Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Налоговая система: принципы, функции и виды налогов. Кривая Лаффера.





 

Под налогом понимается – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и МО. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны, с позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересовано в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени.

Налогообложение страны строится на таких принципах как:

1 Принцип публичности (Введение налогов открыто и гласно).

2 Принцип приоритетности государственных интересов.

3 Принцип законности.

4 Принцип нейтральности (Правовое равенство налогоплательщиков).

5 Принцип защищенности налогоплательщиков.

6 Принцип экономического равенства налогоплательщиков (Для субъектов с одинаковым экономическим потенциалом и организационно правовым статусом устанавливаются одинаковые налоги).

7 Принцип соразмерности налогового бремени (Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными).

8 Принцип единства налогообложения (Не допустимо установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ).

9 Принцип налогового федерализма (Определение компетенции в налогообложении на федеральном, региональном и местном уровне управления).

Функции налогов

1 Фискальная функция – означает использование части налоговых поступлений на содержание государственного аппарата управления, правоохранительных органов, на национальную оборону, обслуживание государственного долга, осуществление природоохранных мероприятий.

2 Распределительная функция – выражается в перераспределении налогов, аккумулированных в бюджете на осуществление расходов государства и решению задач по развитию народного хозяйства.

3 Регулирующая функция проявляется в изменении ставок налогов и сборов, установлении льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, для регулирования внешнеэкономической деятельности и для развития предпринимательства в РФ. Стимулирование налогоплательщиков проявляется во введении налоговых льгот, дифференциации налоговых ставок, которые применяются государством при проведении налоговой политики.

Виды налогов по объекту:

§ прямые - непосредственно с физических и юридических лиц (налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество …);

§ косвенные - облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж …)

Виды налогов по субъекту:

§ центральные;

§ местные.

В России - федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги.

Виды налогов по принципу целевого использования:

§ маркированные - с конкретным направлением расходования средств (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования);

§ немаркированные - Все прочие налоги считаются немаркированными.

Виды налогов по характеру налогообложения:

§ пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

§ прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

§ регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

§ налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

§ земельный налог;

§ налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

§ налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

§ НДС;

§ акцизы;

§ экспортные тарифы;

§ налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

§ налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

§ целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

§ налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

§ сбор на нужды образовательных учреждений;

§ сборы за парковку автомобилей;

§ налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.

 

Билет №5

1.) Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этого положения является постановка трех основных вопросов экономики.

1. что производить, т.е. какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве в данное время;

2. как производить, т.е. при какой комбинации ресурсов, и с использованием какой технологии будут произведены товары;

3. для кого производить, т.е. кто будет оплачивать данные товары и услуги, кто будет извлекать из них полезные свойства, и как будет распределяться доход общества.

2.) Государственный бюджет — финансовый счет, в котором представлена сумма денежных доходов и расходов государства. Представляет собой основной финансовый план экономической жизни государства на текущий год и имеет силу закона.

Структура государственного бюджета определяется государственным устройством, а именно: в странах с унитарным устройством он включает центральный и местный бюджеты; в странах с федеративным устройством наряду с центральным и местными бюджетами, существуют бюджеты штатов и земель соответственно.

Структура:

· Расходная часть, которая показывает направление бюджетных ассигнований, а именно наибольший удельный вес составляют социальные трансферты, национальная оборона, образование и здравоохранение, проценты по государственному долгу.

· Доходная часть, которая формируется преимущественно за счёт налогов (до 90% дохода), государственных займов, продажи государственной собственности, прибыли от государственной собственности.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

Дефицит госбюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы.

Причины образования дефицита:

· Необходимость осуществления крупных государственных программ.

· Милитаризация страны, чрезмерные затраты на оборону.

· Войны и стихийные бедствия.

· Экономические кризисы.

Варианты финансирования дефицита бюджета:

· За счёт роста налоговых ставок.

· За счёт эмиссии необходимого количества денег.

· Выпуск государственных займов (внутренний государственный долг).

· Внешний долг.

· За счёт не налоговых поступлений (туризм).

Различают структурный и циклический дефицит. Де­фицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Разность между реальным и структурным дефи­цитом называется циклическим дефицитом бюджета.

Бюджетный дефицит порож­дает государственный долг.

Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам.

Виды гос. долга:

· Внутренний долг - это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны.

· Внешний долг — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

 

Билет №6

1.) Собственность – сложное общественное явление, которое изучается науками с разных сторон. В экономическом смысле собственность - это фактически сложившиеся отношения между людьми по поводу присвоения и хозяйственного использования материальных и нематериальных благ. В юридическом смысле собственность это реальные имущественные связи, оформленные и закреплённые в правовых государственных нормах.

