Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные черты ренесансного гуманизма





Основные черты ренесансного гуманизма

С середины 14 века в Италии началось широкое культурное движение, которое со второй половины 15 века начинает распространяться и в других странах Европы и именуется Возрождением. Сам термин "Возрождение" (Ринашименто - на итальянском, Ренессанс - на французском языке) появился в XVI в. в Италии и описывал эту эпоху как время возрождения искусства после средневековья, считавшегося временем полного упадка. В основе формирования культуры Возрождения лежало возвращение к великому наследию античности. Культурные деятели этой эпохи стремились создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития автономной человеческой личности, ее освобождения от давления религии. Они прославляли радости земной жизни, стремились анализировать как внешний так и внутренний мир человека. Они называли себя гуманистами. Эпоха возрождения - эпоха антропоцентризма. В своем развитии движение Ренессанса прошло три этапа, связанных с периодами итальянской социально- политической жизни. Первым этап прошел в 15 веке, это была эпоха Раннего Возрождения. Это время отмечено господством городских коммун, которые переживали пору своего разложения; борьба неимущих с имущими слоями городского населения и переход к принципату. В деятельности первых гуманистов: обращение к античности на почве не прерывавшейся латинской традиции. В культуре представителями Раннего Возрождения стали Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.

Своего расцвета культура Ренессанса достигла в Италии, чья земля была насыщенна величавыми останками античной архитектуры и искусства. Но, в отличие от античной Греции, где условия быта и жизни человека считались недостойными большого искусства, в эпоху Возрождения в произведениях живописи и скульптуры утверждалась красота земной жизни и быта того времени. Эпоха Возрождения была временем расцвета архитектуры, прикладного искусства, живописи и скульптуры. Праздничность утвари, мебели, одежды, живопись в декоре интерьеров - все это характерно для Высокого Возрождения. Высокое Возрождение представлено Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле.

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Представители в литературе – Сервантес, Шекспир.

Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа.

Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. Слово «гуманизм» происходит от латинского "гуманус" - человеческий, человечный, отличающийся любовью к людям.

Во второй половине XIV в. обнаружилась и затем все более возрастала в течение двух последующих веков (достигнув высшей точки особенно в XV в.) тенденция придавать изучению гуманистической литературы самое большое значение и считать классическую латинскую и греческую древность единственным примером и образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности.

Сущность гуманизма состоит не в том, что он обратился к прошлому, но в способе, которым оно познается, в том отношении, в котором он к этому прошлому состоит: " Именно отношение к культуре прошлого и к прошлому, ясно определяет сущность гуманизма. Именно гуманизм действительно открыл античность, тех же Вергилия или Аристотеля, хотя они и были известны в Средние века, потому что возвратил Вергилия своему времени и своему миру, и стремился объяснить Аристотеля в рамках проблем и в рамках знаний Афин IV века до н.э.

Литература XVI века не была сплошь "ренессансной". Напротив, именно в этом столетии, благодаря повсеместному распространению книгопечатания, практически весь фонд традиционной средневековой словесности обрел второе рождение и вторую жизнь. Яркий пример - рыцарский роман, как раз в этот период получивший необычайное распространение в западной Европе и служивший предметом многочисленных переводов, подражаний и переложений.

Тематика новелл.

а) Тематический центр произведения. В основных точках повествования расположены новеллы, в которых даются примеры образцовых героев. Почти полностью им посвящены новеллы шестого и десятого дня. В новеллах шестого дня значительность таких героев определяется их умелым использованием языка, умением употребить острое словцо, шутку (motto di spirito), при помощи которой улаживается конфликт между другими героями, а агрессивность превращается в выражение воспитанности и цивилизованности. В новеллах десятого дня такое же значение придается щедрости и любезности. Посредством отсылок и намеков в тексте эти новеллы связаны с другими, уже включенными в предыдущие дни, в которых основными качествами персонажей являются хитрость и агрессивность. Шестой день несет основную смысловую нагрузку всей структуры произведения, в нем в обратной форме сосредоточена вся суть “Декамерона”: введение к этому дню содержит диалог, полный двусмысленностей, между слугами Личиской и Тиндаро, представляющий собой вывернутую наизнанку благородную манеру разговора, характерную для рассказчиков. Первая и очень краткая новелла шестого дня содержит рассказ некоего рыцаря, настолько беспорядочный и запутанный, что благородная мадонна Оретта заставляет его замолчать. Замешательство и запутанность рассказа рыцаря есть не что иное, как обратная сторона, противоположность, “изнанка” изысканной манеры повествования, принятой в “Декамероне”.

