Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общего понятия монополии в действующем законодательстве нету.





Виды монополий

Классификация монополий

В зависимости от того, защищает ли государство монополию от конкуренции или нет системой организационного и нормативного регулирования.

1. Закрытые (юридические) монополии:

А) Монополии, непосредственно регулируемые государством

Эти монополии создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов.

1. Государственные монополии

Это «монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющем товарные границы монопольного рынка, субъектов монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа, установленную в федеральных актах и направлены на обеспечение публичных интересов». Государственная монополия - это искусственная монополия.

2. Естественные монополии

Это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке, в т.ч. путём ввоза продукции на рынок, независимо от уровня спроса, невозможно либо экономически неэффективно при существующем уровне инновационного развития.

Б) Монополии обладателей исключительных прав

Возможность занятия на рынке монопольного положения вследствие обладания данными правами связана с монопольным характером самих этих прав на нематериальные блага.

2. Открытые (рыночные, временные) монополии

Временная монополия - это монополия в условиях временного отсутствия конкуренции.

Такие монополии создаются в результате самостоятельных действий хозяйствующих субъектов и не регулируются государством.

Например, ХС становится единственным производителем определенного совершенно нового товара.

В зависимости от того, складывается ли монополия на стороне продавца или на стороне покупателя

Во втором случае будет монопсония (один покупаю).

Т.е. на рынке будет 1 покупатель, контролирующий весь спрос на данный товар.

 

СУБЪЕКТ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ч. 3 ст. 3 ФЗ о естественных монополиях) Анализ Закона о естественных монополиях дает основания утверждать, что субъектам естественных монополий присущи несколько признаков. Такие субъекты являются коммерческими организациями. Некоммерческие организации, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не могут быть субъектами естественных монополий, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Кроме того, эта же мысль подтверждается и п. 1 ст. 426 ГК РФ о публичном договоре, адресованном исключительно коммерческим организациям. Индивидуальные предприниматели (физические лица) без образования юридического лица также не могут быть субъектами естественной монополии, поскольку на это прямо указывает ст. 3 Закона о естественных монополиях. Регулируемая деятельность субъектов естественной монополии осуществляется в некоторых ограниченных законом сферах хозяйствования. В соответствии с ними можно выделить несколько групп рассматриваемых хозяйствующих субъектов, осуществляющих: транспортировку газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольную проводку судов, ледовая лоцманская проводку судов в акватории Северного морского пути.


59. Правовое регулирование монополистической деятельности.

Монополистическая деятельность — это действия определенных субъектов хозяйствования, которые направлены на устранение, недопущение или ограничение товарной конкуренции на рынке.

 

Существует два способа правового регулирования действий монополистической направленности:

 

· Американский. Определенное монополистическое объединение должно доказать, что его деятельность будет полезной публичным интересам. Только в таком случае правительство может санкционировать действия такой монополии.

· Европейский. Данный способ допускает существование деятельности монополистического характера, но под строгим контролем законодательства. Только в том случае, когда будет доказано, что действия монополистического объединения приносят в основном вред и совершенно неполезные публичным интересам, органы государственного управления вправе запретить такую монополию.

Деятельность монополистического характера запрещается законодательством РФ, если:

 

· данные действия направлены на ограничение или полное устранение товарной конкуренции на рынке;

· монополистические объединения создают условия для повышения или поддержания тарифов или цен.

 

Российское законодательство допускает действия, договорные соглашения и сделки монополистической направленности, если их результатом является:

 

· заметное повышение конкурентоспособности продукции отечественного изготовления на мировом рынке;

· стимулирование развития научно-технического прогресса;

· совершенствование производства.

 

60. Государственный антимонопольный контроль за экономической конкуренцией на товарных и финансовых рынках.

Государственный контроль за экономической концентрацией представляет одно из направлений государственного антимонопольного контроля (наряду с контролем при размещении государственного заказа, проведении торгов, предоставлении государственной помощи и др.).

Объектом государственного контроля являются сделки, иные действия, перечень которых определен Федеральным законом «О защите конкуренции». На их совершение требуется либо предварительное согласие антимонопольного органа (до совершения сделки в антимонопольный орган направляется ходатайство, которое оплачивается государственной пошлиной), либо достаточно последующего уведомления. По инициативе самого субъекта в любом случае может осуществляться предварительное согласование. Полномочия по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией разграничены между Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами в соответствии с Приказом ФАС «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы РФ».

