|
Анализ смеси анионов первой, второй, третьей аналитических групп.Для анализа смеси анионов дается раствор их калиевых, натриевых, аммонийных солей, так как многие соли катионов второй, третьей, четвертой аналитических групп трудно растворимы в воде. Цель работы: Овладения навыками выполнения качественных реакций на анионы 1,2,3 аналитических групп. Проведения анализа смеси анионов в растворе. Ход работы: 1.Изучить теоретический материал. 2.Ознакомиться с инструкцией по охране труда. 3.Изучить инструкцию по выполнению практической работы. 4.Вывод. Выполнение работы:
1. Предварительные испытания: 1.1. Описание внешнего вида. Если раствор бесцветен, то можно предположить,что в нем нет окрашенных ионов CrO42-, Cr2O72-. Желтая или оранжевая окраска раствора говорит о их присутствии. 1.2. Проба на присутствие анионов первой аналитической группы. К 2 каплям испытуемого раствора, рН которого должен быть равен 7-9,прибавляют 2 капли раствора хлорида бария. Образование белого творожистого осадка указывает на присутствие одного или нескольких анионов первой аналитической группы. 1.3. Проба на присутствие анионов второй аналитической группы. К 2 каплям испытуемого раствора подкисляют азотной кислотой и добавляют 3-4 капли нитрата серебра. Образующийся осадок указывает на присутствие анионов второй аналитической группы. 1.4. Проба на присутствие анионов-восстановителей. 5 капель испытуемого раствора подкисляют 2н H2SO4 до кислой реакции и добавляют по каплям 0.1 н раствор KMnO4. Обесцвечивание раствора перманганата калия указывает на присутствие одного или несколько ионов восстановителей: SO32-, S2O32-,S2-. 1.5. Проба на присутствие анионов окислителей. 3 капли исследуемого раствора подкисляют 1-2 каплями 2н H2SO4 прибавляют 4-5 капель хлороформа и 1 каплю раствора KI. Окрашивание хлороформного слоя в малиново - фиолетовый указывает на наличие ионов NO2-. 2. Обнаружение анионов первой группы. 2.1. Определение аниона SO42-. К 2 каплям испытуемого раствора добавляют 1-2 капли раствора BaCI2. Проверяют осадок на растворимость в азотной кислоте, если осадок не растворяется, то присутствует анион SO42- 2.2. Определение аниона CO32- . В пробирку помещают 5-6 капель испытуемого раствора 10-12 капель 3% раствора H2O2 и нагревают смесь на водяной бане. В прибор для обнаружения газов помещают полученный раствор, добавляют 10 капель 2н раствора хлороводородной кислоты и обнаруживают выделение CO2 по помутнению насыщенного раствора Ca(OH)2 2.3. Определение анионов CrO42-. Если раствор окрашен в желтый цвет, то возможно присутствие ионов CrO42-. К 5 каплям пероксида водорода прибавляют 3 капли серной кислоты и 8 капель эфира и 2-3 капли исследуемого раствора и встряхивают. Окрашивание эфирного слоя в интенсивно синий цвет указывает на присутствие надхромовой кислоты. 2.4. Определение аниона C2O42-. 4 капли испытуемого раствора подкисляют 2н H2SO4 до кислой реакции по лакмусу. Пробирку с раствором нагревают до 5 мин на кипящей водяной бане. Охлаждают и добавляют по каплям 0.1 н KMnO4,раствор обесцвечивается. Обесцвечивание раствора указывает на присутствие иона C2O42-. 3. Обнаружение анионов второй группы. Методика обнаружения хлорид-иона зависит от присутствия в растворе бромид и иодид –ионов. 3.1.При отсутствии Br- и I-. Ион открывают добавляя к 2 каплям испытуемого раствора 2 капли испытуемого раствора 2 капли HNO3 и 1-2 капли раствора AgNO3. Наблюдают выпадение белого творожистого осадка. 