б) Религиозная тематика и изображение духовенства. Этот тематический пласт также представляет собой сложную систему, затрагивает характер героев и присутствует во всех частях книги. Боккаччо учитывает тот факт, что религия и лица духовного звания представляют один из самых значительных элементов современного ему общества, - однако не придает своему произведению ни какой-либо духовной направленности, ни резкой критики по отношению к религиозному миру. Опираясь на антимонашескую традицию, широко распространенную в культуре 14 века, он ограничивается только эпизодическими, хотя и едкими замечаниями по поводу лицемерия и недостойного поведения служек церкви. Тот же принцип “изнанки” применен автором и в знаменитой новелле о Чапеллетто (создается “антипод” исповеди и святости).

в) Любовная тематика - самая всеобъемлющая, универсальная, и Боккаччо изображает ее в самых разных вариациях. Ситуации могут быть комическими и веселыми, агрессивными и неприличными; может быть нежной - и бороться против социальных условностей и принуждения; любовные истории могут заканчиваться счастливо либо трагически.

г) Тема юности непосредственно связана с тематикой любви. Писатель восхваляет неподдельность чувств и побуждений, которые движут молодыми людьми, и осмеивает расчетливость и несправедливость желаний стариков.

д) Женская тематика. В “Декамероне” много героинь-женщин. Нередко они предстают как объект желаний, скрывают в себе тайну и неразгаданность. Есть также женские персонажи-матери либо проявляющие материнские чувства (как Гризельда в финале произведения, воплощающая многие черты матери автора, умершей очень рано, - именно эту новеллу перевел на латынь Петрарка, и она пользовалась большим успехом у читателей).

е) Тема насмешек, иронии занимает в “Декамероне” значительное место, прежде всего в новеллах седьмого и восьмого дня. Автор приводит в движение особый “механизм смеха”, причем он не превозносит ум либо качества того, кто высмеивает, - это своего рода игра, стремление создать иллюзорные либо двусмысленные ситуации, дать возможность читателю отождествить себя с персонажами, представить себя на их месте. Большое число этих новелл посвящено Каландрину (вместе с другими новеллами восьмого и девятого дня они образуют отдельный цикл). Стоит упомянуть здесь и историю монаха Чиполла (Луковица, VI,10), и священника Варлунго (VIII, 7).

6) Повествовательные приемы и стиль. Очень широким оказывается историческое и географическое пространство “Декамерона”. Действие большинства его новелл происходит во Флоренции и в Тоскане во времена самого автора, - однако многие из них переносят читателя и в иные области Италии (среди которых особое место занимает Неаполь), и действие разворачивается как в настоящем, так и в недавнем прошлом, а речь в них идет о событиях и персонажах, хорошо известных читающей публике того времени. В целом в тексте преобладают история и география Европе рубежа 13-14 вв. с некоторыми экскурсами в исламский мир, - в то время как достаточно незначительны (однако не менее важны) новеллы, действие которых происходит в далеком прошлом либо в античности.

Часто основой повествования становится мотив путешествия, которое происходит на фоне реального - и одновременно вымышленного - пейзажа, становящегося фоном для рассказа.

География, история и хроника современных событий составляют основу того, что критика называет “реализмом” Боккаччо. Однако этот “реализм” не является “панорамой” либо некой точной копией повседневной реальной жизни, - мир Боккаччо - это вымышленный мир, который предстает как реальность, поскольку повторяет, воссоздает важнейшие элементы и связи окружающей реальности.

Образы героев развиваются благодаря проявлению своих собственных качеств и их оценке другими персонажами: для их изображения Боккаччо не описывает мелкие подробности, а дает читателю только характерные черты, за которыми часто стоит целый мир. Ткань произведения выстроена таким образом, что в ней есть место и простым, реалистичным картинам действительности, и деформированному, искаженному ее отображению, вплоть до гротеска.

Стиль произведения отличается многоплановостью. С одной стороны, в нем присутствует употребление некоторых схем средневековой риторики (использование рифмы и образование стихов внутри прозаического периода), однако задачу свою Боккаччо видит в том, чтобы углубить связи с античной латинской прозой, и старается адаптировать свой язык (volgare) к ее ритмическому строю и системе пауз внутри фразы. Латинизация прозы Боккаччо движется в ином направлении, чем это было в творчестве Брунетто Латини либо в дантовском “Пире”. Боккаччо заинтересован не столько в том, чтобы следовать рациональной, логической строгости фразы, а в том, чтобы связать ясность и логичность выражения с гибкостью, подвижностью прозы, с возможностью применять ее к самым разным ситуациям и объектам описания.