Критерии, по которым сделки, иные действия подлежат контролю, для коммерческих организаций установлены в Федеральном законе «О защите конкуренции» (например, при слиянии коммерческих организаций требуется предварительное согласие антимонопольного органа в случае превышения суммарной стоимости активов по последним балансам таких организаций трех млрд. рублей). Относительно аналогичных критериев, определенных для финансовых организаций следует изучить постановления Правительства РФ «Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) и совокупной доли финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля», «Об установлении величин активов кредитных организаций и совокупной доли кредитных организаций на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля».

В случае совершения сделки внутри группы лиц при соблюдении установленных условий (в частности, предварительном предоставлении информации о лицах, составляющих группу, в антимонопольный орган) достаточно последующего уведомления.

При изучении данной темы также рекомендуется обратить внимание на процедуру «нотификации» соглашений (получения предварительного согласия на их заключение). Кроме того, следует изучить последствия нарушения порядка согласования с антимонопольным органом совершения сделок, иных действий (в частности, сделки, не прошедшие согласование и негативно влияющие на состояние конкуренции, являются оспоримыми).

При проведении контроля антимонопольным органам предоставлено право обратиться в суд с иском о принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта, систематически осуществляющего монополистическую деятельность (критерии систематичности установлены Федеральным законом «О защите конкуренции»).

 

61. Понятие и признаки приватизации.

Статья 235 ГК "Основания прекращения права собственности" определяет, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Иными словами, публичная собственность не может отчуждаться частным порядком. Сделки приватизации не могут рассматриваться как частные, регулируемые исключительно нормами гражданского законодательства и заключаемые в соответствии с принципами автономии воли и свободы договора. Порядок совершения таких сделок определяется законами и иными правовыми актами. Орган государственной власти или местного самоуправления, действующий от имени публичного собственника, не может отчуждать имущество как частный собственник: по своему выбору любому лицу, любым способом, на любых условиях и за любую цену.

Напротив, отчуждение имущества государственным (муниципальным) унитарным предприятием или учреждением не является приватизацией, хотя и влечет переход из публичной собственности в частную. Сделки по распоряжению имуществом учреждений и унитарных предприятий совершаются ими от собственного имени и по своему усмотрению и регулируются нормами ГК в соответствии с содержанием права хозяйственного ведения (оперативного управления). ГК установлены следующие ограничения: сделки унитарного предприятия по распоряжению недвижимым имуществом должны соответствовать специальной правоспособности данного юридического лица (указанным в уставных документах целям деятельности, ст. 48 ГК) и совершаться с согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК).

Таким образом, сделки приватизации характеризуют следующие признаки:

· переход имущества из государственной (муниципальной) в частную собственность;

· отчуждение имущества собственником (или по его решению);

· особый порядок, установленный законодательством о приватизации.

Способ приватизации государственных (муниципальных) жилых помещений - их безвозмездная передача нанимателям. Порядок передачи регулируется Законом о приватизации жилья.

 

62. Порядок и способы приватизации.

Порядок приватизации — урегулированный законом, программой приватизации, а также иными нормативными правовыми актами процесс принятия компетентными органами решений о приватизации в установленные сроки и их исполнения. Указанный процесс представляет собой последовательную совокупность (систему) юридических фактов.

Будучи сложным явлением, порядок приватизации состоит из следующих этапов:

первый этап — разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (ст. 7, 8 Закона о приватизации);

второй этап — принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 14 Закона о приватизации);

третий этап — исполнение решения о приватизации имущества предусмотренным законом способом.

Процедура (порядок) разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества определяется Правительством РФ на очередной финансовый год. В подготовке прогнозного плана (программы) принимают участие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, а также иные юридические лица и граждане. Заинтересованные органы и лица направляют свои предложения о приватизации федерального имущества в Правительство РФ.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления (п. 1 ст. 10 Закона о приватизации).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о приватизации прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ. Он (план) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году.

В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

Другая особенность: акции открытых акционерных обществ «Газпром», «Единая энергетическая система России», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона (п. 3, 4 ст. 7 Закона).

