Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проективные тесты, их специфика, возможности и ограничения в ходе психодиагностики личности





Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. В клиническом употреблении проективные техники часто строятся на интуиции и теоретической подготовке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе интерпретации данных. Исследовательское употребление проективных техник предполагает, как правило, применение контент-аналитических процедур, стандартизирующих обработку данных. (тест Люшера) Дает возможность установить контакт с теми структурами мозга, которые не осознаются.

Проективные тесты - профессиональные или житейские методики, в которых информация о самом человеке добывается из его рассказов о других людях.

То, что человек рассказывает о себе напрямую, он обычно осознанно или нет контролирует. И лишнего о себе - не расскажет. А вот когда человек высказывается о других, мало кто понимает, что его высказывания о других максимально выпукло характеризуют его самого.

Основными признаками проективных методик являются: 1) неопределённость, неоднозначность используемых стимулов; 2) отсутствие ограничений в выборе ответа; 3) отсутствие оценки ответов как правильных и неправильных. Проективная методика – это приём или набор процедур, разработанный для того, чтобы получить информацию о личности человека, предоставляя ему возможность реагировать любым способом.

Несмотря на то, что проективные тесты оказались достаточно действенным инструментом в дифференциальной диагностике психопатии неврозов и пограничных состояний, а также продемонстрировали ''свою ценность для выявления значимых, в том числе и патогенных, отношений личности", советские исследователи столкнулись с теми же проблемами, что и их западные коллеги. Субъективность интерпретации полученных данных, трудность стандартизации, недостаточный уровень валидности вследствие расплывчатости теоретических концепций, положенных в основу создания и использования проективных тестов и пр. Несмотря на это, проективные методы получили достаточно высокую оценку специалистов-практиков. В.М. Блейхер и Л.Ф. Бурлачук отмечают: "Метод Роршаха является достаточно ценным для исследования личности при таких психических заболеваниях, как эпилепсия и некоторые формы шизофрении... Вопрос о применении проективных методик в отечественной психологии остает­ся остро дискуссионным. Между тем, представляются неверными любые крайно­сти при решении этого чрезвычайно важ­ного вопроса. Сейчас, когда психологи нуждаются в экспериментальных приемах исследования личности, тем более важно сделать объектом специального исследова­ния проективные методики, своей много­летней историей доказавшие пригодность к разрешению многих задач прикладной психологии.

Популярной разновидностью проективных тестов являются рисуночные тесты: тесты, где человек не (столько) говорит, а рисует. Глядя на рисунок, опытный психолог может много рассказать о его авторе. Особенно часто рисуночные тесты популярные в работе с детьми, которые в речи не все могут сформулировать, а рисовать любят.

Рисуночные тесты весьма чувствительны к большому количеству психологических особенностей:

- агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы, как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия)

-экстравертность или напротив, интравертность

- демонстративность

- Неудовлетворенность потребности в общении

- аутизация, избегание общения

- степень социализированности и конформности

- антисоциальные тенденции

- отношение к сексуальной сфере

- отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи

- уровень общего умственного развития

- преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности

- уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная импульсивность

- повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность

- тревожность (как личностная чета) и тревога (как состояние на момент обладания)

- страхи

- депрессивные тенденции

-особенности реакции на стресс

Тест Люшера

Синий – покой, удовлетворение, расслабление

Красный – активность, энергия

Зеленый – самоуважение, воля

Желтый – радость, свобода, счастье, мотивация.

Основные цвета должны быть на первых пяти позициях – тогда основные потребности человека удовлетворены. Если один из них уходит на 6,7,8 место, то это является источником тревоги. Обозначаем А – тревога, и интенсивность тревоги -!,!!,!!!. Если потребность не удовлетворяется, то смотрим каким образом компенсируется. Смотрим первые три позиции, если основные цевта и фиолетовый – адекватная компенсация. Компенсация идет за счет этих потребностей. Если компенсация идет за счет дополнительного цвета (серый, черный, коричневый),!!!К!!! – уровень стресса. Пять восклицательных знаков – уровень стресса. Сравниваем с первым выбором. Было! стало 0. Чем больше различий между первым и вторым выбором или 1 2 вровень стресса, то это критическая стрессовая ситуация.

Синий – эмоциональное отношение к высокозначимым людям, покоя, моря, женский цвет, расслабленности, замедляет соматический процессы, снижает давление, может быть избыточно-инертен человек, не может остановиться, может впасть в депрессию, боится, что если расслабится, то все рухнет; много синего – актуальна семья, может быть болезненно.

Зеленый – воля и самооценка, показатель нервной системы. Погулять летом по лесу – нормализация состояния. Чрезмерно многоо цвета – много прав, мало – хуже других, достатосно – адекватно, самоуважение к другим, волевые люди.

