Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Антимонопольное и конкурентное законодательство России: проблемы становления





 

В период обострившегося торгово-экономического соперничества на международных рынках невиданная по силе и упорству конкуренция достигла во взаимоотношениях трех основных центров современного экономического производства - США, Западной Европы и Японии. В этой борьбе, например, рост объемов экспортных поставок во многом зависит от того, насколько поставляемая продукция является конкурентоспособной на внешнем рынке. Однако вследствие изменения общей обстановки в мире, когда промышленное развитие большинства стран привело в определенной мере к уравниванию цен на однородную продукцию, на первое место по этой причине вышли неценовые факторы конкуренции - качество, сроки, послепродажное обслуживание и др.

В современных условиях передовой формой конкуренции является развитие новых бизнес-моделей и продуктов. На этом фоне говорят о создании виртуальной экономики, в которой применяются различные виды электронной коммерции и торговли (Internet trading, business и др.).

По результатам обследования экономик стран СНГ, которое было проведено в середине 1999 г. экспертами Европейского банка реконструкции и развития, состояние конкурентной среды в российской экономике получило оценку "2 +" по пятибалльной шкале. Оценка "2" соответствует следующим критериям: "Принятие законодательства и создание органов поддержки конкуренции; некоторое снижение ограничений на создание новых предприятий или принудительные меры в отношении предприятий с монопольными позициями"*(623). Возможно, за эти годы отечественная экономика приблизилась к оценке "3". Россия использует некоторые принудительные меры против злоупотребления монопольным положением и оказывает содействие конкуренции, включая разукрупнение предприятий-монополистов (например, РАО "ЕЭС").

На состояние конкурентной среды в России заметное влияние оказывает монополизм предприятий-изготовителей. В нашей стране монополизм, порожденный общенародной (государственной) собственностью, достиг в то время гигантских размеров и проявлялся на всех направлениях и уровнях. По мнению Дж. Росса, экономического советника группы членов лейбористской партии британского парламента, "российская экономика ближе к полностью монополизированной, чем любая другая на Западе. Более того, надежда Правительства России, рассчитывающего на то, что приватизация либо международная конкуренция изменят здесь положение, представляются иллюзорными"*(624). Действительно, тотальная приватизация хозяйствующих субъектов не привела и не могла привести к значительному ограничению монополистической деятельности на товарных и иных рынках. Напротив, она во многом способствовала разбазариванию общенародного (государственного) имущества, привела к переделу собственности. "Кавалерийские" темпы приватизации нанесли сильный удар по предприятиям многих отраслей народного хозяйства, особенно оборонной промышленности.

Конечно, в сфере конкуренции и ограничения монопольного положения хозяйствующих субъектов наблюдается определенный прорыв. Считается, что наиболее конкурентными (прежде всего, на внутреннем рынке) являются отрасли и предприятия, ориентированные на потребительский рынок. Это - легкая, пищевая, мебельная, полиграфическая и другие отрасли промышленности. Наблюдаются положительные сдвиги в развитии конкуренции предприятий металлургического и машиностроительного комплексов. Вместе с тем не удалось осуществить инвестиционный, инновационный прорыв в реальном секторе экономики, изменить структуру народного хозяйства в пользу наукоемких отраслей.

Конкуренция - сложное и многогранное явление. В специальной (экономической) литературе существуют различные определения сущности и признаков этого социального феномена. Не вдаваясь в теоретический анализ высказанных по данному вопросу точек зрения (что составляет самостоятельный предмет исследования), надо отметить следующее. В экономической науке существуют две основные теории о сущности конкуренции: согласно первой, конкуренция есть результат (состояние), согласно второй, - процесс и метод*(625). Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отношений между взаимосвязанными элементами (продавцами и покупателями). Сторонники теории конкуренции как процесса и метода (А.А. Амбарцумов, И.М. Кирцнер, Л. фон Мизес, М. Портер, А. Смит) используют состязательный и ролевой подходы. С позиции ученых - приверженцев состязательного подхода основное содержание конкуренции - это борьба (процесс соревнования, состязаний) за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей, за наиболее выгодные условия приложения капитала, за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товара.