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, утвержденный Правительством РФ, направляется в Государственную Думу одновременно с проектом закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов.

Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации (пп. 7 ст. 6, п. 1 ст. 14 Закона о приватизации). В решении должны содержаться следующие сведения: наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации; нормативная цена; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); иные необходимые для приватизации имущества сведения.

Особые требования предъявляются к содержанию решения об условиях приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия. Права такого унитарного предприятия со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса предприятия заметно ограничены (п. 3 ст. 14 Закона о приватизации).

Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества.

Стадия исполнения решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества характеризуется следующими действиями государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с принятым решением об условиях приватизации имущества на этой стадии реализуется избранный способ приватизации имущества. Итак, способ приватизации имущества — это предусмотренные Законом о приватизации, решением об условиях приватизации имущества правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

Перечень способов приватизации, содержащийся в гл. IV Закона о приватизации, является закрытым. Это означает, что участники приватизационного процесса не вправе выбрать иной способ приватизации.

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы (ст. 13 Закона):

1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (ст. 18 Закона);

3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19);

4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (ст. 20);

5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (ст. 21);

6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 22);

7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (ст. 23);

8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (ст. 24);

9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 25);

10. продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления (ст. 26).

Мы не согласны с мнением, что способы приватизации расположены в Законе о приватизации в определенном порядке: переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован. Конкретный способ приватизации предусматривается решением об условиях приватизации, а потому переход от одного способа приватизации к другому возможен только посредством внесения соответствующих изменений в решение об условиях приватизации. Здесь нет очередности.

Подавляющее большинство способов приватизации относятся к продаже государственного или муниципального имущества. И только два способа — исключение (преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ). Рассмотрим их (способы) более подробно.

Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество есть разновидность реорганизации юридического лица. Путем изменения юридическим лицом своей организационно-правовой формы происходят прекращение деятельности одного юридического лица и возникновение нового.

В силу п. 2 ст. 13 Закона о приватизации приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со ст. 11 настоящего Закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными Законом о приватизации способами.

В рассматриваемом случае преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество приводит не только к изменению организационно-правовой формы юридического лица, но и к смене формы собственности. Однако кроме решения о преобразовании унитарного предприятия в открытое акционерное общество Гражданский кодекс (п. 5 ст. 58) называет второй юридический факт: передаточный акт, в соответствии с которым осуществляется передача государственного или муниципального имущества акционерному обществу, возникшему в результате такого преобразования.

Тем не менее, способом приватизации является именно преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, а не передаточный акт. Последний используется и при продаже государственного или муниципального имущества различными способами приватизации, выполняя специальную (учетно-бухгалтерскую) функцию.

Закон о приватизации (п. 3 ст. 13) дифференцирует с учетом установленных критериев способы приватизации имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством РФ. В частности, приватизация такого имущества может осуществляться:

§ путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

§ на аукционе;

§ на специализированном аукционе;

§ посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

§ посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Приватизация имущества, не соответствующего указанным в п. 3 ст. 13 Закона о приватизации критериям, может осуществляться:

§ путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

§ на аукционе;

§ на специализированном аукционе;

§ на конкурсе;

§ посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (п. 4 ст. 13 Закона о приватизации).

Следующий способ приватизации — внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Во-первых, соответствующее решение о таком внесении принимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного управления.

Во-вторых, в уставные капиталы открытых акционерных обществ могут быть внесены государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права.

В-третьих, доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

В-четвертых, внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ (ст. 25 Закона).

Отличительная особенность данного способа приватизации заключается в том, что правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи имущества.

 

63. Особенности приватизации отдельных видов государственного и муниципального имущества.

Сделки, связанные с продажей имущественного комплекса унитарного предприятия.

Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке и способами, которые предусмотрены Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества. Опубликование прогнозного плана (программы) приватизации является уведомлением кредиторов о продаже имущественного комплекса унитарного предприятия. Заявленные кредиторами требования рассматриваются в установленном порядке при определении состава подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия, при этом не требуется согласие кредиторов на перевод их требований на покупателя».

После исполнения покупателем условий договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. С момента перехода к покупателю права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия прекращается право хозяйственного ведения унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан.

