Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Критико-герменевтическая социология Ю. Хабермаса





 

Герменевтический проект довольно популярен в социологии. Как правило, в нем видят альтернативу аналитико-эмпирической социологии. Герменевтический стиль философствования подробно представлен в параграфе. 5.7. Здесь же рассмотрим только те события, которые решающим образом способствовали развитию критической герменевтической социологии.

Речь идет о Франкфуртской школе социологии, организованной в 1923 г. Ее лидерами стали Т. Адорно и М. Хоркхаймер. Придерживающиеся довольно радикальных позиций, навеянных трудами К. Маркса, и обеспокоенные неотвратимостью Второй мировой войны, равно как и ее последствиями, они усомнились в возможностях традиционной науки. Она не способна наметить путь к освобождению людей от многочисленных социальных зол мира. Отсюда тезис М. Хоркхаймера о необходимости критической теории[131]. Но статус этой теории оставался неизвестным, сформулированный им в 1937 г. Сами Т. Адорно и М. Хоркхаймер возлагали большие надежды на диалектику Г. Гегеля, которую предстояло переосмыслить в качестве теории, не закрепляющей существующее положение общества, а отрицающей его в контексте борьбы за эмансипацию людей. Эти авторы переняли от Гегеля идею доминирования тотальности идей над их отдельными экземплярами. Применительно к социологическим явлениям это означало, что отдельная личность, находясь в составе общества, должна освоиться в нем.

Читатель, очевидно, догадался, что квазимарксистские воззрения франкфуртцев должны были каким-то образом вывести на герменевтику языка. И это действительно случилось благодаря К.-О. Апелю и Ю. Хабермасу. В конечном счете именно Юрген Хабермас стал главным авторитетом в области герменевтической социологии. Это случилось во многом благодаря дружбе этих двух молодых философов, начавшейся в 1950 г. Понадобится три десятка лет, прежде чем Ю. Хабермас изложит впечатляющий вариант герменевтической социологии в своем главном труде «Теория коммуникативного действия»[132].

К.-О. Апель — непосредственный ученик выдающегося герменевта Х-Г. Гадамера. Ю. Хабермас также был хорошо знаком с языковой герменевтикой Гадамера. Добавим, что еще в одном отношении Апель и Хабермас схожи друг с другом. Оба они обладают замечательным талантом интеграторов разнородных философских систем. Их философское взросление пришлось на послевоенное время, когда ФРГ, находясь под патронажем США, перенимала их исторический опыт. Философия и социология не остались в стороне от этих явлений. Апель и Хабермас перенесли на немецкую философскую почву, возделанную ее первооткрывателями И. Кантом и Г. Гегелем, прагматическую тенденцию и тесно связанную с ней теорию речевых актов Дж. Л. Остина, а также предпочтение, оказываемое языковому, а не ментальному представлению теории. Добавьте к сказанному традицию придания философии в лице Канта и социологии в лице Маркса и Хоркхаймера критической направленности и вы получите критическую герменевтику. Это как раз и есть главный философский продукт, созданный Ю. Хабермасом. Если развернуть его в сторону социологии, да еще и учесть ориентацию М. Вебера на концепты действия и рациональности, то как раз и получается теория коммуникативного действия. По Хабермасу, действие не является коммуникативным постольку, поскольку усилия отдельных людей накладываются друг на друга. Оно коммуникативно постольку, поскольку является изначальной тотальностью, в которую необходимо вписаться каждому отдельному человеку. Общество — это смысловое целое, а смысл вырабатывается в дискурсе, т.е. язык является предпосылкой существования общества.

 

Теоретическая разработка основных положений критико-герменевтической социологии

Во-первых, любой социологический феномен является компонентом тотального целого, каковым является общество.

Во-вторых, его смысл не дан изначально, он формируется в дискурсе, более или менее зрелом.

Критическая герменевтика настаивает на зрелом дискурсе, формирующем этику ответственности, являющейся гарантией от всевозможных социальных злоупотреблений.

 

В плане понимания особенностей критико-герменевтической социологии показательна давняя статья Ю. Хабермаса, которая публиковалась в 1963 и 1968 гг. В ней он противопоставляет аналитической философии науки с ее эмпирическим методом диалектику[133]. Суть аргументации Ю. Хабермаса состоит в том, что первый метод не способен ухватить ту тотальность, которую представляет собой общество, которое всегда превосходит сумму своих частей. Поэтому аналитико-эмпирический метод насквозь идеологичен. Он способен выразить некоторые функциональные связи, в частности, в форме законов, но не более того. Этот метод функционален, не учитывает особенности общества, приступает к его изучению готовыми мерками. Ю. Хабермас никогда не пересматривал положения рассмотренной статьи. В его более поздних работах диалектический метод превращается в критико-герменевтический. А между тем, его воззрения вызывают большие сомнения.

Ю. Хабермас вслед за другими герменевтами противопоставляет естественные и социальные науки. Разумеется, это два различных типа наук. Вопрос в том, насколько они отличаются друг от друга. По Ю. Хабермасу, методы этих наук отличаются друг от друга кардинальным образом. Он явно недолюбливает концепты переменных, законов и принципов. Но любая социальная наука буквально начинена ими! Следует ли их относить к неприемлемой идеологии? На наш взгляд, если бы на этот вопрос был дан положительный ответ, то от современной социологии осталась бы пустыня.

Излюбленный Ю. Хабермасом тезис состоит в том, что исследователи, в том числе и социологи, руководствующиеся аналитико-эмпирическим методом, вступая в процесс познания, руководствуются уже готовыми представлениями, не учитывающими особенности объекта изучения. Он явно не учитывает, что исследователь формулирует гипотезы, которые выражают его предыдущий опыт и в соответствии с результатами экспериментов переосмысливаются. Прогресс знания обеспечивается в любом типе наук за счет наращивания концептуальной трансдукции. В конечном счете, этого добиваются и герменевты. При этом выявляется главная специфика их подхода, а именно опора на концепт совершенного (перфектного, идеального) дискурса, обеспечивающего достижения согласия (консенсуса) между людьми. На наш взгляд, впору говорить о PDC-принципе[134]. Именно он составляет лейтмотив всех теоретических построений позднего Ю. Хабермаса. Все, что не согласуется с этим принципом, объявляется идеологией, т.е. продуктом инструментального или же функционального, но никак не одобряемого критико-коммуникативного разума.

Кроме PDC-принципа, Ю. Хабермас использует еще два принципа, дискурсивно-этический, или Д-принцип, согласно которому нормы признаются значимыми лишь в случае, если они признаются всеми участниками дискурса, а также принцип универсальности:[М9] норма принимается всеми, если она соответствует интересам каждого и, следовательно, принимается без принуждения[135].

 

Необходимое разъяснение

Таким образом, основу герменевтики Ю. Хабермаса образует переход между тремя принципами: PDC-принцип → Д-принцип → U-принцип.

 

Ю. Хабермас считается одной из знаковых фигур современной социологии, зачинателем теории коммуникативного действия. Мы же предпочли назвать его основателем теории критико-герменевтической социологии. В термине «теория коммуникативного действия» никак не выражается философская родословная Ю. Хабермаса. Но, по крайней мере в его случае, она имеет существенное значение. Он пришел в социологию из философии. В его творчестве преобладает не социолого-философское, а философско-социологическое моделирование. Иначе говоря, философия стоит у него на первом, а социология — на втором месте.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.