Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ





 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

По дисциплине: «Аналитическая химия»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2-79 01 04

«Медико-диагностическое дело»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

«Проведение реакций обнаружения катионов первой и второй аналитических групп».

Подготовлена преподавателем Яблковской В.Б.

 

 

Рассмотрена и обсуждена

на заседании

цикловой комиссии

медико-диагностического дела

Протокол № ____ от ________________

председатель

цикловой комиссии

Е.Н.Рукша._________

 

 

 

Гродно 2016 г.

 

 

Выписка из типовой учебной программы, для учреждений, реализующих программы среднего специального образования по специальности

Медико- диагностическое дело».

 

Цели изучения темы Содержание темы Результат
Дать общую характеристику групп, применение соединений катионов I и II аналитических групп в медицине. Сформировать знания об основных качественных реакциях этих катионов. Научить выполнять качественные реакции катионов I и II аналитических групп. Практическое занятие № 1 Проведение реакций обнаружения катионов первой и второй аналитических групп. Дает общую характеристику группы, знает применение соединений катионов I и II аналитических групп в медицине. Знает формулы и названия характерных реагентов, признаки реакций. Выполняет качественные реакции.    

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Аналитическая химия»

Для специальности

Медико- диагностическое дело».

Раздел, тема Количество часов
Всего На практические занятия
Раздел 2. Качественный химический анализ.    
Практическое занятие №1 Проведение реакций обнаружения катионов первой и второй аналитических групп.    

 

РД РБ 02100.4.135-2006

Специалист должен в области аналитической химии

знать на уровне представления:

предмет и задачи аналитической химии;

теоретические основы качественного и количественного анализа;

 

знать на уровне понимания:

- наиболее характерные качественные реакции обнаружения катионов и анионов в растворе и сухой окиси;

- основные методы количественного анализа и их применение в клинико-лабораторной практике;

- способы приготовления и применения индикаторов в качественном и количественном анализе;

- основы инструментальных методов анализа, в том числе хроматографических;

 

уметь:

- выбирать методы качественного и количественного анализа, исходя из особенностей объекта исследования, и выполнять их;

- титровать и обрабатывать результаты объемного и весового методов;

- определять содержание вещества в пробе одним из изученных методов анализа: химическим, физико-химическим, физическим;

- соблюдать правила безопасности труда при работе с химическими реактивами.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

ПЛАН

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-79 01 04 «Медико-диагностическое дело»

 

ТЕМА: Проведение реакций обнаружения катионов первой и второй аналитических групп.

ТИП ЗАНЯТИЯ: Формирование новых умений и навыков.

ВИД ЗАНЯТИЯ: Практическое занятие.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:

1.Научить выполнять качественные реакции катионов I и II аналитических групп.

2.Дать общую характеристику групп, изучить применение соединений катионов I и II аналитических групп в медицине.

3.Сформировать знания об основных качественных реакциях этих катионов.

 

 

ВОСПИТАНИЯ:

1.Воспитание положительного интереса к изучаемой дисциплине.

2.Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

3.Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении практических работ с применением химических реактивов.

4.Формирования культуры учебного труда.

5.Воспитание к самообразованию и самосовершенствованию.

РАЗВИТИЯ:

1.Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное.

2.Добиться повышения познавательной самостоятельности.

3.Развития логического мышления.

 

В РЕЗУЛЬТАТЕ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИЙСЯ ДОЛЖЕН:

иметь представление

применении соединений катионов I и II аналитических групп в медицине.

Знат ь

общую характеристику 1 и 2 аналитических групп

Уметь

выполнять качественные реакции катионов I и II аналитических групп.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

обеспечить реализацию поставленных целей занятия через организацию самостоятельной работы учащихся.

Повысить эффективность занятия.

Внедрение активных форм и методов устного и письменного контроля знаний учащихся.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1.Учебник:Е.В. Ткачев, С.В. Барковский «Аналитическая химия».

2.Инструкции по выполнению практического занятия

3.Методическая разработка занятия.

4. Оборудование:

Штатив с реактивами

Штатив с пробирками

Чашка Петри

Емкость с дистилированной водой

Глазные пипетки

Предметные стекла

Стеклянная палочка

5. Лабораторная посуда:

Пробирки химические

Фарфоровые чашки

6 .Реактивы.