3.2. Анион SCN-. К 1 капле испытуемого раствора добавляют 1 каплю хлорида железа (3). В присутствии роданид-ионов появляется кроваво-красное окрашивание вследствие образования роданида железа (3) 4. Обнаружение анионов третьей группы. 4.1. Анион NO2. Анион можно обнаружить по появлению изумрудно-зеленого окрашивания при взаимодействии 1 капли исследуемого раствора с 1 каплей концентрированной серной кислотой и 1 каплей антипирина. 4.2. Анион NO3- Если реакция на NO2- отрицательна, то нитрат ион открывают с помощью дифениламина или сульфата железа (2) 4.3. Анион CH3COO- Открывают данный ион при помощи этилового спирта C2H5OH. Вывод о проделанной работе: ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ: «ПРОВЕДЕНИЕ РЕАКЦИЙ ОБНАРУЖЕНИЯ АНИОНОВ 1,2,3 АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП»
1.Качественные реакции сульфат - иона SO42- выполняются с реактивами: а) фенолфталеин г) Pb(NO3)2 б) НCl д) KMnO4 в) BaCl2 е) AgNO3 2. Качественные реакции нитрат-иона NO3- выполняются с реактивами: а) дифениламин г) FeSO4 б) СаCl2 д) антипирин в) ректив Грисса е) AgNO3 3. Качественные реакции фосфат-иона PO43- выполняются с реактивами: а) магнезиальная смесь г) FeСl3 б) H2SO4 д) AgNO3 в) KMnO4 е) C2H5OH в) SCN- е) Cl- 4. С каким реактивом ацетат-ион CH3COO- образует осадок красно-бурого цвета: а) AgNO3 г) H2SO4 б) BaCl2 д) СаCl2 в) FeСl3 е) KMnO4 5.Решите ситуационную задачу: При качественном анализе бесцветного раствора получены следующие результаты аналитических проб:
Какой катион находится в исследуемом растворе. Составьте и запишите уравнения реакций. 6. Качественные реакции нитрит-иона NO2- выполняются с реактивами: а) магнезиальная смесь г) антипирин б) FeSO4 д) AgNO3 в) KMnO4 е) ректив Грисса
7. В реакции с каким анионом этиловый спирт образует эфир, имеющий специфический запах: а) C2O42- г) CO32- б) NO2- д) CH3COO- в) PO43- е) l-
ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Вариант1 1. С каким реактивом фосфат-ион PO43- образует желтый осадок, растворимый в азотной кислоте: а) AgNO3 г) H2SO4 б) BaCl2 д) магнезиальная смесь в) FeСl3 е) KMnO4
2. С каким реактивом нитрат-ион NO3- образует осадок синего цвета: а) реактив Грисса г) дифениламин б) C2H5OH д) AgNO3 в) СаCl2 е) антипирин
3. Какой ион обесцвечивает перманганат калия KMnO4: а) CH3COO- г) CO32- б) NO3- д) SO42- в) SO32- е) Cl- Вариант2 1. С каким реактивом ацетат-ион CH3COO- образует осадок красно-бурого цвета: а) AgNO3 г) H2SO4 б) BaCl2 д) СаCl2 в) FeСl3 е) KMnO4
2. С каким реактивом нитрит-ион NO2- образует осадок зеленого цвета: а) реактив Грисса г) дифениламин б) AgNO3 д) C2H5OH в) СаCl2 е) антипирин
3. Какой ион окрашивает фенолфталеин в розовый цвет: а) CH3COO- г) CO32- б) NO3- д) SO42- в) SCN- е) Cl- ответы:
ВАРИАНТ1 1.А 2.Г 3.В
ВАРИАНТ2 1.В 2.Е 3.Г РЕФЛЕКСИЯ Предлагаю Вам составить карту настроения подгруппы:
красный пазл - «я уверен в своих знаниях» желтый пазл - «я еще сомневаюсь» зеленый пазл - «я так ничего и не понял»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ По дисциплине: «Аналитическая химия» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» ТЕМА ЗАНЯТИЯ: « Определение неорганического вещества.»
Подготовлена преподавателем Яблковской В.Б.
Рассмотрена и обсуждена на заседании цикловой комиссии медико-диагностического дела Протокол № ____ от ________________ председатель цикловой комиссии Е.Н.Рукша._________
Гродно 2016 г.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|