Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Катионы шестой аналитической группы.





Общая характеристика группы.

К шестой аналитической группе катионов относятся ионы Cu2+,Hg2+и Cd2+. В воде растворяются нитраты, нитриты, хлориды, сульфаты и ацетаты. Растворы солей меди (2) окрашены в голубой цвет, растворы солей ртути (2) и кадмия (2) – бесцветны.

В водных растворах соли катионов подвергаются гидролизу. Катионы меди и ртути имеют степень окисления +1 и +2,поэтому они участвуют в окислительно-восстановительных процессах.

Биологическая роль катионов шестой группы.

Кадмий: Влияет на активность некоторых ферментов и гормонов. Соединения кадмия обладают высокой токсичностью. Наиболее распространенным является оксид кадмия (CdO). В Японии широко распространено костное заболевание «итай-итай» - результат загрязнения кадмием воды на рисовых полях при обработке фунгицидами. В виду высокой токсичности соединения кадмия в медицине не применяются.

Медь: В организме взрослого человека содержится около 100 мг меди. Ионы меди по сравнению с ионами других металлов активно реагируют с белками, поэтому медь образует с биологически активными веществами наиболее устойчивые комплексы (клешневидные или хелатные). Главная функция меди у высших организмов – каталитическая. Из соединений меди в медицине находит применение сульфат меди CuSO4 * 5H2O.

Реакции обнаружения катиона меди Сu 2+.

1. Едкие щелочи осаждают из водных растворов солей меди (2) голубой осадок Cu(OH)2, который при нагревании теряет воду и переходит в CuO черного цвета.

Cu2+ + 2OH - = Cu(OH)2 Cu(OH)2 CuO + H2O

2. Гексацианоферрат (2) калия выделяет из растворов двухвалентной меди красно-бурый осадок феррата меди Сu2[Fe(CN)6]

2CuSO4 + K4[Fe(CN)6] = Сu2[Fe(CN)6] + 2K2SO4

2Cu2+ + [Fe(CN)6]4- = Сu2[Fe(CN)6]

Осадок не растворим в разбавленных кислотах, но растворяется в NH4OH.

3. Йодит калия образует белый осадок йодида меди (1)

2CuSO4 + 4 KI = CuI + I2 + 2 K2SO4

2Cu2+ + 4 I- = 2CuI + I2

4. Сульфид натрия Na2S осаждает из водных растворов ионы меди Cu2+ в виде черного осадка сульфида меди

Cu2++ S2- = СuS

5. Тиосульфат натрия Na2S2O3. При добавлении к подкисленному раствору соли меди (2) эквивалентного количества тиосульфата натрия образуется осадок СuS черного цвета

Cu2++ S2O32- = CuS2O3

CuS2O3 + Н2О = СuS + H2SO4

При избытке реагента в кислой среде осаждается осадок темно-бурого цвета.

 

6. Окрашивание пламени. Бесцветное пламя газовой горелки соли меди (2) окрашиваю в зеленый цвет.

Реакции обнаружения катиона меди Cd2+

1. Едкие щелочи образуют с ионами кадмия Cd2+белый осадок гидроксида кадмия Cd(OH)2

Cd2+ + 2OH- = Cd(OH)2

Осадок не растворяется в избытке щелочей, но растворяется в кислотах и в растворе аммиака

2 .Сульфид натрия образуетсульфид кадмия желтого или оранжевого цвета

Cd2+ + S2+ = Cd S

Осадок не растворяется в кислотах.

Реакции обнаружения катиона ртути Hg2+

1. Гидроксиды щелочных металлов осаждают из водных растворов солей ртути (2) желтый осадок HgO

Hg(OH)2 = HgO + H2O

2.Йодид калия КI с солями ртути (2) образует красный осадок йодида ртути (2).

Анализ смеси катионов 4,5,6 аналитических групп.

Цель работы: Овладения навыками выполнения качественных реакций на катионы 4,5,6 аналитических групп, проведения анализа смеси катионов.

Ход работы:

1.Изучить теоретический материал.

2.Ознакомиться с инструкцией по охране труда.

3.Изучить инструкцию по выполнению практической работы.

4.Вывод.

Инструкция по выполнению практической работы:

1.Оформить таблицу практической работы:

Операция Исследуемое вещество Реактив Наблюдаемое изменение Уравнение реакции Приме чание

 

2. Проведение испытаний:

2.1. Обнаружение катионов AI3+

К раствору, содержащему хромат- ионы,тетрагидроксицинкат-ионы [Zn(OH)4]2- и гексагидроксоалюминат-ионы [AI(OH)6]3- добавляют при помешивании кристаллический хлорид аммония до появления запаха аммиака и нагревают. Появляется белый кристаллический осадок AI(OH)3. Для подтверждения присутствия АI3+ осадок AI(OH)3 отделяют от раствора путем центрифугирования, промывают раствором аммиака и растворяют в хлороводородной кислоте 1: 3. Несколько капель полученного раствора наносят на фильтровальную бумагу,держат над парами аммиака и добавляют раствор ализарина по каплям. Присутствие ярко- красного цвета указывает на присутствие ионов AI 3+.