Винная кислота 2н

Уксусная кислота 2н

Хлороводородная кислота 2н

Азотная кислота

Серная кислота 2н

Хлороводородная кислота 2н

Уксусная кислота

Раствор аммиака

Калия гидроксид 0.5н

Калия иодид 0.2н

Калия хромат 0.5н

Натрия тиосульфат 0.2н

Свинца нитрат 0.5н

Серебра нитрат 0.1н

Ртути нитрат 0.2н

Натрия гидроксид 3н

Аммония хлорид 6н

Калия гексагидроксостибиат

Калия хлорид 0.5н

Натрия ацетат 0.1н

Натрия гексанитрокобальтат 2н

Натрия гидротатртат

Натрия хлорид 0.1 н

Уранила ацетат

Реактив Несслера

 

 

7. Приборы и аппараты

Микроскопы

Водяная баня

Электроплитка

Спиртовка

центрифуга

8. Вспогательные принадлежности:

Красная или фиолетовая лакмусовая бумага

Универсальная индикаторная бумага

Грифель

Тигельные щипцы

9. Таблицы:

«Схема анализа катионов первой и второй аналитических групп»

10. Инструкция по охране труда.

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ:

фармакология «Препараты, применяемые для коррекции кислотно-основного состава и ионного равновесия в организме»; гигиена «Определение аммиака в воде»; «Определение свинца в воздухе»биохимия «Определение содержания хлоридов в крови», Проведение реакций обнаружения катионов третьей аналитической группы.

 

^

 

 

Научно-практическое обоснование темы:

Катионы натрия, калия и аммония относятся к первой аналитической группе, которая характеризуется отсутствием группового реагента. Эти элементы являются сильными восстановителями, так как легко отдают один электрон и образуют заряды +1.

Ионы натрия и калия распределены по всему организму, причем первые входят в состав межклеточных жидкостей,а вторые находятся внутри клеток. С ионами натрия связано осмотическое давление жидкостей, поддержание кислотно-щелочного равновесия в организме. Ионы натрия и калия оказывают существенное влияние на деятельность центральной нервной системы. Так избыток ионов натрия вызывает депрессию. А избыток ионов калия вызывает возбуждение.

В медицине применяются:

Хлорид натрия. Применяется как изотонический раствор в качестве плазмозамещающего раствора при обезвоживании организма.

 

Гидрокарбонат натрия. Применяется как нейтрализующее средство при повышенной концентрации желудочного сока, язвенной болезни.

 

Йодид калия. Применяется как препарат йода при заболеваниях щитовидной железы.

 

Перманганат калия. Применяется как антисептическое средство для промывания ран, полоскания рта и горла.

 

Водный раствор аммиака. Применяется для выведения больных из обморочного состояния.

 

Хлорид аммония. Применяется как отхаркивающее средство.

 

Ко второй аналитической группе относятся катионы металлов: Ag+ , Pb+ ,Hg2+.

Ионы второй аналитической группы склонны к образованию комплексных соединений. Групповым реагентом на катионы второй аналитической группы является разбавленная серная кислота. При действии группового реагента образуются белые творожистые осадки.

Свинец. Его соединения токсичны. В медицине соединения свинца применяются только наружно как антисептическое средство.

 

Серебро.

Нитрат серебра. Вяжущее и прижигающее средство. Применяется в стоматологии.

 

Ртуть. В медицине используют не только ртуть но и ее соединения.

Первая аналитическая группа катионов.

Общая характеристика группы.

Катионы натрия, калия, аммония относят к первой аналитической группе, которая характеризуется отсутствием группового реагента. Катионы натрия и калия бесцветны. Элементы натрий и калий расположены в главной подгруппе. Эти элементы являются сильными восстановителями, так как отдают один электрон и образуют катионы с зарядом +1.

Гидроксиды натрия и калия обладают выраженными основными свойствами. Они являются сильными основаниями. В результате гидролиза солей Na2CO3, K2CO3 имеют щелочную реакцию. Соли аммония неустойчивы и легко разлагаются при нагревании.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.