Сторонники ролевой теории (например, Й. Шумпетер, Ф.А. Хайек, Х. Зайдель, Р. Теммен, В.А. Новиков и др.), видят конкуренцию через призму выполняемых ею экономических функций. Конкуренция - элемент рыночного механизма, связанный в условиях рынка с процессом формирования хозяйственных пропорций на основе соперничества хозяйствующих субъектов за лучшие и экономически более выгодные условия приложения капитала, реализации товаров и услуг.

Ряд ученых-экономистов объединяют все изложенные выше признаки конкуренции (комплексный подход). Такой точки зрения придерживается известный русский экономист М. Туган-Барановский.

На наш взгляд, научные теории конкуренции содержат противоречивые положения. Сторонники теории конкуренции как результата (состояния) практически ставят знак равенства между разными понятиями, такими как "результат" и "состояние". В свою очередь, те ученые, которые рассматривают конкуренцию в качестве процесса и метода, также объединяют разноплановые категории. Процесс - это одно, метод - другое. Вряд ли допустимо рассматривать эти понятия как синонимы.

Ученые юристы дают определение конкуренции с учетом экономической природы данного явления. В этой связи приведем мнение С.Э. Жилинского. Как считает названный автор, в широком смысле конкуренция представляет собой соревнование (состязательность) между различными лицами в достижении какой-либо цели. Применительно к предпринимательской деятельности она (конкуренция) означает соперничество между участниками экономического оборота за лучшие условия производства и реализации (обмена) товаров, а также получения на этой основе максимальной прибыли*(626). Как видно, С.Э. Жилинский придерживается состязательного подхода к сущности конкуренции.

Легальное определение конкуренции содержится в Антимонопольном законе. В соответствии со ст. 4 Закона конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. И вновь обращает на себя внимание состязательный подход законодателя к определению экономической сущности конкуренции.

С другой стороны, мы обнаруживаем иные акценты в определении конкуренции. С позиции законодателя основная цель конкуренции - ограничение монополистического положения хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке. И это понятно, поскольку Антимонопольный закон в основном посвящен вопросам антимонопольной политики. Вместе с тем вряд ли можно согласиться с таким односторонним акцентом при характеристике конкуренции. Ведь главная черта соревнования (соперничества, состязательности) между участниками рынка заключается в достижении результатов на каком-либо поприще, за лучшие, экономически более выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг.*(627) Именно в этом направлении следует идти в поисках и раскрытии экономической сущности конкуренции.

На наш взгляд, феномен конкуренции проявляется в сочетании частных интересов у субъектов предпринимательской деятельности и публичных - у государства. В рыночной системе борьба за выгодные условия производства и реализации товаров и услуг, а также за потребителя и удовлетворение его потребностей есть сфера частных интересов предпринимателей. Что касается ограничения или сдерживания монопольного положения хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке, то здесь конкуренция представляет собой область публичных интересов государства. Указанный подход к общей проблеме конкуренции носит принципиальный характер и может служить отправным моментом в разработке концепции правового регулирования рыночной конкуренции.

В юридической литературе встречается мнение, согласно которому конкуренция есть публичный интерес*(628). В этом качестве конкуренция выполняет функции регулирования, мотивации, распределения и контроля. Далее, К.Ю. Тотьев утверждает, что термин "конкурентное право" охватывает юридические институты как публично-правового, так и частноправового характера*(629). Иначе говоря, конкурентное право регулирует целый комплекс общественных отношений, возникающих в процессе развития конкуренции, ее защиты и участия в ней предпринимателей. Конкурентное право представляет собой комплексный правовой (межотраслевой) институт, регулирующий однородные отношения.

Иное мнение о конкурентном праве было высказано В.И. Еременко, который считает его (право) - подотраслью гражданского права. Конкурентное право состоит из двух правовых институтов - института защиты от монополистической деятельности и института защиты от недобросовестной конкуренции*(630). С другой стороны, в диссертационном исследовании конкурентное право рассматривается в качестве комплексной отрасли законодательства, сочетающей нормы гражданского и административного права. Такое утверждение спорно.

В.И. Еременко отождествляет институт права (конкурентного права) и институт законодательства. Комплексный характер присущ не только конкурентному законодательству, но и конкурентному праву.