2.2. Обнаружение катионов Zn2+.

Раствор после удаления гидроксида алюминия подкисляют уксусной кислотой и добавляют сульфид натрия или сульфид аммония. Выпадает белый осадок ZnS.

3. Предварительное обнаружение катионов Fe2,+ Fe3,+

Обнаружению катионов Fe2+, Fe3,+ не мешают ионы марганца и ионы магния.

Обнаружение катиона Fe2+ проводят с помощью реагента гексацианоферрата (3) калия K3[Fe(CN)6]. Выпадение осадка темно-синего цвета указывает на присутствие в растворе ионов железа Fe2+

Катионы железа Fe3,+ обнаруживают с помощью роданида калия KSCN в подкисленном растворе.

 

 

3.1. Осаждение катионов пятой группы.

К исследуемому раствору добавляют раствор гидроксида натрия до полного выпадения осадка,приливают несколько капель пероксида водорода. перемешивают и нагревают на водяной бане. Осадок от раствора отделяют на водяной бане путем центрифугирования и промывают горячей водой. Осадок содержит Fe(OH)3, Mg(OH)2, MnO(OH)2.

3.2. Отделение и определение катионов магния.

К осадку добавляют раствор хлорида аммония и перемешивают стеклянной палочкой. Гидроксид магния переходит в раствор. Осадок отделят центрифугированием и в прозрачном центрифугате определяют ионы магния с помощью раствора гидрофосфата натрия. Выпадение белого кристаллического осадка свидетельствует о присутствии ионов магния.

4. Анализ смеси катионов шестой аналитической группы.

К 1 мл смеси растворов солей, содержащих катионы шестой группы, добавляют концентрированный раствор аммиака до щелочной реакции и несколько капель раствора хлорида аммония. Смесь тщательно перемешивают. Все катионы находятся в растворе в в виде комплексных солей.

4.1.Обнаружение катионов Cu2+. Синий цвет раствора указывает на присутствие катионов меди Cu2+, которые образуют комплексные катионы [ Cu[NH3]4]2+

 

Вывод о проделанной работе:

Задания для самостоятельной работы учащихся

по теме: «Проведение реакций обнаружения шестой аналитической группы. Анализ смеси катионов 4,5,6 аналитических групп».

 

1.Какие катионы относятся к шестой аналитической группе. Что является групповым реагентом.

2.Напишите уравнения реакций взаимодействия солей катионов Cu2+, Hg2+, Cd2+ с раствором аммиака.

3.Напишите уравнения реакций,с помощью которых можно разделить сульфиды ртути (2) и меди (2) друг от друга.

4.Как можно обнаружить ионы Hg2+ в отсутствии ионов Cu2+, Cd2+

5.Какие катионы шестой группы участвуют в окислительно-восстановительных реакциях, напишите уравнения соответствующих реакций.

 

 

6. Закончить уравнения реакций:

 

А) CuSO4 + K4[Fe(CN)6] =.........................................................................................................

 

Б) CuSO4 + 4 KI=......................................................................................................................

 

В) CuS2O3 + Н2О=................................................................................................................

Г) Hg(OH)2 =............................................................................................................................

 

 

ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Вариант1.

1.Напишите уравнение реакции взаимодействия солей меди (2) с раствором аммиака

2.Как осадить ионы меди и ртути (2) в виде сульфидов

3.Как открыть ионы ртути (2) в отсутствие ионов меди(2)

4. Закончить реакции:

HgCI2 + SnCI2 =?

 

 

Вариант2.

1.Как происходит взаимодействие солей ртути (2) с иодидом калия

2.Напишите уравнение взаимодействия солей меди с иодидом калия

3.Какие катионы относятся к шестой аналитической группе

4. Закончить реакции:

CuSO4 + КОН =?

 

РЕФЛЕКСИЯ

МЕТОД «КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО»

ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА

1.Участникам педагогического взаимодействия предлагается на маленьких листках бумаги, которые заранее педагог может подготовить написать лишь одно слов, с которым у них ассоциируется содержание педагогического взаимодействия, его результаты.

 

2.Для выполнения этой работы даются 2-3 мин. По истечении времени педагог собирает листики с ключевыми словами.

 

 

3.Педагог проводит краткий анализ полученных результатов

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.