Формы собственности:

· Частная собственность - одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности

· Коллективная собственность — форма собственности, при которой все члены коллектива имеют равные права на её владение и использование, а также на равноправное участие в распоряжении результатами труда.

· Государственная собственность - имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежащие государству полностью, либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

2.) Основной (базовой) макроэкономической моделью является модель “совокупного спроса – совокупного предложения”. Она позволяет:

1) выявить условия макроэкономического равновесия, определить величину равновесного объема производства и равновесного уровня цен;

2) объяснить колебания объема производства и уровня цен в экономике;

3) показать причины и последствия этих изменений;

4) описать различные варианты экономической политики государства.

Равновесие в модели «AD-AS» устанавливается в точке пересечения кривой совокупного спроса и кривой совокупного предложения. Координаты точки пересечения дают величину равновесного объема производства (равновесного ВВП или ВНП) и равновесного уровня цен. Изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения (сдвиги кривых) ведут к изменению равновесия и равновесных значений ВВП и уровня цен.

На рис. представлены три варианта возможного макроэкономического равновесия, т.е. такого состояния экономики, когда весь произведенный ВВП (ВНП) полностью куплен. Точка E1– это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, то есть без инфляции. Точка E2 – это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка E3 – это равновесие в условиях полной занятости.

Билет №7

1.) Экономическая система – это совокупность отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими выбор способов оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Типы экономических систем:

· Традиционная экономическая система характерна для слаборазвитых стран, она основывается на обычаях и исторических традициях. Эти традиции передаются из поколения в поколение и определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Техническое, научное и социальное развитие в странах с традиционной экономикой весьма ограничено, технический прогресс проникает в эти страны с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

· Командно-административная система основывается на единой государственной собственности и централизованном управлении народным хозяйством. Государство через центральные плановые органы определяет что, сколько и как будет производить продукты. Как правило, этой системе присуще уравнительное распределение благ, что снижает стимулы экономического развития.

· Рыночная система является полной противоположностью командно-административной. Она основывается на частной собственности, проблемы, что, как и для кого производить, решает рынок. Развитие конкуренции является мощным стимулом развития производства и повышения производительности труда. В целом рыночная экономика обеспечивает эффективное использование ресурсов, обладает гибкостью и приспосабливаемостью к изменениям потребностей, требованиям научно-технического прогресса, дает производителям и потребителям свободу выбора.

 

2.) Совокупное предложение - это количество благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке; сумма индивидуальных предложений всех хозяйствующих субъектов.

Кривая совокупного предложения (AS) показывает, какой объём совокупного выпуска может быть предложен производителями при разных значениях общего уровня цен. Выделяют три отрезка кривой (AS):

1. Горизонтальный (кейнсианский). При постоянных ценах происходят изменения в объёмах национального производства. (Кейнсианский отрезок кривой совокупного предложения — горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором уровень цен остаётся постоянным, когда объём реального ВНП меняется).

2. Восходящий (промежуточный). Рост цен сопровождается увеличением объёмов национального производства. (Промежуточный отрезок кривой совокупного предложения — восходящий отрезок кривой совокупного предложения, находящийся между кейнсианским и классическим отрезками).

3. Вертикальный (классический). ВНП остаётся неизменным, а растут только цены. (Классический отрезок кривой совокупного предложения — вертикальный отрезок кривой совокупного предложения, соответствующий положению экономики при полной занятости).

На осях координат отмечается совокупный уровень цен (P) и совокупные доходы или совокупный выпуск (Y).

Предложение отражает изменение объёма совокупного предложения, движением вдоль этой кривой, в зависимости от движения цен. Также сдвигу кривой совокупного предложения влево (АS2) или вправо (AS1) способствуют неценовые факторы. К неценовым факторам относят изменение технологии, цен на ресурсы, уровень налогообложения и т. д.

Кривая совокупного предложения

Неценовые факторы совокупного предложения

· Уровень цен на производственные ресурсы.

· Структура рынка.

· Производительность.

· Изменение правовых норм.

Также некоторые факторы, указанные ниже, оказывают влияние на величину совокупного предложения:

· Цены на ресурсы. При повышении их увеличиваются издержки производства и, как результат, идёт понижение совокупного предложения.

· Рост производительности труда ведёт к расширению совокупного предложения с помощью увеличения объёма производства.

· Изменение правовых норм (налоги, субсидии). Издержки увеличиваются, когда идёт повышение налогов, совокупное предложение сокращается.

Билет 8 Теория предельной полезности.

Вопрос 1. Полезность и предельная полезность.

Полезность (utility) — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности. Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.

Различают две формы полезности: общую и предельную.

Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

Предельная полезность (marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага. Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.