Красный – активность, возбудимость, уверенность.

Работоспособность определяют первые пять цветов.

Цвет, уходящий на конец ряда, указывает, на что надо обратить внимание.

Например: Первый цвет – за счет чего держится работоспособность (зеленый – нервное перенапряжение, красный – физическая усталость).

Желтый – ожидание отношений окружающих, желание быть радостным, свободным, цвет общения, при чрезмерности – иллюзорность, мало цвета – нет радости.

Фиолетовый (красный+синий) (мужской+женский) – бесполый, духовный цвет, любят дети до момента полового созревания.

Серый – отсутствие пространства, границ.

Коричневый – приглушенный красный, как телесная потребность управляет телом и, наоборот, насколько импульсы управляют человеком.

Черный – негативизм, отрицание, окончание чего-то, конечная точка, отрицание всего.

Основная задача – уравновесить все четыре цвета в человеке. Цель – активный, радостный, уверенный, волевой, умеющий расслабиться.

+ - цели и средства эмоцонального поведения человека.

3 – активности и уверенности в себе.

Х – текущее актуальное состояние

= - сдерживаемые качества, ограничения, которые воспринимаются, как неуместные. Чем их больше, тем больше сдерживается, выше напряжение., не дает проявлять себя, сам неспособен, не выносит наружу, неестественная среда.

- - источники неосознаваемой тревоги, вытесненные потребности.

 

Проективные тесты - психологические тесты, направленные на выявление личностных особенностей, где субъекту предлагается интерпретировать рисунки или неопределенные конфигурации, такие, как чернильные пятна, исходя из собственного воображения", другие определения, напротив, громоздки и многословны. Однако общей особенностью любого адекватного определения является:

1) упоминание проекции как принципа, положенного в основу метода;

2) указание на свободный характер ответов испытуемого, не оцениваемых с точки зрения их правильности и неправильности;

3) указание на неопределенность и неоднозначность стимульного материала, которых тем самым отличается от стимульного материала интеллектуальных и других тестов. Нельзя обойти вниманием и еще одну особенность проективных тестов - неопределенность инструкции для испытуемого; неопределенность, которая выражается в том, что он, как правило, не представляет себе, каким образом будут интерпретироваться его ответы; неслучайно А. Анастази весьма точно называет проективные тесты методиками "замаскированного тестирования" [3].

Принимая во внимание эту особенность, правомерно, на наш взгляд, говорить не только о неоднозначности стимульного материалы, но и неопределенности для испытуемого стимульной ситуации в целом.
Таким образом, тест является проективным, если, по определению, он основан на механизме проекции безотносительно того ее вида, который положен в основу интерпретации результатов, стимульная ситуация неоднозначна для испытуемого и, кроме того, ответы испытуемого настолько свободны, насколько это возможно.

Главную особенность проективных методик можно обозначить как

относительно неструктурированная задача, т. е. задача, допускающая почти

неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.

Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции.

В соответствии с свойственным проективным методикам глобальным

подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотивационные и

межличностные характеристики личности, но также и некоторые

интеллектуальные аспекты поведения. К последним можно отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций. Отдельные адаптации проективных методик специально предназначаются для измерения установок, и тем самым они как бы дополняют методики. Можно добавить, что любой психологический тест, независимо от предназначения, может выполнить роль проективной методики. Например, некоторые клиницисты используют, таким образом, тесты интеллекта. Изначальное предположение, на котором строятся проективные методики, заключается в том, что все поведенческие проявления, как наиболее, так и наименее значительные являются выражениями личности индивида. Если это утверждение, верно, то любой пример поведения, выявленный любой методикой, потенциально отражает некое личностное качество; во-вторых, качество различных методик в значительной мере варьирует в зависимости то степени разработанности и осведомлённости тестирующего о тех поведенческих проявлениях, которые может выявить данная методика. Огромное количество новых методик показывает, что далеко не все разделяют этот взгляд. Достоинство теста зависит не только от того, насколько изучены его границы и возможности, но также от умений и интуиции интерпретатора.

Второе положение, на которое опираются проективные тесты, заключается в том, что они позволяют собрать такую информацию, которая не может быть получена никаким другим путём. Они содержат заведомо неоднозначный стимульный материал, поэтому для тестируемого может вовсе не обозначать того, что задумал экспериментатор. Значительно снижается сопротивление при раскрытии личных, иногда очень болезненных проблем.

Следующее положение – это психологический детерминизм. Утверждается, что в реакциях и словах человека нет ничего случайного. Всё, что он говорит и делает, обусловлено определённым сочетанием воздействий на него [1].







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.