Как экономическая категория, конкуренция по своему содержанию неоднородна и может быть классифицирована на отдельные виды. В литературе, с учетом количества и "удельного веса" на рынке производителей, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию*(631). Основными признаками свободной конкуренции являются: неограниченное число участников конкуренции; абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него; продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (однородность одноименных продуктов); хозяйствующие субъекты не участвуют в контроле за рыночными ценами, неценовые методы не практикуются; полная информированность каждого участника конкуренции*(632).

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Коротко остановимся на их характеристике. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта. К их числу относятся прежде всего естественные монополии (например, акционерные общества "Газпром", "ЕЭС России").

Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большего числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Причем дифференциация касается прежде всего неценовых факторов продукта или услуги. Каждый производитель (хозяйствующий субъект) обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром. В частности, он может повышать или понижать цену на него независимо от конкурентов*(633). Именно данный вид конкуренции преобладает на современных рынках.

И, наконец, олигополия означает немногочисленность участников конкуренции. В качестве примера можно привести предприятия металлургического комплекса (когда несколько крупных производителей господствует на рынке). К их числу относятся, например, акционерные общества "Магнитогорский металлургический комбинат", "Нижнетагильский металлургический комбинат", "Мечел".

С учетом методов осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию*(634). При ценовой конкуренции продавцы товаров и услуг влияют на потребителя посредством изменений в цене. Неценовая конкуренция включает: изменение свойств продукции; создание новой продукции для удовлетворения определенных потребностей; совершенствование услуг, сопутствующих товару. Большое значение придается таким показателям, как надежность, производительность, энергоемкость, экологичность и др. В конкурентной борьбе важная роль отводится эстетическим показателям, а также товарным знакам и фирменным наименованиям. В реальной деятельности ценовая и неценовая конкуренция существуют в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

У этого вида конкуренции имеется по крайней мере две проблемы. Первая - становление и развитие в России антидемпингового законодательства. Пока что в указанном направлении делаются лишь первые шаги. На практике же предприятия нередко злоупотребляют своим правом, устанавливая либо высокие, либо низкие цены на реализуемую продукцию (услуги). В странах Запада действует антидемпинговое законодательство и осуществляют свою деятельность одноименные органы. Когда нарушаются императивные предписания, к российским предприятиям-экспортерам применяются серьезные меры ответственности.

Вторая проблема связана с определением высокой монопольной и низкой монопольной цены в каждой конкретной ситуации. Действующее законодательство не вносит достаточной четкости в регулировании рассматриваемых вопросов. Нужна методика определения монопольных цен, а также информация о ценообразовании. Кроме того, сейчас на естественные монополии есть рычаги воздействия, однако на хозяйствующие субъекты в других сферах, которые систематически завышают цены независимо от экономической ситуации, таких рычагов нет.

Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и недобросовестную. В соответствии с Антимонопольным законом недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. На практике она (конкуренция) выражается в следующих формах: в демпинговых ценах - в продаже товаров по цене ниже себестоимости; злоупотреблении господствующим положением на рынке; установлении дискриминационных цен или коммерческих условий и др.

На наш взгляд, следует развести в правовом регулировании отношения, связанные с конкуренцией, и вопросы антимонопольной деятельности. Поэтому было бы целесообразно принять два закона: один - о конкуренции, другой - об антимонопольном регулировании. Так, в ФРГ был принят Закон о недобросовестной конкуренции от 7 июня 1989 г. (с изменениями и дополнениями). По примеру германского закона был смоделирован специальный закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией в Греции. В США были приняты в разное время антитрестовские законы (например, законы Шермана, Клейтона)*(635).

Важную роль в международной конкуренции играют органы государственной власти и в первую очередь правительство. В своем фундаментальном произведении "Международная конкуренция" американский ученый Майкл Портер пишет, что "хотя роль правительства в создании и поддержании национального преимущества значительна, она тем не менее по необходимости имеет частичный характер"*(636). Правительства не держат в своих руках контроль над национальным конкурентным преимуществом; они могут лишь оказывать на него влияние. Лоббирование интересов российских компаний на рынках Запада - стратегическое направление в политике Президента и Правительства РФ.

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.