Проза Боккаччо состоит из больших и разветвленных периодов (фраз), которые как будто следуют за всеми оттенками действительности, стараясь как можно подробнее и точнее ее охватить. Однако этот же язык может описывать реальность, оставаясь на расстоянии от нее. Боккаччо создает некую модель “языкового гедонизма” /наслаждения языком/, которая получит свое развитие в 16 веке.

Стилистика “Декамерона” использует самые различные уровни: от патетического, героического, трагического до комического и гротескного, в зависимости от описываемых ситуаций. Речь героев может быть выстроена и взвешена - либо строиться в форме диалога с краткими и быстрыми репликами, передающими ритм сменяющихся событий.

Основой языка “Декамерона” является флорентийский volgare, который может быть “аристократичен”, чист от всяких диалектных примесей, - однако, если того потребует описываемая ситуация, он может содержать большое число просторечных элементов - либо даже диалектных слов и конструкций, которые для комического эффекта вставляются в тосканский языковой контекст.

Еще одной особенностью языка “Декамерона” является самопародия: автор нередко изобретает новые слова, лишенные смысла, - чтобы осмеять глупость либо излишнюю выспренность языка собственных персонажей.

Основные черты ренесансного гуманизма

С середины 14 века в Италии началось широкое культурное движение, которое со второй половины 15 века начинает распространяться и в других странах Европы и именуется Возрождением. Сам термин "Возрождение" (Ринашименто - на итальянском, Ренессанс - на французском языке) появился в XVI в. в Италии и описывал эту эпоху как время возрождения искусства после средневековья, считавшегося временем полного упадка. В основе формирования культуры Возрождения лежало возвращение к великому наследию античности. Культурные деятели этой эпохи стремились создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития автономной человеческой личности, ее освобождения от давления религии. Они прославляли радости земной жизни, стремились анализировать как внешний так и внутренний мир человека. Они называли себя гуманистами. Эпоха возрождения - эпоха антропоцентризма. В своем развитии движение Ренессанса прошло три этапа, связанных с периодами итальянской социально- политической жизни. Первым этап прошел в 15 веке, это была эпоха Раннего Возрождения. Это время отмечено господством городских коммун, которые переживали пору своего разложения; борьба неимущих с имущими слоями городского населения и переход к принципату. В деятельности первых гуманистов: обращение к античности на почве не прерывавшейся латинской традиции. В культуре представителями Раннего Возрождения стали Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.

Своего расцвета культура Ренессанса достигла в Италии, чья земля была насыщенна величавыми останками античной архитектуры и искусства. Но, в отличие от античной Греции, где условия быта и жизни человека считались недостойными большого искусства, в эпоху Возрождения в произведениях живописи и скульптуры утверждалась красота земной жизни и быта того времени. Эпоха Возрождения была временем расцвета архитектуры, прикладного искусства, живописи и скульптуры. Праздничность утвари, мебели, одежды, живопись в декоре интерьеров - все это характерно для Высокого Возрождения. Высокое Возрождение представлено Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле.

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Представители в литературе – Сервантес, Шекспир.

Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа.

Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. Слово «гуманизм» происходит от латинского "гуманус" - человеческий, человечный, отличающийся любовью к людям.

Во второй половине XIV в. обнаружилась и затем все более возрастала в течение двух последующих веков (достигнув высшей точки особенно в XV в.) тенденция придавать изучению гуманистической литературы самое большое значение и считать классическую латинскую и греческую древность единственным примером и образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности.

Сущность гуманизма состоит не в том, что он обратился к прошлому, но в способе, которым оно познается, в том отношении, в котором он к этому прошлому состоит: " Именно отношение к культуре прошлого и к прошлому, ясно определяет сущность гуманизма. Именно гуманизм действительно открыл античность, тех же Вергилия или Аристотеля, хотя они и были известны в Средние века, потому что возвратил Вергилия своему времени и своему миру, и стремился объяснить Аристотеля в рамках проблем и в рамках знаний Афин IV века до н.э.

Литература XVI века не была сплошь "ренессансной". Напротив, именно в этом столетии, благодаря повсеместному распространению книгопечатания, практически весь фонд традиционной средневековой словесности обрел второе рождение и вторую жизнь. Яркий пример - рыцарский роман, как раз в этот период получивший необычайное распространение в западной Европе и служивший предметом многочисленных переводов, подражаний и переложений.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.