбор методов исследования. Ответственность ученого за результат исследовательской работы.

Ответ: Метод исследования – комплекс разнообразных познав-х подходов и практич-х операций, направл-х на приобретение науч. знаний.

Выбор методов – с учетом специфики поставленных задач.

Эмпирические методы исследования Эмпиризм – чувственный опыт…

Набл-е, эксп-т, опрос, анкет-е, тест-е, беседа, интер-е, анализ содержания документов, изуч. шк. документации.

Эти методы являются средством сбора эмпирического знания

Исходный материал: множество многообразных явлений

Эмпирические методы позволяют рассматривать один и тот же объект с различных (.) зр.

Наблюдение - целенаправленное восприятия какого-либо пед. явл., в пр. кот. исследователь получает конкр. фактический мат-л. При этом ведутся записи (протоколы) набл. Набл. проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы набл.: определение задач и целей;выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа набл., наименее влияющего на исслед-й объект и наиболее обеспеч-ий сбор необх-й инф-ии; выбор способов регистрации рез-в набл.; обработка и интерпретация полученной инф-ии.

Различают набл-е включ., невключ.; откр. и скрыт.; сплошное и выборочн.

Беседа – сам-й или доп-й метод иссл., применяемый с целью получения необх. инф-и или разъяснения того, что не было достаточно ясным при набл. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Интервьюирование - разновидность беседы. При интервьюировании иссл-ль придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Анкет-ие - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование - заочным опросом.

Тестирование целенаправленное обследование проводимое в строго контрол-х усл-х, позволяющее с помощью спец. Разраб-х заданий объективно измерять изучаемые хар-ки. (тесты успеваемости, элем-х У, диагностики уровня обуч-ти, восп-ти.)

АПД - исследовательский метод, представляющий собой изучение материализованных результатов психической деят-ти учащихся. позволяет судить не только об уровне соответствующих ЗУН, но и диагностировать учебные способности и другие особенности личности.

Особую роль в ПИ играет эксперимент – спец. организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его пед. эфф.ти. Пед. эксперимент – исслед-я деят-ть с целью изучения причинно-следственных связей в пед. явл-х

Выделяют 4 этапа эксперимента:

- теоретический - постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез; - методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки получ-х результатов; - собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); - аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям орг-и различают эксп-т естеств-й (в усл. обычного ОП) и лабор-й (создание искус-х усл. для проверки, например, того или иного метода обучения). Он может быть длительным или кратковременным. По конечным целям эксп-т делится на констатирующий, -и преобразующий (развивающий).







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.