Основанием государственной регистрации перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю является:

- договор купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия;

- передаточный акт;

-документ, подтверждающий погашение задолженности (при ее наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонд.

Таким документом является справка, выдаваемая налоговым органом (управлением или инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по республике, краю, области, автономной области, автономному округу, городу, району), подтверждающая отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней по состоянию на определенную дату у конкретной организации-налогоплательщика Борисов А.Н.., Гладких С.Р. Комментарий к Федеральному закону «о приватизации государственного и муниципального имущества». - М.: Юстицинформ, 2008. С. 265..

С переходом права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю прекращается унитарное предприятие, имущественный комплекс которого продан. Порядок внесения записи о прекращении унитарного предприятия в государственный реестр юридических лиц определяется Правительством РФ.

Отчуждение земельных участков. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:

- находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

- занимаемых зданиями, строениями и сооружениями, а также объектами, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

В законе установлено правило о том, что по желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет.

Аренда представляет собой вид обязательств, обусловленный договором аренды. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование ст. 606 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 145-ФЗ)// Российская газета от 20.07.2009 г.

.

Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастр. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Он ведется по единой для Российской Федерации системе.

Законодательством установлено, что одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

1). прохода или проезда через земельный участок;

2). использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3). размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4). проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6). прогона скота через земельный участок и др.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» п.9. ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. Федерального Закона от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147

.

Закон установил и исключения для отчуждения земельных участков. В соотвестви со ст. 28 Федерального Закона «о приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель:

- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Отчуждению также не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

 

64. Приватизационные сделки.

Сделка приватизации – вполне легальное понятие, закрепленное в нормативных источниках (ст. 9, 15 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»). Приватизационные сделки по своей сущности – это гражданско-правовые договоры, подпадающие под действие общих норм гражданского права. Отчуждение имущественных комплексов и отдельных объектов недвижимости осуществляется посредством договора купли продажи, реализация пакетов ценных бумаг формально именуется куплей продажей, по существу это уступка принадлежащих государству корпоративных и обязательственных прав частным лицам, а приватизация жилья осуществляется по договору о передаче в собственность жилое помещение.

Довольно часто мы сталкиваемся с вопросом: на каких основаниях можно признать сделку о приватизации недействительной?!

Основания для признания сделок недействительными можно подразделить на: общие (основания, содержащиеся в §2 гл.9 ГК РФ) и специальные (основания, содержащиеся в законах о приватизации).

Из Гражданского кодекса РФ выделяют следующие основания:

- сделка, не соответствует требованиям закона или иным нормативно-правовым актам (ст. 168);

- сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку (ч. 2 ст.170);

- сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (ч. 1 ст. 171);

- сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии со ст. 26 ГК РФ (ч. 1 ст.75);

- сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения (ч. 1 ст. 178);

- сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179).

Опираясь на ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. можно выделить следующие специальные основания для признания сделки приватизации недействительной:

- если будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение (ст. 16);

- если исполнительный орган ОАО, включенного в перечень стратегических акционерных обществ, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением Правительства РФ в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ст. 39);

- в случае если, сделка приватизации государственного или муниципального имущества, совершенна не уполномоченными на то лицами (ст. 42).

Руководствуясь Законом № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», можно сказать, что данный закон не регулирует вопрос о недействительности приватизации, таким образом, следует обращаться к общим основаниям, содержащимся в §2 гл.9 ГК РФ.

Основания для признания сделки приватизации недействительной должны быть установлены в ходе судебного заседания и подтверждены документально. В результате признания сделки недействительной субъекты получившие право собственности, утрачивают его, а объект передается прежнему собственнику.

 

65. Правовое регулирование банковской деятельности.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется на основании:

1) Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. В области банковского права Конституция устанавливает:

– правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти;

– регулирует денежно-кредитную систему РФ в целом, закрепляя, что денежной единицей в РФ является рубль; введение и эмиссия других денег не допускаются. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ;

– принцип независимости Центрального банка РФ от органов государственной власти при осуществлении им своих основных функций;

2) ГК РФ, где определяются:

– понятие предпринимательской деятельности и ее признаки;

– понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т. п.;

3) иных федеральных законов:

– Федерального закона "О банках и банковской деятельности";

– Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)";

– Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

– Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле&q







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.